Автор: Гончарова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Формы наставничества в образовательной организации
Основные формы наставничества
Становления личности приобретает всё большую значимость. Работа с
молодыми
специалистами
является
приоритетным
направлением
в
деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из
наиболее
эффективных
форм
профессиональной
деятельности
молодых
педагогов, .. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать
себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие
умения. Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы
преподавания молодые специалисты, а преподаватели без педагогического
опыта, испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на
предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-
3 года работы). Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и
саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности
молодых педагогов через оказание систематической адресной помощи с учётом
их потребностей и индивидуальных качеств. Руководство профессиональным
становлением в первые годы работы (0-3) представляет собой непрерывный
процесс взаимодействия, продуманный, психологически обусловленный. К
реализации проекта подключаются как существующие службы и структуры
(методический совет, предметные кафедры, психологическая служба), так и
специально созданные
Виды наставничества:
Наставник – консультант – активный, опытный педагог,
профессионально
успешный
(победитель
различных
конкурсов
профессионального
мастерства),
человек,
занимающийся
общественной
работой.
Он
проводит
систематическую
работу
с
группой
молодых
специалистов и начинающих педагогов, осуществляет тесное сотрудничество
со Школой молодого педагога образовательного учреждения и является членом
методического объединения наставников. Консультант не учит, как что-либо
делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему
надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели,
сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные
этапы достижения цели.
Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного
направления,
что
и
молодой
специалист,
способный
осуществлять
всестороннюю методическую поддержку. Являясь педагогом-наставником,
необходимо понимать, что основная цель работы наставника с молодым
педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности,
способной
успешно
и
на
высоком
профессиональном
уровне
решать
педагогические
задачи,
обладающей
качествами,
соответствующими
требованиям,
предъявляемым
Концепцией
модернизации
российского
образования, современной жизнью.
Задачи наставничества:
- Формирование потребности заниматься самоанализом результатов своей
профессиональной деятельности;
- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в
готовности передавать их подрастающему поколению;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного
учебного процесса;
- формирование приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого
педагога;
- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование
передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и
закрепление педагога в образовательном учреждении;
- ускорить процесс профессионального становления педагога и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности.
Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в
несколько этапов:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных
затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать
программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует
программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений
молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу
самосовершенствования.
3-й
этап
–
контрольно-оценочный.
Наставник
проверяет
уровень
профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его
готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Основные принципы формирования системы наставничества:
- добровольность и целеустремлённость работы наставника;
- морально-психологический контакт наставника и подшефного;
- личный положительный пример наставника;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- уважительное отношение к мнению молодого специалиста;
-
направленность
плановой
деятельности
наставника
на
воспитание
и
профессиональное становление молодого специалиста.
Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования,
где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах,
неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего
педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами
было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не
должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя,
или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это
постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть
терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого педагога,
он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и
ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное
лидерство,
способности
принимать
решения,
умение
аргументировано
формулировать мысли.
Для осуществления системности в работе с начинающим педагогом
используются следующие направления деятельности:
- глубокое изучение и освоение молодым специалистом учебной программы,
требований к современному уроку; научной и методической литературы по
предмету;
- овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной
работе,
ознакомление,
овладение
методикой
воспитывающего
обучения;
овладение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического
опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию
творческой деятельности молодого специалиста.
В процессе осуществления руководства молодым специалистом,
необходимо выполнять следующие функции:
- определять методику обучения молодого специалиста, вместе с ним
разрабатывать план его профессионального становления;
- проверять усилия подшефного, давать нужные советы и рекомендовать
необходимую литературу;
- привлекать молодого специалиста к разработке планов-занятий и различного
рода учебно-методической документации;
- учить составлять календарно-тематических планов и других учебно-
методических документов по предмету;
-
знакомить
с
нормативными
документами
по
организации
УВП,
с
гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов, с правилами
безопасности в кабинете, мастерской;
- посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего
подшефного и проводить их анализ;
- выносить на обсуждение на заседаниях ЦМК и «Школы молодого педагога»
педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по её
дальнейшему совершенствованию.
Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчёте:
молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник даёт
краткую
характеристику
итогов
их
выполнения
и
реализации
профессиональных компетентностей молодого специалиста.
На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об
особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по
её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации
специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности
можно считать законченным, если:
• педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими
навыками организации своей учебной деятельности;
• проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха,
неуверенности;
• показатели качества стабильные.
При завершении периода становления составляется заключение, в котором
определяется
эффективность
адаптации
молодого
специалиста
к
педагогической деятельности.