Напоминание

"Единственное и множественное число глаголов"

Автор: Голуб Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб"
Населённый пункт: с. Перелюб
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: "Единственное и множественное число глаголов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

(программа «Школа России»)

Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов»

Тип урока: освоение нового материала

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с единственным и множественным числом глаголов, их от-

личительными признаками и ролью в речи.

Задачи урока:

дидактические: способствовать формированию у учащихся представлений о числе глагола, его отличительных признаках

и роли в речи.

развивающие: содействовать развитию умения отличать единственное и множественное число глаголов.

воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности, взаимопомощи, любви к родному

языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради; мультимедийный проектор, презен-

тация; карточки для парной и индивидуальной работы.

1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока, продолжительность

Образова-

тельная

задача эта-

па

урока

Мето-

ды и

приё-

мы

рабо-

ты

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организа-

ции

учебной

деятель-

ности

(Ф

фронталь

ная, И

индиви-

дуаль-

ная-

ная, П

парная,

Г – груп-

повая)

Планируемые результаты

Ди-

дакти-

ческие

сред-

ства,

Ин-

терак-

тив-

ное

обору-

дова-

ние

Предметные

Метапредмет-

ные

(П – познава-

тельные, Р

регулятив-

ные, К – ком-

муникатив-

ные)

Личност-

ные

1. Орга-

низаци-

онный

этап

(1,5 мин)

Создать

условия

для

возникнов

ения

внутренне

й

потребно-

сти вклю-

чения в

учебную

деятель-

ность, про-

верка го-

товности

учащихся

к уроку

При-

вет-

ствие,

игра

«Доск

ажи

сло-

веч-

ко»

– Здравствуйте, дети! Садитесь!

Давайте вспомним некоторые правила вежливо-

сти на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Приветству-

ют практи-

канта

Слушают

Ф

Разли-

чать

слово и

предло-

жение,

слово и

слог,

слово и

набор

букво-

сочета-

ний

К: Привет-

ствуют педа-

гога.

Р: Проверяют

уровень своей

готовности к

уроку.

Прини-

мать и

осваива-

ивать со-

циаль-

ную роль

обучаю-

щегося

Положи-

тельное

отноше-

ние к

урокам

русского

языка.

Пре-

зента-

ция

2. Ми-

Создать

Показ

1)

Минутка чистописания.

Осозна-

Пре-

2

нутка чи-

стописа-

ния, сло-

варная

работа

(9 мин)

условия

для

преодоле-

ния типич-

ных гра-

фических

ошибок,

вспомнить

написание

изученных

словарных

слов

напи-

сания

учи-

телем

с объ-

ясне-

нием

на

доске,

анализ

непра-

виль-

ного

соеди-

нения

букв

(ак-

тивн.)

Дик-

тант в

загад-

ках,

работа

со

сло-

варём,

само-

про-

верка

– Открываем тетради и вспоминаем правила по-

садки:

Руки? — НА МЕСТЕ

Ноги? — НА МЕСТЕ

Локти? — У КРАЯ

Спина? — ПРЯМАЯ

– Отступите от предыдущей работы две строки.

На третьей запишите сегодняшнее число (15 ап-

реля), классная работа.

Написание какой буквы мы сегодня повторим,

вы мне скажите сами.

– Посмотрите на доску. Что там написано?

(слайд)

Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносим чаще других в этой ско-

роговорке? (Звук [р].)

– Что вы знаете про этот звук? (Согласный, звон-

кий непарный, может быть мягким и твердым.)

– Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой

р.)

– Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня

напишем на минутке чистописания. (Р, р)

– Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную

вниз, не доходя до конца линейки, закругляем

влево. Возвращаемся наверх и пишем закруглен-

ный элемент.

– Начинаем писать наклонную вниз, не отрывая,

возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной

вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не дохо-

дя до нижней строки линейки, делаем закругле-

ние вправо. Продолжите написание букв до конца

строки.

