Напоминание

Формы наставничества в образовательной организации

Автор: Гончарова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Формы наставничества в образовательной организации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Основные формы наставничества

Становления личности приобретает всё большую значимость. Работа с

молодыми

специалистами

является

приоритетным

направлением

в

деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из

наиболее

эффективных

форм

профессиональной

деятельности

молодых

педагогов, .. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать

себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие

умения. Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы

преподавания молодые специалисты, а преподаватели без педагогического

опыта, испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на

предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-

3 года работы). Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и

саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности

молодых педагогов через оказание систематической адресной помощи с учётом

их потребностей и индивидуальных качеств. Руководство профессиональным

становлением в первые годы работы (0-3) представляет собой непрерывный

процесс взаимодействия, продуманный, психологически обусловленный. К

реализации проекта подключаются как существующие службы и структуры

(методический совет, предметные кафедры, психологическая служба), так и

специально созданные

Виды наставничества:

Наставник – консультант – активный, опытный педагог,

профессионально

успешный

(победитель

различных

конкурсов

профессионального

мастерства),

человек,

занимающийся

общественной

работой.

Он

проводит

систематическую

работу

с

группой

молодых

специалистов и начинающих педагогов, осуществляет тесное сотрудничество

со Школой молодого педагога образовательного учреждения и является членом

методического объединения наставников. Консультант не учит, как что-либо

делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему

надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели,

сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные

этапы достижения цели.

Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного

направления,

что

и

молодой

специалист,

способный

осуществлять

всестороннюю методическую поддержку. Являясь педагогом-наставником,

необходимо понимать, что основная цель работы наставника с молодым

педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности,

способной

успешно

и

на

высоком

профессиональном

уровне

решать

педагогические

задачи,

обладающей

качествами,

соответствующими

требованиям,

предъявляемым

Концепцией

модернизации

российского

образования, современной жизнью.

Задачи наставничества:

- Формирование потребности заниматься самоанализом результатов своей

профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в

готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного

учебного процесса;

- формирование приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого

педагога;

- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование

передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и

закрепление педагога в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления педагога и развитие

способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него

обязанности по занимаемой должности.

Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в

несколько этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и

полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных

затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать

программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует

программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений

молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу

самосовершенствования.

3-й

этап

контрольно-оценочный.

Наставник

проверяет

уровень

профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его

готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Основные принципы формирования системы наставничества:

- добровольность и целеустремлённость работы наставника;

- морально-психологический контакт наставника и подшефного;

- личный положительный пример наставника;

- доброжелательность и взаимное уважение;

- уважительное отношение к мнению молодого специалиста;

-

направленность

плановой

деятельности

наставника

на

воспитание

и

профессиональное становление молодого специалиста.

Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования,

где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах,

неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего

педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами

было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не

должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя,

или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это

постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть

терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого педагога,

он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и

ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное

лидерство,

способности

принимать

решения,

умение

аргументировано

формулировать мысли.

Для осуществления системности в работе с начинающим педагогом

используются следующие направления деятельности:

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом учебной программы,

требований к современному уроку; научной и методической литературы по

предмету;

- овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной

работе,

ознакомление,

овладение

методикой

воспитывающего

обучения;

овладение современных требований к внеурочной работе по предмету;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического

опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию

творческой деятельности молодого специалиста.

В процессе осуществления руководства молодым специалистом,

необходимо выполнять следующие функции:

- определять методику обучения молодого специалиста, вместе с ним

разрабатывать план его профессионального становления;

- проверять усилия подшефного, давать нужные советы и рекомендовать

необходимую литературу;

- привлекать молодого специалиста к разработке планов-занятий и различного

рода учебно-методической документации;

- учить составлять календарно-тематических планов и других учебно-

методических документов по предмету;

-

знакомить

с

нормативными

документами

по

организации

УВП,

с

гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов, с правилами

безопасности в кабинете, мастерской;

- посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего

подшефного и проводить их анализ;

- выносить на обсуждение на заседаниях ЦМК и «Школы молодого педагога»

педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по её

дальнейшему совершенствованию.

Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчёте:

молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник даёт

краткую

характеристику

итогов

их

выполнения

и

реализации

профессиональных компетентностей молодого специалиста.

На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об

особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по

её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации

специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности

можно считать законченным, если:

• педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими

навыками организации своей учебной деятельности;

• проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха,

неуверенности;

• показатели качества стабильные.

При завершении периода становления составляется заключение, в котором

определяется

эффективность

адаптации

молодого

специалиста

к

педагогической деятельности.