Напоминание

Анализ содержания рассказа Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"

Автор: Ольга Петровна Переляева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ №2"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ содержания рассказа Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе

учителя начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения

Иркутского районного муниципального образования

«Марковская средняя общеобразовательная школа №2»

Переляевой Ольги Петровны

Пояснительная записка

Тема урока: Анализ содержания рассказа Л.Н.Толстого

«Как мужик убрал камень»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели и планируемые результаты:

1.

Создать условия для формирования элементарных умений анализа текста, вычлене-

ния его главной мысли, составления характеристики героев.

2.

Формировать нравственные понятия через чувства и оценку поступков героев

рассказа.

3.

Создать условия для развития умения рассуждать, строить доказательные речевые

высказывания.

Предметные результаты: учащиеся научатся устанавливать связь поступков героев с их

личностными качествами и мотивами. Усовершенствуют умение работать с текстом:

структурировать, находить подтверждения ответов.

Личностные результаты: будут учиться осознавать основные моральные нормы.

Метапредметные результаты.

Регулятивные: усовершенствуют умение определять задачи и контролировать их выпол-

нение на протяжении урока, продуктивно участвовать в групповой работе, оценивать свои

результаты.

Познавательные: развитие навыков осознанного чтения, поиска и оценки информации.

Коммуникативные: усовершенствуют умение вести диалог, формулировать и отстаивать

собственное мнение, проявлять уважение к иной точке зрения, приходить к общему реше-

нию в совместной деятельности.

Оборудование:

используется оборудование для просмотра презентации, листы

самооценки, карточки для работы в группах: 1) с вариантами заготовок плана рассказа, 2)

с вопросами для обсуждения.

Работа в технологии продуктивного чтения:

структура урока: создание нескольких проблемных ситуаций (ситуаций, требую-

щих исследования) – поиск решения через диалог (внутри групп и фронтально) – разреше-

ние проблемы.

Использование приемов: прогнозирование, выдвижение гипотез, работа в группах

для разрешения проблемы, представление продукта (выводов) классу и учителю.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность уча-

щихся

Используемые

приёмы, методы,

формы

Мотивационно-целевой этап

1) Организационный

этап.

Цель: Подготовка

учащихся к работе

на уроке (психологи-

ческий настрой уча-

щихся, создание

благоприятной об-

становки на уроке)

Создание эмоционально-

го настроя, повышение

мотивации.

- Очень рада видеть ва-

ши открытые лица, ум-

ные глаза.

Вы готовы к новым

открытиям? Тогда начи-

наем урок.

Настраиваются на

продуктивную рабо-

ту.

Приём создания по-

ложительного эмо-

ционального настроя

добрыми словами.

2) Постановка темы и

задач урока. Плани-

рование. Мотивация

учебной деятельно-

сти учащихся через

создание проблемной

ситуации.

Цель: Создать усло-

вия для постановки

целей и задач урока,

составления плана

работы на урок.

Актуализация зна-

ний.

* Возникновение

проблемной ситуа-

ции (вопрос, вызы-

вающий столкнове-

ние мнений учени-

ков)

Формулирование

проблемы через диа-

лог

Выдвижение и обсу-

Сегодня мы продолжаем

путешествие по страни-

цам художественной ли-

тературы.

Вспомните, с какими ли-

тературными жанрами

вы знакомы?

Поработайте в группах и

заполните схемы, что вы

можете рассказать о дан-

ных жанрах?

С каким произведением

мы работали вчера? Что

вам больше всего запо-

мнилось из рассказа?

Кто его автор? Что вы

знаете о Л.Толстом?

-Сегодня мы продолжим

знакомство с произведе-

ниями Л.Н. Толстого

«Как мужик убрал ка-

мень».

На площади в одном го-

роде лежал огромный

камень. Камень занимал

много места и мешал ез-

де по городу... (слайд 1,

сопровождение иллю-

страцией). Так начина-

ется произведение.

Предположите о чём

пойдёт речь?

Дети отвечают на

вопросы.

Работа в группах,

представление отве-

тов классу с оформ-

лением на доску.

