Автор: Смыслова Виктория Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ№24
Населённый пункт: г.Удачный Мирнинский район Республика Саха Якутия
Наименование материала: Адаптированная рабочая основная образовательная программа по русскому языку ОВЗ 7.2программа
Тема: Создание условий для адресной работы с категорией обучающихся ОВЗ
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная
школа
№24»
муниципального
образования
«Мирнинский
район»
Республики
Саха
(Якутия)
г.Удачный
Рассмотрено
на
заседании
МО
ГУМ
МАОУ
"СОШ№24"
Протокол
№j?
от
«3>1»августа
2021
г.
Рук.МО
/^у^у^В
.А.Смыслова
Согласовано
Зам.директора
МАОУ
«СОШ
№24»
г.Удачного/А/^
(/r'j
И.А.Панфилова
«31
«
августа
2021
г.
V
'
'
'>
Утверждаю
Директор
МАОУ
«СОШ
№24»
дачного
;
V-
1
f
"
______
К.М.Иванова-Александрова
«31»
августа
2021
г.
-
'
’
J
у
Адаптированная
рабочая
основная
образовательная
программа
по
русскому
языку
(для
детей
ЗПР,
7.2,
обучение
с
классом)
Ефимова
Александра,
ученика
5
в
класса
на
2021
-
2022
учебный
год
Учитель
высшей
квалификационной
категории:
Смыслова
Виктория
Александровна
2.1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа (АРОП) по русскому языку разработана для Ефимова Александра, обучающегося 5в класса МАОУ «СОШ
№24» на основе заключения ПМПК, протокол №151 от 13.05.2021г, вариант 7.2; в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования”; ФГОС ООО;
Санитарно-эпидемиологическими правилами
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к
устройству, содержанию
и
организации
работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19),
утвержденные
постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
30.06.2020
№16»;
Санитарно-
эпидемиологическими правиламиСП 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28».
АРОП составлена на основе:
ООП ООО МАОУ «СОШ №24» г.Удачный на 2021-2022 учебный год; с учетом АООП обучающегося с задержкой психического развития и в соответствии с
психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.
Примерной программой общеобразовательных учреждений "Русский язык" для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ, 4-е издание -М.:
"Дрофа", 2012 г.
Авторской учебной программой под редакцией В. В. Бабайцевой - редактор, А. Ю. Купалова, Е, И. Никитина, Т. Н. Пахнова, С. Н. Пименова,
Л.
Д.
Чеснокова.. М.: «Просвещение», 2020
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: "Русский язык. Теория" /В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова/, "Русский язык. Практика/
А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др./, "Русская речь"/ Е.И.Никитина/.
Программа составлена для учащихся 5в класса и рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю
).
Одной из важнейших задач основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности
тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,– одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», а также «учет
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования).
В пояснительной записке к АРОП ООО обучающихся с ЗПР раскрыты следующие элементы:
2.1.1. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР направлена на становление и формирование
личности
обучающегося
(формирование
нравственных
убеждений, эстетического вкуса
и
здорового образа
жизни,
высокой культуры
межличностного
и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.
Основные задачи:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающегося с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АРОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося
с
ЗПР,
индивидуальными
особенностями развития и состояния здоровья;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося с ЗПР, через организацию его общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др., с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающемуся возможности для эффективной самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутри школьной
социальной среды;
включение обучающегося в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
2.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-
педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации
деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно
часто
у
обучающихся
отмечаются
нарушения
речевой
и
мелкой
ручной
моторики,
зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки
в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению
образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той
или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности
и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
2.1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные
научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для
всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
2.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования. В основу
разработки АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный
подход к построению АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического
развития предполагает учет
их
особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания данного
варианта образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
В
основу формирования адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип
преемственности,
предполагающий
при
проектировании
АООП
основного
общего
образования
ориентировку на
программу
среднего
общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а -
«образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
2.1.5.
Общая
характеристика
адаптированной
основной образовательной программы основного общего
образования
В
рамках образовательной программы обучающийся с ЗПР получает основное общее образование в образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по АРОП ООО, к которой может быть создано несколько учебных планов, в
том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие
образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР.
Реализация АРОП ООО предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Вариант В характеризуется усилением
внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.
Сроки получения основного общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития данной категории обучающихся. Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий может быть увеличен не более чем на один год.
Обучение детей с ЗПР может быть реализовано в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися с ЗПР АРОП ООО может быть реализована сетевая форма реализации образовательных программ с
использованием ресурсов нескольких организаций.
Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии
(ПМПК),
сформулированных
по
результатам
его
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования,
с
учетом
ИПР
и
в
порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
ФГОС ООО обучающихся с ЗПР предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования. В
процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является
заключение ПМПК).Это необходимо для максимально полного учета потенциальных способностей обучающихся и реализации их права на получение образования,
адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения. Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта образовательной программы на
другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП
ООО, по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
с
случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное
обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по
индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
Общий подход к
оценке знаний и
умений, составляющих академический компонент
АРОП ООО сохранен в
его традиционном виде. При этом,
обучающийся с задержкой психического развития, осваивающий АРОП ООО, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени основного общего образования должна проводиться с учетом возможных
специфических
трудностей
ребенка
с
ЗПР.
