Напоминание

"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Автор: Атлашова Марина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" пос.Серноводск Старо-Якушкинский филиал
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современный урок русского языка

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые

нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая

мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения

методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые

формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют

самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и

ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных

информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного

образования.

Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной

деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому

организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную

систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником

образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет

активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить

темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические

технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я

считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в

учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог

подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю

представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование

ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление

обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения,

активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений

компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью

программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит

эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик»

компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер

учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные

возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного

процесса и его деятельностную структуру.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления

учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех

современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку

деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к

обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее

широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном

процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллек- туальной

составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследо-

вательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особен- ностям

обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих

активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на

освоение средств и методов информатики для эффективного применения в

профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть

просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения,

что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого

уровня технологической и методической подготовленности.

Появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационных

технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей

ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их

профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования,

происходит существенное повышение статуса образования.

В 2008 году наша школа выиграла гранд. На эти деньги в кабинет русского языка и

литературы были приобретены интерактивная доска , мультимедийный проектор,

ноутбук. Вот уже год, как в нашей школе на уроках русского языка и литературы

происходит оптимизация учебного процесса на базе новых информационных технологий,

и почти все это время я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на

факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в

исследовательской работе и т.д.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению

компьютера на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач

других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа

ребенка, это проблемы нравственности, это

Программа учителя-словесника по использованию современных образовательных

технологий на уроках русского языка и литературы.

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые

нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая

мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения

методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые

формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют

самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и

ответственной деятельности.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть

просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения,

что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого

уровня технологической и методической подготовленности.

Появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационных

технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей

ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их

профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования,

происходит существенное повышение статуса образования.

Цель программы - развитие языковой грамотности на уроках русского языка и

литературы с использованием современных образовательных технологий

Задачи:

1.

Развивать самостоятельное критическое мышление, коммуникативные навыки у

школьников;

2.

Научить детей ориентироваться в потоке современной информации;

3.

Способствовать формированию орфографических и пунктуационных умений и

навыков, овладению нормами литературного языка.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным

словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается

использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о

целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в

какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том,

какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Используя на своих уроках компьютер, я получила ответы на эти и многие другие

вопросы.

Я применяю компьютер и средства мультимедия на уроках, во-первых, для того, чтобы

решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и

литературе.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию

основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся

используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и

формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность

быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание

обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для

оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые

компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные

программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано

достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость

и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся

самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и

учителю повысить уровень своих знаний.

На уроках используется интерактивные тренажеры по русскому языку с тремя

режимами работы («учеба», «самопроверка», режим контроля знаний)

Режим «Учеба».

Предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает

тему, а тренажер генерирует задание. При этом режиме ученик не может совершать

ошибок.

Режим «Самопроверка».

Предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Отличается тем,

что ученику предоставлено право совершать ошибки и возможность исправлять из для

перехода к следующему заданию.

Режим контроля знаний.

Формируется группа из нескольких заданий, позволяющих объективно оценить знания

ученика по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).

За это время мною был приобретен опыт по проведению уроков контроля за знаниями

учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические

диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-

закрепления и др.

Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и

информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные

на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовимся к контрольным и

зачетным урокам.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь

можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании

повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием,

чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные

варианты заданий или консультируют слабых.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих

работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.

При работе с интерактивной доской на уроках русского языка я постоянно использую

электронные учебники. Они позволяют сэкономить время на уроке, у школьников есть

возможность мгновенного обращения к любому словарю, что приучает учащихся к работе

со справочной литературой, развивает их словарный запас, у них есть возможность

побывать на уроке в виртуальном классе, они могут при изучении новой темы

использовать не только яркий наглядный материал с анимацией, но и звуковой.

Электронные учебники помогают ликвидировать пробелы в знаниях школьников, так как

есть возможность, не отходя от доски, обратиться к любому разделу русского языка,

получить ответ на любой вопрос, есть возможность предупредить ошибку, обратившись к

панели интерактивной доски. А учитель может познакомить в интересной форме класс с

фактами из истории русского языка, с жизнью ученых.

Использование интерактивной доски на уроках литературы делает процесс обучения

интересным и продуктивным, Используя различные обучающие программы, у учителя

есть возможность познакомить учащихся с той или иной эпохой, с творчеством писателей,

показать взаимосвязь литературы с другими видами искусств, а это является

неотъемлемой частью при изучении этого предмета. Благодаря интерактивному

содержанию обучающих дисков на уроке есть возможность одновременно работать с

несколькими произведениями, имеются специальные сноски, которые позволяют

школьникам посмотреть значения неизвестных слов, здесь же есть пояснения к

описываемым событиям. У учащихся есть возможность не только прочитать , но и

услышать его. При использовании таких программ урок становится ярким, незабываемым.

На уроках литературы систематически демонстрируются отрывки из художественных

фильмов по произведениям русских и зарубежных классиков.

Целесообразность применения мультимедиа в школьном образовании можно

проиллюстрировать многими примерами.