Слушают ответы

одноклассников.

(Рассказ «Детство»,

автор Л.Н.Толстой)

Толстой был из дво-

рянской семьи, по-

строил школу для

крестьянских детей,

написал для них аз-

буку.

Слушают учителя,

рассматривают ил-

люстрацию Выска-

зывают предполо-

жения. (Камень ме-

шает, его надо уб-

рать. Кто? Как?

предлагают вариан-

ты как бы они

предложили решить

Беседа – актуализа-

ция знаний, полу-

ченных ранее.

Антиципация.

Прогнозирование

по первым строкам.

ждение гипотез - не

знаем, кто и как

уберёт камень.

* Составление пла-

на разрешения

проблемной ситуа-

ции

- Какие задачи мы опре-

делим для себя на этот

урок, какой план соста-

вим? Вам помогут опор-

ные слова:

Познакомимся…

Составим… Охарактери-

зуем….

Разберемся…

Подведем….

(слайд 2)

Сегодня нам предстоит

нелегкая работа. Как

лучше организовать ра-

боту? Почему?

проблему)

Определяют задачи,

выстраивают план

работы

Познакомимся с со-

держанием произве-

дения, дадим харак-

теристику героям,

разберемся с причи-

нами их поступков,

найдем ответы на

возникшие вопросы,

подведем итог.

Дети выбирают

групповую форму

работы.

- Можно распреде-

лить работу, посове-

товаться.

Высказывают пред-

положения, опираясь

на собственный

опыт.

Приём формирова-

ния общих целей

при помощи опор-

ных глаголов.

Создание общей

проблемной ситуа-

ции – невозмож-

ность ответить на

вопросы, не проана-

лизировав текст.

Далее работа в груп-

пах и фронтально.

Процессуальный этап

1) Подготовка к вос-

приятию нового ма-

териала.

Цель: Создать усло-

вия для подготовки к

восприятию.

Давайте подготовимся.

Вспомните, в какое вре-

мя жил Л.Н. Толстой

(слайд 3- представление

эпохи: одежда, транс-

порт, орудия труда, це-

ны).

- Описывают время,

когда жил автор,

когда могли проис-

ходить описывае-

мые события.

Погружение в эпоху.

2) Первичное воспри-

ятие текста Цель:

Знакомство с содер-

жанием и обмен пер-

выми впечатлениями

Разрешение 1

проблемной ситуа-

ции.

Работа по понима-

нию прочитанного.

Чтение рассказа хорошо

читающими учащимися.

Пауза.

- Кто хочет что-нибудь

сказать?

- Что вас удивило?

- Вы сначала как дума-

ли? А оно как оказа-

лось?

Какие слова показались

трудными? Есть ли та-

кие слова, которые непо-

нятны?

Объясните значение

слов:

Инженер – специалист с

высшим техническим

образованием.

Порох – взрывчатое со-

единение или смесь.

Большой каток – маши-

на для утрамбовки и

уплотнения грунта, ас-

фальта. Подле камня -

возле.

Слушание (чтение)

рассказа.

Обмен впечатления-

ми.

Сравнивают свои

предположения до

чтения и после зна-

комства с текстом.

Объяснение значе-

ния слов. Зачитыва-

ние объяснения не-

понятных слов из

словаря.

Разрешение

проблемной ситуа-

ции после знаком-

ства с содержанием

произведения.

Фронтальная работа.

Работа с толковым

словарем.

Выдумка – вымысел,

изобретение.

3) Работа по содер-

жанию текста. По-

вторное

чтение .Цель: Со-

здать условия для

формирования уме-

ния осознанно чи-

тать текст.

Почему

автор

так

назвал

героев

произведения? Вопрос

был один? А сколько

мнений?

Для ответа будем пере-

читывать рассказ.

Перечитайте текст, под-

готовьтесь отвечать на

вопросы.

После прочтения беседа

по содержанию.

Где происходит дей-

ствие? Назовите участ-

ников? Какая стояла за-

дача перед инженера-

ми?

Что предложил 1 инже-

нер? Найдите и прочи-

тайте в тексте.

