Автор: Пипко Ирина Николаевна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МОБУ Покровская СОШ
Населённый пункт: с. Покровка
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Отчёт по теме самообразования учителя начальных классов Пипко
Ирины Николаевны на тему : «Создание условий для формирования у
обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной
деятельности»
Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное
отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с
первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у
школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное
отношение
школьников
к
учению.
Эмоции,
несомненно,
имеют
мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в
ней,
являются
следствиями
умелой
и
слаженной
работы
всего
педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи
ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми
отношениями
школьника
с
учителями
и
товарищами,
отсутствием
конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших
возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении
трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5)
положительные
эмоции,
возникающие
при
овладении
учащимися
приёмами самостоятельного добывания знаний.
Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю
ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская
улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его
радость – моей радостью.
Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется
ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что
если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как
к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он
продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка всегда может
быть исправлена .Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на
уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда,
когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает
уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг
более твёрдым,
испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это
пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него
веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по
тропинке новых знаний.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и
требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу
понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне
доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и
признательность.
Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-
воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить
положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть
достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и
последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и
считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить
действовать. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по
имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они
затихают
и
перестают
отвлекаться.
Поощрение
является
способом
выражения
положительной
оценки
поведения
ребенка,
выполняя
стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные эмоции,
оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувства
собственного достоинства,
доброжелательности,
дисциплинированности,
чуткости, ответственности и многих других.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что
позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С
помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание
обучающихся
на
значимых
моментах
излагаемой
информации.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации
применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного
материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.
Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—
познавательную и коммуникативную образовательные компетенции,
что
соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить
себе
современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными
для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой
работы.
Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов
инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Благодаря хорошему техническому оснащению кабинета, мы можем не
просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при
изучении материала.
Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие
технологии.
С
целью
предотвращения
перегрузки
обучающихся
и
сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия
физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз,
музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику.