Авторы: Каминская Виктория Валентиновна, Чепуков Константин Юрьевич
Должность: студент гуманитарного факультета, доцент кафедры начального и дошкольного образования
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: город Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительная деятельность как фактор эмоционального развития младших школьников.
УДК 372.881.161.1
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Каминская Виктория Валентиновна
Студе
нт Филиал СГПИ в г.
Железноводске
Научный руководитель: Чепуков Константин Юрьевич
доцент кафедры начального и дошкольного образования
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Аннотация:
изобразительная
деятельность
является
важным
фактором
эмоционального
развития
младших
школьников.
Она
способствует развитию творческих способностей, воображения, фантазии и
самовыражения. В этой статье мы рассмотрим, как изобразительная
деятельность влияет на эмоциональное развитие младших школьников.
Ключевые
слова:
изобразительная деятельность, эмоциональное
развитие, младшие школьники, творческие способности.
ARTISTIC ACTIVITY AS A FACTOR OF EMOTIONAL
DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Kaminskaya Victoria Valentinovna
Scientific adviser: Chepukov Konstantin Yurievich
Annotation:
Visual activity is an important factor in the emotional
development of younger schoolchildren. It promotes the development of
creativity, imagination, fantasy and self-expression. In this article we will look at
how visual activity affects the emotional development of primary schoolchildren.
Key
words:
visual
activity,
emotional
development,
primary
schoolchildren, creative abilities.
Эмоциональное развитие это неотъемлемая часть формирования
полноценной, гармонично развитой личности. В процессе обучения в
начальной школе ученик должен получать не только знания и умения, но и
развивать
свою
эмоциональную
и
духовную
сферу.
Без
развития
эмоциональной области можно получить умное, но абсолютно равнодушное
поколение. Если человек недостаточно развит эмоционально, он никогда не
поймет горе другого человека и не поможет в беде. Современное образование
должно учитывать эти особенности развития личности. Именно на уроках
изобразительного искусства можно и нужно развивать эмоциональную
сферу.
Проблема развития личности ребенка является одной из центральных
проблем психологической науки и имеет давнюю историю. Проблема
эмоционального развития ребенка оказывается ее частным аспектом и
является предметом нашего исследования в рамках этой работы. Поскольку
сама тема чрезвычайно широка, целесообразно сузить границы рассмотрения
до проявлений эмоциональности в учебной деятельности детей младшего
школьного возраста.
Вопрос эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще
оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не
случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что
именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически
всех
психологических
новообразований.
Первое
исследовательское
поведение выглядит как эмоциональный ответ на незнакомый объект или
ситуацию. Первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией
мамы. Любой психолог – практик, работающий с детьми, мог бы продолжать
этот ряд бесконечно. При том, что все исследователи детства так или иначе
обращаются к эмоциональности и уже накоплен огромный эмпирический
материал, вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы стоит очень
остро.
Выготский
был
в
числе
первых
отечественных
психологов,
пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития,
и хотя в его теории собственно эмоциональность не рассматривается ни в
качестве условия, ни в качестве механизма, ни даже как фактор психического
развития, вводя в отечественную психологию понятие “социальная ситуация
развития”, Выготский отмечал особую значимость феномена ключевого
переживания, который по своему содержанию, безусловно, должен быть
отнесен к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием, по
Выготскому, стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии
ребенка. Переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны
многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств.
Таким образом, для понимания логики и механизмов развития ребенка нам
необходимо знать не только о реальных обстоятельствах его жизни, но и о
том, как эти обстоятельства преломляются в его переживаниях, которые
канализируются в поведении, учебной деятельности.
Изобразительная
деятельность
является
важным
фактором
эмоционального
развития
младших
школьников.
Она
помогает
им
выражать свои чувства и эмоции через рисование, лепку, аппликацию и
другие формы творчества.
Изобразительная
деятельность
-
художественно-творческая
деятельность, которая направлена на отражение в различных формах
(графической, пластической) впечатлений, полученных от предметов и
явлений окружающего мира, а также на выражение своего отношения ко
всему происходящему.
