Автор: Ольга Петровна Переляева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ №2"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ содержания рассказа Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе
учителя начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения
Иркутского районного муниципального образования
«Марковская средняя общеобразовательная школа №2»
Переляевой Ольги Петровны
Пояснительная записка
Тема урока: Анализ содержания рассказа Л.Н.Толстого
«Как мужик убрал камень»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели и планируемые результаты:
1.
Создать условия для формирования элементарных умений анализа текста, вычлене-
ния его главной мысли, составления характеристики героев.
2.
Формировать нравственные понятия через чувства и оценку поступков героев
рассказа.
3.
Создать условия для развития умения рассуждать, строить доказательные речевые
высказывания.
Предметные результаты: учащиеся научатся устанавливать связь поступков героев с их
личностными качествами и мотивами. Усовершенствуют умение работать с текстом:
структурировать, находить подтверждения ответов.
Личностные результаты: будут учиться осознавать основные моральные нормы.
Метапредметные результаты.
Регулятивные: усовершенствуют умение определять задачи и контролировать их выпол-
нение на протяжении урока, продуктивно участвовать в групповой работе, оценивать свои
результаты.
Познавательные: развитие навыков осознанного чтения, поиска и оценки информации.
Коммуникативные: усовершенствуют умение вести диалог, формулировать и отстаивать
собственное мнение, проявлять уважение к иной точке зрения, приходить к общему реше-
нию в совместной деятельности.
Оборудование:
используется оборудование для просмотра презентации, листы
самооценки, карточки для работы в группах: 1) с вариантами заготовок плана рассказа, 2)
с вопросами для обсуждения.
Работа в технологии продуктивного чтения:
структура урока: создание нескольких проблемных ситуаций (ситуаций, требую-
щих исследования) – поиск решения через диалог (внутри групп и фронтально) – разреше-
ние проблемы.
Использование приемов: прогнозирование, выдвижение гипотез, работа в группах
для разрешения проблемы, представление продукта (выводов) классу и учителю.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность уча-
щихся
Используемые
приёмы, методы,
формы
Мотивационно-целевой этап
1) Организационный
этап.
Цель: Подготовка
учащихся к работе
на уроке (психологи-
ческий настрой уча-
щихся, создание
благоприятной об-
становки на уроке)
Создание эмоционально-
го настроя, повышение
мотивации.
- Очень рада видеть ва-
ши открытые лица, ум-
ные глаза.
Вы готовы к новым
открытиям? Тогда начи-
наем урок.
Настраиваются на
продуктивную рабо-
ту.
Приём создания по-
ложительного эмо-
ционального настроя
добрыми словами.
2) Постановка темы и
задач урока. Плани-
рование. Мотивация
учебной деятельно-
сти учащихся через
создание проблемной
ситуации.
Цель: Создать усло-
вия для постановки
целей и задач урока,
составления плана
работы на урок.
Актуализация зна-
ний.
* Возникновение
проблемной ситуа-
ции (вопрос, вызы-
вающий столкнове-
ние мнений учени-
ков)
Формулирование
проблемы через диа-
лог
Выдвижение и обсу-
Сегодня мы продолжаем
путешествие по страни-
цам художественной ли-
тературы.
Вспомните, с какими ли-
тературными жанрами
вы знакомы?
Поработайте в группах и
заполните схемы, что вы
можете рассказать о дан-
ных жанрах?
С каким произведением
мы работали вчера? Что
вам больше всего запо-
мнилось из рассказа?
Кто его автор? Что вы
знаете о Л.Толстом?
-Сегодня мы продолжим
знакомство с произведе-
ниями Л.Н. Толстого
«Как мужик убрал ка-
мень».
На площади в одном го-
роде лежал огромный
камень. Камень занимал
много места и мешал ез-
де по городу... (слайд 1,
сопровождение иллю-
страцией). Так начина-
ется произведение.
Предположите о чём
пойдёт речь?
Дети отвечают на
вопросы.
Работа в группах,
представление отве-
тов классу с оформ-
лением на доску.
