Напоминание

Особенности реализации ФГОС нового поколения

Автор: Разина Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №12 г. Сургут
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Социокультурные контексты воспитания российской поликультурной идентичности – как условие социализации младших школьников
Тема: Особенности реализации ФГОС нового поколения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Социокультурные контексты воспитания российской

поликультурной идентичности – как условие социализации молодежи

Формирование российской поликультурной идентичности молодого

поколения связываем с формированием патриотических качеств, знаний о

России как многонациональной стране, ее истории, культуры, искусства. В

воспитательном аспекте делаем уклон на формирование ответственности

за судьбу страны, гражданской солидарности, готовности ее защиты.

Большую роль играет изучение культурного наследия, в том числе в

региональных масштабах [c.23]

1

.

Включение в содержание культурной

информации о прошлом и настоящем, ориентировано на сохранение

самобытности, устойчивости развития, передачу культурного опыта и

ценностей. С позиции социокультурного осмысления, понятие «российская

поликультурная

идентичность»

становится

личностным,

социальным

ресурсом, востребованным как в государственных масштабах, так в

совершенствовании личностных качеств молодого поколения [c.37 ]

2

Раскроем некоторые традиционные общешкольные практики для

формирования российской поликультурной идентичности обучающихся.

Ключевые

дела

это

комплекс

главных

традиционных

общешкольных событий, в которых принимает участие большая часть

учащихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и

анализируются

совестно

с

педагогами

и

детьми.

Ключевые

дела

обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,

способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную

позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь

школы помогает преодолеть

мероприятий

и

формальный

характер

воспитания, ориентировать детей, родителей, педагогов на соборное

проживание и обретение социокультурного опыта на основе духовно-

нравственных ценностей и традиций школы.

На внешкольном уровне модуль включает:

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые

учащимися

и

педагогами

дела

(благотворительной,

экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные на преобразование окружающего школу социума (акции

«Георгиевская лента», «Бессмертный полк»);

-

спортивные

состязания,

праздники,

которые

открывают

возможности для творческой самореализации учащихся и включают их в

1

Асмолов

А.Г.

Как

будем

жить

дальше?

Социальные

эффекты

образовательной политики /Лидеры образования. 2007. № 6.С.7

2

Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный

подход / Перспективы №1, 1993. С. 37-48.

деятельную заботу об окружающих (спортивный праздник «Папа, мама, я

– спортивная семья!», «День здоровья», «Подарок ветерану»);

движения

- интеллектуальные творческие проекты (научно-практическую

конференцию «Школьная конференция», детский литературный конкурс

чтецов

духовной

поэзии

«Слово

и

Дух»,

литературный

конкурс

«Болдинская

осень», конкурс историкокраеведческих работ «Живая

старина, «Три ратных поля России» и т.д.).

На школьном уровне модуль включает созданную в школе систему

«Годового

круга

праздников»,

идея

которого

выстроена

в

соответствии с программами «Социокультурные истоки» и «Воспитание

на социокультурном опыте». Она позволяет все дела и праздники

объединить общей идеей духовнонравственного развития. Цель школьных

проектов – приобщение обучающихся к культурно - историческому

наследию, традициям и ценностям народов России. «Годовой круг

праздников» имеет 3 составляющие: внутренний круг,– традиционные

народные православные праздники (Покров, Рождество, Масленица, Пасха

и др.);

второй - государственные праздники (день знаний, день народного

единства, день матери, день Победы и др. календарные праздники);

третий - школьные праздники, традиционные (Дни Славянской

письменности и культуры, дни семьи, Болдинская осень, Рождественская

шкатулка).

Каждый календарный месяц имеет свое название в соответствии с

основными нравственными категориями программ «Социокультурные

истоки»: сентябрь – «Осенины»; октябрь – «Под Покровом»; ноябрь –

«Отечество»;- декабрь – «накануне Рождества»; январь – «Рождественские

встречи»; февраль – «Шшкола – мой дом»; март – «Добро и милосердие»;

апрель – «Истоки радости»;май – «Память и благодарность»; июнь –

«Плоды трудов».

На уровне классов включаем участие школьников в реализации проектов

«Годового круга праздников» (у каждого класса есть обязанности при

подготовке и реализации общешкольных праздников в «Годовом круге»).

