Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Юлия Алексеевна Тубольцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат №1" г. Курска
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ю. А. Тубольцева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

СИНТАКСИСА НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Современные требования, предъявляемые к образованию в начальной

школе,

ставят

перед

учителем

задачу

научить

каждого

ребенка

самостоятельно

учиться,

поэтому

особое

внимание

теперь

уделяется

формированию познавательных интересов младших школьников, воспитание

у них активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не

менее важным требованием современности является снижение психических

и физических перегрузок младших школьников. Одним из эффективных

средств, позволяющих решать эти задачи, является игра [5].

Основными

единицами

синтаксиса

являются

словосочетание

и

предложение.

Словосочетание

это

соединение

двух

или

более

знаменательных

слов,

связанных

по

смыслу

и

грамматически,

и

представляющее

собой

сложное

наименование

явлений

объективной

действительности. Предложение – это минимальная единица человеческой

речи, представляющая собой грамматически организованное соединение

слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Дидактическая

игра

это

игра,

специально

создаваемая

или

приспособленная для целей обучения. В дидактических играх содержатся

такие элементы деятельности, как: игровые мотивы, игровая задача, учебное

решение задачи. В ходе игровой деятельности учащиеся приобретают новые

знания, заложенные в содержании игры. В отличие от прямой постановки

учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она

возникает как игровая задача, поставленная самим ребенком [1]. А вот

способы ее решения являются учебными.

На

уроках

русского

языка

используются

игры-упражнения

с

разнообразными

заданиями,

среди

них

важное

место

занимают

дидактические игры по синтаксису.

В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все

психические процессы. Изменения в психике ребенка, обусловленные игрой,

настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на

ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. Переход к

школьной жизни, где главное – учеба, должен быть постепенным и

педагогически продуманным. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в

психологическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с приходом в школу

игра не только не исчезает, но, наоборот, она «пропитывает собой» всю

деятельность ученика [2, 3].

В психолого-педагогической литературе игра рассматривается

в

разных аспектах:

1)

как особое отношение личности к окружающему миру;

2

2)

как

социально

заданный

ребенку

и

усвоенный

им

вид

деятельности (отношение к миру);

3)

как

особая

деятельность

ребенка,

как

изменяющееся

и

развертывающееся в качестве его субъективной деятельности особое

содержание усвоения;

4) как деятельность, в процессе которой происходит развитие психики

ребенка;

5) как социально-педагогическая форма организации жизни ребенка,

«детского общества» [2, 3, 7, 9, 11 и др.].

Все эти функции детской игры определяются следующими ее

психологическими особенностями: ребенок играет только в то, что ему

интересно; в игре он переживает настоящие чувства.

О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней

подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми

видами деятельности человека и выступает как специфическая форма

познания, труда, общения искусства, спорта и т.д.» [4].

К.Д. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре, на

первое место выдвигает потребности души: «Мы не должны видеть в

телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в

этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу

для своего развития» великий русский ученый-педагог видит прямую

зависимость

подвижности

ребенка

от

умственной

практической

деятельности его души: «Шалость и игра – это весь мир практической

деятельности

для

ребенка».

Выступая

против

чисто

гедонической

(наслаждение) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре

ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях.

Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и

обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление

жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, – пишет К.Д. Ушинский,

что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже

деятельность ребенка» [10].

А.Н.

Леонтьев

считает

игру

ведущими

типом

деятельности

дошкольника. «Специфическое отличие игры преддошкольника, – пишет

Леонтьев,

от

игры

животных

характеризуется

тем,

что

это

не

инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая составляет

основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой

содержание игры ребенка». Он считает, что игру можно объяснить, лишь

исходя из его потребности в деятельности: «Игровое действие рождается из

потребности действовать по отношению к широкому миру» [7].

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой

атмосферы урока, определенного тона учителя, а также настроения младших

школьников. Но самое главное – должна реализовываться органическая связь

задачи и игры как по характеру, так и по форме [6].

