Напоминание

Развитие образного мышления младших школьников

Автор: Асадуллина Анися Рафатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №60 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие образного мышления младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие образного мышления младших школьников

Ребёнок читает задачу и не понимает условие? Читает параграф и

не может его пересказать? Не понимает прочитанного правила или

рассказа? Это частые проблемы у детей начальной школы.

Одной из наиболее частых причин этих проблем является слабое

развитие образного мышления у ребёнка и не умение видеть

образы прочитанных слов в своём воображении. Именно это и

обеспечивает понимание.

.

📖

Этот навык формируется при обучении чтении на этапе чтения

слов. Когда ребёнок прочитав одно слово, видит в своем

воображении его образ и понимает, что означает это слово. Как,

например, попробовав с закрытыми глазами свеклу, мы узнаём её

вкус и говорим, что это свекла.

Важно не упустить этот момент и начинать смысловое чтение с

этапа чтения слов. А не текстов. Важно, чтобы ребёнок понимал

смыл каждого отдельно прочитанного слова, а потом объединял их

в словосочетания, предложения и тексты.

🍲

Точно также как мы по отдельности знаем вкус картофеля,

свеклы, капусты и помидоров и в борще можем их отличить на вкус

друг от друга. Но если бы мы не знали их вкуса по отдельности и

нам сразу бы дали тарелку супа, то назвать его состав было бы для

нас невозможно.

Поэтому если вы видите, что ребёнок не понимает прочитанного

нужно отмотать назад на этап понимания смысла слов и

тренировки образного мышления.

📖

Полезные игровые упражнения для понимания прочитанного.

1️

"7 ИЗМЕРЕНИЙ"

Напишите на небольших бумажках любые слова, которые понятны

ребёнку и он знает их смысл:

Простые - цветок, котёнок, конфета, машина, солнце и т.д.

Посложнее - утро, смех, дружба, небо, радость и т.д.

После этого ребёнок вытягивает одну бумажку со словом и

представляет его в своём воображении в 7 ИЗМЕРЕНИЯХ.

🍀

Увидеть образ этого слова (цветной, объемный, детальный);

🍀

Услышать звуки;

🍀

Ощутить тактильно;

🍀

Почувствовать запахи;

🍀

Почувствовать вкус;

🍀

Увидеть движение;

🍀

Почувствовать свою эмоцию от этого образа.

2️

"ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ?"

Напишите на небольших бумажках определения.

Например: мягкий, оранжевый, яркий, дружелюбный, квадратный,

стеклянный.

После этого ребёнок вытягивает одну бумажку с определением и

быстро называет 5 предметов, которые могут быть такими.

Например, 5 предметов, которые могут быть лёгкими - ветерок,

пух, характер, вес, свитер, ужин и т.д.

*Если ребёнок легко называет 5 предметов, можно увеличить до

1️0-1️5.

3️

"ВООБРАЖАРИУМ"

Это упражнение просто вершина полезности для развития

образного мышления и памяти.

Объединяем первое и второе упражнение.

Ребёнок одновременно вытягивает случайным образом бумажку со

словом и с определением. И ему в своём воображении

необходимо представить и создать объединённый образ этих двух

слов.

Например: лёгкое дерево, стеклянная машина, грустное небо.

Важно не только представить, но и поразмышлять с ребёнком, а

почему дерево стало лёгкое, кто на нём может жить и т.д.

Такие упражнения прекрасно помогают улучшить качество чтения и

пересказа, но этого недостаточно.

Необходим комплексный подход.

Для устойчивого развития быстрого и качественного чтения

необходима работа всех способностей ребёнка.

Это и память, и внимание, и образное мышление, и умение

эффективно запоминать, и применять техники чтения для его

ускорения. Всё это должно быть в определённой системе, а не в

виде разрозненных упражнений.