Напоминание

“Художественная выразительность в классическом танце”

Авторы: Макеева Наталья Константиновна, Федорова Наталья Александровна
Должность: концертмейстер и преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 5"
Населённый пункт: г. Челябинска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Художественная выразительность в классическом танце”







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

2

Вашему вниманию

мы хотим

представить наш репертуарный

сборник

по

классическому

танцу,

который

предназначен

для

музыкального оформления уроков обучающихся 6, 7 и 8 классов по

предпрофессиональной программе “Хореографическое творчество”.

В репертуарном сборнике по классическому танцу для старших

классов “Художественная выразительность в классическом танце”

обобщен опыт деятельности преподавателя и концертмейстера МБУДО

“Детской школы искусств №5” города Челябинска - Федоровой Натальи

Александровны и Макеевой Натальи Константиновны.

Цель

создания

сборника

заключалась

в

подборе

такой

инструментальной музыки, которая бы вызывала интерес обучающихся

к

урокам

“Классического

танца”,

развивала

их

художественную

выразительность,

способствовала

раскрытию

их

творческого

потенциала.

Задачи:

показать

принципы

взаимодействия

музыкальных

и

хореографических выразительных средств;

прививать интерес к классическому танцу;

формировать умение музыкально, пластично, выразительно

исполнять движения;

развивать хореографическую и музыкальную память;

формировать эстетические качества посредством разнообразия

музыкального материала.

Проблема выбора музыкального материала для уроков всегда

остается популярной для педагогов-хореографов и концертмейстеров.

Так как, все уже имеющиеся сборники и хрестоматии устарели, музыка

представленная в них стала известной в узких кругах и много раз

использовалась. Музыкальный материал на уроках классического танца

звучит скучно, из-за многократного повторения музыка теряет свою

индивидуальность и не запоминается обучающимися.

Предмет

“Классический

танец”

по

предпрофессиональной

программе “Хореографическое творчество”

сложный для освоения

обучающимися, поэтому добиться идеального исполнения в наших

условиях

очень сложно.

Следовательно, надо искать другие цели и

задачи

в

этом

предмете,

например:

развитие

танцевальности,

художественной выразительности, развитие эстетического вкуса.

Данный сборник отвечает требованиям настоящего времени,

специфике

обучения

по

предпрофессиональной

программе

“Хореографическое творчество” по предмету “Классический танец” в

старших классах. Он предлагает тот материал, который концертмейстер

может использовать, исходя из целей и задач, поставленных педагогом.

3

На уроке классического танца в старших классах продолжается

работа над пластичностью и выразительностью рук, над чистотой и

выразительностью

исполнения

с

использованием

более

сложных

сочетаний пройденных движений; происходит дальнейшее создание

танцевальных

комбинаций;

развитие

артистичности;

приобретение

законченной танцевальной формы.

Музыкальное оформление урока является одним из главных

аспектов в формировании эстетических и художественных качеств

обучающихся, поэтому в наш сборник мы включили музыку разных

временных эпох.

Широкий

диапазон

стилей,

представленных

в

сборнике

композиций, помогает проследить историческую связь с придворной

хореографией, интеграцию с историей хореографического искусства.

Начиная с композиторов эпохи барокко - Антонио Вивальди и Карла

Филиппа Эмануэля Баха.

Каждая комбинация в экзерсисе классического танца должна

развивать музыкальность и координацию.

Музыка эмоционально-

образная, танцевально-действенная с ясно выраженной и завершенной

мелодией. В качестве таких композиций мы использовали произведения

композиторов классического направления: Дивертисмент для струнного

квартета B-dur Вольфганга Амадея Моцарта, несколько классических

вальсов Эмиля Вальдтейфеля.

В

этот

сборник

вошли сочинения

композиторов

20

века:

Александра Цфасмана, Арама Хачатурян, Сергея Прокофьева, Родиона

Щедрина. Музыка, которая сначала кажется сложной и непонятной для

исполнения, становится интересной задачей для обучающихся, что в

итоге должно воспитывать в детях способность переживать содержание

музыки, чувствовать музыкальный образ.

