Напоминание

"Особенности организации урока физической культуры с особенными детьми, с умеренной умственной отсталостью"

Автор: Шагина Анастасия Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт. Белый Яр
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности организации урока физической культуры с особенными детьми, с умеренной умственной отсталостью"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Шагина Анастасия Владимировна,

Учитель физической культуры,

МАОУ «Белоярская СОШ №1»,

Сургусткого района ХМАО

Особенности организации урока физической культуры

с особенными детьми, с умеренной умственной отсталостью

Аннотация: Умственная отсталость является самым распространённым из всех

нарушений состояния здоровья человека. Физическая культура для детей с умственной

отсталостью – это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной

сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптация в

социуме.

Ключевые слова: круговая тренировка, ловкость, здоровье, упражнения, игры,

качество, навыки, развитие, социум, лечение, товарищество, координация.

Особенности организации урока физической культуры с особенными детьми, с

умеренной умственной отсталостью.

Так как я работаю учитель физической культуры, я описываю свою работы, методы и

приемы, которые я применяю на уроках для обучающихся с умственной отсталостью, по

формированию личностных качеств. В начальной школе необходимо сформировать навыки

общения в коллективе, его отношение к среде, самооценка характера (доброта, щедрость,

честность, дружелюбие). Помочь развить основы личной самооценки «Я – сам», проявляется

в соревновательных моментах, при выполнении ОРУ где обучающийся не только показывает

упражнения, но и проговаривает их. Как приятно видеть, что ребенок умеет радоваться

новым достижениям, переживает за своих одноклассников и радуется успехам. Необходимо

использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся чувствовал поддержку

педагога, сверстников, взглядом, словом или тактильным контактом (пожатием руки).

Что такое АФК? Адаптивная физическая культура в школе является культурой для

обучающихся с ограниченными физическими возможностями (ОВЗ), имеющих различные

проблемы со здоровьем и интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость).

Умственная отсталость чаще всего встречается самым распространенным из всех нарушений

состоянии здоровья ребенка. Установлено, что основными нарушениями двигательной

сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. Они

замедленны, неуклюжи, поэтому у них плохо сформирован механизм бега, прыжков,

метания. И простые движения вызывают у обучающихся затруднения в движении, зрительно

отмерить расстояние и попасть в цель, соизмерить и выполнить прыжок, точно

воспроизвести заданный ритм движений. АФК для обучающихся с умственной отсталостью

– это одно из важных средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и

полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Каждый

ребенок с умеренной умственной отсталостью имеет свои особенности и возможности.

Обучающиеся с ОВЗ лучше усваивают информацию, когда она представлена в игровой

форме. Использование игр, соревнований и различных форм двигательной активности может

сделать урок физической культуры более интересным и увлекательным для ребенка.

Поэтому важно разрабатывать индивидуальные планы и программы занятий, учитывающие

специфические потребности каждого ребенка. Дети с умеренной умственной отсталостью

могут иметь как физические, так и психические ограничения. Педагоги должны принимать

во внимание эти ограничения при планировании уроков.

Для детей с ОВЗ адаптация находится в прямой зависимости от клинико-

психопатологического состояния обучающихся, поэтому для эффективной педагогической

деятельности необходимо иметь знания

характерные проявления основного дефекта,

особенности физического, психического, личностного развития для такой категории детей.

Физическое

развитие

является

важной

частью

специального

образовательного

процесса, направленную на успешную социализацию и лечения детей с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Отмечается совершенствование различных функциональных систем

организма

(дыхательной, мышечной и др.); расширяется диапазон доступных движений, развиваются

двигательные качества. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная

моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает

сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно

влияет на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому

развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического

воспитания детей с отклонениями в развитии. Основной целью организации работы в

начальных классах на уроках физической культуры считается: сохранение и восстановление

физического и психического здоровья обучающегося. Одной из важных задач физического

воспитания детей с отклонениями в развитии является:

- стимуляция и коррекция нарушения моторики;

- развитие физических способностей;

- формирование необходимых знаний самообслуживания, гигиенических навыков. Так

разрабатываются и специальные задачи:

- коррекция основных движений в ходьбе, беге, метания, прыжках, работе со спортивным

инвентарем;

- формирование движений за счет сохраненных функций;

- согласовывать движения отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы).