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией,

являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут

поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый

материал, способствуя повышению эффективности обучения.

В своей работе я использую Интернет, а именно, электронную почту. Электронная почта

может использоваться для консультации, отправки контрольных работ и

профессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование для

проведения электронного занятия в асинхронном режиме, когда обучающимся

предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из

рекомендованной литературы и другие учебные материалы, а затем проводятся

консультации по электронной почте.

Отличительной особенностью и удобством электронной почты является возможность

рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов. На уроках и дома

учащиеся часто используют ресурсы Интернета.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

работа с папкой «Медиа» (школьная сеть); ЦОР в календарно-тематическом

планировании; работа с программой NET-школа;

работа с интернет-ресурсами;

использование CD и DVD-дисков на уроках;

проектная деятельность (школьный уровень и участие в конкурсах разного

уровня);

применение компьютерных технологий при проведении уроков;

обмен компьютерными метод. материалами с коллегами из других городов.

использование интерактивных тренажеров по русскому языку с тремя

режимами работы («учеба», «самопроверка», режим контроля знаний)

Программа включает 2 цикла занятий:

Русский язык

1. Уроки-презентации по отдельным разделам лингвистики. Учащиеся 6 класса защищали

проект «Что в имени тебе моем?» (этимология и значение русских фамилий), при этом

были использованы современные мультимедиа.

2. Составление блок-схем учащимися по определенным разделам языкознания

(словообразование, фонетика, орфография), с последующей демонстрацией на экране.

3. Самостоятельная подготовка учениками тестов в конце каждой темы и дальнейшего

использования на уроках обобщения знаний по пройденному материалу.

4. Применение инновационной программы «Тренажер» с тремя режимами работы.

5. Подготовка в течение года и защита во время декады русского языка и литературы

индивидуальных проектов по языкознанию и культуре речи с обязательным применением

медиа технологий.

Литература

1.

Тематические литературные гостиные: «Золотая осень», «Рождественские

посиделки», «Русская Масленица», «Час поэзии». На таких нетрадиционных

уроках широко используются фонохрестоматии. Во многом благодаря

компьютерной графики, ярким заставкам, красочным иллюстрациям создается

эффект присутствия литературных персонажей, ученики чувствуют себя

современниками воссозданной исторической эпохи.

2.

Ролевая игра «Суд над героем», при этом демонстрируются отрывки из

художественных фильмов по известным произведениям.

3.

«Дискуссионные качели» представляющий собор спор

Работа происходит в двух подгруппах.

1)

Вспомнить и обозначить различные фильмы, литературные произведения, где

встречаются медиасредства, поднимаются проблемы использования медиа в современной

жизни.

2) Работа с литературными источниками:

а) Януш Вишневский «Одиночество в сети»

б) Виктор Пелевин «Поколение П»

Студентам предлагаются выдержки из данных произведений, относящиеся к теме

курса. Далее необходимо ответить на вопросы:

- в чем, на ваш взгляд, заключается проблема, затронутая автором;

- какие мысли у вас возникают в связи с прочитанным.

В программу входит 10 занятий, каждое из которых по продолжительности

составляет 90 минут. Занятия направлены на развитие информационно-мотивационного,

практико-деятельностного и творческого компонентов медиакомпетенции студентов –

будущих социальных педагогов.

Занятие №1.

Вводное занятие на знакомство с группой, снятие напряжения, создания настроя на

продуктивное сотрудничество.

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник

называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое

имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых

фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом,

должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться

нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку

можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны

оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться, таким образом, со всеми

участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Упражнение «Самый – самый»

Все участники, за исключение одного, сидят в кругу. Тот, кому «не хватило» места,

стоит в кругу и задает параметр, по которому все участники должны поменяться местами,

а он – занять освободившееся место. Предпочтительно от возможных внешних

характеристик переходить к внутренним, раскрывающим особенности характера.

Рекомендации ведущему: следует самому поучаствовать в упражнении и даже начать

его, находясь именно в центре круга. Если учащиеся теряются и не знают, какое назвать

качество, необходимо эмоционально поддержать и помочь. Также следует обратить

внимание на то, чтобы игра протекала динамично, так как иначе пропадает интерес.

Упражнение позволяет в активной форме познакомиться друг с другом.

Упражнение «Скала»

Данное

упражнение

направлено

на

снятие

напряжения

и

формирование

положительного настроя на будущую совместную деятельность.

Группа встаёт вдоль воображаемой линии. За линией находится пропасть. Стоящие

вдоль линии участники – это «скала». Все по очереди пытаются пройти по скале так,

чтобы не упасть в пропасть. «Скала» со всевозможными выступами и препятствиями.

Участники, стоящие вдоль линии, крепко держатся друг за друга. Упавший в пропасть

становится зрителем.

Рекомендации ведущему: следует стимулировать активное участие всех членов

группы, а также поучаствовать самому.

Упражнение «Собери картинку»

Целью упражнения является актуализация потребности в совместной деятельности.

Участники должны разбиться на 2 команды и на время собрать разрезанную на

кусочки картинку.

Рекомендации ведущему: картинка должна содержать множество деталей.

