Напоминание

Основные особенности работы по формированию правильного звукопроизношения старших дошкольников с ТНР

Автор: Кемпинская Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 г.Кисловодск
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Основные особенности работы по формированию правильного звукопроизношения старших дошкольников с ТНР







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

комбинированного вида № 4 города-курорта Кисловодска

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме:

«Основные особенности работы по формированию правильного

звукопроизношения старших дошкольников с ТНР»

Разработала:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кемпинская Ольга Владимировна

КА. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной

жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю

жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И очень важно помочь

ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает

понимать и осваивать родной язык, появляются первые лепетные слова состоящие

из сочетания гласных и согласных звуков: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да»,

«тя-тя-тя». Также в речи ребёнка появляются короткие эмоционально -

насыщенные вскрики – «э, а, уу, о», с помощью которых малыш выражает

радость, удивление, недовольство . Дети всё чаще и чаще используют свои

речевые возможности для привлечения к себе внимания мамы и папы и

поддержания с ними «беседы». Это очень важно для своевременного речевого

развития. К концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более

двадцати слов, обозначающих действия, звукоподражания (кач-кач, дзинь- дзинь,

мяу-мяу), названия игрушек, мебели, одежды, частей тела, имена. Малыш уже

может произнести самостоятельно пять-десять слов («мама», «папа», «баба»,

«кис» (кошка), «па» (упал), «ням-ням» (кушать)» и т. п.), а остальную речь

заменяет невнятный лепет, мимика и жесты. Благодаря речи малыш познает

окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о

предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

В дошкольный период происходит активное становление речи и ее

формирование,

ребенок

учиться

отчетливо

и

грамматически

правильно

произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. Своевременное и

правильное речевое развитие

необходимое условие формирования личности

ребенка в современном мире.

Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С

развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов,

формирование личности в целом. Исключительное значение речи в развитии

ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее

совершенствованию на разных этапах становления личности.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые

нарушения. Наиболее распространенно среди них нарушение произношения

звуков. Это нарушение может быть самостоятельных речевым дефектом, но оно

может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда,

зачастую,

оно

бывает

самым

заметным

их

проявлениям.

Нарушенное

звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой

осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного

звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены

условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга,

нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением

зачастую

нарушено полноценное

общение со сверстниками, а это ведет к

формированию комплекса неполноценности. И это послужило толчком к моей

опытно-экспериментальной

работы:

«Основные

особенности

работы

по

формированию правильного произношения старших дошкольников с ОНР»

Нарушенное звукопроизношения затрудняет у школьников обучение русскому

языку, поэтому я поставила перед собой цель—сформировать у детей с ОНР

необходимую готовность к обучению грамоте, научить детей чтению и письму.

При воспитании у детей правильного звукопроизношения я поставила перед

собой задачи— подготовить детей к анализу звукового состава слова, отработать

произношение многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со

стечением согласных и без них, ввести слова сложной слоговой структуры в

самостоятельные высказывания детей.

Я считаю, что в основу работы по формированию звукопроизношения

должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков

родного языка.

Владение методикой постановки звуков является

одной из главных

составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие

ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. М.Ф. Фомичева и другие. Много

написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного

звукопроизношения

у детей. Определена

последовательность в работе над

звуком. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с

учетом появления звуков в антогенезе: свистящие, шипящие, соноры.

Коррекцией звукопроизношения я занимаюсь на протяжении всего

периода логопедической работы .

Коррекционно —логопедическую работу по преодолению нарушений

звукопроизношения провожу в определённой последовательности, поэтапно.

Различают

четыре

основных этапа : подготовительный, постановка звука,

автоматизация и дифференциация звуков.

Одним из приёмов повышения эффективности работы над постановкой и

автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика, – эта система

повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляторного

аппарата с целью выработки чёткости, точности, правильности движений всех его

частей.

Я изготовила картотеку артикуляционной гимнастику, а также оформила

методическое пособие « Весёлый язычок». Дети с удовольствием любят слушать

сказочные истории из жизни язычка и выполнять артикуляционные упражнения

вместе с « Котиком Музиком» из книжки-малышки.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков,

подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции.

«Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть руки принимает форму горки,

«Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки.

В

игровой

форме,

через

артикуляционные

упражнения,

начинаю

формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку. Приходиться при

сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков,

«идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка

индивидуален.