Что предложил 2 инже-

нер? Найдите и прочи-

тайте в тексте.

Как бы вы охарактери-

зовали этих людей? Что

их объединяет? Почему

не пришлось воспользо-

ваться помощью людей,

имеющих хорошее об-

разование, разбираю-

щихся (на первый вз-

гляд) в своём деле?

Кто и как решил эту за-

дачу? Что помогло про-

стому мужику решить

данную проблему?

За какие деньги инжене-

ры хотели убрать ка-

мень?

Что вы можете сказать

об инженерах? Какие

они?

Кто вызвал удивление

инженеров?

Как вы его себе пред-

ставляете? Какими чер-

тами характера обладал

мужик?

Перечитывают

текст. Фронтально

отвечают на вопро-

сы. Подтверждают

свою позицию зачи-

тыванием фрагмен-

тов из текста. До-

полняют ответы то-

варищей.

Повторное чтение

текста.

Ведение диалога с

автором.

4) Составление срав-

нительной характе-

Работа в группах. Запи-

шите характеристики

Составляют характе-

ристики героев, за-

ристики героев.

Цель: Создать усло-

вия для формирова-

ния умения состав-

лять сравнительную

характеристику ге-

роев

персонажей в сравни-

тельную таблицу. Под-

твердите характеристи-

ки словами из текста.

Представление работы

несколькими ученика-

ми. Остальные дополня-

ют, корректируют.

Сделайте вывод, почему

автор так назвал героев?

Оцените свою работу.

Попробуйте составить

антонимический ряд с

опорой на характери-

стики героев.

Самоучка – получили

образование, мыслящий

– не думающие, одарён-

ный – бездарные, бед-

ный – богатый, умный –

глупый, делает дело –

набивают цену

полнение таблицы.

Инженеры - Образо-

ванные «инженеры»,

не думают, набива-

ют цену, богаты-

е.Мужик Бедный,

простой, умный, со-

образительный, де-

лает дело.

Дают характеристи-

ку героев. Выслуши-

вание мнений детей.

Работа

на

листе

самооценки

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Поплаваем брассом (имитация движений),

Поплаваем кролем (имитация движений)

Элемент здоровье

сберегающей техно-

логии

5) Выявление воспи-

тательного аспекта

рассказа

Цель: Формировать

нравственные каче-

ства, создать усло-

вия для развития

способности опреде-

лять главную мысль

произведения

-Какова главная мысль

этого рассказа?

- Что вы унесете в душе

после этого урока?

Выберите

пословицы,

которые наиболее точ-

но, на ваш взгляд, отра-

жают главную мысль.

1

. Мало что хотеть, надо

знать

да

уметь.

2. Ленивые руки не родня

умной

голове.

3. Каков мастер, такова и

работа.

4. Недаром говорится, что

дело

мастера

боится.

5. Сила ломит всё, а ум си-

лу.

6. Голь на выдумку хитра.

Обоснуйте свой выбор.

Учащиеся,

отвечая

на вопросы, подхо-

дят к выводу, Само-

оценка.

Работа

на

листе

самооценки

Оцените свою работу.

Рефлексивно-оценочный этап

1) Подведение итогов

Цель: Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым ре-

зультатом.

Как вы думаете, достиг-

ли ли мы поставленных

задач?

(слайд 3)

Оцените свою работу.

-Работа какой группы

вам особенно понрави-

лась?

Я хочу отметить…, по-

тому что….

Сопоставляют наме-

ченные задачи и ре-

зультат.

Ответы о личных

впечатлениях.

Оценивание своей

работы.

Словесная оценка

работы товарищей.

Работа на листе

самооценки

Оценивание груп-

пами работы друг

друга,

Оценивание учи-

телем.

2) Домашнее задание

-Выберите себе задание:

а) Пересказ;

б) Творческий пересказ

от 1 лица;

в) Письменно сравнить

рассказы

ответить

на

вопрос 2.

Выбирают и записы-

вают домашнее зада-

ние

Дифференцирован-

ное домашнее зада-

ние