Музыкальный репертуар с богатым образным содержанием, ярко

выраженной

мелодией

или

ритмическим

рисунком

способен

активизировать фантазию, направлять ее, «подсказывать» использование

тех или иных выразительных движений, влиять на качество исполнения,

воплощение танцевального образа.

Поэтому на уроке старших классов мы решили включить и

современную инструментальную музыку: саундтреки из фильмов и

популярные

песни,

которые

отвечают

этим

качествам.

Так

как

обучающиеся старших классов уже способны воплотить содержание и

драматургию музыки.

К приемам развития художественной выразительности можно

отнести использование в уроках комбинированных заданий учебно-

танцевальной направленности. К ним относятся танцевальное adagio, а

также танцевальные комбинации в разделах прыжков и пальцевой

техники.

Чтобы комбинация приобрела форму, приближенную к

4

сценической, где язык классического танца воспринимается как единый

хореографический текст, необходимо включить в его состав сценические

движения, различные preparation, позы, а также, связующие движения.

Для таких форм работы на уроке классического танца мы

предлагаем такие музыкальные композиции, как Вальс “Эстудиана”

Эмиля Вальдтейфеля, “Пляску смерти” Камиля Сен-Санса.

В заключение хотим отметить:

1.

В

представленном

сборнике

музыкальные

композиции

подобраны максимально разнообразные исторически, стилестически,

произведения

выбраны

художественно

выразительные,

запоминающиеся.

2. Работа над сборником проходила в течение нескольких лет, и

мы видим интерес обучающихся именно в таком подходе к выбору

музыкального репертуара на уроках классического танца в старших

классах.

3. Все задачи поставленные при составлении такого сборника,

являются

всегда

актуальными

в

работе

педагога

хореографа

и

концертмейстера,

и

мы

с

радостью

делимся

своим

опытом

и

наблюдениями и предлагаем использовать его в своей работе.

5

Содержание сборника

Содержание сборника подчинено структуре урока классического

танца — экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, Allegro. Каждый

этап урока состоит из учебных заданий, называемых комбинациями,

которые

составляются

педагогом-хореографом.

Педагог

и

концертмейстер

формируют

содержание

учебных

заданий,

сосредотачиваясь не только на отдельных танцевальных элементах, но и

работают с комбинацией как цельной структурой.

Абсолютно к любой комбинации урока необходимо вступление

(рréparation-препарасьён), которое даётся для того, чтобы учащиеся

начали делать комбинацию синхронно. Длина музыкального вступления

зависит во многом от того, сколько подготовительных движений

совершает танцовщик перед началом комбинации. Оно может длиться

один, два, четыре или восемь тактов. Хорошее вступление обладает

следующими свойствами: оно звучит в характере и темпе предстоящей

комбинации, гармонически согласовано с основной композицией, имеет

отчетливую затактовую природу, ясно воспринимаемую учащимися.

Чрезвычайно

важно

выработать

определенное

стилистическое

соответствие

между

сочиненным

для

вступления

материалом

и

авторской музыкой. Удобно брать в качестве рréparation последнюю

фразу исполняемого музыкального фрагмента.

Важное значение имеет окончание движения. Оно также должно

быть исполнено слажено всем классом. Для этого обычно играют два

или три арпеджированных аккорда ( D-T, S-D-T).

Экзерсис у станка

Plie - это общепринятый французский термин, который переводится

как приседание. Полуприседание - demi pliе; глубокое приседание -

grand рliе – размер 4/4, ¾; музыка плавная, темп - moderato или adagio.

Фрагмент должен быть квадратным, наличие четкого ритмического

рисунка не имеет значения.

Морис Равель «Павана на смерть инфанты»:

Battements tendus(батман тандю) - является основой в системе

упражнений классического танца. В хореографической терминологии

6

battement означает отведение и приведение работающей ноги к опорной

ноге. Исполняется во всех трёх направлениях: вперёд, в сторону и назад.

Характер музыки - четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Большое

значение имеет ритмический рисунок. На начальном этапе движение

делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. С

каждым годом обучения учебный материал усложняется за счет смены

темпо-ритма в рамках одной комбинации.