Далее происходит подведение итогов занятия. Каждому участнику предоставляется

возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания

ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по

кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: «Я понял...», «Меня удивило...»,

«Я почувствовал...», «Думаю...», «Мне понравилось...» и т.д.

Занятие №2. Человек в современном медиа мире.

Раздается демонстрационный материал – карточки по темам: «Источники получения

информации»,

«Характеристика

медиасредств»,

«Цели

использования

медиа»,

«Образовательные возможности электронных медиа», «Достоинства и недостатки при

работе с современными медиа». Участники по кругу заполняют все карточки. Ведется

обсуждение в мини-группах, затем зачитывается информация по каждой карточке,

студенты делятся мыслями, происходит фронтальное обсуждение сказанного.

Занятие

№3.

Требования

к

использованию

современных

медиасредств

в

образовательном процессе.

Участники

делятся

на

4

группы

по

числу

требований

(педагогические,

психологические,

санитарно-эпидемиологические,

эргономические)

и

раскрывают

сущность выбранного. Далее происходит презентация подготовленного материала с

помощью плакатов, уточнение неясных моментов.

Занятие №4. Медиакультура социального педагога.

«Упражнение по буквам»

Каждый участник берет по одному листочку, на обратной стороне которого написана

буква (она либо зеленого, либо синего цвета). По цвету взятой буквы участники делятся

на 2 группы и выстраиваются в соответствии с отгаданным словом. Загадываются

следующие слова –

МЕДИАСРЕДСТВО и МЕДИАКУЛЬТУРА

Затем дается задание. Каждой группе необходимо дать определение понятию, назвать

синонимы и антонимы. Если группа не справляется, возможна помощь ведущего.

Далее каждая группа обсуждает тему: «Медиакультура социального педагога. Важно

ли ее формировать?» Студентам раздается статья «Дети и медиа» (Приложение Б),

происходит ознакомление с материалом и высказывание своего мнения о прочитанном,

приведение аргументов в пользу значимости формирования медиакультуры для будущей

профессиональной деятельности социального педагога.

Занятие №5. Репрезентация медиа в современных произведениях.

Работа происходит в двух подгруппах.

2)

Вспомнить и обозначить различные фильмы, литературные произведения, где

встречаются медиасредства, поднимаются проблемы использования медиа в современной

жизни.

2) Работа с литературными источниками:

а) Януш Вишневский «Одиночество в сети»

б) Виктор Пелевин «Поколение П»

Студентам предлагаются выдержки из данных произведений, относящиеся к теме

курса. Далее необходимо ответить на вопросы:

- в чем, на ваш взгляд, заключается проблема, затронутая автором;

- какие мысли у вас возникают в связи с прочитанным.

Занятие №6. Личность и медиа.

Вначале предоставляется информация о видах влияния медиа на личность детей и

подростков

(педагогическом,

психологическом,

методическом).

Идет

совместное

обсуждение положительных и отрицательных аспектов влияния, высказываются мнения о

достоинствах и недостатках при работе с электронными медиа.

Студентам дается

задание, привести аргументы, касающиеся следующих утверждений:

а) современные медиасредства – благо цивилизации;

б) современные медиасредства – зло технического прогресса.

Все суждения учитываются при создании единого мнения о роли медиа в современной

жизни и их влиянии на личность.

Занятие №7. Работа с медиа.

Поиск информации, фотографий, картинок в интернете, работа в графическом

редакторе (Photoshop, Paint и др.), составление странички медиажурнала. Каждая группа

готовит материал на страницу в электронном виде в текстовом редакторе (MS Word) по

одной из тем: «Использование медиа на уроках в школе»,

«Применение медиа

социальным педагогом в своей работе», «Преимущества медийных технологий»,

«Отрицательные стороны работы с медиа». Проходит презентация работ.

Занятие №8. Медиа в практической деятельности социального педагога.

Каждый студент индивидуально обдумывает пути использования медиа социальным

педагогом

в

той

или

иной

сфере

профессиональной

деятельности.

Затем

они

объединяются в микро-группы по схожим областям (досуговая, профориентационная,

коррекционная работа) и выделяют общие положения использования современных

технических средств работе специалиста, а также конкретные способы работы с медиа.

Занятие №9. Составление кроссворда в электронной таблице

Студенты делятся на 3 группы и по всему пройденному материалу составляют

кроссворд, сначала на бумажном носителе, затем вносят данные в электронную

программу (MS Excel). Обмениваются кроссвордами и решают их.

Занятие №10. Игра – «Лабиринт».

Участники делятся на 4 группы. В аудитории располагаются 4 станции, на которых

участникам необходимо выполнить различные задания.

1 станция – Доска. Задание – нарисовать эмблему (отличительный знак) любого

медиасредства.

2 станция – Ноутбук. Задание – решить тест ложных тезисов.

3 станция – Преподавательский стол. Задание – написать сценарий рекламы

(антирекламы) медиасредства.

4 станция – Студенческая парта. Задание – составить комикс на тему: «Человек в

современном медиамире».

Оценивается быстрота и качество выполнения каждого задания. Далее группы

демонстрируют решение того или иного задания, подводятся итоги, высказываются

мнения.