Учитель при конструировании дидактических игр должен проявлять

максимум творчества, исходя из требований учебного материала. Основное

3

правило, которому подчиняется этот процесс, можно сформулировать таким

образом: игра призвана помочь сделать серьезный, напряженный труд

младших школьников занимательным и интересным.

Дидактическая

игра

это

игра,

специально

создаваемая

или

приспособленная для целей обучения.

В дидактических играх содержатся такие элементы деятельности, как:

игровые мотивы, игровая задача, учебное решение задачи. В ходе игровой

деятельности обучающиеся приобретают новые знания, заложенные в

содержании игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это

происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая

задача, поставленная самим ребенком [1]. А вот способы ее решения

являются учебными.

Дидактическая игра отличается тем, что формы ее активности

определяются взрослыми и предъявляются детям в виде игровых правил [1].

Следует сказать о том, что в игре и после нее может происходить

смещение акцентов с игровых мотивов на познавательные, то есть игровая

задача может трансформироваться в учебную.

«Интерес обучающихся к познавательному содержанию игры начинает

преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются

сведениями о круге явлений, с которыми можно познакомиться в процессе

игры – они стремятся активно овладеть новыми понятиями, связанными с

игровой деятельностью» [8].

Учитель при конструировании дидактических игр должен проявлять

максимум творчества, исходя из требований учебного материала. Основное

правило, которому подчиняется этот процесс, можно сформулировать таким

образом: игра призвана помочь сделать серьезный, напряженный труд

учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы занимательным и

интересным.

Эксперимент проходил на базе МБОУ «СОШ №59» г. Курска. В нем

приняли участие обучающихся 4 класса, всего 22 человека.

Для того чтобы выявить исходный уровень знаний обучающихся в

области синтаксиса, нами был разработан комплекс заданий.

Для

каждого

задания

нами

были

разработаны

соответствующие

критерии оценки.

Рассмотрим содержание каждого из заданий и критерии их оценивания.

Задание 1.

Найдите границы предложений. Вставьте пропущенные

буквы и знаки препинания, раскрой скобки и озаглавь текст.

____________________________________

Мы г..стили в (а, А)встралии и зах..тели п..см..треть на колонию л..тучих

л..сиц Эти ж..вотные об..тают в т..нист..й роще д..л.. ко от человеческого

ж..лья Мы пытаемся пройти скво..ь манговые зар..сли бредём по мя..кой

грязи Гудят раз…рённые москиты Они безжалостно набрасываются на нас и

г..товы съесть непрошенных гостей Мы прибл..жаемся к цели слыш..м

жуткие крики и пронзит..льный визг Мы уд..влены Все д..рев..я п..крывают

4

гроздья л..тучих л..сиц Л..сицы машут крыльями и ви..жат Мы никогда не

забудем этого зрелища

Цель задания – определение сформированности знаний о предложении и

его пунктуационном оформлении.

Задание 2. Найдите в тексте предложение с однородными членами,

подчеркните грамматическую основу.

Цель

задания

диагностика

знаний

учащихся

о

главных

и

второстепенных членах предложения.

За каждую верно вставленную пропущенную букву начислялось по 0,2

балла, а знак препинания – 0,25 балла. За задания: раскрыть скобки и

озаглавить текст – по 0,5 балла. Задание на поиск предложения с

однородными членами – 1,5 балла.

Для анализа полученных данных мы выделили следующие уровни:

а) низкий уровень –1–4 балла;

б) средний уровень – 5–8 баллов;

в) высокий уровень – 9–12 баллов.

Если были допущены неточности, снималось 0,5 балла.

Высокий

уровень

знаний

о

предложении,

его

пунктуационном

оформлении и знаний о главных и второстепенных членах предложения при

выполнении заданий 1 и 2 был выявлен у 13 обучающихся из класса (60%

обучающихся), средний – у 6 учащихся (27% обучающихся), низкий уровень

был зафиксирован у 3 человек (14%).

