Напоминание

Детские проекты как средство развития навыков познавательной и исследовательской деятельности дошкольников

Автор: Гудовская Наталья Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад № 390 "Берег детства"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Детские проекты как средство развития навыков познавательной и исследовательской деятельности дошкольников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 390 «Берег детства»

Педагогический проект

«Детские проекты как средство развития

навыков познавательной и исследовательской

деятельности дошкольников»

Авторы:

Гудовская Н.Ф.

Воспитатель высшей кв. категории

Шипицина К.В.

Воспитатель

Новосибирск 2021

1

Содержание

1. Краткая аннотация проекта …………………………………………………… 3

2. Постановка проблемы …………………………………………………………. 4

3. Цель и задачи …………………………………………………………………....6

4. Обоснование актуальности проблемы …………………………………….…. 7

5. Этапы, содержание и методы реализации проекта ………………………..… 9

6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………. 14

7. Промежуточные результаты …………………………………………………. 15

8. Оценка результатов …………………………………………………………... 17

9. Перечень основных нормативных и учебно-методических источников …. 18

10. Приложение …………………………………………………………………... 19

Краткая аннотация проекта

2

Проект разработан педагогами МАДОУ д/с №390 г. Новосибирска для

детей средней группы «Смелые исследователи».

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта – развитие познавательной активности и навыков

исследовательской деятельности детей посредством проектной деятельности.

Сроки реализации проекта – 7 месяцев.

Ожидаемые результаты в реализации данного проекта:

Сформируются предпосылки для поисковой и исследовательской

деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повысится активность детей в совместных работах, играх; проявится

творческий интерес.

Сформируется умение представлять творческо-поисковый продукт

индивидуальной, коллективной деятельности.

Родители воспитанников будут включены в процесс реализации

проектов, будет сформирована активная позиция в воспитании и

образовании своих детей;

Повысится педагогическая культура родителей;

Будут организованы круглый стол, родительское собрание, вечер

вопросов и ответов для родителей в целях ознакомления с проектной

деятельностью;

У педагогов повысится уровень профессиональной компетентности;

Будут проведены выставки по итогам проектной деятельности в нашей

группе для трансляции опыта коллегам;

Состоится театрализованное представление «Муха-Цокотуха» в рамках

проекта о насекомых.

Постановка проблемы

3

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования

личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие

познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе

дошкольного

образования.

Эффективные

средства,

направленные

на

развитие

познавательной

активности

и

навыков

исследовательской

деятельности детей — являются значимой проблемой, которая требует

теоретического обоснования и практического решения.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного

образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со

стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного

возраста.

Принятие Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является тому примером.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования

рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребёнка в различных видах деятельности.

В ФГОС ДО определены задачи познавательного развития:

развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего

мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,

количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных

традициях

и

ценностях

нашего

народа,

об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем

доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и

народов мира.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно-технического

прогресса

во

все

ее

сферы

диктуют

педагогу

необходимость

выбирать

более

эффективные

средства

обучения

и

воспитания на основе современных методов и новых интегрированных

технологий.

4

Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой

проблемы, является технология метод проектов.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную

активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические

навыки

ребенка-дошкольника,

способствует

успешному

переходу

к

следующей ступени обучения. Метод проекта содержит разнообразные

формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную

деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Использование

метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить

самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение

детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания

новых

объектов

действительности.

Кроме

того,

делает

образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Метод проектов – это уникальное средство сотрудничества и сотворчества

детей, педагогов ДОУ, а также родителей, которые могут быть не только

источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и

педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными

участниками образовательного процесса.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса

пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными

способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и

образовании.

Основываясь

на

личностно-ориентированном

подходе

к

воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный

интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов является одним из ведущих методов в организации

образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

ДО. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей

сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления.

Цель и задачи

5

Цель

проекта

развитие

познавательной

активности

и

навыков

исследовательской деятельности детей посредством проектной деятельности.

Задачи:

1.

Создать условия для обеспечения психологического благополучия и

здоровья детей;

2.

Развивать познавательные способности, творческое мышление и

воображение, речь;

3.

Формировать

предпосылки

для

поисковой

и

исследовательской

деятельности, интеллектуальной инициативы;

4.

Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5.

Развить желание участвовать в процессе совместной проектно-

исследовательской деятельности.

6.

Познакомить родителей с технологией - метод проекта;

7.

Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов;

8.

Организация предметно-развивающей среды.

Обоснование актуальности проекта

6

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения

дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает

самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только

действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить

информацию

об

интересующем

их

предмете

или

явлении

и

использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Такое

понимание

сущности

метода

проектов

способствует

формированию

самостоятельности,

глубоко

мотивированной,

целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного

возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками

способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте,

ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой

вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта

способствует развитию благоприятных межличностных отношений в

группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

Родители становятся активными участниками образовательного

процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших

результатов в работе с дошкольниками.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ

помогает

научиться

работать

в

единой

команде

педагогам

и

воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для

достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов

и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию

профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание

ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к

самообразованию

педагога,

развитию

индивидуально-творческой

деятельности педагога в разработке стратегии, тактики и технологии

образовательного процесса, что способствует личностному развитию

воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической

деятельности.