Массимилиан Греко. Battements tendus:

Battements tendus jetes

(батман тандю жете) - упражнение

заключается в броске вытянутой ноги на высоту 25 градусов. Бросок и

возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение

акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной.

Бросок очень резкий и энергичный, это должно отражаться в музыке.

Размер 2/4 или 4/4, темп - allegro, четкий ритмический рисунок.

Александр Цфасман.“Снежинки”:

Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – круговое

движение носком по полу.Размер 4/4, ¾; характер мелодии - плавный,

темп - andante. Если подобран фрагмент на 4/4, то темп должен быть

медленным, если размер ¾ - более быстрым (используется чаще всего

для средних и старших классов).

Арам Хачатурян. Колыбельная из балета “Гаянэ”:

Battements

fondues (батман

фондю)

«мягкое»,

«тающее»

движение. Размер 4/4, 3/4; характер мелодии плавный, «тянущийся»,

темпы - adagio, largo и andante.

7

Эрик Сати. Гноссиенна №1:

Rond de jambe en l`air (ронд де жамб анлер) – круговое движение

ноги при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45 или

90 градусов. Размер 4/4, 2/4, ¾; темп - moderato. В размере ¾ темп

исполнения

мелодии

ускоряется,

а

характер

становится

более

воздушным (в размере 2/4 – все наоборот).

Сесил Кук. Каприс:

Battements frappes (батман фраппе) – «удар», короткий удар стопой

о голень опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе. Размер

2/4; темп - allegro, четкий и мелкий ритм. Ритмический рисунок

желателен из мелких длительностей, лучше на staccato.

Родион Щедрин. Фрагмент “Развод караула” из сюиты

“Кармэн” :

Adagio – размер 4/4, ¾; характер музыки плавный. Музыка должна

быть эмоционально интересной, лирически светлой. Темп исполнения

медленный. Квадратность не имеет решающего значения, так же как и

ритмический рисунок. Наличие затакта возможно, но не обязательно. В

размере ¾ темп исполнения музыкального фрагмента быстрее, чем в

размере 4/4.

8

К. Сен-Санс Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»:

Grant battements jetes (гранд батман жете) – «большой бросок

ноги, взмах» на 90 градусов. Размер 2/4, ¾; характер музыкального

фрагмента - бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato.

На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок

играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В

размере ¾ необходимо присутствие затакта.

Ханс Циммер. Саундтрек их фильма

“Пираты Карибского моря” :

В экзерсисе на середине зала упражнения исполняются в той же

последовательности, что и у станка. Их объём увеличивается по мере

усвоения движений. На более поздних этапах обучения количество

упражнений сокращается за счет соединения упражнений в объемные

комбинации.

Музыкальный

материал

подбирается

соответственно

требованиям: выбираются объемные фрагменты произведений, которые

включают в себя разные образы и характеристики, могут быть разные по

темпу и размеру.

В средних и старших классах вводится adagio (самостоятельная

лирическая композиция). От выбранного музыкального произведения, от

его формы и содержания, зависит построение хореографической

комбинации, поэтому музыка должна быть эмоционально-образной, с

ярко-выраженной и завершенной мелодией.

Музыкальное сопровождение как для упражнений у станка, так и

на середине зала, следует подбирать так, чтобы при выполнении

упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять.

Ритмическая основа комбинаций в основном должна совпадать с

ритмическим рисунком музыки.

В каждом классе в зависимости от возрастной категории и

подготовленности

группы

музыкальное

сопровождение

урока

9

классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку,

динамической окраске.

Музыкальное сопровождение Allegro является довольно сложным

видом аккомпанемента. Основу материала учебных заданий здесь

составляют танцевальные движения, представляющие собой элементы

сценических форм танца. Сложность аккомпанемента состоит в том, что

целью музыкально-хореографического единства является не только

синхронность

исполнения,

но

и

взаимодействие

материала.

Аккомпанемент Allegro особенно сложен и потому, что «прыжковая»

часть

урока

представляет

собой

средоточие

полиритмических,

полиартикуляционных соотношений танца и музыки (особенно на

позднем этапе обучения хореографии).

Таким образом,

раскрывается структура и принципы подбора

музыкальных композиций к уроку классического танца в старших

классах.