Авторы: Мовсеян Нателла Виталиевна, Иванченко Ирина Васильевна
Должность: студент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Учебное заведение: Филиал государственного бюджетного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Мовсесян Нателла Витальевна,
студентка гуманитарного факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Иванченко Ирина Васильевна,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Филиала СГПИ в г. Железноводске
FEATURES OF THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING
TECHNOLOGY IN PRIMARY SCHOOL LESSONS IN ORDER TO FORM
UNIVERSAL EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIONS
Movsesian Natella Vitalievna,
Student of the Faculty of Humanities
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific supervisor: Ivanchenko Irina Vasilevna,
Senior Lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация:
в данной статье изучены особенности использования
технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе с целью
формирования универсальных учебных познавательных действий. В работе
раскрыто понятие универсальных учебных действий, технологии проблемного
обучения
и
ее
возможности
в
формировании
универсальных
учебных
познавательных действий младших школьников.
Annotation:
This article examines the features of using problem-based
learning technology in primary school lessons in order to form universal educational
cognitive actions. The paper reveals the concept of universal educational actions, the
technology of problem-based learning and its possibilities in the formation of
universal educational cognitive actions of younger schoolchildren.
Ключевые слова: универсальные учебные познавательные действия,
формирование универсальных учебных познавательных действий, технология
проблемного
обучения,
начальная
школа,
уроки
в
начальной
школе,
использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Keywords: universal educational cognitive actions, the formation of universal
educational cognitive actions, technology of problem-based learning, elementary
school, lessons in elementary school, the use of technology of problem-based
learning in lessons in elementary school.
В современной начальной школе актуальной становится проблема
организации процесса обучения, направленного на сознательное формирование
универсальных учебных действий, необходимых для решения проблем и
достижение на их основе результатов обучения.
А.Г.
Асмоловым
выделено
четыре
вида
универсальных
учебных
действий, формируемых в процессе обучения: личностные, познавательные,
коммуникативные и регулятивные [1, c.8].
В психолого-педагогических исследованиях универсальные учебные
познавательные действия определяются следующим образом: «универсальные
учебные познавательные действия - это особая избирательная направленность
личности
на
процесс
познания,
эта
направленность
характеризуется
постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким
знаниям» [1, c.22].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего
образования
выделено
три
вида
универсальных
учебных
познавательных
действий:
базовые
логические
действия,
базовые
исследовательские действия и работа с информацией [4, c.7].
Формирование
универсальных
учебных
познавательных
действий
младших школьников происходит в ходе изучения всех учебных предметов за
счет их содержания, применения разнообразных форм и методов обучения, а
также современных образовательных технологий, к которым относится и
технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения - это «такой тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая
деятельность школьников с усвоением или готовых выводов науки, а система
методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности» [2, c.9].
На уроках в начальной школе используются три вида проблемного
обучения: теоретическое, практическое и художественное творчество; четыре
уровня проблемного обучения; три основные формы проблемного обучения:
проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная
исследовательская деятельность; а также шесть основных методов проблемного
обучения:
монологический, рассуждающий, диалогический, эвристический,
исследовательский, метод программированных заданий [2, c.12].
Формированию универсальных учебных познавательных действий при
использовании технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
способствует прохождение ребенком этапов познавательной деятельности при
решении учебной проблемы: осознание проблемы, разрешение проблемы и
проверка решения. На каждом из таких этапов происходит формирование
базовых логических действий (анализировать, находить закономерности,
выявлять недостаток информации для решения учебной проблемы и др.);
базовых
исследовательских
действий
(формулировать
цель,
сравнивать
несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий и др.);
работы
с
информацией
(выбирать
источник
получения
информации,
анализировать и создавать информацию в различной форме в зависимости от
учебной задачи и др.).
С
целью
формирования
универсальных
учебных
познавательных
действий младших школьников на уроках в начальной школе используются
различные приемы создания проблемных ситуаций.
1.
Прием
«Подведение
младших
школьников
к
противоречию,
вызывающему у них удивление или затруднение».
На уроке русского языка на тему «Склонение имен существительных»
учитель предлагает в предложении «Старая женщина волновалась о сестре и
дочери» найти имена существительные, затем определить род и падеж,
выделить окончания. Выделив окончания, младшие школьники испытывают
удивление, возникает проблемная ситуация: существительные одного рода и
падежа, а окончания у них разные.
2.
Прием
«Сталкивание
противоречий
теоретических
знаний
и
практической деятельности».
В ходе урока математики на тему «Умножение двухзначных чисел»
младшим школьникам предлагается следующее задание: узнать площадь
крышки стола, если ее длина – 80 см, а ширина – 40 см. Зная формулу
нахождения площади, младшие школьники пытаются умножить длину на
ширину, но возникает затруднение, так как дети еще не изучали умножение
двузначных чисел.
3. Прием «Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных
позиций и точек зрения».
На уроке литературного чтения на тему «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая
Шейка» учитель дает задание найти в тексте из 1, 2, 3 главы произведения
слова, подтверждающие две разные жизненные позиции утки-матери и отца-
селезня. Девочки записывает слова, подтверждающие жизненную позицию
утки-матери, а мальчики - отца-селезня.
На уроках в начальной школе с целью формирования универсальных
учебных познавательных действий используются и такие приемы создания
проблемных ситуаций, как подводящий или побуждающий диалог, сообщение
темы с мотивирующим приемом, постановка проблемных вопросов и др.
Для того чтобы использование технологии проблемного обучения на
уроках в начальной школе способствовало формированию универсальных
учебных познавательных действий младших школьников, последовательно
реализуются четыре уровня «полноты» проблемного обучения: от уровня, когда
проблему формулирует и решает сам учитель через совместное решение
проблемы с младшими школьниками к самостоятельному формулированию и
решению проблемы самими младшими школьниками [3, c.32].
Таким образом, использование технологии проблемного обучения может
выступить
в
качестве
средства
формирования
универсальных
учебных
действий младших школьников. Для формировании универсальных учебных
действий младших школьников на уроках в начальной школе используются
различные
приемы
создания
проблемных
ситуаций,
последовательно
реализуются уровни «полноты» проблемного обучения.
Список литературы (список по алфавиту):
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
2. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее /
Е.В. Ковалевская. - Нижневартовск: НГУ, 2013. - 300 с.
3. Ковалева Г.Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в
начальной школе / Г.Я. Ковалева // Учительский журнал. - 2019. - №4. - С.32-38.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и
основного общего образования. - М.: Вако, 2022. - 160 с.
References (alphabetical list):
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. How to design universal
educational activities in primary school: from action to thought: a teacher's manual /
A.G. Asmolov. - M.: Enlightenment, 2012. - 234 p.
2.
Kovalevskaya
E.V.
Problem-based
learning:
past,
present,
future
/
E.V. Kovalevskaya. - Nizhnevartovsk: NGGU, 2013. - 300 p.
3. Kovaleva G.Ya. The use of problem-based learning technology in primary school
lessons / G.Ya. Kovaleva // Teacher's Journal. - 2019. - No.4. - pp.32-38.
4. Federal state educational standards of primary and basic general education. - M.:
Vako, 2022. - 160 p.