Поэтому

я

начинаю

работать

одновременно

над

всеми

нарушенными

звуками.

Сразу

проясняется

картина,

видна

возможность

постановки того или иного звука. Вырисовывается план работы: какой звук

ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается звук «Л».

Ставя его

и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием

артикуляционного уклада остальных звуков. Так, при одновременной постановки

нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за

состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными

звуками

«Р»,

«Ш»

тоже

работаю

одновременно,

учитывая,

что

их

артикуляционные

уклады

очень

близки.

Отрабатывая

артикуляционные

упражнения на два этих звука, пробую их постановку. Как только «пошел» один

из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. возрастные

особенности детей, широко применяю игровые приемы,

стараюсь обыграть

каждое упражнение. Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю

игровые приемы,

стараюсь обыграть каждое упражнение. Например, при

выполнении упражнения «Заборчик», говорю ребенку, что на его заборчик сели

разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка,

осторожная

трясогузка

и

т.д.

При

выполнении

упражнения

«Грибок»,

рассказываю ребенку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться

от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до 10. Дождь идет, а

грибок растет все выше и выше. При выполнении

упражнения «Чашечка»

рассказываю о том, какие смешные котята бегут пить молоко из его чашечки:

серенький, рыженький, пестренький, беленький с голубыми глазами и т.д. Эти

приемы помогают удерживать статическую позу, ребенку весело и интересно, он

меньше устает.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной

воздушной

струи,

выработка

которой

проводится

одновременно

с

артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи

активное участие принимают щеки, губы, язык. С этой целью мною в кабинете

оборудован уголок дыхательной гимнастики: картотека «Весёлый ветерок» , а

также необходимый материал для речевого дыхания (ватные шарики, снежинки

на нитках ,листики ,вертушки).

Одновременно с артикуляционной

гимнастикой и упражнениями для

выработки направленной воздушной струи мною отрабатывается

и

мелкая

моторика рук.

В уголке для мелкой моторики рук я оформила картотеку пальчиковой

гимнастики, изготовила пособие : «Солнышко ». Дети с удовольствием играют с

прищепками, прикрепляют к солнышку лучики, выкладывают фигуры счётными

палочками ,пуговицами. С помощью родителей были приобретены серии игр

«Умные пальчики» со шнуровкой. Для формирования мелкой моторики рук

использую нетрадиционные методы – Су-Джок терапию, песочную терапию , а

также игры с пальчиками («В нашей группе все друзья…»,«Наши пальчики

покажем…», «Этот пальчик дедушка …» и т.д.).

Одним

из

важнейших

направлений

в

коррекционно-воспитательной

деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями .Работая логопедом ,я

пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию

в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка .В работе

я

использую

разнообразные

формы:

родительские

собрания,

беседы .консультации для родителей : «Особенности работы по исправлению

звукопроизношения»,

«Как

организовать

логопедические

занятия

дома»,

памятки родителям для организации занятий по заданию логопеда, рекомендации

к проведению артикуляционной гимнастики, оформила

уголок «Для ,Вас,

родители» ,изготовила

папку –передвижку; «Логопед советует …», папку :

«Подготовка детей к школе».

Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в

благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому

занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную

сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучиваем много стихов со

смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь,

заражаясь эмоциями, старается сказать также. Использую песенки, элементы

театрализации. При автоматизации звука «Л» шалим и хулиганим, грозим друг

другу пальцем и ругаемся: «Ла-ла-ла!», «Лы-лы-лы!» А также для привлечения

интереса детей на логопедических занятиях по автоматизации звука я использую

игровые приёмы: «Звуковые песенки зверят», «Звуковые дорожки», «Игра на

пианино», « Пальчики здороваются».

Таблица 1

Рейтинг речевого развития детей на начало и конец работы (по подгруппам)

Экспериме

нтальная

группа

детей

1.Импрессив

ная речь

2.Общие

речевые

навыки

3.Словарны

й запас

4.Слоговая

структура и

звуконапол

няемость

слов

5.Звуко

произноше

ние

6.Фонемати

ческие

функции

7.Граммати

ческий

строй

8.Связная

речь

Н.г..

К.г.

Нг.

Кг..

Н.г.

К.г..

Н.г..

К.г..

Н.г.

К.г..

Н.г.

К.г.

Нг..

Кг..

Нг..

К.г..

