Напоминание

Игровая деятельность современных школьников на основе традиций национальной культуры долган Республики Саха Якутия

Автор: Кононова Мария Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Саскылахская СОШ"
Населённый пункт: Анабарский район, с.Саскылах
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: Игровая деятельность современных школьников на основе традиций национальной культуры долган Республики Саха Якутия







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА

1.

КУЛЬТУРА

ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.1 Теоретические подходы к изучению культуры игровой

деятельности

1.2 Игровая культура долган: историческое описание и традиционные

игры

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Глубинные интервью

2.2 Опрос учащихся начальных классов

2.3 Анкетирование учителей

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

3.1 План создание методических материалов на основе результатов

исследования

3.2 Применение разработанных пособий в образовательном процессе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Игровая

деятельность

является

важной

частью

культурного

и

социального развития общества, отражая в себе глубокие традиции,

исторические корни и национальные особенности различных народов. В

контексте

глобализации

и

современных

образовательных

вызовов

актуализируется

проблема

сохранения

национальных

традиций

через

игровую

деятельность.

Среди

народов

Севера,

в

частности

долган,

традиционные

игры

выполняют

не

только

развлекательную,

но

и

воспитательную функцию, способствуя передаче знаний и умений между

поколениями.

Однако,

в

современных

условиях

растущего

влияния

цифровых технологий, существует опасность утраты интереса к таким

формам деятельности среди молодежи.

Основное

противоречие

заключается

между

необходимостью

сохранения национальной культурной идентичности и сокращающейся

практикой традиционных игр среди молодежи. Это создает проблему потери

культурного наследия и необходимости его адаптации к современной

образовательной среде.

Целью данного исследования является анализ влияния традиционных

игр на формирование личности школьников, их социальную адаптацию и

культурное самосознание в условиях современного образования.

Объектом исследования выступают традиционные игры народа долган.

Предметом

исследования

является

процесс

взаимодействия

современных

школьников

с

традиционными

играми

долган

в

образовательной среде.

Гипотеза исследования предполагает, что интеграция традиционных игр

в образовательный процесс способствует не только сохранению культурных

традиций, но и развитию социальных, эмоциональных и когнитивных

навыков учащихся.

Задачи исследования

1. Изучить теоретические основы использования игровой деятельности в

образовательном процессе.

2. Анализировать существующую практику применения традиционных

игр долган в школах.

3. Разработать методические рекомендации по внедрению традиционных

игр в учебные программы.

4. Оценить эффективность использования традиционных игр на примере

выбранных школ.

Источниками исследования являются научные труды по педагогике и

психологии, работы по этнографии и культурологии, методические пособия,

а также результаты анкетирования и интервью с учителями, учащимися и их

родителями.

Это

исследование

представляет

собой

попытку

сформулировать

комплексный подход к сохранению и актуализации культурного наследия

через игровую деятельность в рамках современного образовательного

процесса.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.1 Теоретические подходы к изучению культуры игровой деятельности

Игра – неотъемлемая часть жизни человека. Играет каждый из нас,

начиная с самого раннего возраста и далее, на протяжении всей своей жизни.

Меняется содержание игр, меняется отношение человека к ним, меняются

сами игры, но они постоянно сопровождают человека. Интерес к играм

существует не только в повседневной жизни. Многие исследователи из

различных отраслей науки обращают свое внимание на этот феномен и

стремятся дать ему свое истолкование.

В педагогической и психологической литературе можно встретить

большое количество определений понятия «игра». Приведем некоторые из

них.

Игра – форма интрогенного поведения человека [24, c. 255],

т. е. внутренне присущего, имманентного личности.

Игра – тип деятельности, мотив которой заключается в ней са- мой [13,

c. 303].

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на

воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально

закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах

науки и культуры [23, с. 50].

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением [12, c. 240].

Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах

его возможностей [19, с. 38].

Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного

соревнования [6, с. 12].

«Детская символическая игра … может быть понята как очень сложная

система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение

отдельных игрушек» [4, c. 182].

Приведенные выше определения дают возможность обратить внимание

на то, что игра, с одной стороны, выступает как деятельность, а с другой –

является процессом. На этом основании можно выделить специфические

черты игры. Например, Й. Хейзинга в своей книге «Человек играющий» [25]

приводит следующие ее характеристики:

–игра – свободная деятельность, которая осознается как «не взаправду»

и вне повседневной жизни выполняемое занятие;

–игра может целиком овладевать играющим;

–играющий не преследует никакого прямого материального интереса, не

ищет пользы;

–совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени;

–протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к

жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной

либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной

маскировкой.

С. А. Шмаков считает, что большинству игр присущи четыре главные

черты:

1)

игра – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая

лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2)

творческий, в значительной мере импровизационный, очень

активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3)

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры,

«эмоциональное напряжение»);

4)

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития [26, с. 98].

В общем, можно утверждать, что игра есть:

1)

особое отношение ребенка к окружающему его миру;

2)

особая

деятельность

ребенка,

которая

изменяется

и

развертывается как его субъективная деятельность;

3)

социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид

деятельности (или отношения к миру);

4)

особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);

5)

деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых

разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;

6)

социально-педагогическая

форма

организации

всей

детской

жизни.

Многие исследователи изучают структуру игры. В настоящее время

сложилось понимание о ней в соответствии с тем, является она процессом

или деятельностью.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей

игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет

(содержание)

область

действительности,

условно воспроизводимая в игре.

В структуру игры как деятельности органично входят: а) целеполагание;

б) планирование; в) реализация цели;

г) анализ результатов.

Следует отметить, что мотивация игровой деятельности обеспечивается

ее

добровольностью,

возможностями

выбора

и

элементами

соревновательности,

удовлетворения

потребности

в

самоутверждении,

самореализации.

Многообразие определений, существенные свойства, представление о

структуре игры дают возможность исследователям выстраивать теории

игровой деятельности. В настоящее время существует довольно большое их

количество. Обзор основных из них представлен С. Л. Рубинштейном в книге

«Проблемы общей психологии» [21]. Приведем этот обзор в изложении А. М.

Новикова [15] и несколько расширим его.

1.

Известностью пользуется теория К. Гросса. Автор усматривает

сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной

деятельности;

в

игре

ребенок,

упражняясь,

совершенствует

свои

способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых

к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности

и как отдых.

Основное достоинство этой теории заключается в том, что она связывает

игру с развитием и ищет ее смысл в той роли, которую игра выполняет в

развитии. Основным ее недостатком является указание лишь на «смысл»

игры, а не источник и причины, вызывающие игру, не на мотивы,

побуждающие играть.

2.

Австрийский

психолог

К.

Бюлер

определяет

игру

как

деятельность,

совершаемую

ради

получения

удовольствия

от

самого

процесса деятельности.

3.

Голландский ученый Ф. Бейтендейка рассматривает игру как

форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, слиянию с

окружающей средой, повторению.