Качественный анализ результатов выполнения обучающимися заданий

№ 1 и № 2 позволяет утверждать, что, несмотря на преобладание высокого и

среднего уровня знаний у обучающихся о предложении, его оформлении и

выделении главных и второстепенных членов предложения, знания в области

орфографии и пунктуации у обучающихся довольно низки.

Так, при выполнении задания вставить пропущенные буквы только Анна

Ч. полностью справилась с заданием, остальные обучающиеся допустили 1–9

ошибок, среди них: 1–2 ошибки допустили 5 обучающихся (Сергей О.,

Николай Ш., Яна О., Евгений Р. и Нина З.); 3–4 ошибки сделали 4

обучающихся (Юлия Ш., Павел Р., Анастасия Е., Алина Р.); 5 и 9 ошибок

допустили Светлана О. и Оксана Г. Следует обратить внимание на то, что

среди обучающихся нет ни одного, кто безошибочно справился бы с

заданием на расстановку знаков препинания. Заголовок к тексту сумели

подобрать все обучающиеся.

Что касается качества выполнения обучающимися младшего школьного

возраста задания № 2, то здесь следует отметить, что 14 младших

школьников справились с заданием, а 8 нашли предложение с однородными

членами, однако не подчеркнули грамматическую основу, среди них:

Алина Р., Игорь О., Юлия Ш., Евгений Р., Кристина Б. и Павел Р., Оксана Г.,

Светлана О.

5

Задание 3.

Составьте предложения с однородными членами по

предложенным моделям:

Цель задания – проверить словарный запас детей младшего школьного

возраста, уровень развития их речи и синтаксических навыков.

За каждое верно составленное предложение начислялся 1 балл. Если

были допущены неточности, снималось 0,5 балла.

Для анализа полученных данных мы выделили следующие уровни:

а) низкий – 0–2 балла; б) средний – 3–5 баллов; в) высокий – 6–7 баллов.

Высокий уровень сформированности синтаксических навыков при

выполнении задания № 3 был выявлен у 13 обучающихся из класса (59%),

средний – у 5 обучающихся (23%), низкий – у 4 человек (18%).

Качественный анализ результатов выполнения обучающимися задания

№3 позволяет утверждать, что в классе преобладает высокий уровень

сформированности синтаксических навыков. При этом полностью с заданием

справились только 5 человека из класса: Анна Ч., Игорь О., Алексей К.,

Елена С., Виктор Н. Остальные обучающиеся допускали ошибки и

неточности, за которые им были снижены баллы, или же вовсе не составили

предложения по некоторым моделям.

Задание 4.

Распространите данные предложения второстепенными

членами: Солнце взошло

Лес ожил

Птицы поют

Зашелестели листья.

Цель задания – проверить словарный запас детей младшего школьного

возраста, умение распространять предложения.

За

каждое

предложение,

которое

было

верно

распространено,

начислялся 1 балл. Если были допущены неточности, снималось 0,5 балла.

Для анализа полученных данных мы выделили следующие уровни:

а) низкий – 0–1 балл; б) средний – 2–3 балла; в) высокий – 4 балла.

В классе преобладает

средний уровень умения распространять

предложения:

при

выполнении

задания

высокий

уровень

по

этому

показателю был выявлен только у 5 обучающихся из класса (23%), средний –

у 12 учащихся (55%), низкий – у 5 (23%). Это свидетельствует о довольно

6

низком уровне сформированности синтаксических навыков у детей младшего

школьного возраста.

Так, наиболее полно и развернуто распространила предложенные

предложения Анастасия Е. Дополнения таких учащихся, как Роман Е., Павел

Р., Виктор Н., Кристина Б. были очень краткими, или же в предложениях

терялась главная мысль. Работы обучающихся (Елена С., Евгений Р., Андрей

К.), отнесенные к низкому уровню сформированности синтаксических

навыков, были выполнены не полностью или же с ошибками.

По итогам диагностики можно сказать, что необходимо проводить

дополнительную работу по углублению знаний обучающихся в области

синтаксиса. Полагаем, что с этой целью можно успешно использовать

дидактические игры.

