Напоминание

"Счастливый мальчик" Иранская народная сказка

Автор: Хуторная Ирина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Населённый пункт: с. Якшур-Бодья
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Счастливый мальчик" Иранская народная сказка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока: Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.

Цель: Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки.

Задачи:

Обучающие: формирование представления

о

народной

сказке; расширение

словарного запаса учащихся.

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование

навыка самостоятельной работы и работы в парах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к

учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;

получат

возможность

научиться: использовать приобретенные

знания

и

умения в практической деятельности.

Метапредметные:

познавательные – раскрывать

значение

слова

«сверстник»,

«лачуга»

«невод»,

«опостылела», «скитаться», «облачиться», использовать их в активном словаре; -

определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; раскрывать

образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение; определять черты

характера героя сказки и обосновывать свое мнение;

коммуникативные - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного

диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

регулятивные – понимать задачи урока и стремление их выполнить; выполнять

учебное задание, используя план; соотносить результат с поставленной целью в

сотрудничестве с учителем.

Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные

сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять

и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных

представлений.

Оборудование: изограф СЧАСТЬЕ, 6 шляп на 4 группы, лепестки на каждого.

Ход урока:

1.

Мотивация.

- Сегодня с утра морозный денёк.

Мороз щиплет вас за щёчки. Потрите их.

Вам стало тепло?

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь друг другу.

А сейчас передайте ваше тепло и радость окружающим, нашим гостям.

Я желаю сохранить вам это тепло и радость на протяжении всего урока и дня.

- Садитесь.

2.

Сообщение темы и цели урока.

- Мы продолжаем знакомство с произведениями, какого раздела? (Раздел

«Народные песни, сказки, пословицы»)

- Чтобы узнать, о чём будет наше новое произведение, прочитайте изограф в

парах. (СЧАСТЬЕ) Изограф на доску и у каждого на парте.

- О чём будет наше произведение? (О счастье) на доску вывешиваю слово

СЧАСТЬЕ.

- Тема урока «Счастливый мальчик». Название произведения на доску.

- Какая цель урока? Сформулировать ее вам помогут слова: Познакомиться,

Определить, Выяснить. (Познакомиться с новым произведением. Определить

главную мысль произведения. Выяснить, чему учит произведение.)

На доску вывешиваю: с новым произведением, главную мысль, чему учит.

3.

Изучение нового материала.

1)

Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебник с. 87. Кто написал произведение? (Иранский народ) на доске

- Иранская народная сказка.

Иран – это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких

гор.

- Нам уже написали, что это сказка. Значит, что должно быть в сказке? (Зачин,

герои необычные, волшебные предметы, устойчивые выражения, устаревшие слова,

магическое число, концовка) На доску вешаю плакат СКАЗКА

2)

Словарная разминка. Слова и определения на доску.

- Прочитайте слова, подберите правильное определение. Где мы можем найти

правильное определение? (В учебнике, в словарике.)

Опостылела – надоела.

Лачуга – плохо построенная, разваливающаяся изба, хижина.

Невод – большая рыболовная сеть.

Облачиться – одеться.

Скитаться – путешествовать, переезжать с одного места в другое.

3)

Знакомство с новым произведением.

- Давайте прослушаем произведение. (аудиозапись сказки)

- Ваше первое впечатления от прослушанной сказки. (ответы детей)

4.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.

Чтение сказки.

1)

Читаем сказку по абзацу и задаём вопросы по прочитанному. (читают

хорошо читающие)

Много-много лет назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке

леса муж и жена. (Какая была семья? – Бедная, жили в бедной хижине.)Их

сынишка целыми днями играл со сверстниками. А по вечерам отец учил его

грамоте. (Что можно сказать про отца? – Он был грамотным, потому что учил

сына.) Однажды мать сказал ему:

— Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к

морю и налови рыбы.

Мальчик взял невод и отправился на берег моря. (Что можно сказать про

мальчика? – Помощник родителей.) Там он закинул невод и, вытащив его,

увидел маленькую трехцветную рыбку — золотисто-красно-синюю. Рыбка

жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:

— Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные

ножницы: все, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

Мальчик пожалел рыбку и отпустил ее в море. (Каким был мальчик? –

Добрым, отпустил рыбку, ничего не взял в замен.)

В тот же миг в руках у него появились ножницы. Оглядевшись, мальчик

увидел упавший с дерева большой желтый лист, поднял его и вырезал дворец.

Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных

холмов. Тогда мальчик набрал листьев — желтых, зеленых, красных,

коричневых — и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца

раскинулся цветущий сад.

Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и

себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили

богаче всех соседей.

Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так

хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю,

опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать

не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: «Береги

новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!»

