Напоминание

"Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста"

Автор: Еремеева Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ д/с N14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота,

выносливость, ловкость, гибкость.

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются

вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача

физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема

физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных

качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время

широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня

работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты,

гибкости и т.д. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка

зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно

такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявления двигательных

возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических,

биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под

влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно

существенно влиять на развитие этих качеств.

Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием

двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств,

применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной

деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Характерная черта дошкольного возраста — интенсивный рост ребенка. С этим связаны

значительные перестройки не только органов и систем, но и техники основных движений, что

отражается на развитии психофизических качеств. Это происходит вследствие того, что вместе с

увеличением длины тела и конечностей изменяются биомеханические структуры ходьбы, бега,

прыжков, метания, плавания, других движений. В первую очередь нарушаются координационные

механизмы (согласованность и соразмерность движений, которые становятся неэкономичными),

препятствующие проявлению и развитию выносливости. Постепенно вырабатывается новая

координация, налаживается биомеханика движений, в конечном счете это улучшает технику

выполнения упражнений, способствует положительным сдвигам в развитии психофизических

качеств

Как психофизическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в

минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной

задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не

связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы

проявления быстроты:

1.

латентное время двигательной реакции;

2.

скорость отдельного движения;

3.

частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь

быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех

указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных

качеств предлагается использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в

максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение

упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное

мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя,

стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или

игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка

формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом

расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных

процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку

ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Развитие силы.

Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или

противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление

внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам

(что наблюдается, например, при передачах мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств —

быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных

процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма:

незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость

мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и

позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные

скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и

наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного

аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных

мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на

кратковременные скоростно-силовые нагрузки-

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений й умение проявлять быструю силу, т.е.

проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на

дальность, спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед,

вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки

на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии

из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжков больше внимания уделять

энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые

в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации

движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например,

поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его,

бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом

возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Воспитание выносливости.

Одним из физических качеств является выносливость. Та что же такое выносливость:

«Выносливость — это способность организма совершать продолжительную мышечную работу

мощностью от 60 до 80—90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной

деятельности и физической подготовленности) благодаря преодолению трудностей, возникающих в

связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе».

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность

организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%)

интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической

подготовленности в Данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости,

так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и

способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию. Необходимость Развития

выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются

следующие.

1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности

позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную,

костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое

здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

1.

Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает

функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной),

что особенно важно в плане подготовки детей к школе

2.

Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что

целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их

природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления

кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека,

показателем его аэробных возможностей.

3.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт

характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности,

уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают

детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело

до конца. Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой

положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Развитие гибкости.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее

степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок,

детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость

представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине

амплитуды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели

определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных

величинах (сантиметрах).

Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное

психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью

определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

Часто гибкостью называют подвижность в суставах. Гибкость дает легкость, свободу действий,

раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так

и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность,

пластичность, выразительность Движениям.

Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения

предельно точны и рациональны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую

деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. У гибкого человека двигательная

основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в

достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный

мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения.

Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит у него быстрее наступает

утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о

гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат

определенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она

позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее

использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших

практических результатов.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает,

катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного

напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью

соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием

систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению

подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Развитие ловкости.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться),

быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся

обстановки.

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает

множество вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит

выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не

психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств

индивида. По образному выражению автора, «ловкость — ...козырная масть, которая кроет все

остальные карты».

По мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность

понятия. «Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с

двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя

взять силой, — помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью

подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились.

Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или

иначе искусное прилаживание наших движений к возникающей задаче, язык находит выражения

одного общего корня со словом ловкость»

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из

качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует при

стального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: ,

1.

помоги, но не навреди;

2.

заинтересуй, но не настаивай;

3.

каждый ребенок индивидуален