Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Баева Лидия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №2 им. М.К.Аммосова
Населённый пункт: РСЯкутия, г.Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть родители в

детях?

Самыми распространёнными ответами являются - вежливость,

деликатность, скромность, общительность.

Перед общеобразовательной

школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного

самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в

соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи

связано

с

формированием

устойчивых

духовно-нравственных

свойств

личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование

личностного

отношения

к

окружающим,

овладение

этическими,

эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Для осуществления

задач была написана программа «Духовно-

нравственное воспитание и развитие гражданина России», создана модель

организации учебно-воспитательного процесса, направленного на воспитание

и развитие обучающихся в начальной ступени образования.

Модель

организации

учебно-воспитательного

процесса включает урочную

и внеурочную деятельность,

которая

направлена

на

воспитание

и

развитие

обучающихся на начальной

ступени образования.

Создание

модели

предполагает

систематизацию

учебного

материала

по

предметам

инвариантной части учебного плана; разработку и реализацию программ

внеурочной деятельности; создание и внедрение пакета диагностических

материалов для мониторинга качества реализации программы.

Модель

Модель

организации

организации

учебно

учебно

-

-

воспитательного

воспитательного

процесса

процесса

,

,

направленного

направленного

на

на

воспитание

воспитание

и

и

развитие

развитие

обучающихся

обучающихся

на

на

начальной

начальной

ступени

ступени

образования

образования

Риторика

Я в мире, мир

во мне

Я – гражданин

России

Предметы

инвариантной

части БУП

Урочная

деятельность

Внеурочная

деятельность

Условия

Интеграция

Опора на субъектный опыт обучающихся

Создание в школе благоприятного климата, основанного на

взаимодействии и взаимопонимании педагогов и обучающихся.

Совершенствование речевой культуры обучающихся

Определены направления деятельности: информационно-аналитическое,

взаимодействие, взаимодействие с социумом, контрольно-аналитическая

деятельность, методическое сопровождение педагогов, работа с родителями.

Один из видов внеурочной

деятельности курс «Я в мире, мир

во мне». Он разделен на блоки с

первого по четвёртый класс. Блок

– поэтапное овладение знаниями,

умениями

и

навыками

на

определенном этапе. Программа

реализуется

во

внеурочной

деятельности в первом и во втором классах.

В результате обучающиеся получают умения: равноправно общаться,

считаясь с интересами других; отстаивать своё мнение; проявлять силу воли

и характер в трудных ситуациях; расширять круг интересов, способностей и

увлечений; самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

При составлении программы учитывались возрастные особенности

обучающихся,

их

интересы,

увлечения.

Запланированы

разные

виды

деятельности:

подвижные

и

практические

игры,

беседы,

экскурсии,

праздники, конкурсы и соревнования.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является

наличие детского общества, в котором формируются черты человека:

коллективизм,

товарищество,

взаимопомощь,

сдержанность,

навыки

общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится

трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается

в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется,

осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от

ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой

подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если

ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать

много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится

считаться

с

другими,

получает

уроки

справедливости,

честности,

правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по

правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда

вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

Направления

деятельности

Информационно-

аналитическое

Методическое сопровождение

педагогов

Работа

С

родителями

Взаимодействие

с социумом

Контрольно-

аналитическая

деятельность

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в

природу, знакомство с культурами разных народов, населяющих нашу

Якутию. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у школьников

чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе.

Большое место в работе занимают этические беседы, в процессе которых

бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами

подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение,

убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и

обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят,

примеров

из

художественной

литературы,

периодической

печати,

кинофильмов.

Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с

готовностью уступит товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него

проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих

проявлениях - истоки уважения к людям. Хочется, чтобы они были не только

хорошими

учениками,

но

и

воспитанными

людьми,

обладающими

качествами, необходимыми для построения успешного межличностного

общения.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного. М.: Вентана – граф, 2010.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:

Просвещение 2009.

3. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.

4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в

начальной школе. 2 класс. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ,

2009.