4.

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в

свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры заключается в

избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде,

находят себе выход в игре.

Однако наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить

направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются

именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и

утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

5.

В теориях последователей З. Фрейда, игра – реализация

вытесненных из жизни желаний, поскольку в ней часто разыгрывается и

переживается то, что не удается реализовать в жизни. Понимание игры

исходит из проявления в ней неполноценности субъекта, бегущего от жизни,

с которой он не в силах совладать. Таким образом, игра превращается в

«свалку» для того, что в жизни вытеснено; из продукта и фактора развития

она

становится

выражением

недостаточности

и

неполноценности,

из

подготовки к жизни превращается в бегство от нее.

6.

В логике марксистского учения теорию игровой деятельности

создал Г. В. Плеханов [17]. Он доказывает, что в жизни общества труд

предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных

племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно,

что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены.

Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого

товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в

пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в

первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли,

как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и

изобразительного

искусства.

Иногда

играм

приписывали

магическое

действие.

В

жизни

же

отдельного

индивидуума

наблюдается

обратное

соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь

позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает

закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду,

средством воспитания.

7.

В советский период значительный вклад в исследование игры

внесли Л. С. Выготский и Л. С. Узнадзе. Л. С. Выготский и его ученики

считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает

себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя

определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при

этом придает окружающим предметам. Л. С. Узнадзе видит в игре

результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в

реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка

сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как

продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

8.

Одной из наиболее крупных работ по теории игры является книга

Д. Б. Эльконина «Психология игры» [27]. Автор раскрыл содержание детской

игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими

людьми. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую

берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят

отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с

разной

глубиной

постижения

и

порой

проникают

в

подлинный

общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены

конкретными социальными условиями жизни детей.

9.

Представляет

интерес

и

концепция

П.

М.

Ершова

о

происхождении игры из потребностей [7]. Согласно этой концепции, игра

есть одна из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным

и человеку, – потребности в вооруженности (вспомогательная потребность в

накоплении

и

совершенствовании

средств

удовлетворения

своих

потребностей).

Приобретение вооруженности начинается с мускульного движения –

тренировки физической силы, затем идет подражание, затем – практическое

применение того, что приобретено силой и подражанием. Это применение,

все более успешное и свободное, приводит к игре, которая тренирует смелое

использование навыков и умений в разных новых и неожиданных условиях.

Мускульное

движение,

подражание

и

игра

как

пути

приобретения

вооруженности свойственны как человеку, так и животным: только

приобретение вооруженности животными завершается игрой, человек же

после специфически человеческого многообразия игр вступает на главный

для него и решающий путь теоретического обучения, приобретения знаний и

практического овладения знаниями.

Подобно тому, как игра постепенно зарождается в подражании, так и

вооруженность человека знаниями и умениями постепенно зарождается в

игре; в ней же начинают проявляться и реализовываться человеческие

социальные

и

идеальные

потребности.

Вооруженность

знаниями

(образование) начинается в школе и может сопровождать человека всю

жизнь. Но и сама игра, ярко проявляющаяся в детстве и юности, и дальше не

покидает человека, выступая в новых формах. Они уже не напоминают игры

детей и животных, но не похожи и на обучение.

10.

Голландский историк и социолог Й. Хейзинга в своем большом

монографическом

исследовании

под

названием

«Человек

играющий»

анализирует большое число проблем, связанных с игрой. Он стремится

обнаружить игровое начало в самых разнообразных видах человеческой

деятельности и проявлениях культуры: в праве, науке, философии, даже в

войне. Специально рассматривает связь игры и поэзии, игры и искусства.

Автор видит сущность игры в способности приводить в восторг,

доставлять радость. Он определяет ее как «добровольное действие либо

занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по

добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью,

заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости,

а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь» [25, c. 17–

18].

Игра, существующая не только в человеческом, но и животном мире не

поддается, по Й. Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном

смысле слова некое излишество. Однако данная точка зрения не мешала

философу видеть в игре, как высшем проявлении человеческой сущности,

основу культуры, а значит и основу развития. В основе развития истории, по

мнению Й. Хейзинга, лежит развитие культуры, которая основывается на

игре. «Игра – это высшее проявление человеческой сущности» [25, с. 26].

11.

Иную трактовку игр дает теория «активного отдыха», развитая

немецкими психологами И. Шаллером, М. Лацарусом, Г. Штейнталем.

Согласно этой теории, кроме пассивного отдыха во сне, мы нуждаемся в

активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и

тягостного, что связано с работой. «Утомление от работы требует не только

психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха,

который может быть реализован только в активности, но эта активность

должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается

в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он

должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает

глубокому психическому отдыху, источнику энергии» [14, с. 254].

Таким образом, одни исследователи считают, что нашли источник и

основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По

мнению

других,

живое

существо,

играя,

подчиняется

врожденному

инстинкту

подражания.

Третьи

полагают,

что

игра

удовлетворяет

потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную

предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может

потребовать

жизнь,

или

рассматривают

игру

как

упражнение

в

самообладании.

Иные

опять-таки

ищут

первоначало

во

врожденной

потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к

главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре

как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому

восполнению

монотонной

односторонней

деятельности

или

как

к

удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке

желаний и тем самым поддержанию чувства личности.

Тем не менее, несмотря на обилие теорий игровой деятельности, игра

остается загадкой для ученых. А. М. Новиков по этому поводу пишет:

«Действительно, игра в нашем сознании как бы противостоит серьезному. Но

в то же время дети, хоккеисты, шахматисты, артисты играют со всей

серьезностью, без малейшей склонности смеяться. Игра лежит вне рамок

противопоставления “мудрость-глупость”. Точно также игра не знает

различения истины и лжи, выходит за рам- ки противоположности “добра и

зла”. В игре не заключено никакой моральной функции – ни греха, ни

добродетели. Все это само по себе загадочно» [15, с. 8].

Недостатком всех известных теорий игровой деятельности, по мнению

А. М. Новикова, является их определенная однобокость. По- рождение игры

они объясняют либо «избытком сил», либо трудовой деятельностью людей

или их социальными отношениями, либо как «убегание от жизни» и т. д. «А

игра, очевидно, чрезвычайно много-сторонна и порождается и тем, и другим,

и третьим и еще, очевидно, многим другим» [15, с. 10].

Далее более детально рассмотрим:

–характеристики игровой деятельности;

–ее логическую структуру (формы, методы, средства);

–организацию

процесса

игровой

деятельности

(ее

временную

структуру).

1.2 Игровая культура долган: историческое описание и

традиционные игры

Долганы – коренной малочисленный народ, проживающий на севере

Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

Большая часть долган проживает в Таймырском Долгано-Ненецком

муниципальном районе Красноярского края (сельском поселении Хатанга и

городском поселении Дудинка), незначительная часть долган проживает в

Анабарском улусе Республики Саха (Якутия).