– Прочитайте скороговорку.

– Что можно сказать о словах в этом предложе-

нии? ( Это однокоренные слова.)

– Спишите, выделите корень.

2)

Словарная работа.

К нам сегодня в гости на урок из волшебной

Слушают

и

выполняют

Открывают

тетрадь. Запи-

сывают

чис-

ло,

классная

работа.

Слушают

и

отвечают

на

вопросы

Ф

И

Ф

вать,

что зна-

чение

слова

можно

уточнит

ь или

опреде-

лить с

помо-

щью

толко-

вого

словаря

К: Планиро-

вание учебно-

го сотрудни-

чества с учи-

телем и

сверстника-

ми.

Р: Выполне-

ние учебного

действия.

П: Самостоя-

тельное выде-

ление и фор-

мулирование

познаватель-

ной цели,

осознанное

построение

речевого вы-

сказывания.

К: Отвечают

на вопросы.

Обсуждают

материал.

Р: Выполне-

ние учебного

действия.

Р: Выполне-

зента-

ция,

школь

ная

доска,

набор

карти-

нок

для

сло-

варно-

го

дик-

танта

3

страны Грамматика пожаловал любознательный

Глаголик. Он приготовил для вас картинный сло-

варный диктант.

(Показ картинок для словарного диктанта)

(Самопроверка)

– Покажем Глаголику, насколько хорошо мы вы-

полнили его задания.

Зелёный смайлик – задания выполнено мною от-

лично;

Жёлтый смайлик – я испытывал затруднения;

Красный смайлик – я не справился с заданиями.

Отгадывают

загадку, запи-

сывают слово

Разгадывают

ребус,

запи-

сывают слово

«Собирают»

слова и запи-

сывают их

Называют

слово и запи-

сывают его

Оценка своей

работы

Ф, И

Ф, И

Ф, И

Ф, И

И

ние учебного

действия.

К: Контроль,

коррекция.

3. Актуа-

лизация

знаний.

(6 мин)

Вспомнить

уже из-

вестный

материал,

на кото-

рый будут

Зада-

ние

пробл

ем-

ного

харак-

(слайд)

– Молодцы, ребята. Вы отлично справились с за-

даниями Глаголика.

– Прочитайте слова и найдите лишнее. Почему

слово шёл лишнее? (Слово отвечает на вопрос:

что делал?, т.е. является глаголом.)

Слушают

Читают, отве-

чают

Ф

Ф

Соотно-

сить

слова –

назва-

ния

призна-

К: Умение

выражать

свои мысли.

П: Структу-

рирование

Прояв-

ляют ин-

терес к

изуче-

нию рус-

ского

Пре-

зента-

ция

4

опираться

при изуче-

нии новой

темы

тера,

(ак-

тивн)

(слайд)

– Что такое глагол? (Глагол – часть речи, кото-

рая обозначает действие предмета и отвечает

на вопросы что делать? что сделать?)

Делят слова

на 2 группы

Отвечают на

вопросы

Определяют и

называют те-

му урока.

Ставят цель

на сегодняш-

ний урок.

П

Ф

Ф

Ф

ков

предме-

тов и

вопрос,

на кото-

рый от-

вечают

эти сло-

ва.

Разли-

чать на-

звания

предме-

тов, от-

вечаю-

щие на

вопро-

сы

«кто?»,

«что?»

знаний.

К: Уметь

оформлять

свои мысли в

устной форме

с учётом

своих учеб-

ных и жиз-

ненных рече-

вых ситуаций.

Слушать и

понимать

речь других;

строить по-

нятные для

собеседника

высказыва-

ния; высказы-

вать своё

мнение (точ-

ку зрения).

Р: самостоя-

тельно сфор-

мулировать

цель урока

после предва-

рительного

обсуждения

языка.

4. Пер-

вичное

усвоение

новых

знаний.

Поста-

новка це-

лей и за-

дач.