Вовлекаем учащихся всех классов в ключевые общешкольные дела,

что способствует поощрению их социальной активности, развитию

позитивных

межличностных

отношений

между

педагогическими

работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и

уважения друг к другу.

В работе делаем уклон на «Героев Великой Победы» В сознании

современного

российского

общества

концепт

Победы

в

Великой

Отечественной войне представлен как великое достояние прошлого.

Но именно этот концепт призван показать современным поколениям

россиян ценностные ориентиры и характеристики опыта, благодаря

которым прошлое способно трансформироваться в настоящее и заложить

перспективы будущего.

Таким образом, концепт Великой Победы обнаруживается как

общенациональное

достояние

страны

и

каждого

региона,

как

его

ценностно

смысловое

«ядро»,

обеспечивающее

российскую

поликультурную

идентичность,

духовно-нравственную

структурированность

системы

жизнедеятельности

населения,

его

воспроизводство через социализацию, образование и воспитание, что, в

свою

очередь,

задает

определенную

программу

деятельности

государственных органов, общественных объединений и организаций,

СМИ, творческих коллективов по обеспечению консолидации общества.

Особенно

востребован

проект

«Три

ратных

поля

России»,

направленный на реализацию патриотического воспитания и является

содержательным элементом программы воспитания.

Социокультурные

контексты

воспитания

российской

поликультурной идентичности – как условие социализации обучающихся

строим и с учетом профориентационного воспитания и самоопределения.

Раскроем некоторые позиции и приемы работы.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у

школьников

склонностей

и

талантов

к

определённым

видам

профессиональной деятельности, а также система действий, направленных

на формирование готовности к созидательному труду и служению

Отечеству.

Профориентация

это

длительный

процесс,

который

начинается с младшего школьного возраста и осуществляется в единстве

урочной и внеурочной деятельности. В учебно-воспитательном процессе

через

различные

направления

работы

реализуется

программа

«Я

архитектор будущего!», где идеологической составляющей является

«Служение Отечеству». Направления профориентационной работы. Работа

с учениками: - профориентационные часы общения по программе

«Социокультурные

истоки»:

«Образ

защитника

Отечества»;

«Путь-

дорога»; «Труд – дело чести»; «Береги честь смолоду»; «Добрый человек в

доброте проживает век»; «Честь дороже жизни».

Используем прием заполнение страниц «Моя первая книга»; защита

портфолио «Служение Отечеству»; встречи с интересными людьми,

представителями профессий, высших учебных заведений и предприятий-

работодателей; экскурсии на предприятия, средне-специальные и высшие

учебные

заведения;

элективные

занятия,

кружки

по

интересам,

углублённое изучение предметов; профильное обучение; комплексное

профориентационное

сопровождение

на

протяжении

всего

времени

обучения в школе (консультации, тестирование, анкетирование, занятия,

тренинги т.д.); дискуссионный клуб; профориентационные часы общения.

Главный акцент в работе – ориентировать их не на «успехах»

молодого человека, а на осмысление собственного предназначения в этом

мире.

Самоопределение

молодого

человека

зависит

не

только

от

проделанной в сообществе профориентационной работы и сложившейся в

ней атмосферы, но и от стиля семейного воспитания, отношения родителей

к профессиональному выбору молодого человека.

Пример родителей, их успех в профессиональной деятельности –

основной ориентир в выборе профессии. Предполагается совместное

участие родителей и ученика в защите проекта «Служение Отечеству»

Первый этап защиты проекта «Служение Отечеству направлен на то,

чтобы молодой человек попытался осознать себя деятельным субъектом

сохранения и приумножения духовно-нравственного, поликультурного,

социального опыта Отечества.

Выполнение

проекта

позволяет

оценить,

как

идет

овладение

содержанием программы «Социокультурные истоки», какие нравственные

категории и ценности запечатлелись в его сердце за годы обучения, с

которыми он пойдет в жизнь и в высшую школу.

Проект «Служение Отечеству» способствует личностному развитию

и социализации, помогает сделать правильный и осознанный выбор

профессии, мотивирует на развитие творческих способностей, формирует

чувство ответственности. Защита проекта проходит в конце учебного года

в присутствии всего классного коллектива, родителей, учителей, которые

работают

в

классе.