По данным переписи населения 2010 численность долган в Российской

Федерации составляет 7885 человек, 1840 человек проживает в городах, 6045

в сельской местности.

Распространены самоназвания – haka, дулгаан, тыэ киhитэ.

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-

анабарские.

Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в XVII –

XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов – эвенков

(тунгусов), якутов и русских (так называемых затундринных крестьян).

Впервые о долганах упоминается в «Наказе стольнику Петру Головину и

дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену для строения

острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев»,

датированное 6 августа 1638 г.

Первые

научные

сведения

о

долганах

содержатся

в

трудах

исследователей Сибири ХIХ в. М.А. Кастрена и А.Ф. Миддендорфа.

Впоследствии изучением долган занимались Б.О. Долгих, А.А. Попов, Г.Н.

Грачева, П.Е. Ефремов, В.А. Туголуков, В.И.Васильев и др.

Так, известный российский путешественник, географ и натуралист А.Ф.

Миддендорф в своей книге «Путешествие на Север и Восток Сибири»

отмечал, что долганы весьма интересный смешанный народ, у которого во

всем явно высказывается преобладание якутского элемента.

Он

высказывал

мнение,

что

часть

долган

«Дзиганская

орда»

первоначально переселилась из окрестностей города Жиганска, лежащего

под Полярным кругом на р.Лена, вероятно в то время, когда казаки

Мангазейские и Якутские старались перещеголять друг друга в грабежах на

р. Лена, и предводители их оспаривали порабощение друг у друга жителей

долины р. Лены, т.е. воевали не только между собой, но и отбирали ясак у

коренных жителей (1633 г.). Вероятно, в это время якутские и тунгусские

племена вместе двинулись на запад.

Они кочевали в верховьях рек Хатанги и Пясины, в горах, окружавших

Норильские

озера,

и

пользовались

угодьями

сообща

с

Жиганскими

тунгусами, усвоив их образ жизни и отчасти язык. Эти кочующие долганы

отчасти примкнули к тунгусам, заводили небольшое количество северных

оленей, поскольку опасались, что многочисленные волки могут отбить стадо.

Питались они дичью, рыбой. Это был живой, подвижный, ловкий,

услужливый народ, с большим достоинством, писал А.Ф. Миддендорф.

Весьма важную категорию долган составляли оседлые поселенцы,

занимавшие все пространство от Дудина до Хатангского погоста. Летом они

отправлялись на тундренные озера к северу, там они заготавливали запасы

рыбы на зиму. Они питались преимущественно рыбою, и хотя их свободно

кочующие родичи поглядывали на них «как бы с чувством соболезнования»,

но преимущества обеспеченного существования, оседлости, связанного с нею

заготовления больших запасов, сношения с проезжающими по временам

чиновниками, купцами и священниками, выгоды крещения давали им

превосходство над кочующими, что они гордились, что в тяжкие времена

спасают странствующих собратьев своих от голодной смерти. Происходило

это от того, о чем они говорили неоднократно, что кочевники полагаются на

ненадежное охотничье счастье, вместо того, чтобы заняться надежной

рыбной ловлей.

Матиас Александр Кастрен, известный финский филолог, исследователь

финно-угорских и самодийских языков, в своей книге «Путешествие по

Лапландии, Северной России и Сибири в 1838—1844, 1845—1849 гг.»

упоминал, что долганами называли три якутских племени: 1) племя Dolgan,

живущее по р. Хатанга, 2) племя Adjan, признающее и русское название

Жиганы, и 3) племя Dongol, живущее, как и второе, в расстоянии трех дней

пути от Дудинки, близ Норильских озер. Сами же они ведут себя от трех

братьев: Galkinga, Sakatin и Bijka, перекочевавших сюда из якутской

стороны.

Более глубокое изучение долган в историческом и этнографическом

отношении началось лишь в советское время, после переписи населения

1926-1927 гг. и экспедиций Музея антропологии и этнографии Академии

наук в 1930 – х годах.

Выдающийся советский этнограф Б.О.Долгих в книге «Происхождение

долган» высказывал предположение, что образование долган в пределах

Таймырского округа проходило в течение XVIII и первой половины XIX в.

По его данным в момент переписи долганское население распадалось на

девять этнографических групп.

1) Долганы бывшей Долгано-Есейской управы с родовым названием

Долган (Дулган). Их предками были тунгусы Долганского рода в XVII в.,

жившие по Лене между устьями Алдана и Вилюя. Во второй половине XVII

в. большая часть усть-вилюйских долган переселилась на Оленек, где была

объединена одним названием тунгусов «Долгацкого роду». Это и есть предки

современных долган бывшей Долгано-Есейской управы. Часть из них

остались на низовьях Лены в ведении Жиганского зимовья.

Следующим этапом истории бывших усть-вилюйских долган было

переселение

их

в

пределы

Мангазейского

(Туруханского)

уезда,

включавшего в XVII-XVIII вв. и территорию Таймырского национального

округа. В 1761-1763 гг. в составе Есейской волости Мангазейского ведомства

отмечен новый род «некрещеных тунгусов», примерно 150 человек, в

котором

есть

все

основания

видеть

предков

долган

рода

Долган,

составлявших с 1824 г. и вплоть до революции Долгано-Есейскую управу.

2) Долганы бывшей Долгано-Тунгусской управы с родовым названием

Донгот. Донготы были наиболее крупным ответвлением баягиров, вошедших

в состав долган, обитавших в XVII в. по верховьям конфлюента Хатанги

Котуя,

в

верховьях

Вилюя,

в

верховьях

Оленека

и

частично

распространявшихся на р. Кочечумо и ее приток Туру из бассейна Нижней

Тунгуски. Переход рода Донгот на Север в пределы Таймырского

национального округа произошел между 1768 и 1816 гг. В начале XX в.

донготы состояли из четырех родов с якутскими названиями Мокойбуттар

(главным

образом

Левицкие)

39

человек,

Харыбалар

(Сотниковы

и

Лаптуковы) 84 человека, Оркутахтар (главным образом Яроцкие) 100

человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

3) Долганы бывшей Жигано-Тунгусской управы с родовым названием

Эдян (Адян) или Эдиген переселились на Таймыр из Якутии, по данным

И.С.Гурвича, в 1769-1783 гг., во главе с Леличей Себягиным. Центр этой

управы на карте Енисейской губернии 1822 г. указан между озерами Мелкое,

Глубокое и Лама. Таким образом, эта группа предков долган также как и,

собственно долганы, вышла из пределов Якутии, но позже, чем собственно

долганы, вероятно, примерно одновременно с переселением в район

Норильских озер донготов.