Таким образом, актуальность метода проектов в системе ДОУ

заключается в том, что этот инновационный способ организации

педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога,

родителей и воспитанников между собой, делает образовательную

систему дошкольного учреждения более открытой для совместной

познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, а также

7

для

развития

коммуникативных

и

рефлексивных

навыков

всех

участников.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

8

Реализация поставленных в проекте задач будет проходить в несколько

этапов:

1 этап подготовительный – информирование о проекте участников: детей,

родителей, разработка плана мероприятий.

2 этап основной (реализация плана работы для решения поставленных

задач проекта).

3 этап заключительный (обобщение опыта и презентация проекта)

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

месяц

Название мероприятия

Взаимодействие с

родителями

Март

Запуск детского проекта

«Во саду ли, в огороде».

Составление плана работы

над проектом, создание

развивающей предметно-

пространственной среды,

подбор методической

литературы, наглядно-

иллюстративного материала

по проекту.

Сбор материала для запуска

проекта.

Выбор оборудования и

материалов (дидактических

игр, игровых упражнений,

подвижных игр).

Круглый стол «Проектная

деятельность в детском

саду». (Знакомство родителей

с проектной деятельностью,

беседы и разъяснения по

предстоящей работе,

согласование по совместной

деятельности).

(Приложение1)

Оказание помощи в подборе

материалов для проектной

деятельности.

Оказание помощи в посадке

огорода на окне.

Основной этап

Март-Апрель

Реализация проекта «Во

саду ли, в огороде».

Посадка овощей и зелени

«Огород на окошке».

Изготовление

Консультация для родителей

«Трудности проектной

деятельности».

Семейные мини проекты:

9

дидактических игр по теме

проекта «Вершки-корешки».

Создание совместно с

детьми книжек-малышек

«Овощные истории».

Оформление стендовой

информации, папок-

передвижек для родителей.

«Дидактические игры своими

руками».

Май

Выставка детских рисунков

«Выросли на грядке овощи

сладки».

«Посадили репку, выросла

она большая, пребольшая»

(поделки из скорлупы

грецкого ореха).

«Как на нашем огороде

собирали урожай».

(Выставка детских работ из

пластилина).

Чтение художественной

литературы в течение

реализации проекта

Ю.Тувим «Овощи»,

Народная сказка в обработке

К. Ушинского «Вершки-

корешки», Н. Носов

«Огурцы, «Про репку»,

«Огородники» и т.д.

Конкурс семейных рисунков

«Как я помогаю на даче».

«Посадили репку, выросла

она большая, пребольшая».

(Изготовление театра из

фетра своими руками).

(Приложение 2).

Подготовить совместно с

детьми загадки, пословицы,

поговорки об овощах.

Июнь

Создание огородной

лаборатории «Вырастим на

грядке, овощи сладки!».

Ведение дневников

наблюдений «Как я расту!».

(на протяжении всего

проекта).

Книжка-раскладушка

Совместное творчество с

детьми «Во саду ли, в

огороде!» (выставка

семейных проектов).

(Приложение 3).

10

«Угадай, кто я?». (Создание

книжки-загадок совместно с

детьми).

Презентация проекта «Во

саду ли, в огороде».

(Приложение 4).

Июль

Запуск детского проекта

«Таинственный мир

насекомых». Составление

плана работы над проектом,

создание развивающей

предметно-

пространственной среды,

подбор художественной,

методической литературы,

наглядно-иллюстративного

материала по проекту.

Сбор материала для запуска

проекта.

Выбор оборудования и

материалов (дидактических

игр, игровых упражнений,

подвижных игр).

Знакомство родителей с

темой проекта, беседы и

разъяснения по предстоящей

работе, согласование по

совместной деятельности.

Оказание помощи в подборе

материалов для проектной

деятельности.

Июль-Август

Реализация проекта

«Таинственный мир

насекомых».

Поделки из природного

материала «Муравьиная

семейка», «Весёлые жуки».

Создание лаборатории

«Почемучка».

Создание коллекции

«Насекомые и их

знакомые».

Конструирование из

бросового материала

«Веселая стрекоза»,

Создание совместно с детьми

книжек-малышек

«Интересные факты из жизни

насекомых»;

Помощь в создании

лаборатории «Почемучка».

Помощь в пополнении

коллекции «Насекомые и их

знакомые».

Помощь в подборе

литературы для тематической

выставки «Эти удивительные

11

«С цветка на цветок летает

пчела, готовит медок, всегда

весела!».

Выставка детских работ

«Божья коровка, улети на

небо!».

Творческие выставки

детских работ «Божья

коровка-маленький жучок,

чёрная головка, в

пятнышках бочок» (поделки

из грецкого ореха;

«Бабочка-красавица, в

ярком, цветном платьице»,

(

лепка-барельеф);

«На лесной полянке чудо -

бабочки расселись как

цветные фантики» ;(

техника

монотипия).