Слушают ответы
одноклассников.
(Рассказ «Детство»,
автор Л.Н.Толстой)
Толстой был из дво-
рянской семьи, по-
строил школу для
крестьянских детей,
написал для них аз-
буку.
Слушают учителя,
рассматривают ил-
люстрацию Выска-
зывают предполо-
жения. (Камень ме-
шает, его надо уб-
рать. Кто? Как?
предлагают вариан-
ты как бы они
предложили решить
Беседа – актуализа-
ция знаний, полу-
ченных ранее.
Антиципация.
Прогнозирование
по первым строкам.
ждение гипотез - не
знаем, кто и как
уберёт камень.
* Составление пла-
на разрешения
проблемной ситуа-
ции
- Какие задачи мы опре-
делим для себя на этот
урок, какой план соста-
вим? Вам помогут опор-
ные слова:
Познакомимся…
Составим… Охарактери-
зуем….
Разберемся…
Подведем….
(слайд 2)
Сегодня нам предстоит
нелегкая работа. Как
лучше организовать ра-
боту? Почему?
проблему)
Определяют задачи,
выстраивают план
работы
Познакомимся с со-
держанием произве-
дения, дадим харак-
теристику героям,
разберемся с причи-
нами их поступков,
найдем ответы на
возникшие вопросы,
подведем итог.
Дети выбирают
групповую форму
работы.
- Можно распреде-
лить работу, посове-
товаться.
Высказывают пред-
положения, опираясь
на собственный
опыт.
Приём формирова-
ния общих целей
при помощи опор-
ных глаголов.
Создание общей
проблемной ситуа-
ции – невозмож-
ность ответить на
вопросы, не проана-
лизировав текст.
Далее работа в груп-
пах и фронтально.
Процессуальный этап
1) Подготовка к вос-
приятию нового ма-
териала.
Цель: Создать усло-
вия для подготовки к
восприятию.
Давайте подготовимся.
Вспомните, в какое вре-
мя жил Л.Н. Толстой
(слайд 3- представление
эпохи: одежда, транс-
порт, орудия труда, це-
ны).
- Описывают время,
когда жил автор,
когда могли проис-
ходить описывае-
мые события.
Погружение в эпоху.
2) Первичное воспри-
ятие текста Цель:
Знакомство с содер-
жанием и обмен пер-
выми впечатлениями
Разрешение 1
проблемной ситуа-
ции.
Работа по понима-
нию прочитанного.
Чтение рассказа хорошо
читающими учащимися.
Пауза.
- Кто хочет что-нибудь
сказать?
- Что вас удивило?
- Вы сначала как дума-
ли? А оно как оказа-
лось?
Какие слова показались
трудными? Есть ли та-
кие слова, которые непо-
нятны?
Объясните значение
слов:
Инженер – специалист с
высшим техническим
образованием.
Порох – взрывчатое со-
единение или смесь.
Большой каток – маши-
на для утрамбовки и
уплотнения грунта, ас-
фальта. Подле камня -
возле.
Слушание (чтение)
рассказа.
Обмен впечатления-
ми.
Сравнивают свои
предположения до
чтения и после зна-
комства с текстом.
Объяснение значе-
ния слов. Зачитыва-
ние объяснения не-
понятных слов из
словаря.
Разрешение
проблемной ситуа-
ции после знаком-
ства с содержанием
произведения.
Фронтальная работа.
Работа с толковым
словарем.
Выдумка – вымысел,
изобретение.
3) Работа по содер-
жанию текста. По-
вторное
чтение .Цель: Со-
здать условия для
формирования уме-
ния осознанно чи-
тать текст.
Почему
автор
так
назвал
героев
произведения? Вопрос
был один? А сколько
мнений?
Для ответа будем пере-
читывать рассказ.
Перечитайте текст, под-
готовьтесь отвечать на
вопросы.
После прочтения беседа
по содержанию.
Где происходит дей-
ствие? Назовите участ-
ников? Какая стояла за-
дача перед инженера-
ми?
Что предложил 1 инже-
нер? Найдите и прочи-
тайте в тексте.