В

процессе

обучения

русскому

языку

систематически

и

целенаправленно

нужно

использовать

дидактические

игры.

Это

положительно

скажется

на

качестве

усвоения

языкового

материала,

разнообразит урок, сделает его более интересным и привлекательным.

Общая стратегия использования игр состоит в следующем.

1.

Игру можно начинать, когда обучающимися усвоен минимум

какого-либо учебного материала по теме.

2.

Каждая игра преследует конкретные познавательные цели.

Намечая игру, учитель должен четко знать, какие знания дети получают.

3.

Проведение игры в той или иной части урока зависит от ее цели и

характера.

4.

Игру можно использовать при объяснении нового материала, при

повторении ранее изученного, при закреплении, то есть на любом этапе

урока.

5. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Важна доступность игрового материала для обучающихся данного возраста.

Структура игры

1.

Выбор игры.

2.

Определение места игры на уроке.

3. Организация игры: чтение и разбор задания, объяснение правил;

4 Проведение игры.

5. Подведение итогов.

6. Анализ хода проведения игры.

Для игры отводят 5–8 минут. По окончании игры подводят итоги,

объявляют победителя. Дети вместе с учителем обсуждают результат игры.

Это

необходимо

для

выработки

навыков

самоконтроля,

самооценки.

рассмотрим примеры использования дидактических игр, включаемых в уроки

на этапе повторения и закрепления знаний по синтаксису.

Игровое упражнение «Составь предложение»

– Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка ему

дал задание составить предложения из слов. Но Незнайка не может

выполнить это задание. Помогите Незнайке.

7

«Лесенка предложений»

На панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая

на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньке которой два

деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений.

Учитель предлагает детям придумать предложения, количество слов в

которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

«Пара слов»

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений

природы; разнообразные предметные картинки.

Игровые действия: каждый участник игры берет себе по одной

картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями

изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы.

- Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды

братцу Лето надоел этот шум. Он решил помирить дождевые тучи:

Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова.

Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце».

«Я иду гулять»

Учитель предлагает детям представить, что они собрались пойти на

каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с

изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую

ему для прогулки. Образец речи детей: «Я надену трусы, майку, колготки,

брюки, свитер, теплые носки, ботинки с коньками».

«Объясните, почему…»

Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения,

которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно

подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное,

чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой

части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают

фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

«Зачем нам эти вещи»

Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла,

грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой

предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть

использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

Игра «Про Потому и Почему»

Учитель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

Далее задает вопросы по сказке (Почему?..), дети отвечают (Потому.)

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать на

уроках русского языка при изучении синтаксиса.

Для того чтобы выявить уровень знаний обучающихся в области

синтаксиса по итогам проведенного эксперимента, нами был разработан

комплекс заданий, аналогичных тем, которые им были предложены на

констатирующем этапе.

8

По итогам диагностики можно сказать, что проведенная работу по

углублению знаний обучающихся в области синтаксиса с использованием

дидактические игры оказалась успешной.

В процессе игры дети с интересом включались в работу, размышляли,

подбирали варианты ответа. С помощью игр обучающиеся отрабатывали

навыки

сравнения,

анализа,

формулирования

логических

выводов.

У

младших школьников повысился интерес к познавательной деятельности.

с

писок литературы

1.

Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. 187 с.

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.

215 с.

3.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы

психологии. 1966. № 6. С. 74–75.

4.

Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: межвуз.

сб. науч. трудов. Новосибирск: НГПИ, 1999. С. 3–10.

5.

Дедюхина Т.И. Использование игры в учебном процессе // Начальная школа. 1995.

№ 7. С. 43–49.

6.

Кукушкина Р.Н. Игра на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 1995. № 1.

С. 49–55.

7.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Педагогика. 2004.

№8–9. С. 24.

8.

Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2. изд. М.:

Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.

9.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

10. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1. М., 1953. С. 589.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 1999. 141 с.