Напоминание

Метод проекта как способ формирования естественнонаучных понятий младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Дусенко Татьяна Сергеевна
Должность: студентка гуманитарного факультета
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: Метод проекта как способ формирования естественнонаучных понятий младших школьников во внеурочной деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.С. Дусенко,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: С.С. Бочаров,

Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Филиал СГПИ в г. Железноводске

THE PROJECT METHOD AS A WAY OF FORMING NATURAL SCIENCE

CONCEPTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

T.S. Dusenko,

Branch of SSPI in Zheleznovodsk

Supervisor: S.S. Bocharov,

Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic

Disciplines

Branch of SSPI in Zheleznovodsk

Аннотация: в данной статье раскрыта специфика применения метода

проекта как способа формирования естественнонаучных понятий младших

школьников во внеурочной деятельности.

Abstract: this article reveals the specifics of using the project method as a way

of forming natural science concepts of younger schoolchildren in extracurricular

activities.

Ключевые слова:

учитель, младший школьник, проект, проектная

деятельность,

метод

проекта,

естественнонаучные

понятия,

внеурочная

деятельность.

Keywords: teacher, junior student, project, project activity, project method,

natural science concepts, extracurricular activities.

Тема

статьи

«Метод

проекта

как

способ

формирования

естественнонаучных

понятий

младших

школьников

во

внеурочной

деятельности» является чрезвычайно актуальной в современных условиях,

поскольку она способствует развитию интереса к науке у детей, в том числе и

младшего школьного возраста, критического мышления, навыков решения

проблем, коммуникации и работы в команде. Кроме того, использование

метода проекта во внеурочной деятельности помогает ученикам лучше

понимать взаимосвязи всего в природе, осознать полноту ответственности за ее

сохранность и привить экологическую грамотность [2, c.110].

Метод проекта в младшей школе – это способ организации учебного

процесса, который дает возможность ученикам младшего школьного возраста

активно участвовать в процессе обучения, развивать свои навыки и знания,

применять полученные знания на практике. Метод проекта предполагает, что

ученики работают над определенной темой или проблемой, которую они

выбирают самостоятельно или совместно с учителем.

Формирование естественнонаучных понятий у младших школьников во

внеурочной деятельности может происходить через различные формы учебной

активности, такие как:

– исследовательские проекты: предполагается, что ученики могут

проводить эксперименты и изучать различные явления природы, например;

погодные

явления,

свойства

света,

звука,

воды

и

т.д.

– экскурсии и наблюдения: когда ученики могут посещать природные объекты,

наблюдать

за

животными

и

растениями,

изучать

их

поведение

и

взаимодействие

с

окружающей

средой,

в

естественной

среде;

– оформление «научных» отчетов и стенгазет: ученики могут писать рассказы,

создавать иллюстрации и фотографии, обсуждать научные открытия и события.

Великие

ученые,

например

П.Л.

Капица,

говорят

о

том,

что

естественнонаучная грамотность является важным аспектом образования,

который

помогает

учащимся

понимать

мир

вокруг

них

и

принимать

обоснованные решения в повседневной жизни. Они также отмечают, что

естественнонаучные знания необходимо передавать учащимся на доступном

для них уровне, учитывая их возрастные особенности и уровень развития

[3 c.42].

Кроме

того,

важно

использовать

современные

образовательные

технологии, такие как проектная деятельность, исследовательская работа и

интерактивные методы обучения [4, c.179].

Во

внеурочной

деятельности

это

достигается

путем

организации

дополнительных занятий, кружков и секций естественнонаучного характера.

Например, можно организовать кружки по изучению физики природных

явлений, школьные научные лаборатории, клубы любителей науки и техники, а

также

проводить

различные

школьные

и

внешкольные

мероприятия,

направленные на развитие интереса к естественным наукам.

В современном образовании метод проектов становится все более

популярным

и

эффективным

инструментом

для

формирования

естественнонаучных

понятий

у

младших

школьников.

Внеурочная

деятельность предоставляет дополнительные возможности для реализации

этого метода, позволяя ученикам глубже погрузиться в изучаемый материал и в

перспективе применять полученные знания на практике [5, c.114].

Кроме того метод проектов во внеурочной деятельности актуален, еще и

тем что в современном мире требуется не просто наличие определенного

багажа знаний, но и умение применять знания на практике, самостоятельно

находить решения множества вопросов и создавать нечто новое. Метод

проектов во внеурочной деятельности предоставляет такую возможность

младшим школьникам, позволяет совершенствовать уже имеющиеся навыки,

что делает его одним из наиболее эффективных и востребованных методов

обучения.

Великие педагоги, например Г.И. Щукина, утверждают: «Метод проектов

– это отличный способ вовлечь учащихся в активный процесс обучения. Он

помогает им стать активными участниками своего обучения, развивает их

критическое мышление и умение решать проблемы. Кроме того, метод

проектов помогает учащимся лучше понять свою роль в обществе и осознать

свою ответственность за сохранение окружающей среды».

Во-первых, метод проектов основан на принципе активного обучения,

предполагающего, что младшие школьники должны быть деятельными

участниками процесса обучения. Что способствует лучшему пониманию и

запоминанию информацию, способствует развитию критического мышления и

формированию навыков решения проблем [6, c.84].

