Автор: Баева Лидия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №2 им. М.К.Аммосова
Населённый пункт: РСЯкутия, г.Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть родители в
детях?
Самыми распространёнными ответами являются - вежливость,
деликатность, скромность, общительность.
Перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи
связано
с
формированием
устойчивых
духовно-нравственных
свойств
личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование
личностного
отношения
к
окружающим,
овладение
этическими,
эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Для осуществления
задач была написана программа «Духовно-
нравственное воспитание и развитие гражданина России», создана модель
организации учебно-воспитательного процесса, направленного на воспитание
и развитие обучающихся в начальной ступени образования.
Модель
организации
учебно-воспитательного
процесса включает урочную
и внеурочную деятельность,
которая
направлена
на
воспитание
и
развитие
обучающихся на начальной
ступени образования.
Создание
модели
предполагает
систематизацию
учебного
материала
по
предметам
инвариантной части учебного плана; разработку и реализацию программ
внеурочной деятельности; создание и внедрение пакета диагностических
материалов для мониторинга качества реализации программы.
Модель
Модель
организации
организации
учебно
учебно
-
-
воспитательного
воспитательного
процесса
процесса
,
,
направленного
направленного
на
на
воспитание
воспитание
и
и
развитие
развитие
обучающихся
обучающихся
на
на
начальной
начальной
ступени
ступени
образования
образования
Риторика
Я в мире, мир
во мне
Я – гражданин
России
Предметы
инвариантной
части БУП
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
Условия
•
Интеграция
• Опора на субъектный опыт обучающихся
• Создание в школе благоприятного климата, основанного на
взаимодействии и взаимопонимании педагогов и обучающихся.
• Совершенствование речевой культуры обучающихся
Определены направления деятельности: информационно-аналитическое,
взаимодействие, взаимодействие с социумом, контрольно-аналитическая
деятельность, методическое сопровождение педагогов, работа с родителями.
Один из видов внеурочной
деятельности курс «Я в мире, мир
во мне». Он разделен на блоки с
первого по четвёртый класс. Блок
– поэтапное овладение знаниями,
умениями
и
навыками
на
определенном этапе. Программа
реализуется
во
внеурочной
деятельности в первом и во втором классах.
В результате обучающиеся получают умения: равноправно общаться,
считаясь с интересами других; отстаивать своё мнение; проявлять силу воли
и характер в трудных ситуациях; расширять круг интересов, способностей и
увлечений; самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
При составлении программы учитывались возрастные особенности
обучающихся,
их
интересы,
увлечения.
Запланированы
разные
виды
деятельности:
подвижные
и
практические
игры,
беседы,
экскурсии,
праздники, конкурсы и соревнования.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является
наличие детского общества, в котором формируются черты человека:
коллективизм,
товарищество,
взаимопомощь,
сдержанность,
навыки
общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается
в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется,
осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от
ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой
подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если
ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать
много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится
считаться
с
другими,
получает
уроки
справедливости,
честности,
правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по
правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
Направления
деятельности
Информационно-
аналитическое
Методическое сопровождение
педагогов
Работа
С
родителями
Взаимодействие
с социумом
Контрольно-
аналитическая
деятельность
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в
природу, знакомство с культурами разных народов, населяющих нашу
Якутию. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у школьников
чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе.
Большое место в работе занимают этические беседы, в процессе которых
бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами
подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение,
убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и
обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят,
примеров
из
художественной
литературы,
периодической
печати,
кинофильмов.
Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с
готовностью уступит товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него
проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих
проявлениях - истоки уважения к людям. Хочется, чтобы они были не только
хорошими
учениками,
но
и
воспитанными
людьми,
обладающими
качествами, необходимыми для построения успешного межличностного
общения.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного. М.: Вентана – граф, 2010.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:
Просвещение 2009.
3. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.
4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в
начальной школе. 2 класс. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ,
2009.