Эмоциональное развитие -
это
процесс
формирования
умений
откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и
управлять их проявлениями.
Изобразительная
деятельность
может
быть
источником
эмоционального опыта для младших школьников. Они могут использовать
различные материалы и инструменты для создания своих произведений,
что помогает им развивать свои творческие способности и выражать свои
эмоции. Кроме того, они могут общаться с другими детьми и взрослыми в
процессе творчества, что способствует развитию социальных навыков.
Существует множество видов изобразительной деятельности для
младших школьников, которые могут способствовать их эмоциональному
развитию:
1. Рисование – это процесс создания изображений на бумаге или
других материалах с помощью красок, карандашей, мелков и других
инструментов. Оно может помочь младшим школьникам выразить свои
эмоции и чувства через образы и цвета. Также, рисование может помочь
детям развить свои творческие способности и улучшить свою самооценку.
2. Лепка – это процесс создания объемных изображений из глины,
пластилина и других материалов. Она может помочь младшим школьникам
развивать свои навыки мелкой моторики и воображения.
3. Аппликация – это создание изображений на бумаге или других
материалах путем наклеивания различных элементов, таких как бумага,
ткань, пуговицы и т.д. Она может помочь младшим школьникам развить
свои навыки работы с материалами и научиться работать в команде.
4. Граффити – это создание рисунков на стенах или других
поверхностях. Оно может быть использовано как форма искусства и как
способ выражения своих эмоций.
5. Скульптура – это создание объемных изображений из различных
материалов, таких как глина, камень, металл и т.д. Она может помочь
младшим школьникам развить свою креативность и технические навыки.
Существуют различные способы, которые можно использовать для
развития
эмоциональной
сферы
младших
школьников
через
изобразительную деятельность:
- Использование различных техник рисования – это может включать в
себя разные техники, такие как рисование пальцами, акварелью, пастелью и
т.д. Каждая техника имеет свой уникальный стиль и позволяет выразить
эмоции и чувства.
- Работа в группе – это может быть полезно для развития социальных
навыков и умения работать в коллективе. Младшие школьники могут
создавать совместные проекты, работать над одной темой или использовать
различные техники.
- Применение различных материалов – это может помочь младшим
школьникам расширить свои знания о материалах и инструментах, а также
развить навыки работы с ними. Они могут экспериментировать с
различными материалами, такими как краски, бумага, глина и т.д., чтобы
создавать уникальные произведения.
- Создание тематических проектов – это может помочь младшим
школьникам
исследовать
свои
эмоции
и
чувства,
связанные
с
определенными темами, такими как семья, друзья, школа и т.д. Они могут
создавать произведения, отражающие их чувства и переживания, связанные
с этими темами.
- Участие в конкурсах и выставках – это может стимулировать
младших школьников к развитию своих творческих способностей и
повышению самооценки. Они могут участвовать в конкурсах, выставках
или фестивалях изобразительного искусства, где могут представить свои
работы и получить обратную связь от экспертов и зрителей.
Структура образовательной деятельности должна включать:
1.
Вводная часть включает в себя: ритуал приветствия — начала
занятия, занимает не более 2-3 минут, является отправной точкой,
«включает» внимание детей, объединяет их; художественное слово; загадки;
предложение отправится в путешествие, на экскурсию.
2.
Основная
часть.
Эта
часть
посвящена
созидательному
творчеству. В основную часть занятия может быть включено: диалог,
рассматривание
новых
картин;
рассматривание
знакомых
картин;
ознакомление с новым изобразительным материалом и приёмами работы с
ними;
знакомство
с
выразительными
средствами.
Практическая
деятельность, но прежде, чем приступить к проработке выбранной темы,
необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в
целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности.
Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве»,
«Прогулка по пространству листа». Практическая деятельность (выполнение
наброска, завершение наброска, выполнение работы).
3.