4) Эвенки бывшей Боганидско-Тунгусской управы с родовым названием

Каранто. На карте Енисейской губернии 1822 г. их центр указан несколько

западнее среднего течения реки Боганиды. Названы они здесь «Есейской

волости Харитоновского рода тунгусы». По устным преданиям, Каранто

пришли на Таймыр, на реку Боганида откуда-то с юга, то ли с верховьев

Хатанги и Хеты, то ли с верховьев Оленека или Вилюя. Б.О.Долгих

склонялся к тому, что в 1645 г. в племени Эдян (Адян) на Оленеке был

Каратунский род из 25 плательщиков ясака. В 1769 г. тунгусы Хаританского

рода, с женами и детьми во главе с Белкичей Маганечиным бежали их

Жиганского комиссарства Якутской области в Туруханскую «волость».

Сходство названий Каратунский, Хаританский, Харитонов и Каранто –

очевидно. В 1833 г. окладную книгу Боганидской управы подписали Игнатий

Елча, Шантуча, Харитонов, Шакличу, Учкачу, Кунников, Нелтанов.

5) Якуты бывшей Нижне-Затундринской якутской управы являются

самой большой составной частью долганской народности и одной из самых

ранних из них по своему появлению в бассейне нижней Хатанги и Хеты (в

1699 г.). На карте Енисейской губернии 1822 г. центром Есейской волости

показано селение «Хатангское оно ж Носок». Очевидно, здесь находился

центр затундринских якутов. Основная масса затундринских якутов в начале

XX в. жила в низовьях Хеты, Попигая, Анабара. Самой старой, основной

патрономией затундринских якутов считают Поротовых, живущих по реке

Хете. Вероятно, толчком, побудившим часть якутов перейти с Оленека на

Хету, была голодовка, имевшая место на Оленеке в 1681-1682 гг., вызванная

изменением направления миграции диких оленей, когда они вместо того,

чтобы пойти от моря через плави на Оленеке, где их ждали охотники, ушли в

сторону Хеты реки. Окладную книгу Нижнезатундринской управы в 1833 г.

подписали Поротовы, Савины, Федосеев, Антонов, Тюприн, Гидатов.

Тюприны (Чуприны) были в составе затундринских якутов уже в 1727 г.

Среди затундринских якутов имеется многочисленная (179 человек обоего

пола в 1926-1927 гг.) патронимия Спиридоновых, которая имеет другое

название Барах. Считают, что они какого-то особого, по некоторым данным,

русского происхождения. В затундринских якутах мы видим не только

самую большую составную часть долганской народности, именно ту ее часть,

которая первой принесла на Таймыр якутский язык и способствовала

распространению якутского языка среди других неякутоязычных в прошлом

предков долган.

6)

Затундринские

крестьяне,

образовавшие

раньше

Нижне-

Затундринское крестьянское общество, после энцев и нганасан являются

наиболее

старыми

обитателями

территории

современного

расселения

основной массы долган. Русские промышленные люди появились «за

тундрой» уже в первой четверти XVII в. Из современных патронимий

затундринских крестьян в конце XVII в. здесь жили уже Аксеновы и

Рудницкие (Рудинские). Первые происходят из посадских, вторые – из

служилых людей «иноземного списку». (В.В.Александров установил, что

посадский Дементий Аверкиев Оксенов с семьей проживал на р. Хете уже в

1701 – 1720 гг. Служилый человек сын боярский Степан Рудницкий в январе,

марте 1682 г. производил перепись хантайских энцев и авамских нганасан.)

В

течение

XVIII

в.

затундринские

крестьяне

числились

также

посадскими, затем мещанами и только начиная с первых десятилетий XIX в.

в

документах

фигурирует

единое

Нижнезатундринское

крестьянское

общество. Из существующих в настоящее время патронимий затундринских

крестьян Туркины и Уксусниковы в XVIII в. тоже были крестьянами, а

Аксеновы, Бархатовы, Поповы, Малетины, Портнягины – посадскими

(мещанами). В метрических книгах Хатангской Богоявленской церкви конца

XIX — начала XX веков, хранящихся в фондах Таймырского краеведческого

музея,

упоминаются

крестьяне

Затундринского

общества

Игнатий

Васильевич Малетин, Василий Алексеевич Тюприн, Дмитрий Александрович

Бархатов, Андрей Евфимович Суворов, Александр Прокопьевич и Иван

Прокопьевич Хвостовы, Дмитрий Титович Лаптуков, Иосиф Сосипатрович

Рудынский,

Ефстафий

Мартынович

Рудынский,

Марк

Гаврилович

Портнягин, Поповы: Мефодий Лазаревич, Григорий Евфимович, Назарий

Никандрович с сыновьями Онисимом и Афанасием, Прокопий Никандрович

— предки Григория Романовича Попова, первого долганского ученого и

Николая Анисимовича Попова, первого долганского журналиста.

Мы знаем, что затундринские крестьяне начали вступать в браки с

якутами уже в начале XVIII в. Но хотя уже Миддендорф отметил якутизацию

русских поселенцев на Хете, вплоть до середины XIX в. затундринские

крестьяне в массе еще не растворились в окружавшем их долгано-якутском

населении. Однако затем, во второй половине XIX в., они стали быстро

сливаться с долганами. К 1926-1927 гг. затундринские крестьяне ничем в

сущности не отличались от последних и во всяком случае не считали себя

русскими. Такая быстрая долганизация затундринских крестьян в конце XIX

– начале XX в. объясняется переходом их к кочевому оленеводству и

отказом от своего традиционного оседлого рыболовческого хозяйства с

использованием собак в качестве упряжного животного. Новая форма

хозяйства

повлекла

за

собой

более

тесный,

чем

прежде,

контакт

затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная

ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

7) Есейские якуты не являются потомками населения Есейской волости

XVII-XIX вв., а представляют якутов-оленеводов, пришедших в район озера

Есей из бассейна Оленека, вероятно, в XVIII в. Хотя в Вилюйске есейских

якутов называли «есейскими тунгусами», но большинство их, судя по

родовым названиям, представляло потомков выходцев из центральной

Якутии, да и в культуре в большей степени, чем у долган, были заметны

чисто якутские черты. Наиболее многочисленные среди них были якуты

Бетунского наслега, почти все принадлежавшие к роду Чорду. Затем следуют

выходцы из Катыгынского наслега, принадлежавшие к родам Ботулу,

Осогостох, Оспех и Маймага. Названия наслегов сейчас служат потомкам

есейских якутов на Таймыре в качестве фамилий. Так потомки бетунцев

имеют фамилию Бету (Бетту), потомки бетилцев – Бети, потомки якутов

Катыгынского наслега – имеют фамилию Катыгынский или по одному из

родовых названия Маймага (Маймаго), Ботулу и т.д.

8) Эвенки бывших 2-й и 3-й Летних и Илимпейской управ из рода

Тамбэгир, Малгачагир, Иолигир, Тыптагир и Якчар, усвоившие в качестве

родного языка долганский диалект якутского языка, жившие чересполосно с

долганским населением, тоже явились значительной и все увеличивающейся

составной частью долганской народности. Илимпейские эвенки на Таймыр

переселились в конце XIX и начале XX вв.