(Нравилось ли мальчику жить во дворце? – Ему не нравилось жить во дворце,

хотелось играть на воле с другими детьми, мама его не пускала.)

Опостылела мальчику такая жизнь. Однажды ночью он потихоньку

выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю. На берегу

мальчик громко крикнул:

— Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришел сказать тебе,

что мне не нужен свой золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю

жизнь! (Что попросил мальчик у рыбки? – Прежнюю жизнь.)

Наконец трехцветная рыбка выплыла и сказала:

— Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь

богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда

взойдет солнце, брось ножницы в море, свистни три раза — и ты будешь

счастлив, как прежде.

С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море,

свистнул три раза — и от дворца не осталось и следа.

Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она

ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.

2)

Анализ сказки с выборочным чтением.

- Кого поймал мальчик? (Рыбку золотисто-красно-синюю)

- Прочитайте, о чём попросила рыбка? (Пусти меня в море, мальчик! В

награду я дам тебе волшебные ножницы: все, что ты ими ни вырежешь, будет

настоящим.)

- Что мальчик сделал с ножницами? (Вырезал дворец, сад, одежду для себя

и родителей.)

- Прочитайте, почему затосковал мальчик? (только мальчик затосковал:

ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к

морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы.

Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила:

«Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не

делай этого!»)

- Какие главные слова, на ваш взгляд, сказала рыбка? (Ты теперь богат и

знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- Какая реакция была у мамы, когда мальчик вернулся домой? (Она ждала

сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.)

- Сказка называется «Счастливый мальчик», когда же герой был по –

настоящему счастливым? (Когда бегал на воле, играл с друзьями. )

3) Определение жанра произведения.

- Мы уже знаем, что это сказка, докажите:

(Зачин – Много-много лет тому назад жили…;

волшебные предметы – ножницы, превращения;

волшебный герой – рыбка золотисто-красно-синяя;

магическое число 3 – вырезал дворец, сад, одежду, свистнул 3 раза;

устойчивые выражения- жили

устаревшие слова – опостылела, лачуга, невод;

концовка – ждала мама и улыбалась.)

- Какой вид сказки? (Волшебная – происходит волшебство) на доске –

волшебная.

- А какие похожие сказки вы читали? («По щучьему веленью» русская

сказка, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Золотая рыба» иранская

сказка)

6. Рефлексия.

- Сейчас, вам предстоит работать в группах и по другому посмотреть на

эту сказку.

Прием «Шесть шляп», ребята в группах по 6 человек, разобрали роли –

цвет шляп, каждый готовится в соответствии со своей шляпой.

- В группах вы обсудили, 1 группу хотим послушать. (ребята выступают,

другие могут их дополнить).

- Из этой сказки я для себя взяла 1 иранскую пословицу. Найдите ее.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.) Вешаю на

доску пословицу.

- Эта пословица является главной мыслью текста.

- В русском языке тоже есть пословицы про счастье. Обсудите в парах,

какая подходит к нашей сказке, у каждого ряда свои пословицы.

1 ряд. Счастье дороже золота.

Счастье в руки не поймаешь.

Счастье с несчастьем близко живут.

2 ряд. Счастье не в кошельке, счастье в руках.

Счастье отпало – ничего в доме не стало.

Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

3 ряд. Счастье у каждого под мозолями лежит.

Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Счастью не верь, а беды не пугайся.

(Отвечает по 1 паре с ряда и на доску вывешиваю пословицы.)

7.Итог урока.

Вернемся к плану урока.

Мы познакомились с новым произведением «Счастливый мальчик».

Какая главная мысль? Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья

и радости.

Чему учит сказка? Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать

родителям. Учит всего добиваться самостоятельно.

- В чем оказалось счастье мальчика? (В семье, свободе, в общении с

друзьями, помощи родителям.)

- А вы в чём видите своё счастье? Запишите на лепестках и прикрепите на

доску. (записываю на лепестке сама и предлагаю гостям.)

- Во такой цветок СЧАСТЬЯ у нас получился.

Читаю стихотворение «

Разговор о счастье» Алёны Ранневой

Что такое счастье,

Я отвечу вам.

Это в звездолёте

Мчаться к небесам.

Или в быстрой речке

Плавать и нырять

И с друзьями вместе

По Земле шагать.

Счастье - запах лета,

Голубое небо,

Солнце золотое

И краюха хлеба.

Это дом родимый,

Мир, любовь, семья,

Друг неповторимый -

Мамочка моя!

Без любви и мира

Не прожить и дня.

Столько много разных

Счастий у меня!

- Желаю вам быть всем счастливыми.

8. Домашнее задание. Девочки готовят пересказ сказки от имени мамы, а

мальчики от имени главного героя – мальчика.