При помо-

щи сравне-

ния и со-

поставле-

ния язы-

ковых яв-

лений вы-

делить су-

Ин-

дук-

ция:

целе-

напра

влен-

ное

на-

блю-

– Глаголик предлагает нашему вниманию следу-

ющее задание:

(слайд)

– Перед вами слова, к какой части речи вы их от-

несёте? Почему?

(Записаны слова: читает, поют, играют, пишет,

рисует, убирают.)

(Работа в парах.)

Задание:

Открывают

учебник и чи-

тают стихо-

творение и за-

дание к нему

Отвечают на

вопрос

Ф

Ф

Разли-

чать

слова,

обозна-

чающие

предме-

ты

(при-

знаки

Р: Проговари-

вание после-

дователь-

ность дей-

ствий на уро-

ке; формиро-

вание позна-

вательной

инициативы.

Умение

осозна-

вать от-

ветствен-

ность за

общее

дело;

умение

следо-

Пре-

зента-

ция,

учеб-

ник,

карточ

ки с

буква-

ми

5

а) Ана-

лиз язы-

кового

материал

а

(создание

проблемн

ой ситуа-

ции);

б) на-

чало

реше-ния

про-

блемы

(выдвиже

ние гипо-

тез);

в) кол-

лективно

е реше-

ние

проблем

ы, обоб-

щение

наблюден

ий

г) про-

верка

пра-виль-

ности

реше-ния

проблем

ы

(8 мин)

ществен-

ные при-

знаки изу-

чаемого

понятия

дение,

ана-

лиз,

срав-

нение

и со-

по-

став-

ление

язы-

ковых

фак-

тов,

подво-

дящий

к теме

диа-

лог,

побу-

ждаю-

щий к

гипо-

тезам

и про-

верке

диа-

лог,

само-

про-

верка,

дидак-

тиче-

ская

игра

на

срав-

нение

и

клас-

– Разделите слова на группы:

(слайд)

читает поют

пишет играют

рисует убирают

– По какому признаку разделили слова?

– На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столби-

ка? (Что делает?)

– На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столби-

ка? (Что делают?)

– Кто догадался, по какой теме будем работать на

уроке? (Единственное и множественное число

глаголов.)

(слайд)

– Поставим цель урока. (Научиться задавать во-

просы и определять число глаголов; научиться

употреблять глаголы в речи.)

(слайд)

1.

Работа по учебнику.

– Ребята, откройте учебники на стр.74, упр.128.

Прочитайте стихотворение Вадима Левина.

(слайд)

– Прочитайте первое задание и выполните его.

(Открывают толковый словарь и читают лекси-

ческое значение слова мокнуть)

– Ребята, а почему в одних предложениях слово

мокнут, а в других – мокнет? (Глагол мокнут

обозначает действие нескольких предметов, а

глагол мокнет – одного.)

(слайд)

– Прочтём правило на стр. 74.

– Спишите данное стихотворение, над именами

существительными и глаголами укажите число.

– Сделайте вывод: как определить, в каком числе

стоит глагол? (Определить число существитель-

ного, а глагол стоит в том же числе, что и суще-

ствительное).

Списывают,

указывают

число

Отвечают на

вопрос

Читают пра-

вило

Играют в иг-

ру «Какое

число?» вме-

сте с учи-

телем

И, Ф

Ф

Ф

Ф, И

предме-

тов,

дей-

ствия

предме-

тов).

Соотно-

сить

слова –

назва-

ния

призна-

ков

предме-

тов и

вопрос,

на кото-

рый от-

вечают

эти сло-

ва

К: строить

монологиче-

скую и диало-

гическую

речь; строить

устное выска-

зывание в со-

ответствии с

коммуника-

тивной зада-

чей; слушать

и понимать

речь других; с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать

свои мысли.