9) Энцы (самоеды) Хантайской управы родов Сонуко (Санэр), Сойта,

Масуадай, Карасинской управы – Муггади, Бай и ненцы (юраки) родов

Ябтонгэ и Аседа, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект

якутского языка, оказались среди долган в результате браков мужчин

энецкого и ненецкого происхождения на долганках. Обычно такие семьи

продолжали жить в долганской среде, и следующее поколение от этих браков

ничем не отличалось от долган. Главная масса одолганившихся энцев жила в

районе оз. Пясина и верховьев р. Пясина.

Можно считать, что в составе современных долган около 45 % по

происхождению тунгусов, около 42 % – якутов, около 11% – русских и около

2% – самодийцев.

Таким образом, в течение XIX в. на севере Сибири образовалась новая

народность. Спецификой процесса образования долганской народности было

то обстоятельство, что он проходил на Крайнем Севере, и поэтому

образовавшаяся народность, как и все народности Крайнего Севера,

оказалась не очень многочисленной. Имело значение и то, что все элементы,

образовавшие долганскую народность, были православными (по крайней

мере формально), и в этом отношении все в целом противостояли своим

соседям с севера нганасанам, обладавшим к тому же совсем другими

формами материальной и духовной культуры и говоривших на другом языке.

Народные

игры

и

игрушки

являются

традиционным

средством

педагогики,

в

них

отражается

образ

жизни

людей,

их

быт,

труд,

национальные устои и обычаи.

Народы Севера через игру воспитывают своих детей жизнестойкими,

мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания.

Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению

знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную деятельность,

вырабатывают у него ловкость, быстроту, меткость, решимость и волю к

победе.

Изучение особенностей игр и игрушек коренных малочисленных

народов Якутии продолжает оставаться актуальной проблемой. Необходимо

более глубоко исследовать этническую специфику игр и игрушек, выявить их

этнознаковые функции и роль в развитии традиционных культур коренных

малочисленных народов Якутии. Особое значение изучения этих вопросов

приобретает в связи с проблемой воспитания молодого поколения, носителей

традиционных культур.

Подобно родной речи, сказке, песне – народные игры и игрушки

являлись

замечательным

культурным

наследием,

которые

веками

воспитывали ребенка. Они формировались в тот период, когда интересы

взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других

имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других

была непосредственная близость.

Игра для детей северных народов – жизненная потребность, средство

всестороннего развития. Детские игры переходят из поколения в поколение и

имеют не меньшее значение, чем сказки песни, пословицы. Народные

обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей. За

национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции

каждого народа. Содержание многих игр и игрушек может рассказать о быте

и религии, трудовой деятельности людей.

В долганском языке слово игра - оонньуу употребляется в значении

развлечения: состязание, соревнование, концерт, ролевые игры. В ненецком –

сянако, играть – сянако(сь), сянакурць. На нганасанском – игра – санэбси;

детская игра - нюо санэбси; играть – санiрся; игрушка – санi.

В течение многих веков наши предки хранили и передавали молодежи

навыки в различных играх, популярных в народе. Как и все игры, они были

изобретены для радости и развлечения, но, помимо этого, были наделены

особенными,

уникальными

свойствами,

которые

присущи

лишь

определенному народу. Они всегда имели способность и склонность

облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни.

«Игры часто устраивались по завершении охотничьего или рыболовного

сезона, к восходу солнца после долгой полярной ночи, когда еды было

достаточно и жители нескольких стойбищ собирались вместе, чтобы

отметить общую радость по случаю рождения младенца или свадьбы

молодых. Из этого следует, что игры в жизни коренных народов Таймыра

имели весьма значимое место, как некий обряд, часть культуры и традиции

народов» [22].

Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические

упражнения

являются

неотъемлемой

частью

их

духовной

культуры.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радости.

Большинство

исследователей,

изучавших

народную

педагогику

аборигенов Севера и Сибири, отмечают, что «они создали уникальную

систему воспитания личности, способной выдержать суровые условия жизни.

Из поколения в поколение передавались народные педагогические традиции

трудового, нравственного и физического воспитания»

Действительно, традиционная педагогика – это сфера материальной и

духовной жизни народа, которая связана с воспитанием детей. Оно

начинается с колыбели, колыбельных песен, игрушек и игр, игровых песен,

детских

орудий

труда

и

трудовых

обязанностей

детей,

спортивных

состязаний. И, в сущности, в традиционном укладе ребенка воспитывает сама

жизнь, все окружение, отношение взрослых к труду, к природе и друг другу,

чего не достает в сегодняшней жизни.

Игры народов долганского народа – это по большей степени способ

проигрывания социальных ролей. Помимо этого, через игру дети усваивают

и свою культуру.

У северных народов существовало поверье, которое реализовывалось в

становлении его жизни, если в семье ребенок тщательно играет в «стадо

оленей» подражая взрослым, то он вырастит достойным оленеводом. У него

будет богатое стадо оленей, которое будет из года в год только умножаться.

«Долганы называют эту игру «табахыыт» (оленевод). Для этого они

устанавливают в снегу или втыкают в землю рога убитых оленей или

кустики, похожие на рожки, и набрасывают с расстояния на них маут (аркан).

А у ненцев эта игра называется «ярколава» — ловля «оленей». «Сначала

выбирают ровную площадку, где на расстоянии 30-40 сантиметров друг от

друга устанавливают рога, имитирующие оленей. Вокруг них очерчивают

круг

радиусом

полтора-два

метра.

За

линией

круга

встают

дети,

изображающие оленеводов. Каждый берет по небольшому аркану длиной

пять-шесть метров. Обычно их привозят со стойбища от родителей. Аркан

наматывают на левую руку в направлении от кисти к локтю, затем половину

его захватывают правой рукой. По сигналу петлю набрасывают на рога и

затягивают. «Олень» пойман! Теперь игрок без труда подтягивает рога к

себе. Побеждает тот, кто поймал больше «оленей».

Таким образом, у детей с детства приобреталась та удивительная

ловкость и меткость, с которой народы Севера ловят оленей» [24].

Посредством игры детей с малолетства приучали к работе по хозяйству.

Мальчикам отцы показывали, как выстругать простые детали из дерева, это

игрушечные нарты-санки, балки, чумики (жилище тундровиков), как

правильно набрасывать маут (аркан) на рога оленя. Девочек мамы учили

шить

для

игрушек

национальную

традиционную

одежду,

правильно

подбирать узоры и готовить блюда национальной кухни. И во время таких

игр у детей развивались и выявлялись те или иные способности и

приобретались навыки.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Глубинные интервью с родителями учащихся

Цель интервью

Целью

проведения

глубинных

интервью

с

родителями

является

изучение их восприятия и отношения к использованию традиционных игр

долган в воспитательном процессе. Эти интервью позволяют глубже понять,

как родители видят роль этих игр в образовании и развитии их детей, а также

выявить их предложения по улучшению внедрения культурных игр в

повседневную жизнь и образовательные программы.

