Напоминание

Упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Автор: Нигматуллина Флёра Закариевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск. ХМАО -Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска

ДС №49 «Родничок»

Упражнения для развития

фонематического слуха

у дошкольников.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того

или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки,

если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы

звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным

звукам, например, не дифференцируют на слух звуки (С и Ц), (С и Ш), (Ш и Ж) и

другие.

Упражнения для развития фонематического слуха

1.

Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.

«Назови картинки на звук (Ш), а потом на звук (С)»

2.

Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец,

начало, середина).

«Скажи, где спрятался звук Ш?»

3.

С опорой на числовой ряд (1,2,3, 4,... 10) упражнение в определении места

звука в слове по - порядку.

«Назови по порядку звуки: какой 1-й, 2-й, 3-й, 4-й в слове ШУБА»

4.

Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак,

конфета -газета и т.д).

«Придумай похожее»

5.

Составление «звуковых цепочек» (трактор — рыба —аист-телевизор...)

6.

Составление слов из букв разрезной азбуки

А И С Л

7.

Складывание слов из слогов.

«Слоги слово загадали»

- КИ в конце ЖУ в начале,

- ЖИ в конце Лу в начале…и т.д.

8.

Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).

9.

Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).

10.Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества

звуков в слове, их последовательности.

11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества

звуков в каждом слоге.

12.Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный

слог хлопать громче).

13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.

ИГРЫ

1.Выдели слово

.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам,однимать

руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2.Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же

звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих

словах.

3.

Подумай, не торопись

.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова

стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы

к

, а последний -

а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что

заканчивается на "А"; что начинается на "С, в середине слова звук "Т" и т.д

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.

Можно использовать иллюстрации.

4.

Шутки - минутки

. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в

словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук с длинным и усами»

Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.