Вывод
об
успешности
овладения
содержанием
образовательной
программы
должен
делаться
на
основании
положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АРОП ООО в соответствии с рекомендациями
ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Данная программа адаптирована для учащегося, осваивающего образовательный стандарт в форме обучения по адаптированной основной образовательной
программе
основного общего образования для обучающихся с
ЗПР,
вариант
7.2.,
с
учетом индивидуальных психофизических особенностей
и
возможностей,
предоставляемого
на
основании
заявления
родителей
и
заключения
территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии,
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации.
2.1.6 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Ефимова Александра.
Выявлены трудности в обучении, обусловленные парциальной недостаточностью смешанного типа, с системным недоразвитием речи (3ур), с нарушением
чтения и письма.
Общая характеристика деятельности ребенка в школе: обучающийся с ОВЗ характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание
проявляется локально в отдельных функциях (замедленный темп), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности
и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляции в поведении и деятельности, сформированы недостаточно.
2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Результаты освоения обучающимися с ЗПР АРОП ООО оцениваются как итоговые на момент завершения основного общего образования. Освоение
адаптированной образовательной программы основного общего образования, обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные
результаты
освоения
АРОП
ООО
обучающихся
с
ЗПР
включают
индивидуально-личностные качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АРОП ООО должны отражать:
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков
народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной
культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное
гражданское
участие,
готовность
участвовать
в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с
социальной средой
и
социальными
институтами; идентификация себя
в
качестве
субъекта
социальных
преобразований,
освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации,
ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность
основ художественной
культуры
обучающихся как
части
их
общей духовной
культуры,
как
особого способа
познания
жизни
и
средства
организации
общения;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего
мира;
способность
к
эмоционально-ценностному
освоению
мира,
самовыражению
и
ориентации
в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической
деятельности
в
жизненных
ситуациях
(готовность
к
исследованию
природы,
к
занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения АРОП ООО,включают освоенныеобучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
Познавательные УУД
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на
основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое,
и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт
разработки
и
реализации
учебного
проекта,
исследования (теоретического,
эмпирического)
на
основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-
популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
o
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Русский язык
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом
общении,
создавать
устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-
смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова
и
их
формы
в
соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный
состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и
функциональных
особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с
точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
3.
Система оценки достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной рабочей образовательной программы
начального общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений
обучающегося.
Система оценки достижения обучающегося с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной рабочей образовательной
программы начального общего образования призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы
применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающегося и развития жизненной компетенции.
Система оценки достижения обучающимся с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной рабочей образовательной
программы начального общего образования призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы
применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающегося и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающегося и развития жизненной компетенции.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС.
динамика результатов предметнойобученности формирования УУД.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
Различать части речи;
Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
Писать изложение и сочинение;
Оформлять деловые бумаги;
Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
Названия частей речи, их значение;
Наиболее распространенные правила правописания слов.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике
принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение
практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет
при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке
правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по
заданиям
учителя, предупредительные, объяснительные и
иные
диктанты
неконтрольного характера,
грамматический разбор,
подготовительные
работы
перед
написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 – 9
классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование
предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим
материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались.
Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть
понятными учащимся коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы,
частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл,
если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети,
которые занимаются
с
логопедом,
не
освобождаются от
написания
контрольных
диктантов
в
классе.
Оцениваются такие
работы
в
зависимости
от
индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
5 – 9 классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на
изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове,
она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того
же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками
являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без
ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок
или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно
отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся
разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по
содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускается одна – две орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание
основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и
употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок
в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
5. Основное содержание учебного предмета
В данном разделе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с ЗПР приводится
основное содержание по всем обязательным предметам.
Русский язык
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание
цели
и
ситуации
устного
общения.
Адекватное
восприятие
звучащей
речи.
Понимание
на
слух
информации,
содержащейся
в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической
формой
речи.
Овладение
умениями
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т. п.
Практическое
овладение
устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном
виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и
оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций
картин художников
,
просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Развитие
речи.
Понимание
прочитанного
текста
при
самостоятельном
чтении
вслух
и
при
его
прослушивании.
Составление
небольших
рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный
— согласный; гласный ударный — безударный;
согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика
. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных
ь
и
ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я;
в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах
изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах,
антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же
слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания,
корня,
приставки,
суффикса
(постфикса
-ся),
основы.
Различение
изменяемых
и
неизменяемых
слов.
Представление
о
значении
суффиксов
и
приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в
корне.Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при
помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.
Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами
и, а, но
. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение
(общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография
и
пунктуация
.
Формирование
орфографической
зоркости,
использование
разных
способов проверки
орфограмм
в
зависимости
от
места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания
жи—ши, ча—ща, чу—щу
в положении под ударением;
• сочетания
чк—чн, чт, нч, щн
и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне
слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные
ъ
и
ь
;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные
о
и
е
, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е
и
и
в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -
мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин
);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы
не
с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании
-ться
;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи
. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных
типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов
и
корректирование заданных
текстов
с
учётом
точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами
сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Адаптированная рабочая
образовательная программа общего
образования для
обучающихся с
ОВЗ
по
учебному предмету «Русский
язык»
содержит:
планируемые
результаты
освоения
адаптированной
основной
образовательной
программы
общего
образования;
систему
оценки
достижения
обучающимися
планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования; учебный план; программу формирования базовых
учебных действий; программы учебных предметов; программу нравственного развития; программы коррекционной работы; программу формирования экологической
культуры,
здорового и
безопасного образа
жизни;
систему
условий реализации
адаптированной основной
образовательной программы
общего образования в
соответствии с требованиями стандарта.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие
личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.