Для коррекции и развития координационных способностей, так же учитывают

следующие задачи:

- ориентировка в пространстве;

- расслабления;

- быстрота реагирования на изменяющиеся условия;

- статистическое и динамическое равновесия;

- ритмические движения;

- точности мелких движений кисти и пальцев.

Предметная область «Адаптивная физическая культура» – является составной частью

специального образовательного процесса, направленного на успешную социализацию и

правовую поддержку обучающихся с ОВЗ. Программный материал включает в себя

несколько разделов: элементы гимнастики, легкая атлетика, элементы спортивных и

подвижных игр. Все занятия строятся на основе предметно-практической деятельности

обучающегося, через специальные упражнения. Среди большого многообразия физических

упражнений подвижным играм по праву принадлежит одно из ведущих мест. Их изучение

выходит за рамки тех представлений, с которыми обычно подходят к оценке средств

физического воспитания. Обучение навыкам трудовой деятельности в игровой форме

способствовало формированию специальных физических качеств, необходимых человеку в

борьбе за свое существование.

Основными нарушениями движений являются неточность движений в пространстве и

времени, грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий, отсутствие ловкости и

плавности движений, излишняя скованность и напряженность, ограничение амплитуды

движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики

обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает

низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности, проявляется в

несформированности

тонких

дифференцированных

движений,

плохой

координации

сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, недостатках целесообразного

построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной

инструкции.

На мой взгляд, наиболее лучшей формой проведения урока является круговая

тренировка с применением игровых упражнений.

Метод круговой тренировки представляет собой организационную форму, которая

охватывает ряд частных методов использования физических упражнений. Дети с умеренной

умственной отставанием могут испытывать трудности в восприятии информации. Поэтому

инструкции и задания на уроке должны быть простыми, понятными и представленными в

доступной форме. Использование визуальных средств, таких как картинки, диаграммы или

графики, может помочь усвоению информации. Формирование знаний и обучение

движениям происходит быстрее и эффективнее, если информация поступает одновременно с

рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигательный образ

становится ярче и быстрее запоминается.

В конце урока педагог должен поощрять и похвалить достижения каждого ребенка,

даже если они незначительны. Положительное подкрепление поможет мотивировать ребенка

и создать положительный опыт от занятий физической культурой.

Среди большого многообразия физических упражнений подвижным играм по праву

принадлежит одно из ведущих мест. Их изучение выходит за рамки тех представлений, с

которыми обычно подходят к оценке средств физического воспитания. Обучение навыкам

трудовой деятельности в игровой форме способствовало формированию специальных

физических качеств, необходимых человеку в борьбе за свое существование.

Ну и конечно же работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью должна быть

в

паре

с

родителями.

В

школе

ребенку

помогают

научиться

простым

навыкам

самообслуживания, понимания действий учителя, а дома конечно же близкие люди и тогда

эффект работы будет более качественным. Родители детей с умеренной умственной

отсталостью

являются

важными

партнерами

в

образовательном

процессе.

Важно

поддерживать открытую коммуникацию с родителями, обсуждать их ожидания, советоваться

с ними относительно потребностей и целей ребенка, а также регулярно информировать об их

успехах и прогрессе на уроках физической культуры.

Ну и в заключении хочу сказать, что описанное выше является лишь частным

примером того, как можно организовать работу с обучающимся на уроках физической

культуры, с помощью круговых тренировок в сочетании с играми. Конечно же, главным

остается учет индивидуальных особенностей обучающегося, что позволит сделать урок не

только полезным, но и понятным. А это – является залог их активности, высокой

успеваемости, приучению к регулярным физическим упражнениях и в конечном итоге –

здоровье на долгие годы и стремление получения знака отличия ВФСК ГТО.

Список литературы

1.

Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.:

Советский спорт, 2000.

2.

Иванов Е.С., Исаев Д.Н.

Что такое умственная отсталость. Руководство для

родителей. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

3.

Литош Н.Л. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в

развитии: учебное пособие. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

4.

Насибулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической

культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. –

Сыктывкар: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», 2016. – 61 с.

5.

Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие.

— М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.