Что предложил 2 инже-
нер? Найдите и прочи-
тайте в тексте.
Как бы вы охарактери-
зовали этих людей? Что
их объединяет? Почему
не пришлось воспользо-
ваться помощью людей,
имеющих хорошее об-
разование, разбираю-
щихся (на первый вз-
гляд) в своём деле?
Кто и как решил эту за-
дачу? Что помогло про-
стому мужику решить
данную проблему?
За какие деньги инжене-
ры хотели убрать ка-
мень?
Что вы можете сказать
об инженерах? Какие
они?
Кто вызвал удивление
инженеров?
Как вы его себе пред-
ставляете? Какими чер-
тами характера обладал
мужик?
Перечитывают
текст. Фронтально
отвечают на вопро-
сы. Подтверждают
свою позицию зачи-
тыванием фрагмен-
тов из текста. До-
полняют ответы то-
варищей.
Повторное чтение
текста.
Ведение диалога с
автором.
4) Составление срав-
нительной характе-
Работа в группах. Запи-
шите характеристики
Составляют характе-
ристики героев, за-
ристики героев.
Цель: Создать усло-
вия для формирова-
ния умения состав-
лять сравнительную
характеристику ге-
роев
персонажей в сравни-
тельную таблицу. Под-
твердите характеристи-
ки словами из текста.
Представление работы
несколькими ученика-
ми. Остальные дополня-
ют, корректируют.
Сделайте вывод, почему
автор так назвал героев?
Оцените свою работу.
Попробуйте составить
антонимический ряд с
опорой на характери-
стики героев.
Самоучка – получили
образование, мыслящий
– не думающие, одарён-
ный – бездарные, бед-
ный – богатый, умный –
глупый, делает дело –
набивают цену
полнение таблицы.
Инженеры - Образо-
ванные «инженеры»,
не думают, набива-
ют цену, богаты-
е.Мужик Бедный,
простой, умный, со-
образительный, де-
лает дело.
Дают характеристи-
ку героев. Выслуши-
вание мнений детей.
Работа
на
листе
самооценки
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Поплаваем брассом (имитация движений),
Поплаваем кролем (имитация движений)
Элемент здоровье
сберегающей техно-
логии
5) Выявление воспи-
тательного аспекта
рассказа
Цель: Формировать
нравственные каче-
ства, создать усло-
вия для развития
способности опреде-
лять главную мысль
произведения
-Какова главная мысль
этого рассказа?
- Что вы унесете в душе
после этого урока?
Выберите
пословицы,
которые наиболее точ-
но, на ваш взгляд, отра-
жают главную мысль.
1
. Мало что хотеть, надо
знать
да
уметь.
2. Ленивые руки не родня
умной
голове.
3. Каков мастер, такова и
работа.
4. Недаром говорится, что
дело
мастера
боится.
5. Сила ломит всё, а ум си-
лу.
6. Голь на выдумку хитра.
Обоснуйте свой выбор.
Учащиеся,
отвечая
на вопросы, подхо-
дят к выводу, Само-
оценка.
Работа
на
листе
самооценки
Оцените свою работу.
Рефлексивно-оценочный этап
1) Подведение итогов
Цель: Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым ре-
зультатом.
Как вы думаете, достиг-
ли ли мы поставленных
задач?
(слайд 3)
Оцените свою работу.
-Работа какой группы
вам особенно понрави-
лась?
Я хочу отметить…, по-
тому что….
Сопоставляют наме-
ченные задачи и ре-
зультат.
Ответы о личных
впечатлениях.
Оценивание своей
работы.
Словесная оценка
работы товарищей.
Работа на листе
самооценки
Оценивание груп-
пами работы друг
друга,
Оценивание учи-
телем.
2) Домашнее задание
-Выберите себе задание:
а) Пересказ;
б) Творческий пересказ
от 1 лица;
в) Письменно сравнить
рассказы
ответить
на
вопрос 2.
Выбирают и записы-
вают домашнее зада-
ние
Дифференцирован-
ное домашнее зада-
ние