«Муравьиная ферма»

(наблюдение, уход за

жизнью муравьёв).

Оформление участка в

соответствии с темой

проекта.

Презентация проекта

«Таинственный мир

насекомых». (Приложение

6.)

насекомые».

Совместное творчество с

детьми по теме проекта.

Совместное творчество детей

и родителей «Таинственный

мир насекомых» (выставка

семейных проектов).

Предоставление муравьиной

фермы для наблюдений.

Помощь в оформлении

участка в соответствии с

темой проекта. (Приложение

5).

Совместное творчество с

детьми «Таинственный мир

насекомых» (выставка

семейных проектов).

(Приложение 7).

Сентябрь

Подготовка и театрализация

сказки «Муха-Цокотуха» в

рамках проекта

«Таинственный мир

насекомых». (Приложение

8).

Оказывали помощь в

оформлении и подготовке к

театрализации сказки «Муха-

Цокотуха».

Заключительный этап

12

Сентябрь

Подведение итогов реализации проекта (анализ всех

результатов, соотнесение результатов работы с

поставленной целью).

Презентация проекта «Детские проекты как средство

развития навыков исследовательской и познавательной

деятельности дошкольников». (распространение опыта в

детском саду).

13

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта:

Сформируются предпосылки для поисковой и исследовательской

деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повысится активность детей в совместных работах, играх; проявится

творческий интерес.

Сформируется умение представлять творческо-поисковый продукт

индивидуальной, коллективной деятельности.

Родители воспитанников будут включены в процесс реализации

проектов, будет сформирована активная позиция в воспитании и

образовании своих детей;

Повысится педагогическая культура родителей;

У педагогов повысится уровень профессиональной компетентности;

14

Промежуточные результаты

Наш детский сад открылся совсем недавно, в феврале 2021 года мы

встретили наших ребят на «пороге нового дома». Многие ребята впервые

пришли в дошкольное учреждение, волновались все - и педагоги, и дети, и,

конечно, родители. Хотелось, чтобы адаптация прошла для всех незаметно и

быстро. А что же для этого нужно? Это сделать процесс воспитания и

обучения увлекательным, интересным, творческим, ярким. Исходя из своего

опыта работы, мы решили, что нам в этом поможет метод проектов. На

первом родительском собрании мы объявили, что начинаем нашу первую

проектную деятельность совместно с детьми и родителями. Очень много

было вопросов «А что это такое?», «Что нам это даст?», «Нам страшно» и т.

д. Мы все подробно разъяснили, рассказали, показали презентации наших

прошлых детских проектов, и абсолютно все родители согласились, ведь для

них это новая форма общения и сотрудничества с дошкольным учреждением.

Первую тему для проекта мы предложили сами, так как для детей и

родителей было все новым и неизвестным. По длительности проект

получился долгосрочным. В это период учились выстраивать проектную

деятельность все: дети, родители, педагоги. Следует заметить, что проектом

является любой продукт творческой деятельности детей.

Используя «Метод трёх вопросов», мы искали ответы на следующие

вопросы: 1.Что мы знаем о овощах, фруктах? 2. Что мы хотим узнать о них ?

3. Как мы узнаем это?

После проведенного анализа, мы понимали, что запуск

первого пилотного проекта «Во саду ли, в огороде» дал положительные

результаты:

-

проектная

деятельность

способствовала

развитию

у

детей

самостоятельности;

- дети научились работать в группах;

- знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы

над проектом, усваивались надолго;

- родители познакомились между собой и стали непосредственными

участниками проектной деятельности;

15

- рост мастерства педагогов во взаимодействии с семьей, руководству

проектной деятельностью;

- произошло накопление методического и наглядного материала по теме

«Овощи, фрукты»: картотека дидактических игр, сценарии развлечений,

подборки художественной литературы.

Таким образом, опираясь на свой опыт работы, сделали вывод, что

совместная работа над проектом помогает стимулировать познавательную

активность

детей,

объединять

родителей

группы,

активизировать

их

творческие способности, развивать интерес к новой форме работы –

проектированию.

Значит, можно сделать вывод, мы идем в правильном направлении.

Впереди нас ждёт много интересной и познавательной работы!

16

Оценка результатов

При оценке эффективности реализации проекта были использованы

следующие методы:

беседы и опрос детей;

анкетирование и индивидуальные беседы с родителями;

анализ планирования и организации воспитательно-образовательной

деятельности;

анализ предметно-развивающей среды.

17

Перечень основных нормативных и учебно – методических источников

1.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

№ 273.

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №

1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования».

3.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.:

Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие

для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.:

Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. -

М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6.

Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления

инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой //

Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий. -

2011. - С.80-84

7.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.

8.

Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе

детского сада. М: Просвещение, 2015 г.

9.

Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-

методическое пособие. - Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с.

10. Интернет - ресурсы.

18

Приложение

19