Общий балл

на

подгруппу

1,8

2,8

1,8

2,8

1.8

2,6

1,5

2,6

1,6

2,5

1,5

2,5

1,3

2,3

1,3

2,5

Диаграмма результатов работы

И

м

п

р

е

с

с

и

в

.

О

б

щ

и

е

р

е

ч

.

Н

а

в

.

С

л

о

в

.

з

а

п

.

С

л

о

г

.

с

т

р

у

к

т

у

р

а

З

в

у

к

о

п

р

о

и

з

н

о

ш

Ф

о

н

е

м

а

т

и

ч

.

Ф

у

н

к

ц

и

и

Г

р

а

м

м

а

т

и

ч

.

с

т

р

о

й

С

в

я

з

н

а

я

р

е

ч

ь

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

2,8

2,8

2,6

2,6

2,5

2,5

2,3

2,5

Группа детей прошедших занятия по коррекции ОНР

Нач. иссл.

Конец иссл.

Вывод:

исходя

из

результатов

работы,

количественного

и

качественного ее анализа, можно сделать вывод о том, что дети прошедшие

занятия по коррекции общего недоразвития речи, имеют показатель развития

речи на порядок выше, по сравнению с результатами на начальном периоде

работы.

Отсюда следует, что коррекционные логопедические занятия играют

важную роль в развитии речи и в преодолении ОНР, так как, речь

представляет собой очень сложную психическую деятельность, нарушение

которой требует обязательной коррекции.

Заключение

В данной работе целью было выявить особенности работы по

формированию правильного звукопроизношения старших дошкольников с

ОНР.

Для

того,

чтобы

логопедическая

работа

была

эффективной

учитывались следующие условия: - специфика речевого развития;

- ведущий вид деятельности;

- временной фактор занятия;

- работоспособность ребенка.

Работая над коррекцией общего недоразвития речи детей и планируя

работу, главное – работа эта достигнет намечаемых целей только в том

случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:

Заботиться

о

расширении

круга

представлений

детей

на

базе

педагогически организованной обстановки, связывать представление со

словом.

Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.

Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи

Организовывать игру и труд детей, являющихся в деле развития их

языка факторами первенствующего значения.

Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с

ними организованное общение.

В работе проводился теоретический анализ литературы по проблеме

исследования, проводился сбор анамнеза, логопедическое обследование,

проводился

подбор

методов

диагностики

речевого

развития

детей

дошкольного возраста, выявлялись параметры и критерии оценки речевого

развития,

проводилась

количественная

и

качественная

обработка

результатов, подбиралась система коррекционной логопедической работы с

детьми с общим недоразвитием речи . После чего обобщались результаты

исследования, проводилось оформление таблиц, диаграмм и т. д. В таблицах

и диаграммах результатов исследования указанны общие баллы результатов

развития тех или иных компонентов речи.

Рассмотрим подробно содержание логопедического обследования:

1)

Сбор анамнестических данных;

2)

Проведение

психолого-педагогического

и

логопедического

обследования, особенностей коммуникативной сферы;

3)

Исследование слухового восприятия;

4)

Исследование зрительного восприятия;

5)

Исследование восприятия пространственных представлений;

6)

Исследование состояния органов артикуляции;

7)

Исследование состояния общей моторики;

8)

Исследование состояния ручной моторики;

9)

Исследование состояния мимической мускулатуры;

10)Исследование состояния артикуляционной моторики;

11)Исследование импрессивной речи;

12)Исследование экспрессивной речи;

13) Проверка состояния связной речи;

14)Исследование фонетической стороны речи;

15) Исследование навыков фонематического восприятия;

16)Исследование навыков фонематического анализа и синтеза.

Логопедическое

обследование

завершалось

уточненным

логопедическим

заключением,

в

котором

определялся

уровень

форсированности речи ребенка, затем отражалась специфика речевого

нарушения, и наконец, выписывались выводы из всех разделов речевой

карты.

Язык — совершеннейшее орудие социального общения людей — в

наших условиях является важнейшим фактором развития личности. Дети

должны владеть этим орудием. Мы должны заботиться о том, чтобы их речь

была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержанием.

Таким

образом,

правильно

грамматически

и

интонационно

оформленная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказывать

свои

мысли,

тем

шире

его

возможности

в

познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение

со сверстниками и

взрослыми.

Мой опыт работы может быть интересен логопедам и воспитателям

логопедических групп, а также воспитателям массовых групп ДОУ.

И в дальнейшем я буду накапливать опыт по данной теме