Автор: Нигматуллина Флёра Закариевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск. ХМАО -Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска
ДС №49 «Родничок»
Упражнения для развития
фонематического слуха
у дошкольников.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того
или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки,
если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы
звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным
звукам, например, не дифференцируют на слух звуки (С и Ц), (С и Ш), (Ш и Ж) и
другие.
Упражнения для развития фонематического слуха
1.
Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.
«Назови картинки на звук (Ш), а потом на звук (С)»
2.
Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец,
начало, середина).
«Скажи, где спрятался звук Ш?»
3.
С опорой на числовой ряд (1,2,3, 4,... 10) упражнение в определении места
звука в слове по - порядку.
«Назови по порядку звуки: какой 1-й, 2-й, 3-й, 4-й в слове ШУБА»
4.
Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак,
конфета -газета и т.д).
«Придумай похожее»
5.
Составление «звуковых цепочек» (трактор — рыба —аист-телевизор...)
6.
Составление слов из букв разрезной азбуки
А И С Л
7.
Складывание слов из слогов.
«Слоги слово загадали»
- КИ в конце ЖУ в начале,
- ЖИ в конце Лу в начале…и т.д.
8.
Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).
9.
Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).
10.Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества
звуков в слове, их последовательности.
11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества
звуков в каждом слоге.
12.Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный
слог хлопать громче).
13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.
ИГРЫ
1.Выдели слово
.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам,однимать
руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2.Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же
звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих
словах.
3.
Подумай, не торопись
.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова
стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы
к
, а последний -
а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что
заканчивается на "А"; что начинается на "С, в середине слова звук "Т" и т.д
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.
Можно использовать иллюстрации.
4.
Шутки - минутки
. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в
словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук с длинным и усами»
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.