П: Умение

находить и

выделять

необходимую

информацию;

умение де-

лать предпо-

ложения и об-

основывать

их. Формиро-

вать навыки

поисковой,

исследова-

тельской дея-

тельности; со-

относить ин-

формацию,

представлен-

ную в разных

вать в по-

ведении

мораль-

ным нор-

мам и

этиче-

ским тре-

бовани-

ям.

«Е»,

«М»

6

сифи-

кацию

(ак-

тивн)

(слайд)

2.

Игра «Какое число?»

– А теперь, Глаголик предлагает нам сыграть в

игру «Какое число?».

– На ваших столах лежат карточки с буквами:

Е – единственное число;

М – множественное число.

– Ваша задача, когда я зачитала слово, поднять

карточку с нужной буквой.

Радуется (Е), смеются (М), научусь (Е), катает-

ся (Е), улыбаются (М), поливают (М), собирают

(М), сажает(Е), пишет(Е), открывает(Е), печа-

тают (М), уезжает (Е), листает (Е), снимают

(М), танцует (Е).

(слайд)

– Молодцы, ребята! Глаголик очень доволен ва-

шей работой.

формах, из-

влекать необ-

ходимую ин-

формацию из

текста; ориен-

тироваться в

учебнике.

К: Умение

выражать

свои мысли с

достаточной

полнотой и

точностью;

умение слу-

шать и пони-

мать речь

других; учи-

тывать

разные мне-

ния.

5. Дина-

мическая

пауза,

(45 сек)

Обеспе-

чить воз-

можность

смены дея-

тельности

при вы-

полнении

упражне-

ний

Прак-

тиче-

ский

– Прервёмся и немного отдохнём.

(видеозапись)

Выполняют

Ф, И

Пре-

зента-

ция,

видео-

запись

6. Пер-

вичная

проверка

понима-

ния.

Пост-

роение

алгорит-

ма.

Проверить

качество

первично-

го усвое-

ния

Ана-

ли-

тико-

синте-

тиче-

ский,

срав-

нение,

клас-

– Ребята, откройте учебники на стр.75, упр.129.

(слайд)

– Прочитайте задание к упражнению. Что будете

делать? (Изменять глаголы по числам.)

– Прочитайте первую пару глаголов. На какой во-

прос отвечает глагол в единственном числе? во

множественном числе?

– Выполните задание.

– Изменяя по числам глаголы, мы получаем одно-

Читают зада-

ние

Отвечают на

вопросы

Выполняют

задание

Отвечают на

Ф

Ф

И, Ф

Ф

Соотно-

сить

слова

— на-

звания

дей-

ствий

предме-

тов и

П: Умение

находить и

выделять не-

обходимую

информацию;

умение де-

лать предпо-

ложения и об-

основывать

Положи-

тельное

отноше-

ние к

урокам

русского

языка.

Пре-

зента-

ция,

карточ

ка для

пар-

ной

рабо-

ты

7

(7-8 мин)

сифи-

кация.

По-

строе-

ние

алго-

ритма,

уст-

ные

отве-

ты

(ак-

тивн)

коренные слова или формы одного и того же сло-

ва? (Формы слова.)

– Прочитайте правило.

- Теперь попробуем применить его. Работая в па-

рах, отгадайте загадки и подчеркните глаголы в

текстах загадок

(КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасила витрины? (ЗИМА)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)

(слайд)

- Зачитайте загадку и отгадки. Слова какой части

речи вам помогли определить отгадку?

вопрос

Читают пра-

вило

Читают зада-

ние и выпол-

няют его

Взаимопро-

верка

Ф

Ф, И

Ф

вопрос,

на кото-

рый от-

вечают

эти сло-

ва. Со-

отно-

сить

слова

— на-

звания

призна-

ков

предме-

тов и

вопрос,

на кото-

рый от-

вечают

эти сло-

ва

их. Формиро-

вать навыки

поисковой,

исследова-

тельской дея-

тельности; со-

относить ин-

формацию,

представлен-

ную в разных

формах, из-

влекать необ-

ходимую ин-

формацию из

текста; ориен-

тироваться в

учебнике.

