Автор: Хуторная Ирина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Населённый пункт: с. Якшур-Бодья
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Счастливый мальчик" Иранская народная сказка
Тема урока: Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.
Цель: Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки.
Задачи:
Обучающие: формирование представления
о
народной
сказке; расширение
словарного запаса учащихся.
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование
навыка самостоятельной работы и работы в парах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к
учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;
получат
возможность
научиться: использовать приобретенные
знания
и
умения в практической деятельности.
Метапредметные:
познавательные – раскрывать
значение
слова
«сверстник»,
«лачуга»
«невод»,
«опостылела», «скитаться», «облачиться», использовать их в активном словаре; -
определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; раскрывать
образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение; определять черты
характера героя сказки и обосновывать свое мнение;
коммуникативные - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного
диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
регулятивные – понимать задачи урока и стремление их выполнить; выполнять
учебное задание, используя план; соотносить результат с поставленной целью в
сотрудничестве с учителем.
Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные
сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять
и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных
представлений.
Оборудование: изограф СЧАСТЬЕ, 6 шляп на 4 группы, лепестки на каждого.
Ход урока:
1.
Мотивация.
- Сегодня с утра морозный денёк.
Мороз щиплет вас за щёчки. Потрите их.
Вам стало тепло?
Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь друг другу.
А сейчас передайте ваше тепло и радость окружающим, нашим гостям.
Я желаю сохранить вам это тепло и радость на протяжении всего урока и дня.
- Садитесь.
2.
Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем знакомство с произведениями, какого раздела? (Раздел
«Народные песни, сказки, пословицы»)
- Чтобы узнать, о чём будет наше новое произведение, прочитайте изограф в
парах. (СЧАСТЬЕ) Изограф на доску и у каждого на парте.
- О чём будет наше произведение? (О счастье) на доску вывешиваю слово
СЧАСТЬЕ.
- Тема урока «Счастливый мальчик». Название произведения на доску.
- Какая цель урока? Сформулировать ее вам помогут слова: Познакомиться,
Определить, Выяснить. (Познакомиться с новым произведением. Определить
главную мысль произведения. Выяснить, чему учит произведение.)
На доску вывешиваю: с новым произведением, главную мысль, чему учит.
3.
Изучение нового материала.
1)
Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник с. 87. Кто написал произведение? (Иранский народ) на доске
- Иранская народная сказка.
Иран – это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких
гор.
- Нам уже написали, что это сказка. Значит, что должно быть в сказке? (Зачин,
герои необычные, волшебные предметы, устойчивые выражения, устаревшие слова,
магическое число, концовка) На доску вешаю плакат СКАЗКА
2)
Словарная разминка. Слова и определения на доску.
- Прочитайте слова, подберите правильное определение. Где мы можем найти
правильное определение? (В учебнике, в словарике.)
Опостылела – надоела.
Лачуга – плохо построенная, разваливающаяся изба, хижина.
Невод – большая рыболовная сеть.
Облачиться – одеться.
Скитаться – путешествовать, переезжать с одного места в другое.
3)
Знакомство с новым произведением.
- Давайте прослушаем произведение. (аудиозапись сказки)
- Ваше первое впечатления от прослушанной сказки. (ответы детей)
4.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5.
Чтение сказки.
1)
Читаем сказку по абзацу и задаём вопросы по прочитанному. (читают
хорошо читающие)
Много-много лет назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке
леса муж и жена. (Какая была семья? – Бедная, жили в бедной хижине.)Их
сынишка целыми днями играл со сверстниками. А по вечерам отец учил его
грамоте. (Что можно сказать про отца? – Он был грамотным, потому что учил
сына.) Однажды мать сказал ему:
— Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к
морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря. (Что можно сказать про
мальчика? – Помощник родителей.) Там он закинул невод и, вытащив его,
увидел маленькую трехцветную рыбку — золотисто-красно-синюю. Рыбка
жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
— Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные
ножницы: все, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил ее в море. (Каким был мальчик? –
Добрым, отпустил рыбку, ничего не взял в замен.)
В тот же миг в руках у него появились ножницы. Оглядевшись, мальчик
увидел упавший с дерева большой желтый лист, поднял его и вырезал дворец.
Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных
холмов. Тогда мальчик набрал листьев — желтых, зеленых, красных,
коричневых — и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца
раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и
себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили
богаче всех соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так
хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю,
опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать
не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: «Береги
новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!»
(Нравилось ли мальчику жить во дворце? – Ему не нравилось жить во дворце,
хотелось играть на воле с другими детьми, мама его не пускала.)