Данная

работа

предполагает

разработку

индивидуального или группового проекта, с выходом на защиту в конце 11

класса,

посвященного

преобразовательной,

научной,

творческой

направленности

в

профессиональном

самоопределении,

видении

современного предназначения роли человека в выбранной профессии.

Семья занимает одно из главных мест в воспитании молодого

человека, играет основную роль в формировании его мировоззрения и

нравственных норм поведения. Одной из главных задач сообщества

является поиск форм взаимодействия с родителями для осуществления

государственного заказа – воспитания духовно-нравственной личности,

творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу

Отечества как свою личную. Обучение и воспитание молодого человека

без тесного сотрудничества с родителями невозможно, и эта работа должна

быть системной.

Работа с родителями по формированию российской поликультурной

идентичности молодого поколения строим через применения различных

средств и форм:

- интегрированное средство - модуль «Школа родительской любви»,

который необходим для психолого -

педагогического сопровождения

родителей в течение всех школьных лет;

- креативная форма работы по оформлению страниц книги «Моя

любимая книга»;

-

творческие встречи и беседы о важном «Истоки российской

поликультурной идентичности»;

-

классные часы «Россия – многонациональное государство»,

«Поликультурность - это классно», общешкольные родительские собрание;

- сетевой проект «Моя семья - моя школа».

Принципы взаимодействия с родителями: доброжелательный стиль

общения, «путь от сердца к сердцу»; сотрудничество; преемственность;

принцип опоры на позитивный социокультурный опыт.

Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в

рамках традиционных истоковских видов и форм деятельности.

К таким традиционным истоковским видам и формам деятельности

относим: общешкольный родительский Совет, управляющий совет школы,

участвующие в управлении школой и решении вопросов воспитания и

социализации детей; целенаправленная работа по формированию единых

ценностей

у

детей

и

родителей

через

программу

«Моя

семья»,

«Воспитание на социокультурном опыте; общешкольные родительские

собрания, проходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем

обучения и воспитания; психолого-педагогическая помощь родителям по

вопросам

воспитания,

индивидуальные

беседы,

консультации;

родительские форумы и чаты с использованием социальных сетей и

мобильных

мессенджеров,

на

которых

обсуждаются

интересующие

родителей

вопросы;

круглые

столы,

родительские

гостиные,

дискуссионный клуб, на которых обсуждаются вопросы возрастных

особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия

родителей с ними, с приглашением специалистов.

На

индивидуальном

уровне:

главным

поли-социокультурным

результатом является создание первой книги мужестве, героях войны,

народных этносов и др.». Такой вид поликультурной деятельности

характерен не только для обучающихся, но и родителей, учителей на всехъ

уровнях школы.

Имеет место технологии поликультурного воспитания через ряд

интересных приемов: семейное чтение на основе комплекта «Книги о

России и ее героях», что формирует единую систему поликультурных

качеств;

семейно-школьные

творческие

мастерские;

духовно

-

нравственные беседы о ценностях в XXI веке; мастер классы для детей и

их родителей в рамках подготовки и проведения общешкольных и внутри

классных дел.

Эти

формы

мероприятий

повышают

уровень

педагогической

культуры родителей и педагогов в вопросах воспитания поликультурной

российской идентичности, духовно-нравственного развития детей.

Данные формы взаимодействия дают качественный результат и в

рамках совместной деятельности учителей школы с родителями, что

устраняет разрыв в системе взаимодействия «школа – родители», создает

условия

для

мотивации

родителей

на

дальнейшее

активное

сотрудничество, приобщение всех участников образовательных отношений

к

вечным

непреходящим

духовно

-

нравственным

ценностям

и

становлению российской поликультурной идентичности учащихся.

Раскроем ряд интеллектуальных, воспитательных закономерностей,

как определенных ориентиров на повышение уровня сформированности

российской поликультурной идентичности молодого человека:

применение технологий поликультурного диалога на основе

равенства, гуманности, толерантности;

включение исторического, культурологического содержания;

включение социокультурной проектной деятельности;

включение воспитательных мероприятий с учетом принципов

историзма, культуросообразности, природосообразности;

расширение поля взаимодействия в системе «национальное-

интернациональное»

в

образовании

для

воспитания

«российской

поликультурной идентичности» (рис.2).