Заключительная часть включает в себя: анализ детских работ,
называние образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не
выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он
проходит очень неформально. Итог занятия предполагает делать акцент на
чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот
раз, дать оптимистичную установку на будущее.
Уроки должны быть направлены на:
-формирование представления о эмоциональном развитии как о
естественном процессе
-повышение
уровня
эмоционального
развития
на
уроках
изобразительного искусства с помощью использования выразительных
средств живописи.
В результате проведения цикла уроков с применением использованием
изобразительной
деятельности,
у
младших
школьников
формируются
следующие знания и умения:
- рационально организовывать изобразительную деятельность;
- грамотно выбирать наиболее подходящий ход работы, наиболее
соответствующий авторскому замыслу, с целью большего эмоционального
выражения;
- верно соотносить изобразительные средства и свое эмоциональное
состояние;
- добиваться большей свободы в изобразительной деятельности за счет
большего осознания их основы;
- действовать в условиях ограничений, накладываемых особенностями
законов изобразительного искусства.
Все эти знания и умения являются основой эмоционального развития,
что является объектом нашего исследования.
Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен -
тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость,
возникающие
в
общении
со
сверстниками,
моральные
переживания,
вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью.
На них достаточно глубокое впечатление могут производить произведения
изобразительного искусства. Чувства жалости, сочувствия, негодования,
гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой
выразительности.
Одна
из
важнейших
задач
школы
и
учителя
-
воспитание
положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими
эмоциями, подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он
проводится умело, содержательно, с привлечением ярких иллюстраций
(словесных и наглядных), вызывают нужные эмоции у детей. Это делает
учение интересным, радостным, продуктивным. Ведь именно в первые
школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства --
чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю
окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание
таких чувств очень важно - ребенку легче поступать в соответствии с теми
нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то
эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить
так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его
переживания.
Использование
выразительных
средств
живописи
оказывает
неоценимую помощь. Работа с цветом-основным выразительным средством
живописи, всегда эмоциональна, воздействует на эмоциональную сферу
младших школьников непосредственно.
Однако, чтобы изобразительная деятельность была эффективной,
необходимо
учитывать
возрастные
особенности
детей
и
выбирать
соответствующие
материалы
и
техники.
Также
важно
создавать
благоприятную атмосферу для творчества и поощрять детей за их
достижения.
Таким образом, изобразительная деятельность является важной
составляющей эмоционального развития младших школьников и может
помочь им выразить свои эмоции, чувства и переживания через образы и
символы, развить творческие способности, воображения, креативность и
когнитивные способности, а также расширить свои знания и опыт в
области изобразительного искусства. Может помочь им стать более
уверенными в себе и социальными личностями.
Список литературы:
1.
Белов Б.Ф. Педагогика диалога: теория и практика. – М., 2006.
2.
Выготский Л.С., "Воображение и творчество в детском
возрасте", М., 1991.
3.
Загвязинская, В. Н. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для
студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н.
Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.
4.
Запорожец А.В., "Развитие произвольных движений", М., 1960
5.
Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта / В. С. Мухина.– Москва: Педагогика,2011 –
240с.
6.
Сластенин, В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб.
пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.
А. Сластенина. - [3-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2004. – 512 с.
References:
1.
Belov B.F. Pedagogy of dialogue: theory and practice. – M., 2006.
2.
Vygotsky L.S., “Imagination and creativity in childhood,” M., 1991.
3.
Zagvyazinskaya, V. N. Pedagogy [Electronic resource]: textbook. For
students institutions of higher education prof. education / V. I. Zagvyazinsky, I. N.
Emelyanova; edited by V. I. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2011.
4.
Zaporozhets A.V., “Development of voluntary movements”, M., 1960
5.
Mukhina, V. S. Visual activity of a child as a form of assimilation of
social experience / V. S. Mukhina. – Moscow: Pedagogy, 2011. – 240 p.
6.
Slastenin, V. A. Pedagogy [Electronic resource]: textbook. manual for
universities / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; edited by V. A.
Slastenina. - [3rd ed., erased]. - M.: Academy, 2004. – 512 p.