К: Умение

выражать

свои мысли с

достаточной

полнотой и

точностью;

умение слу-

шать и пони-

мать речь

других; учи-

тывать

разные мне-

ния.

7. Пер-

вичное

закрепле-

ние

(упраж-

нение,

самосто-

ятельная

1.Обеспеч

ить

закреплен

ие и

понимание

изученног

о

материала

Упраж

нения

анали-

тиче-

ские,

синте-

тиче-

ские,

1.

Задание Глаголика.

– Глаголик приготовил нам новое задание:

(слайд)

Прочитайте предложения. Замените форму

единственного числа формой множественного.

(Устно)

1)

Утка кричит.

2)

Дятел стучит.

Читают

предложения

Меняют фор-

му единствен-

ного числа на

форму мно-

жественного

Ф

Соот-

носить

слова –

назва-

ния

при-

знаков

Р: Оценка,

контроль,

коррекция.

П: Умение

контролиро-

вать и оце-

Карто

чки с

зада-

ния-

ми,

кон-

верт

«Зна-

8

работа)

(8 мин)

с

помощью

упражнени

й

2. Обеспе-

чить фор-

мирование

у уч-ся

умений

самостоя-

тельно

применять

знания в

разнооб-

разных си-

туациях

на

срав-

нение

и

клас-

сифи-

ка-

цию,

пробл

емные

зада-

ния,

ре-

конст

рук-

ция,

уст-

ные и

пись-

мен-

ные

отве-

ты,

само-

стоя-

тель-

ная

работа

(ак-

тивн)

3)

Собака молчит.

4)

Мороз трещит.

5)

Ворона кричит.

Проверим.

1)

Утки кричат.

2)

Дятлы стучат.

3)

Собаки молчат.

4)

Морозы трещат.

5)

Вороны кричат.

2.

Самостоятельная работа.

Продолжаем нашу работу по изученной теме.

(слайд)

Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая

группа будет выполнять своё задание.

Послушайте инструкцию предстоящей работы.

На выполнение задания вам даётся 3 минуты.

Внимательно прочитайте задание и только тогда

приступайте к его выполнению. Подумайте, как

его будете объяснять ребятам в классе. Какая

группа выполнит задание, подаёт сигнал.

Подойдите ко мне по одному человеку от группы

и получите карточки с заданием.

Карточка № 1.

Используя слова для справок, составьте текст. У

глаголов определите число.

___________ солнышко. _____________ снега.

____________сосульки. На реке _____________

лёд. Над водой ______________ белые чайки.

______________ медведь. Звонко

_________________ дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат,

тают, плачут, треснул, кружат.

Карточка № 2.

числа

Выполняют

самостоятель-

но

Г

пред-

метов

и во-

прос,

на ко-

торый

отвеча-

ют эти

слова

нивать про-

цесс и ре-

зультаты де-

ятельности.

системати-

зировать,

обобщить

изученное;

соотносить

имеющиеся

знания с но-

вым матери-

алом; ис-

пользовать

правило для

решения за-

дач.

ний»

9

Проверьте текст, всё ли там верно написано, и,

если есть ошибки, исправьте их.

Ярко светят весеннее солнце. Лёгкие облака укра-

шает голубое небо. Смолой запахла душистые

почки. Появились молодая травка.

Карточка № 3.

Запишите глаголы в форме множественного чис-

ла..

Открыл - ___________, хранит - ___________,

посвистит - __________, притащил - ___________,

заснёт - ____________, проткнёт - __________, за-

был - _________ .

Карточка №4

.

Запишите глаголы в форме единственного числа.

Читали - __________, замолчат -_________, гово-

рят -__________, встают -__________, проверили

-__________, обдумали - ___________, спят -

________.

Взаимопроверка.