Опостылела мальчику такая жизнь. Однажды ночью он потихоньку
выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю. На берегу
мальчик громко крикнул:
— Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришел сказать тебе,
что мне не нужен свой золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю
жизнь! (Что попросил мальчик у рыбки? – Прежнюю жизнь.)
Наконец трехцветная рыбка выплыла и сказала:
— Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь
богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда
взойдет солнце, брось ножницы в море, свистни три раза — и ты будешь
счастлив, как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море,
свистнул три раза — и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она
ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.
2)
Анализ сказки с выборочным чтением.
- Кого поймал мальчик? (Рыбку золотисто-красно-синюю)
- Прочитайте, о чём попросила рыбка? (Пусти меня в море, мальчик! В
награду я дам тебе волшебные ножницы: все, что ты ими ни вырежешь, будет
настоящим.)
- Что мальчик сделал с ножницами? (Вырезал дворец, сад, одежду для себя
и родителей.)
- Прочитайте, почему затосковал мальчик? (только мальчик затосковал:
ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к
морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы.
Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила:
«Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не
делай этого!»)
- Какие главные слова, на ваш взгляд, сказала рыбка? (Ты теперь богат и
знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)
- Какая реакция была у мамы, когда мальчик вернулся домой? (Она ждала
сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.)
- Сказка называется «Счастливый мальчик», когда же герой был по –
настоящему счастливым? (Когда бегал на воле, играл с друзьями. )
3) Определение жанра произведения.
- Мы уже знаем, что это сказка, докажите:
(Зачин – Много-много лет тому назад жили…;
волшебные предметы – ножницы, превращения;
волшебный герой – рыбка золотисто-красно-синяя;
магическое число 3 – вырезал дворец, сад, одежду, свистнул 3 раза;
устойчивые выражения- жили
устаревшие слова – опостылела, лачуга, невод;
концовка – ждала мама и улыбалась.)
- Какой вид сказки? (Волшебная – происходит волшебство) на доске –
волшебная.
- А какие похожие сказки вы читали? («По щучьему веленью» русская
сказка, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Золотая рыба» иранская
сказка)
6. Рефлексия.
- Сейчас, вам предстоит работать в группах и по другому посмотреть на
эту сказку.
Прием «Шесть шляп», ребята в группах по 6 человек, разобрали роли –
цвет шляп, каждый готовится в соответствии со своей шляпой.
- В группах вы обсудили, 1 группу хотим послушать. (ребята выступают,
другие могут их дополнить).
- Из этой сказки я для себя взяла 1 иранскую пословицу. Найдите ее.
(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.) Вешаю на
доску пословицу.
- Эта пословица является главной мыслью текста.
- В русском языке тоже есть пословицы про счастье. Обсудите в парах,
какая подходит к нашей сказке, у каждого ряда свои пословицы.
1 ряд. Счастье дороже золота.
Счастье в руки не поймаешь.
Счастье с несчастьем близко живут.
2 ряд. Счастье не в кошельке, счастье в руках.
Счастье отпало – ничего в доме не стало.
Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.
3 ряд. Счастье у каждого под мозолями лежит.
Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Счастью не верь, а беды не пугайся.
(Отвечает по 1 паре с ряда и на доску вывешиваю пословицы.)
7.Итог урока.
Вернемся к плану урока.
Мы познакомились с новым произведением «Счастливый мальчик».
Какая главная мысль? Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья
и радости.
Чему учит сказка? Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать
родителям. Учит всего добиваться самостоятельно.
- В чем оказалось счастье мальчика? (В семье, свободе, в общении с
друзьями, помощи родителям.)
- А вы в чём видите своё счастье? Запишите на лепестках и прикрепите на
доску. (записываю на лепестке сама и предлагаю гостям.)
- Во такой цветок СЧАСТЬЯ у нас получился.
Читаю стихотворение «
Разговор о счастье» Алёны Ранневой
Что такое счастье,
Я отвечу вам.
Это в звездолёте
Мчаться к небесам.
Или в быстрой речке
Плавать и нырять
И с друзьями вместе
По Земле шагать.
Счастье - запах лета,
Голубое небо,
Солнце золотое
И краюха хлеба.
Это дом родимый,
Мир, любовь, семья,
Друг неповторимый -
Мамочка моя!
Без любви и мира
Не прожить и дня.
Столько много разных
Счастий у меня!
- Желаю вам быть всем счастливыми.
8. Домашнее задание. Девочки готовят пересказ сказки от имени мамы, а
мальчики от имени главного героя – мальчика.