Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в системе образования дошкольников в условиях фгос в доу

Автор: Закревская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад номер 106
Населённый пункт: Город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в системе образования дошкольников в условиях фгос в доу







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №106»

(МБДОУ «Детский сад №106»)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ФГОС В ДОУ.

Разработчик: Закревская Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад№106»

Барнаул,2024 г

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ФГОС В ДОУ.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека

и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в

древности оно понималось врачами и философами как главное условие

свободной деятельности человека, его совершенства.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие

«здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в

настоящее время существуют разные подходы к определению.

Самое ранее из определений здоровья – определение Алкмеона, имеет

своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония

противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как

правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и

эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его

энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы

считали, что здоровье – это полное довольство при условии полного

удовлетворения всех потребностей. Согласно К. Ясперсу, психиатры

рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный

врожденный потенциал человеческого призвания».

З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто

способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.[1]

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано,

что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и

физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного

благополучия.

Итак, здоровье рассматривается как характеристика личности,

охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие

взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический,

психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия,

баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно

меняющимися условиями среды. Оно является лишь средством для наиболее

полной реализации жизненного потенциала человека.

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек

реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность;

закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная

гигиена.[2]

При формировании здорового образа жизни личности необходимо

обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на ее

интеллектуальную, эмоционально – волевую и практическую деятельность.

Поскольку новое качество образования может быть достигнуто лишь

при создании определенных условий, направленных на сохранение и

укрепление здоровье обучающихся, то это требует от педагогов особых

подходов в образовании и воспитании, в том числе и собственного, являются

важной составляющей профессиональной компетентности современного

преподавателя. Педагог должен обладать широким спектром

здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь

возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных

условиях успех конкретного обучаемого.[3]

Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании

в последние 10 лет и, не являясь самостоятельной педагогической

технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них.

«Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только

и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько

гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные

нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил»,

- пишет зав. Лабораторией Научного центра здоровья детей РАМН

Степанова М.

Однако, данное определение не является единственным. Как нет одного

понятия здоровья, так и нет конечного понятия здоровьесберегающей

технологии.

М. А. Васильева характеризует данное понятие как охрану и

укрепление здоровья, особенно нервной системы, совершенствование

функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса

к различным доступным детям видам двигательной деятельности,

формирование положительных нравственно- волевых черт личности в

контексте общего педагогического процесса.

Е. Н. Вавилов выделяет такое определение – охрана и укрепление

здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование

двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных

систем организма.

Во всем многообразии толкований понятия здоровьесберегающей

технологии в образовании можно увидеть общую черту, а именно, признание

здоровья главной ценности человека и стремление к его сохранению и

развитию в процессе учебной деятельности.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий

видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс

является формирование культуры здоровья. Именно на это должно быть в

значительной степени направлены усилия. Культура здоровья должна не

изучаться, а воспитываться [4]. Психологическая основа этого – мотивация

на введение здоровья и здорового образа жизни.

В настоящее проблема здоровья и его является из самых актуальных.

“здоровьесберегающие технологии” вошло в образовательную , начиная с

образовательных учреждений.

“ технология” – это система мер, взаимосвязь и взаимодействие

факторов среды, направленных на здоровья ребенка на этапах его обучения

и . В концепции образования предусмотрено не сохранение, но и активное

здорового образа и здоровья .

Здоровьесберегающие технологии в образовании направлены на

приоритетной задачи дошкольного – задачи сохранения, и обогащения

здоровья педагогического процесса в саду: , педагогов и родителей.

В Законе “Об образовании” задачей является “ человека и развитие

личности”. здоровья детей в число приоритетов образовательного . Именно

здоровье условием успешного и развития личности, её и физического , а в

дальнейшем во многом жизни.

Одной из задач дошкольного – создание , гарантирующих формирование

и здоровья воспитанников. здоровье человека – достаточно для всех

времен и , а в настоящее время она первостепенной. Актуальность

здорового жизни подтверждают и показатели.

должен психолого-педагогическим технологиям, ему самому работать

так, не наносить ущерба своим на занятиях. Образовательная должна быть

и здоровьеукрепляющей.

Понятие “ технологии” как раз и все направления работы учреждения по

сохранению, и укреплению здоровья дошкольного .

Здоровьесберегающие технологии – обучения ребенка ( стресса,

адекватность и методик и воспитания); рациональная учебного процесса (в

с возрастными, половыми, особенностями и требованиями); соответствие и

физической нагрузки, возможностям ребенка; , достаточный и

организованный двигательный .

Цель здоровьесберегающих – обеспечение высокого здоровья детского

сада и культуры, как совокупности отношения ребенка к образу человека,

валеологической , позволяющей дошкольнику и эффективно решать

здорового жизни и безопасного , оказание элементарной , психологической

самопомощи.

здоровьесберегающих в дошкольном образовании – по доминированию

целей и задач, а также средств и здоровьеобогащения педагогического в

детском саду.

В с этим можно следующие здоровьесберегающих технологий:

технологии, обеспечивающие и приумножение здоровья под

руководством персонала детского в соответствии с медицинскими и

нормами, с использованием средств ( мониторинга здоровья , разработка

рекомендаций по детского здоровья; и контроль детей раннего и возраста,

физического дошкольников, закаливания; профилактических в детском

саду; контроля и помощь в требований СанПиНов; здоровьесберегающей ).

Физкультурно-оздоровительные технологии, на физическое развитие и

здоровья ребенка: физических , двигательной активности и физической

культуры , закаливание, дыхательная , массаж и , профилактика

плоскостопия и правильной осанки, процедуры в водной (бассейне) и на ,

воспитание привычки к физической активности и о здоровье и реализация

технологий, как , осуществляется специалистами по воспитанию и

воспитателями в специально организованных оздоровительной .

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника.

Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной

комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,

обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством

специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и

специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе.

К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и

психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в

педагогическом процессе.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья

педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,

развитие потребности к здоровому образу жизни.

Библиографический список:

1.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.

В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991 , с. 324 – 341.

2.

Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования

ЗОЖ студента [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика

физической культуры. - 2005. №6.

3.

Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и

определения. – СПб.: Деан, 2000. – 256 с.

4.

Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесберегательния

студенческой молодежи [Текст] / С.А. Марчук // Теория и практика

физической культуры. 2006. - № 6.