Напоминание

Дети с ОВЗ в образовании, их особенности.

Автор: Шильверст Ирина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: Дети с ОВЗ в образовании, их особенности.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дети с ОВЗ в образовании, их особенности.

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало

неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее «ОВЗ»)

это

дети,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ

вне

специальных

условий

обучения

и

воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение

слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский

аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

ОВЗ по ФГОС Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии

с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП)

для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО;

слабослышащие, 3 варианта;

слепые, 4 варианта;

слабовидящие, 3 варианта;

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта;

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта;

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта;

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта;

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

2 варианта (3).

Познакомимся с категориями их воспитанников.

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи.

Дети с глубоким сильным двусторонним нарушением слуха: котррые в

раннем

в

детстве

потеряли

слух,

родившиеся

со слуховыми

нарушениями или

потерявшие

слух

до периода

развития

речи.

Они

не понимают и не воспринимают речь и не могут самостоятельно овладеть

ею. Что бы владеть речью им нужен определенный процесс обучения. Дети с

нарушением слух воспринимают окружающий мир зрением и тактильными

ощущениями.

В этот момент мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах

и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства

и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью

и низким объемом из-за утомляемости. В обучении речи главную роль играет

специальная

акустическая

и

сурдоаппаратура.

И хотя

речь

остается

неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов,

описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть

и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между

собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир

слышащих,

имитируя

жестикуляцией

и мимикой

разные

объекты

и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же

агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают

низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети.

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью

недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную

речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

От того как давно такие дети потеряли слух зависит их развитие

их психических и познавательных процессов

Главная задача при обучении детей с II категорией - развивать зрительное

восприятие и учить сосредотачиваться на губах говорящего, параллельно

обучая чтению. Педагоги уверены, что от этого повысится устойчивость

внимания и начнет развиваться наглядная память. В отличие от детей, у

которых полностью отсутствует слух, слабослышащие имеют высокую

и даже завышенную самооценку, так как поскольку любое маленькое

их достижение воспринимается людьми как головокружительный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе).

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет,

слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом

и осязанием,

имеют

повышенную

вибрационную

чувствительность.

Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой

способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности.

Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов,

но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного

опыта:

отсутствующий

анализатор

заменяется

активизацией

других.

В первую

очередь,

с помощью

речи.

Но нужно

учитывать,

что

у

слабовидящих детей отстает речевое развитие в отличие от своих здоровых

сверстников,

обучаются

речевому,

их

малый

словарный

запас

и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое

вербальное описание для них требует тактильного изучения. Слепые

и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей.

Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам

развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность

.

V категория. Тяжелая речевая патология.

Дети

немые,

с фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи

и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия,

ринолалия.

При

алалии

сохраняется

нормальный

слух

и интеллект,

но из-за

органических поражений речевых областей головного мозга нарушается

развитие

речи.

Появляется

нарушение

способности

пользоваться

грамматическим строем речи, трудности при чтении и письме, снижается

словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда

поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае

речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов

с дефектами произношения. Во втором - нарушается дифференцированное

восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят,

но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия - это нарушение произношения. При дизартрии –

из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии - из-за

анатомических

дефектов

строения

органов

артикуляции.

В результате

страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой

и зрительной

памяти.

Обучение

проходит

через

развитие

моторики

с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается

устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата.

Дети

с ДЦП,

врожденными

и приобретенными

деформацями

ОПА,

вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами

нижних

и верхних

конечностей.

Недостаточность

движений

мешает

им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более

развито

вербальное

мышление

по сравнению

с наглядно-действенным.

Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой

памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям

полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью. Она учит

переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР.

Дети

с возможностью

интеллектуального

развития,

но замедленным

темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью

в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического

развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие,

искаженное развитие (РАД, СДВГ).

Общими

проблемами

являются

замедленное,

непоследовательное

восприятие,

отставание

словесно-логического

мышления.

Им сложно

анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности

и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение

и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов,

включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах

эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную

утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать

интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу

спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения

интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего

в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов.

К обучению

способны

лишь

дети

с дебильностью,

легкой

корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает

достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они

овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками.

Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними

является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские

инклюзивные

школы,

ППМС,

коррекционные

школы

создают

своим

«особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации

качественного

образования,

для

коррекции

нарушений

развития

и социальной адаптации»

Ирина Шильверст

Педагог-психолог