Автор: Шильверст Ирина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: Дети с ОВЗ в образовании, их особенности.
Дети с ОВЗ в образовании, их особенности.
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало
неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее «ОВЗ») –
это
дети,
состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский
аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
ОВЗ по ФГОС Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии
с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП)
для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО;
слабослышащие, 3 варианта;
слепые, 4 варианта;
слабовидящие, 3 варианта;
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта;
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта;
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта;
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта;
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
2 варианта (3).
Познакомимся с категориями их воспитанников.
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи.
Дети с глубоким сильным двусторонним нарушением слуха: котррые в
раннем
в
детстве
потеряли
слух,
родившиеся
со слуховыми
нарушениями или
потерявшие
слух
до периода
развития
речи.
Они
не понимают и не воспринимают речь и не могут самостоятельно овладеть
ею. Что бы владеть речью им нужен определенный процесс обучения. Дети с
нарушением слух воспринимают окружающий мир зрением и тактильными
ощущениями.
В этот момент мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах
и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства
и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью
и низким объемом из-за утомляемости. В обучении речи главную роль играет
специальная
акустическая
и
сурдоаппаратура.
И хотя
речь
остается
неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов,
описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть
и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между
собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир
слышащих,
имитируя
жестикуляцией
и мимикой
разные
объекты
и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же
агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают
низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети.
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью
недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную
речь. Они продолжают накапливать словарный запас.
От того как давно такие дети потеряли слух зависит их развитие
их психических и познавательных процессов
Главная задача при обучении детей с II категорией - развивать зрительное
восприятие и учить сосредотачиваться на губах говорящего, параллельно
обучая чтению. Педагоги уверены, что от этого повысится устойчивость
внимания и начнет развиваться наглядная память. В отличие от детей, у
которых полностью отсутствует слух, слабослышащие имеют высокую
и даже завышенную самооценку, так как поскольку любое маленькое
их достижение воспринимается людьми как головокружительный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе).
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет,
слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом
и осязанием,
имеют
повышенную
вибрационную
чувствительность.
Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой
способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности.
Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов,
но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного
опыта:
отсутствующий
анализатор
заменяется
активизацией
других.
В первую
очередь,
с помощью
речи.
Но нужно
учитывать,
что
у
слабовидящих детей отстает речевое развитие в отличие от своих здоровых
сверстников,
обучаются
речевому,
их
малый
словарный
запас
и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое
вербальное описание для них требует тактильного изучения. Слепые
и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей.
Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам
развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность
.
V категория. Тяжелая речевая патология.
Дети
немые,
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия,
ринолалия.
При
алалии
сохраняется
нормальный
слух
и интеллект,
но из-за
органических поражений речевых областей головного мозга нарушается
развитие
речи.
Появляется
нарушение
способности
пользоваться
грамматическим строем речи, трудности при чтении и письме, снижается
словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда
поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае
речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов
с дефектами произношения. Во втором - нарушается дифференцированное
восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят,
но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия - это нарушение произношения. При дизартрии –
из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии - из-за
анатомических
дефектов
строения
органов
артикуляции.
В результате
страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой
и зрительной
памяти.
Обучение
проходит
через
развитие
моторики
с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается
устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата.
Дети
с ДЦП,
врожденными
и приобретенными
деформацями
ОПА,
вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами
нижних
и верхних
конечностей.
Недостаточность
движений
мешает
им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более
развито
вербальное
мышление
по сравнению
с наглядно-действенным.
Отстает система формирования понятий и абстракций.
Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой
памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям
полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью. Она учит
переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.
VII категория. Дети с ЗПР.
Дети
с возможностью
интеллектуального
развития,
но замедленным
темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью
в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического
развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие,
искаженное развитие (РАД, СДВГ).
Общими
проблемами
являются
замедленное,
непоследовательное
восприятие,
отставание
словесно-логического
мышления.
Им сложно
анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности
и логики.
Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение
и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов,
включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах
эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.
При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную
утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать
интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу
спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения
интеллектуальных задач, приближенные к норме.
VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.
Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего
в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов.
К обучению
способны
лишь
дети
с дебильностью,
легкой
корректируемой степенью умственной отсталости.
Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает
достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они
овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками.
Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними
является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.
Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские
инклюзивные
школы,
ППМС,
коррекционные
школы
создают
своим
«особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации
качественного
образования,
для
коррекции
нарушений
развития
и социальной адаптации»
Ирина Шильверст
Педагог-психолог