Автор: Закревская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад номер 106
Населённый пункт: Город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в системе образования дошкольников в условиях фгос в доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106»
(МБДОУ «Детский сад №106»)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ФГОС В ДОУ.
Разработчик: Закревская Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ
«Детский сад№106»
Барнаул,2024 г
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ФГОС В ДОУ.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека
и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в
древности оно понималось врачами и философами как главное условие
свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие
«здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в
настоящее время существуют разные подходы к определению.
Самое ранее из определений здоровья – определение Алкмеона, имеет
своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония
противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как
правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и
эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его
энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы
считали, что здоровье – это полное довольство при условии полного
удовлетворения всех потребностей. Согласно К. Ясперсу, психиатры
рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный
врожденный потенциал человеческого призвания».
З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто
способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.[1]
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано,
что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и
физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного
благополучия.
Итак, здоровье рассматривается как характеристика личности,
охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие
взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический,
психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия,
баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно
меняющимися условиями среды. Оно является лишь средством для наиболее
полной реализации жизненного потенциала человека.
Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек
реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья.
Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность;
закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная
гигиена.[2]
При формировании здорового образа жизни личности необходимо
обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на ее
интеллектуальную, эмоционально – волевую и практическую деятельность.
Поскольку новое качество образования может быть достигнуто лишь
при создании определенных условий, направленных на сохранение и
укрепление здоровье обучающихся, то это требует от педагогов особых
подходов в образовании и воспитании, в том числе и собственного, являются
важной составляющей профессиональной компетентности современного
преподавателя. Педагог должен обладать широким спектром
здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь
возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных
условиях успех конкретного обучаемого.[3]
Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании
в последние 10 лет и, не являясь самостоятельной педагогической
технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них.
«Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только
и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько
гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные
нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил»,
- пишет зав. Лабораторией Научного центра здоровья детей РАМН
Степанова М.
Однако, данное определение не является единственным. Как нет одного
понятия здоровья, так и нет конечного понятия здоровьесберегающей
технологии.
М. А. Васильева характеризует данное понятие как охрану и
укрепление здоровья, особенно нервной системы, совершенствование
функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса
к различным доступным детям видам двигательной деятельности,
формирование положительных нравственно- волевых черт личности в
контексте общего педагогического процесса.
Е. Н. Вавилов выделяет такое определение – охрана и укрепление
здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование
двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных
систем организма.
Во всем многообразии толкований понятия здоровьесберегающей
технологии в образовании можно увидеть общую черту, а именно, признание
здоровья главной ценности человека и стремление к его сохранению и
развитию в процессе учебной деятельности.
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий
видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс
является формирование культуры здоровья. Именно на это должно быть в
значительной степени направлены усилия. Культура здоровья должна не
изучаться, а воспитываться [4]. Психологическая основа этого – мотивация
на введение здоровья и здорового образа жизни.
В настоящее проблема здоровья и его является из самых актуальных.
“здоровьесберегающие технологии” вошло в образовательную , начиная с
образовательных учреждений.
“ технология” – это система мер, взаимосвязь и взаимодействие
факторов среды, направленных на здоровья ребенка на этапах его обучения
и . В концепции образования предусмотрено не сохранение, но и активное
здорового образа и здоровья .
Здоровьесберегающие технологии в образовании направлены на
приоритетной задачи дошкольного – задачи сохранения, и обогащения
здоровья педагогического процесса в саду: , педагогов и родителей.
В Законе “Об образовании” задачей является “ человека и развитие
личности”. здоровья детей в число приоритетов образовательного . Именно
здоровье условием успешного и развития личности, её и физического , а в
дальнейшем во многом жизни.
Одной из задач дошкольного – создание , гарантирующих формирование
и здоровья воспитанников. здоровье человека – достаточно для всех
времен и , а в настоящее время она первостепенной. Актуальность
здорового жизни подтверждают и показатели.
должен психолого-педагогическим технологиям, ему самому работать
так, не наносить ущерба своим на занятиях. Образовательная должна быть
и здоровьеукрепляющей.
Понятие “ технологии” как раз и все направления работы учреждения по
сохранению, и укреплению здоровья дошкольного .
Здоровьесберегающие технологии – обучения ребенка ( стресса,
адекватность и методик и воспитания); рациональная учебного процесса (в
с возрастными, половыми, особенностями и требованиями); соответствие и
физической нагрузки, возможностям ребенка; , достаточный и
организованный двигательный .
Цель здоровьесберегающих – обеспечение высокого здоровья детского
сада и культуры, как совокупности отношения ребенка к образу человека,
валеологической , позволяющей дошкольнику и эффективно решать
здорового жизни и безопасного , оказание элементарной , психологической
самопомощи.
здоровьесберегающих в дошкольном образовании – по доминированию
целей и задач, а также средств и здоровьеобогащения педагогического в
детском саду.
В с этим можно следующие здоровьесберегающих технологий:
технологии, обеспечивающие и приумножение здоровья под
руководством персонала детского в соответствии с медицинскими и
нормами, с использованием средств ( мониторинга здоровья , разработка
рекомендаций по детского здоровья; и контроль детей раннего и возраста,
физического дошкольников, закаливания; профилактических в детском
саду; контроля и помощь в требований СанПиНов; здоровьесберегающей ).
Физкультурно-оздоровительные технологии, на физическое развитие и
здоровья ребенка: физических , двигательной активности и физической
культуры , закаливание, дыхательная , массаж и , профилактика
плоскостопия и правильной осанки, процедуры в водной (бассейне) и на ,
воспитание привычки к физической активности и о здоровье и реализация
технологий, как , осуществляется специалистами по воспитанию и
воспитателями в специально организованных оздоровительной .
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника.
Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством
специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и
специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе.
К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и
психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в
педагогическом процессе.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья
педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
развитие потребности к здоровому образу жизни.
Библиографический список:
1.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991 , с. 324 – 341.
2.
Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования
ЗОЖ студента [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика
физической культуры. - 2005. №6.
3.
Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и
определения. – СПб.: Деан, 2000. – 256 с.
4.
Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесберегательния
студенческой молодежи [Текст] / С.А. Марчук // Теория и практика
физической культуры. 2006. - № 6.