(Все эти волшебные карточки мы положим в кон-

верт «Знаний», чтобы запомнить то, что изучали

сегодня на уроке.

8. Ин-

форма-

ция о до-

машнем

задании

(2 мин)

Организо-

вать обсу-

ждение и

запись до-

машнего

задания,

дать уста-

новку

на трени-

ровку

определён-

ных уме-

ний

Сооб-

щение

учите-

ля, об-

су-

жде-

ние,

инстр

уктаж,

инди-

виду-

альное

консу

(слайд)

– Запишите домашнее задание.

Выполнить на стр.75 упр.130.

– Давайте прочитаем это задание и узнаем, что

нужно сделать.

– Есть вопросы по выполнению домашнего зада-

ния?

Дополнительное задание:

Придумать и написать 2 предложения, в кото-

ром бы были глаголы ед.ч. и мн.ч.

Получают до-

машнее зада-

ние

Задают во-

просы

Ф

Пред-

ставле-

ние о

некото-

рых из-

менени-

ях в си-

стеме

русско-

го язы-

ка и его

разви-

тии, по-

П:

записы-

вать, фикси-

ровать ин-

формацию с

помощью

инструментов

ИКТ;

Развитие

навыков

сотруд-

ничества

с учи-

телем

Пре-

зента-

ция,

учеб-

ник

10

льти-

рова-

ние

(пас-

сивн)

полне-

нии

словар-

ного

запаса

русско-

го язы-

ка

9. Итог

урока.

Рефлек-

сия дея-

тельно-

сти

(1,5 мин)

Сформули

ровать

новое

знание

Фронт

альная

бесе-

да,

моно-

логи-

ческие

выска-

зыва-

ния

обуча-

ющих-

ся

(слайд)

Игра «Угадай действие»

К доске вызываются ученики, которые должны

показать

действие

глагола,

записанного

на

карточке. Остальные ребята угадывают глагол.

Определяют число глагола, подбирают форму

множественного числа.

ПЛАЧЕТ - ПЛАЧУТ

СКАЧЕТ - СКАЧУТ

ПОЕТ - ПОЮТ

БЕЖИТ - БЕГУТ.

И

Ф

Ф

Осозна-

вать

слово

как

единств

о звуча-

ния и

значе-

ния

К: применять

приобретён-

ные коммуни-

кативные

умения в

практике сво-

бодного об-

щения

10. Ре-

флексия

(1,5 мин)

Организов

ать

рефлексию

учебной

деятельнос

ти.

Само-

оцен-

ка

– Вот наш урок и подошёл к концу.

– Глаголику очень интересно, как вы себя оцени-

те.

(слайд)

– Возьмите светофоры, которые лежат у вас на

партах и оцените себя.

Если вы хорошо работали и у вас всё получалось

отметьте на светофоре – зелёный цвет.

Если вы допускали ошибки или вам иногда помо-

гали – жёлтый цвет.

А если вам постоянно приходилось обращаться к

помощи – красный цвет.

Осуще-

ствляют ре-

флексию сво-

ей деятельно-

сти на уроке

Р: адекватно

воспринимать

оценку своей

работы учите-

лями, товари-

щами, други-

ми лицами

Способ-

ность к

самоо-

ценке на

основе

наблюде-

ния за

собствен-

ной ре-

чью

Пре-

зента-

ция,

«све-

то-

фор»

11

– Поднимите руку те, кому сегодня было интерес-

но.

– А теперь поднимут руку те, кто узнал что-то но-

вое.

– Какая была цель урока?

– Достигли мы этой цели? Узнали?

– Кому сегодня было трудно? В чём?

– Какими знаниями вы поделитесь с родителями,

друзьями?

– Вам понравился урок?

(слайд)

– Вы сегодня поработали очень хорошо! Глаголик

и я говорим вам СПАСИБО!

Отвечают на

вопросы

Делятся свои-

ми впечатле-

ниями

Прощаются

12