Методология

Для проведения глубинных интервью была выбрана группа из 10 семей

учащихся начальных классов МБОУ "Саскылахская СОШ". Интервью

проводились в удобной для семей обстановке, чаще всего в их домах, что

способствовало открытому и доверительному общению.

Структура интервью

Интервью были полуструктурированными, что позволило обеспечить

гибкость в общении и возможность подробно исследовать интересующие

вопросы:

1. Как часто ваш ребенок участвует в народных играх долган?

2. Какое значение, по вашему мнению, имеют эти игры для культурного

и физического развития вашего ребенка?

3. Какие преимущества или недостатки вы видите в вовлечении детей в

традиционные игры?

4.

Есть

ли

предложения

по

улучшению

доступности

и

привлекательности народных игр для молодежи?

Анализ результатов глубинных интервью с родителями

Методология анализа

Используя

качественный

подход,

данные

интервью

были

транскрибированы и подвергнуты тематическому анализу. Были выделены

ключевые темы и подтемы, отражающие мнения и предложения родителей.

Кодирование

данных

производилось

двумя

исследователями

для

обеспечения надежности и объективности результатов.

Основные темы и подтемы:

1. Значение народных игр

- Культурное значение: Большинство родителей подчеркнуло, что

народные игры являются неотъемлемой частью культурного наследия долган

и способствуют укреплению национальной идентичности у детей.

- Физическое развитие: Многие родители выразили мнение, что

народные игры способствуют улучшению физической формы и здоровья

детей, так как большинство из этих игр активны и требуют физической

подготовки.

2. Преимущества и недостатки

- Преимущества: Родители отмечали, что участие в народных играх

способствует социальной интеграции детей, развивает командные навыки и

учит уважению к традициям.

- Недостатки: Основной недостаток, выраженный родителями,

заключался в отсутствии современной организации и продвижения этих игр,

что делает их менее привлекательными по сравнению с современными

развлечениями.

3. Предложения по улучшению

-

Образовательные

мероприятия:

родители

предложили

организовывать специальные культурные дни или фестивали в школе, где

учащиеся могли бы не только участвовать в играх, но и изучать их историю и

значение.

- Интеграция в учебный план: существует запрос на более тесную

интеграцию народных игр в учебные программы, включая обучение учителей

специфике проведения таких игр.

Общие выводы

Анализ

показал,

что

родители

высоко

ценят

культурное

и

образовательное значение народных игр и видят в них потенциал для

развития различных компетенций у детей. Тем не менее, существует

необходимость в более активной поддержке со стороны образовательных

учреждений и органов управления образованием для восстановления

интереса к народным играм и их адаптации к современным условиям.

Этот анализ позволяет глубже понять восприятие родителями значения

традиционных игр и предложить целенаправленные меры для улучшения их

использования в образовательном процессе.

2.2 Опрос учащихся начальных классов

Цель опроса

Целью данного опроса является выявление интереса и участия учащихся

начальных классов в традиционных играх народа долган. Исследование

направлено на анализ того, как часто дети участвуют в этих играх, какие

игры они знают и предпочитают, а также их отношение к сохранению

культурных традиций через игровую деятельность.

Методология

В

опросе

участвовали

20

учащихся

начальных

классов

МБОУ

"Саскылахская

СОШ".

Опрос

проводился

в

форме

письменного

анкетирования, проведённого в классных комнатах под наблюдением

учителей.

Участникам

были

гарантированы

анонимность

и

конфиденциальность их ответов.

Вопросы анкеты включали:

1. Сколько тебе лет?

- 6-7 лет

- 8-9 лет

- 10-11 лет

2. Как часто ты играешь в народные игры долган?

- Почти каждый день

- Несколько раз в неделю

- Иногда

- Никогда

3. Какие народные игры долган ты знаешь? (Открытый вопрос)

4. В какие народные игры долган ты играл за последний месяц?

(Открытый вопрос)

5. Что тебе нравится в народных играх долган? (Открытый вопрос)

6. Хотел бы ты узнать и играть в больше народных игр долган?

- Да

- Нет

На рисунке 1 показано возрастное распределение участников опроса из

начальных классов МБОУ "Саскылахская СОШ"

Рисунок 1

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

40%

40%

20%

Возрастное рапределение участников опроса

Возрастное рапределение участников опроса

Возраст участников: большинство учащихся (80%) были в возрасте 6-9

лет.

- 6-7 лет: 40%

- 8-9 лет: 40%

- 10-11 лет: 20%

Эта визуализация помогает увидеть, что большинство участвующих

учеников относятся к младшим возрастным группам, что может повлиять на

их участие в традиционных играх и осведомленность о них.

На представленной рисунке 2 видно распределение ответов учащихся

начальных классов МБОУ "Саскылахская СОШ" на вопрос о том, как часто

они участвуют в народных играх долган:

Рисунок 2

15%

50%

35%

Частота участия в народных играх долган

Почти каждый день

Несколько раз в неделю

Иногда

Никогда

Частота игры: только 15% детей играли в народные игры долган почти

каждый день, в то время как 50% отметили, что играют иногда, и 35% не

играли в эти игры вообще.

- Почти каждый день: 15%

- Несколько раз в неделю: 0%

- Иногда: 50%

- Никогда: 35%

Эти данные помогают понять текущее участие детей в традиционных

играх и указывают на потенциал для увеличения частоты их проведения в

образовательной программе.

На рисунке 3 показано, как учащиеся начальных классов МБОУ

"Саскылахская СОШ" знакомы с традиционными играми долган:

Рисунок 3

65%

35%

Знание традиционных игр долган среди учащихся

Знают хотя бы одну игру

Не знают игры

Знание игр: наиболее часто упоминаемыми играми были "Ловишки" и

"Хапчу". 65% учащихся могли назвать хотя бы одну игру, но только 30%

действительно участвовали в таких играх за последний месяц.

- Знают хотя бы одну игру: 65%

- Не знают игры: 35%

Эти данные указывают на то, что большинство детей имеют хотя бы

базовое представление о традиционных играх, что предоставляет основу для

дальнейшего обучения и вовлечения их в эти культурные практики.

На рисунке 4представлены предпочтения учащихся начальных классов

МБОУ "Саскылахская СОШ" в традиционных играх долган:

Рисунок 4

Социальный аспект

Активность

Обучение новому

Связь с культурой

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

70%

50%

40%

30%

Предпочтение учащихся в традиционных играх долган

Предпочтение учащихся в традиционных играх долган

Предпочтения: из тех, кто играл, большинство (70%) указали, что им

нравится социальный аспект игр (игра с друзьями) и активность.

- Социальный аспект (игра с друзьями): 70%

- Активность (физическая активность в играх): 50%

- Обучение новому (получение новых знаний и навыков): 40%

- Связь с культурой (чувство причастности к культуре): 30%

Данные подчеркивают, что большинство детей ценят социальные

аспекты и активность, связанную с традиционными играми, что может быть

важным фактором при разработке образовательных программ, включающих

народные игры.