Рисунок 2 - Накопление практического опыта формирования

российской поликультурной идентичности

Обоснование

данных

позиций

актуализирует

использование

поликультурного компонента как возможности глубокого погружения в

многонациональную практику, выработки культуросообразного поведения

молодого

человека

-

будущего

выпускника,

соблюдения

междисциплинарности и фундаментальности образования, ориентации на

практическую деятельность в условиях многонационального региона.

Разработанная нами программа для педагогов общеобразовательной

школы

«Российская

поликультурная

идентичность»

реализована

в

практике школ города Сургута и района.

Программа состоит из четырех модулей. Первый модуль «Теория и

методология

Российской

поликультурной

идентичности»

раскрывает

ведущие подходы, закономерности, принципы формирования российской

поликультурной идентичности молодого человека.

В содержании второго модуля «Психолого-педагогические основы

формирования российской поликультурной идентичности» делаем уклон

на закономерности психологии, педагогики.

Третий модуль «Культурно-историческое наследие народов России»

раскрывает

ведущие

содержательные

направления,

включающие

культурное, историческое наследие в масштабах страны. Четвертое

направление «Роль семьи в формировании российской поликультурной

идентичности» раскрывает значимые ценности семьи и ее роль в

воспитании молодого поколения.

Построение программы строили с учетом накопления теории и

практики

в

рамках

диалектической

зависимости

«идентичность

поликультурная

идентичность

российская

поликультурная

идентичность», с учетом разнообразных форм практических занятий,

фокус-групп, дискуссий, тренингов, деятельностных игр для молодежи и

учителей.

Сделаем

некоторые

выводы.

Современная

социокультурная

ситуация,

новые

нормативно–правовые

документы

ориентируют

на

активизацию

процесса

формирования

российской

поликультурной

идентичности молодежи.

Реализация такого процесса

формирует личность,

обладающей

высокой

национально–гражданской

ответственностью

за

судьбу

российского государства, готовностью действовать во имя ее развития,

интересов, гражданской солидарности.

При

этом,

отметим,

что

практические,

теоретические

закономерности подготовки молодого человека необходимо строить со

школьной скамьи, на уровне начальной, средней, старшей школы,

будущих бакалавров в вузе. Сам факт системного построения должен

выстраиваться на концептуальной основе и значимости российской

поликультурной идентичности, учитывать параметры социокультурной

среды, условия организации с учетом внедрения новых методов, средств,

активизирующих процесс поликультурного образования совместно с

практикующими педагогами.

Качество выполненных задач в практике общеобразовательного

сообщества обеспечит в будущем бесконфликтное взаимодействие в

рамках государства и будет ориентировано далее на формирование

«человека мира» и его включение в международную среду.

Российская

поликультурная

идентичность

молодого

поколения

имеет особую важность для социума, конкретного региона. Это та

платформа развитых, культурных молодых людей, которые уже сегодня

способны включиться в многонациональную среду с учетом сфер

деятельности (политика, экономика, культура, духовность).

Список литературы

1.

Авксентьев, В.А. Политика идентичности в современной России:

конструкция и деконструкция (экспертное мнение) / В.А. Авксентьев, Б.В.

Аксюмов, В.А. Васильченко // Научная мысль Кавказа. 2017. № 3. С. 23-32.

2.

Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты

образовательной политики /Лидеры образования. 2007. № 6.С.7

3.

Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе

/ Высшее образование. 2006. № 11. С. 41.

4.

Егорова

Г.И., Кулашкина А.Н. Интеллектуально-воспитательный

потенциал российской поликультурной идентичности

выпускников

школы и вуза/ Сб научных статей III международной научно-практической

конференции

«Воспитание

и

социализация

в

современной

социокультурной

среде».

Санкт-Петербург

:

Изд-во

ГГПУ

им.

А.И. Герцена. С.78-82.

5.

Кривых С.В. Пространство и среда в образовании. – Saarbrucken,

Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2017. 77 с.

6.

Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный

подход / Перспективы №1, 1993. С. 37-48.

7.

Супрунова

Л.Л.

Приоритетные

направления

поликультурного

образования в современной российской школе / Педагогика.-2011.№4.

С.16-28.

8.

Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние

вызовы // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 4. С. 408–412.

9.

Herskovits М. Cultural Anthropology / М. Herskovits. – New York :

Longman Publishers, 2000. – 351 p.