Во-вторых, метод проектов позволяет учащимся работать в группах, что

способствует развитию коммуникативных навыков, навыков работы в команде

и кристаллизации лидерских качеств. Работа над проектами помогает ученикам

лучше понимать свою роль в современном обществе и осознать свою

ответственность за сохранение окружающей среды.

В-третьих, метод проектов может быть использован для изучения

различных тем, связанных с окружающей средой, таких как экология, климат,

природные ресурсы и т.д. Это позволяет ученикам получить более глубокое

понимание этих тем и применять полученные знания в реальной жизни.

Метод проектов гибкий, современный, развивающийся метод, который

может быть адаптирован для разных возрастных групп и разных уровней

обучения. Это позволяет его считать, универсальным инструментом для

обучения и развития учащихся на протяжении всего образовательного

процесса.

Внеурочная деятельность естественнонаучного характера имеет ряд

особенностей, которые необходимо учитывать при организации занятий с

младшими школьниками. Важно учитывать возрастные особенности детей и

подбирать темы и задания, которые будут интересны и доступны для

понимания. Занятия должны быть разнообразными и включать в себя как

теоретические,

так

и

практические

занятия.

Необходимо

использовать

наглядные материалы и интерактивные методы обучения, чтобы привлечь

внимание детей и сделать процесс обучения более увлекательным. Следует

уделять внимание развитию у детей навыков самостоятельного исследования и

анализа информации [7, c.388].

Существует

ряд

методик

использования

проектов

во

внеурочной

деятельности для формирования естественнонаучных понятий:

– исследовательские проекты: ученики проводят исследование на

определенную тему, собирают информацию, анализируют ее и представляют

результаты своей работы. Например, ученики могут исследовать влияние

различных факторов на рост растений или поведение животных.

– творческие проекты: ученики создают что-то своими руками на основе

полученных знаний. Это может быть макет экосистемы, модель Земли или

модель солнечной системы.

– практические проекты: ученики применяют полученные знания на

практике, например, ухаживают за растениями или проводят опыты.

Практические проекты отличаются от исследовательских и творческих

проектов тем, что они предполагают выполнение практической работы или

проведение исследования. Такие проекты помогают развивать практические

навыки, умение работать в команде и критическое мышление.

Каждая из этих методик имеет свои преимущества и может быть

использована в зависимости от темы урока и уровня подготовки учеников.

Метод проектов чрезвычайно эффективен при формировании начального

минимума естественнонаучных понятий по ряду причин.

Отмечать успешно выполненные во внеурочной деятельности проекты

младших школьников можно различными способами. Один из наиболее

эффективных, традиционный способ – похвала. Когда ученики или группа

учеников младших классов, достигает успеха в чем-то, важно похвалить их и

показать, что вы искренне гордитесь ими. Также можно использовать, разного

рода, импровизированные награды, такие как наклейки, маленькие игрушки,

медали или памятные грамоты. Главное – делать это искренне и с любовью.

Во ФГОСах метод проектов рекомендуется использовать на всех этапах

обучения в начальной школе, начиная с первого класса. При этом проекты

могут

быть

как

индивидуальными,

так

и

групповыми,

и

должны

соответствовать

возрастным

особенностям

и

возможностям

младших

школьников.

Важно,

чтобы

проекты

были

направлены

на

развитие

познавательного интереса учащихся, формирование у них исследовательских

умений и навыков, а также на воспитание коммуникативных качеств и

сотрудничества [1, c.133].

Таким образом, метод проекта во внеурочной деятельности у младших

школьников

играет

важную

роль

в

формировании

естественнонаучных

понятий, которые в свою очередь способствуют возникновению и развитию

познавательной активности.

Список литературы:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального

и основного общего образования. – М.: Вако, 2022. – 160 с.

2.

Лучаева С.М. Инновационные методы школьного обучения. – М.:

Эксмо, 2015. – 202 с.

3. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Академия.

4.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в начальной школе. «Мультфильм

своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. – 212 с.

5. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К.

Господникова.

М.: Учитель, 2014.

131 с.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе / Г.И. Щукина. – М: Просвещение. 1979. – 160 с.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. [текст] – М.: Гардарики,2013. – 420 с.

References (alphabetical list):

1. Federal state educational standards of primary and basic general education. –

M.: Vako, 2022. – 160 p.

2. Luchaeva S.M. Innovative methods of school education. – M.: Eksmo, 2015.

– 202 p.

3. Savenkov, A.I. Gifted children in kindergarten and school [Text]: studies. a

student's manual. higher pedagogical studies. institutions / A.I. Savenkov. – M.:

Academy.

4. Timofeeva L.L. The project method in elementary school. "Cartoon with

your own hands." – St. Petersburg: Detstvo- Press Publishing House, 2011, 212 p.

5.

Gospodnikova

M.K.

Project

activity

in

primary

school

/

M.K.

Gospodnikova. – M.: Teacher, 2014. – 131 p.

6. Shchukina G.I. Activation of cognitive activity of students in the educational

process / G.I. Shchukina. – M: Enlightenment. 1979. – 160 p.

7. Kharlamov I. F. Pedagogy. [text] – M.: Gardariki, 2013. – 420 p.