Напоминание

"Развитие познавательного интереса на уроках географии через проектную деятельность"

Автор: Убугунова Лариса Константиновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №31 ГО "г.Якутск"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА САХА ЯКУТИЯ
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса на уроках географии через проектную деятельность"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ

ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Убугунова Л.К

г. Якутск МОБУ СОШ №31

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

(Александр Пятигорский)

Аннотация: Одним из активных и деятельных методов обучения, применяемых на урока,

является проектная деятельность школьников.

Ключевые слова: проектная деятельность, познавательный интерес, исследование.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути

развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной

деятельности. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать

активные методы обучения. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в

обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное

развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Одним из активных и деятельных методов обучения, применяемых на урока, является

проектная деятельность школьников. Исследовательская работа учащихся помогает

сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе

«человек — природа — хозяйство — окружающая среда», осознать место человека в

природе.

Использование в учебном процессе метода проектов направлено на создание конкретного

продукта (получение результата) и наличие деятельности. Проектное обучение развивает у

детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию

навыков поисково-исследовательской деятельности.

Учебный исследовательский проект содержательно должен представлять собой результат

конкретной деятельности по решению взятой из реальной жизни и лично значимой для

учащихся проблемы (геоэкологической, географо-экономической, физико-географической,

социальноэкономической, историко-географической, краеведческой, местной). Проектная

деятельность учащихся по географии реализуется в форме составленных карт, схем,

таблиц, графиков, диаграмм, систематизированного описания итогов проведенного

исследования.

Работа учителя в качестве руководителя проекта заключается в мотивации проектной

деятельности, в организации учащихся на определение замысла проекта, в

стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения,

обработки информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации.

Выполнение школьного проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой,

что порождает необходимость овладения учителем «технологии научного исследования».

Успешное обучение и осуществление исследовательской деятельности учащимися

возможны, если имеется представление обо всех ее элементах и этапах в целом.

Первый этап — организационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с

выбора темы исследования, т.е. с определения задачи, которая должна быть решена

учащимися. Для этого необходимо уяснить, какие явления и объекты будут охвачены

исследованием, что даст возможность конкретизировать тему, т.е. найти реальную

проблему, подлежащую решению. На начальном этапе составляют предварительный план,

определяют участников, методы, процедуры, приемы исследования географической

действительности.

Второй этап — поисково-исследовательский. Он состоит в разработке программы

исследования, в сборе и изучении необходимой информации, в проведении

исследовательской работы по выбранной теме (проблеме). Непосредственное

исследование проводится на основе применения многих методов: наблюдения,

эксперимента, опроса, анализа и синтеза и других исследовательских операций,

выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная

информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности,

доказательности, полноты.

Третий этап — отчетно-оформительский. Название исследовательского проекта должен

определять основной результат, а именно то, что утверждается в завершенной работе.

Четвертый этап — информационно-презентативный. На заключительном этапе проводят

защиту осуществленного проекта в классе, обсуждают итог общей и индивидуальной

работы.

Защита проекта дает возможность учащимся продемонстрировать приобретенные знания,

умения, опыт поисково-исследовательской работы. Важный компонент активизации

географического образования — организация дискуссии по обсуждению выполненного

проекта. В процессе дискуссии учащиеся осознают, что сделано хорошо и что не

получилось. При этом, как правило, выявляют и уточняют пути оптимального

продолжения исследовательской деятельности. При обсуждении проекта необходимо

иметь в виду, чтобы итоговая оценка результатов работы позволила учащимся пережить

ситуацию успеха

Работая над проектом учащиеся:

- работают с различными источниками информации;

- критически осмысляют информацию, поступающую из разных источников,

формулируют на этой основе собственные заключения;

- решают познавательные и практические задачи;

- анализируют явления и события;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в

дискуссиях, диспутах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Примеры проектов: «Оценка загруженности и загрязненности автомобильным

транспортом ул. Каландаришвили» г. Якутска, «Природа наш общий дом или мастерская»,

«Населениешколы №31».

В результате проектной деятельности, повысился интерес к предмету, уровень

обученности, вовлеченности. Увеличилось количество участников внутришкольной

предметной олимпиады и качество выступления в городской олимпиаде по географии

Таким образом, метод проектов способствует активизации познавательной деятельности,

вооружают учащихся знаниями умениями и навыками, развивают самостоятельность,

приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Литература

1. Горбунов А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся.

Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.

2. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А.. Методы активизации познавательной

деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.