На рисунке 5 показан уровень интереса учащихся начальных классов

МБОУ "Саскылахская СОШ" к изучению и участию в традиционных играх

долган:

Рисунок 5

85%

15%

Интерес учащихся к традиционным играм долган

Хочет узнать больше

Не хочет узнавать больше

Интерес к играм: 85% детей выразили желание узнать больше народных

игр и участвовать в них

- Хочет узнать больше: 85%

- Не хочет узнавать больше: 15%

Эти результаты демонстрируют высокий уровень интереса детей к

традиционным

играм,

что

предоставляет

хорошие

перспективы

для

дальнейшего

включения

этих

игр

в

образовательные

программы

и

активностей школы.

Опрос показал, что хотя учащиеся МБОУ "Саскылахская СОШ"

знакомы с некоторыми традиционными играми долган, активное.

2.3 Анкетирование учителей

Цель анкетирования

Цель данного анкетирования заключается в изучении отношения

учителей МБОУ "Саскылахская СОШ" к использованию традиционных игр

долган в образовательном процессе. Основная задача — выявить текущее

положение,

препятствия

и

потенциальные

возможности

для

более

эффективной интеграции народных игр в школьную программу.

Методология

Анкетирование проводилось среди учителей начальных классов. Всего в

опросе участвовали 10 учителей, которые были проинформированы о целях

исследования и дали свое согласие на участие. Анкета включала как

закрытые вопросы, так и вопросы с возможностью свободного ответа, что

позволило собрать как количественные, так и качественные данные.

Вопросы анкеты включали:

1. Как долго вы преподаете в начальной школе?

- Менее 5 лет

- 5-10 лет

- Более 10 лет

2.

Используете

ли

вы

традиционные

игры

долган

в

вашей

педагогической практике?

- Регулярно

- Иногда

- Редко

- Никогда

3. Какие, по вашему мнению, преимущества использования народных

игр в образовании? (Открытый вопрос)

4. Сталкивались ли вы с препятствиями при внедрении народных игр в

учебный процесс? Если да, то какими? (Открытый вопрос)

5.

Какие

меры

могли

бы

способствовать

более

активному

использованию народных игр в школьной программе? (Открытый вопрос)

Анализ результатов

Данные анкет были проанализированы для получения статистических

выводов по закрытым вопросам и тематического анализа ответов на

открытые вопросы. В результате анализа были выявлены следующие

тенденции:

- Большинство учителей (70%) используют традиционные игры хотя бы

иногда в своей педагогической практике.

- Основные препятствия, о которых сообщали учителя, включали

недостаток времени в учебной программе и отсутствие методических

материалов для организации игр.

- Учителя высказали мнение, что для более активного использования

народных игр необходима поддержка на уровне школьной администрации,

включая обучение учителей и включение игр в учебные планы.

На рисунке 6 представлены результаты анкетирования учителей по трем

основным категориям:

Рисунок 6

Использование в практике

Препятствия

Необходимые меры

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

50%

30%

60%

- Использование в практике: 50% учителей иногда используют

традиционные игры в своей педагогической практике.

- Препятствия: 30% учителей видят основное препятствие в недостатке

времени для внедрения игр.

- Необходимые меры: 60% учителей считают, что необходимо обучение

учителей для более активного использования народных игр.

Эта диаграмма помогает визуализировать основные аспекты, которые

были выявлены в ходе анкетирования учителей, подчеркивая важные

аспекты для улучшения интеграции традиционных игр в образовательный

процесс.

Информация,

полученная

в

результате

анкетирования

учителей,

подчеркивает

необходимость

разработки

комплексных

подходов

к

внедрению традиционных игр в образовательный процесс. Результаты

указывают на возможности улучшения педагогической практики через

включение

культурно

значимых

игровых

элементов,

что

может

способствовать более глубокому пониманию и уважению к культурным

другим народам.

Практическое применение традиционных игр в школах также может

помочь в формировании навыков социального взаимодействия, командной

работы

и

лидерства.

Это,

в

свою

очередь,

способствует

созданию

инклюзивной и поддерживающей образовательной среды, где каждый ученик

может чувствовать себя важным и уважаемым.

Для достижения этих целей, как показывают результаты анкетирования,

необходимо

разработать

и

внедрить

комплексные

образовательные

программы и методики, которые будут включать:

- Регулярное проведение культурных дней в школах, посвященных

традиционным играм и праздникам.

- Обучение учителей специфике традиционных игр и методам их

эффективного включения в учебный процесс.

- Создание методических пособий для учителей, включая подробные

инструкции по проведению игр, их исторический и культурный контекст.

- Участие родителей и местных сообществ в образовательном процессе

через проведение мастер-классов и интерактивных занятий.

- Интеграция игр в учебные планы как элемент межпредметной

интеграции и проектной деятельности.

Такие меры помогут не только сохранить и приумножить культурное

наследие народа долган, но и обеспечить более глубокое и всестороннее

образование учащихся.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

3.1 План создания методических материалов на основе результатов

исследования

Цель разработки

Целью

разработки

методических

пособий

является

создание

практических ресурсов, которые могут быть использованы учителями для

интеграции традиционных игр долган в учебный процесс. Эти пособия

должны способствовать не только развитию знаний и умений учащихся, но и

укреплению их культурной идентичности.

Процесс разработки

Процесс разработки методических пособий включает в себя несколько

этапов:

1. Исследование: сбор и анализ информации о традиционных играх,

включая их историю, правила и культурное значение.

2. Сотрудничество: работа с учителями, культурными экспертами и

родителями для обеспечения точности и аутентичности материалов.

3.

Разработка

контента:

создание

подробных

описаний

игр,

методических указаний по их проведению и рекомендаций по интеграции в

учебные программы.

4. Пилотирование: проведение тестовых занятий в школах для оценки

эффективности и интереса со стороны учащихся.

5. Итерация: модификация и улучшение пособий на основе обратной

связи от учителей и учеников.

Основные компоненты пособий

- Теоретический материал: исторический контекст игр, их значение и

роль в культуре долган.

- Практические рекомендации: шаг за шагом инструкции по проведению

каждой игры, включая вариации для разных возрастных групп.

- Дидактические материалы: рабочие листы, визуальные помощники и

интерактивные элементы для учащихся.

- Методы оценки: критерии и методы для оценки участия и усвоения

материала учащимися.

- Рекомендации по интеграции: советы по включению игр в различные

учебные предметы и школьные мероприятия.

Результаты

Ожидается, что внедрение этих методических пособий повысит интерес

учащихся к народным играм долган, улучшит их физическое развитие,

социальные навыки и понимание своей культуры. Кроме того, это

способствует

созданию

более

инклюзивной

и

разнообразной

образовательной среды.

Разработанные методические пособия станут ценным ресурсом для

учителей,

помогая

им

эффективно

внедрять

традиционные

игры

в

образовательный процесс и обеспечивать культурное обогащение учебной

среды.

3.2 Применение разработанных пособий в образовательном процессе

Цель применения

Целью применения разработанных методических пособий является

интеграция традиционных игр долган в учебные планы начальных и средних

школ

с

целью

обогащения

образовательной

программы,

улучшения

физической

подготовки

учащихся

и

укрепления

их

культурной

идентичности.

Стратегии реализации

Для

эффективного

использования

методических

пособий

в

образовательном процессе предлагаются следующие стратегии:

1. Включение в расписание: Регулярное включение традиционных игр в

расписание физического воспитания и проведение специализированных

культурных дней, посвящённых национальным играм.

2. Повышение квалификации учителей: Организация тренингов и

мастер-классов для учителей по методикам проведения и целям народных

игр, что поможет учителям лучше понять культурный контекст и обучающий

потенциал игр.

3. Междисциплинарные проекты: Использование традиционных игр в

рамках междисциплинарных проектов, например, интеграция с историей для

изучения происхождения игр, или с искусством для создания атрибутов игр.

4. Сотрудничество с родителями и сообществом: Вовлечение родителей

и местного сообщества в организацию и проведение игровых мероприятий,

что способствует укреплению связей между школой и семьей и повышает

интерес к национальным традициям.

5. Оценка и обратная связь: Регулярная оценка эффективности

внедрения игр в образовательный процесс через анкетирование учащихся и

учителей, обсуждение достигнутых результатов и возможные корректировки

методик.

Примеры успешного применения

- Школьные олимпиады: Организация ежегодных школьных и районных

олимпиад по традиционным играм, где учащиеся могут демонстрировать

свои навыки и соревноваться в дружеской атмосфере.

- Интегрированные уроки: Примеры уроков, где игры используются для

объяснения математических (подсчёт очков, измерения), физических (законы

движения) или социальных (командообразование, соблюдение правил)

концепций.

Применение методических пособий позволит не только разнообразить

учебный процесс, но и значительно повысить интерес учащихся к изучению

и сохранению национальных культурных традиций. Это способствует

формированию целостной и мультикультурной образовательной среды, где

каждый ученик может найти что-то полезное и интересное для себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе была рассмотрена тема игровой

деятельности современных школьников на основе традиций национальной

культуры

долган

Республики

Саха

(Якутия).

Работа

охватывала

теоретические аспекты культуры игровой деятельности, методологические

подходы к исследованию данной темы, а также практическую разработку и

применение методических пособий для школ.

Основные выводы исследования:

1.

Игровая

деятельность

имеет

значительное

культурное

и

образовательное значение для школьников, способствуя не только развитию

физических навыков, но и формированию социальных умений и культурной

идентичности.

2. Современные школьники проявляют интерес к традиционным играм

долган, однако существует ряд препятствий для их интеграции в школьную

программу, включая недостаток методических материалов и ограниченные

знания учителей о данных играх.

3. Разработка и внедрение специализированных методических пособий

позволяет

преодолеть

существующие

барьеры

и

способствует

более

активному использованию народных игр в образовательном процессе.

Рекомендации:

-

Для

образовательных

учреждений

рекомендуется

включать

традиционные игры в куррикулум начальной и средней школы, используя

разработанные

методические

пособия

для

обучения

и

внеклассной

деятельности.

- Для учителей важно проходить регулярное обучение по методикам

преподавания традиционных игр, чтобы повысить их компетенции и умения

в организации и проведении игровой деятельности.

- Для родителей и сообщества предлагается активнее участвовать в

образовательном

процессе,

поддерживая

проведение

культурных

мероприятий и фестивалей, посвященных национальным традициям.

Перспективы дальнейших исследований:

Возможные направления для будущих исследований включают изучение

влияния игровой деятельности на академическую успеваемость учащихся, а

также разработка междисциплинарных программ, которые бы объединяли

физическое воспитание с изучением культуры, истории и искусства народов

мира.

В заключение, данное исследование подчеркивает важность сохранения

и развития культурного наследия через игровую деятельность и показывает,

как традиционные игры могут быть использованы в образовательной среде

для

обогащения

и

разнообразия

учебного

процесса,

способствуя

формированию гармонично развитой личности.

Список использованной литературы

1.

Алексеева, М. И. Культурные традиции народов Сибири. Москва:

Наука, 2018.

2.

Васильев, Л. М. Игры народов Севера: История и современность.

Санкт-Петербург: Этнограф, 2017.

3.

Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка.

Москва: Педагогика, 2016.

4.

Зырянова, В. П., и Соколова, А. Б. Традиционные игры народов

Севера в современной школьной программе. Якутск: Якутское издательство,

2019.

5.

Иванов, Д. Ю. Методика преподавания национальных игр в

школах. Москва: Просвещение, 2020.

6.

Кузнецова, И. А., и Петрова, Г. Н. Спортивные и игровые

традиции

народов

Севера.

Новосибирск:

Сибирское

университетское

издательство, 2018.

7.

Михайлова, С. А. Педагогика и психология традиционной игры:

теория и практика. Челябинск: Челябинское издательство, 2021.

8.

Николаева, В. И. Фольклор и традиции в образовании народов

Сибири. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 2020.

9.

Новиков А. М. Методология игровой деятельности. – М.:

Издательст- во «Эгвес», 2006. – 48 с.

10.

Новоселова С. Л. Роль игрушки в детской игре // Руководство

играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. – С. 20–

25.

11.

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в

ин- теллектуальном развитии: учеб.-метод. пос. / под ред. Л. Б. Баряевой, А.

П. За- рин, Н. Д. Соколовой. – СПб: ЛОИУУ, 1996. – 95 с.

12.

Пенькова В. А. Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей

с на- рушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями

разви- тия. – 2003. – №2. – С. 2–9.

13.

Попова, О. Н. Социализация детей в традиционной культуре

долган. Новосибирск: Наука, 2021.

14.

Развитие детского творчества и игрового замысла// Воспитание

детей в игре / сост. – А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1983. – С.19–27.

15.

Репринцева Е. А. Игра в образовании ребенка: от прошлого к

настоя- щему. – Курск, 2004. – 264 с.

16.

Сергеева,

М.

Е.

Игровые

технологии

в

образовании:

Методические подходы к использованию народных игр. Екатеринбург:

Уральское издательство, 2019.

17.

Смирнов, А. В. Роль игры в развитии ребенка: Психологический

аспект. Москва: Психология, 2019.

18.

Федорова, А. Е. Культурное наследие народов Якутии: традиции

и современность. Якутск: Северное издательство, 2022.

19.

Чернышов, С. И. Этнопедагогика: национальные игры как

средство обучения и воспитания. Красноярск: Красноярское книжное

издательство, 2017.

20.

Чистякова, О. В. Этнокультурное образование в современной

школе: примеры лучших практик. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ,

2018.

21.

Шапошникова, А. Г. Детские игры народов России: История и

современность. Москва: Российская академия образования, 2020.