"Ветер - невидимка"

Автор: Душкина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 419"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский Край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ветер - невидимка"
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект комплексного занятия по формированию естественно –

научных представлений с элементами экспериментирования

« Ветер - невидимка» для детей старшего возраста (5-6 лет).

Цель:
Формирование основ естественно – научных представлений о природном явлении – ветре.
Задачи
: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о причине возникновения ветра; о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; способствовать проявлению интереса к экспериментальной деятельности; 2. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, пополнить словарный запас детей такими словами, как "обжигающий", "свирепый", "пронизывающий", побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы; 3. Способствовать развитию умения договариваться друг с другом и обсуждать проблему с целью прийти к общему результату.
Предварительная работа
: Организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Оборудование и материалы:
ноутбук, рисунок «Движение воздушных масс», мольберт, эмблемы «Исследователь научной лаборатории», чай в термосе, чайничек, чайные чашки (по количеству детей), глобус, карточки – схемы получения знаний, презентация «Ветер», карточки для иллюстрации опыта с окном, пооперационные карты.
Занятие проводится с подгруппой детей в групповой комнате.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Вопрос Почемучки.
- Ребята, вы знаете, что такое ветер и можно ли его увидеть? Ответы детей. Воспитатель: У вас разные мнения, давайте попробуем разобраться в том, что такое ветер, и можно ли его увидеть, и в процессе нашей работы, подготовить для Почемучки альбом о ветре, согласны? Ответы детей. Да, согласны!
II. Основная часть
.
1). Беседа.
Воспитатель: Ребята, а где мы можно об этом узнать?
Показываются карточки: книга,

компьютер, спросить, подумать самим, экспериментирование.
Воспитатель: Правильно, мы можем прочитать об этом в книге, узнать об этом из компьютера, спросить или подумать самим, а еще узнать в результате опыта. Воспитатель: Ребята, я предлагаю сначала обратиться к книге. Послушайте, пожалуйста, что же такое ветер и как он образуется.
2). Чтение энциклопедии.
«Отчего и почему?» стр. 29. Ветер – это движение воздуха. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного и он поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Движение воздушных потоков и есть ветер. Воспитатель: Итак, ребята, мы уже можем ответить на вопрос Почемучки? Ответы детей. Да, можем! 1
Воспитатель: Кто еще хочет сказать, что такое ветер? Почему это происходит? Ответы детей. Воспитатель: Вот и появилась первая страничка в нашем альбоме для Почемучки – это статья из энциклопедии.
3). Беседа по рисунку. Использование компьютера.
Воспитатель
показывает рисунок «Движение воздушных масс».
Воспитатель: А вы хотите попробовать объяснить по рисунку, как образуется ветер?
-
Для этого, я предлагаю вам обратиться к компьютеру, согласны? Давайте посмотрим на рисунок, в результате чего образуется ветер? Воспитатель: - Как вы думаете, что на рисунке обозначают желтые стрелочки? Солнце нагрело воздух над Землей. - Что обозначают красные стрелочки? Теплый воздух становится легче и поднимается вверх. - Что обозначают синие стрелочки? Над горами воздух холоднее и тяжелее, он опускается вниз, туда, где теплый воздух освободил им место. Воспитатель: Теперь, мы можем и этот рисунок вставить в альбом для Почемучки, по которому можно сказать, что ветер – это…..? Дети: Ветер – это движение воздуха.
4). Экспериментальная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами убедиться в том, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз? Для этого я предлагаю вам пройти в научную лабораторию и проделать несколько опытов, описание которых, мы тоже сможем вставить в альбом. 
Опыт «Циркуляция воздуха»
Воспитатель: Для наблюдения за проводимым опытом, я предлагаю вам разделиться на две группы. Группа Саши наблюдает за тем, что будет происходить с полосками в нижней части окна, а группа Маши – за тем, что будет происходить с полосками в верхней части окна.
Демонстрация опыта.
Воспитатель: А теперь подойдите к столам своего цвета, посоветуйтесь и решите, какие карточки вы выберете для фиксирования своего наблюдения. Воспитатель: как вы думаете, почему полоски отклонились в сторону комнаты? Дети: Их отклоняет холодный воздух, поступающий в комнату с улицы. Воспитатель: Что заметили ребята, которые наблюдали за полосками в верхней части окна? Дети: Полоски отклоняются из комнаты в сторону улицы. Воспитатель: Как вы думаете, почему? 2
Дети: Поступающий с улицы холодный воздух выталкивает наружу теплый воздух, находящийся в верхней части комнаты. Воспитатель: Происходит движение теплого и холодного воздуха, а значит ….. образуется ветер. Воспитатель: Итак, что такое ветер? Дети: Ветер – это движение воздуха. 
Опыт с горячим чаем (за столом)
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы устали, давайте отдохнем и чаю попьем. Присаживайтесь за столы. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чай горячий? Как вы догадались? Ответы детей. Воспитатель: Подержите ладошку над блюдцем, вы чувствуете тепло? Ребята, а как быстро остудить чай или молоко? Ответы детей. Подуть на него или помахать рукой. Воспитатель: Правильно, а как вы это можете объяснить? Ответы детей. Воспитатель: Воздух, который вы отгоняете, будет уносить с собой тепло – и чай остынет. Так же действует в природе ветер. Горячий воздух он перегоняет к полюсам нашей планеты и смягчает там трескучий мороз, холодный же воздух гонит в жаркие страны, создавая там прохладу. Воспитатель: Давайте повторим, что же такое ветер? Дети: Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: Вот и описание опытов, мы тоже сможем вставить в альбом. Скажите, мы полностью ответили на вопрос Почемучки? Ответы детей.
5). Слайд – шоу иллюстраций о ветре.
Воспитатель: Почемучка еще спрашивал, как выглядит ветер. Ребята, а знаете, как выглядит ветер? Ответы детей. Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Воспитатель: Действительно, сам ветер увидеть невозможно, его так и называют Невидимкой, но я, ребята, приготовила для вас ряд иллюстраций, где чувствуется присутствие ветра. Давайте посмотрим это на компьютере. Как вы думаете, можно определить какой ветер на них изображен?
Слайд – шоу иллюстраций о ветре.
Воспитатель: Какой бывает ветер? Ответы детей: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый, ураган. Воспитатель: Ребята, вы знаете, ветер еще бывает «свирепый», «обжигающий», «пронизывающий». Посмотрите, как его можно представить.
Продолжается показ иллюстраций о ветре.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть люди, которые наблюдают за ветром, в каком направлении он дует, это нужно для составления прогноза погоды и для работников аэропорта, в этом им помогают приборы: анемометр и ветровой мешок, которые ловят ветер.
III. Практическая деятельность.
Воспитатель: А вы хотите поймать ветер? Давайте, сделаем вертушки! Воспитатель: У вас на столах лежат схемы, по которым вы можете сделать вертушки.
Изготовление вертушки по пооперационным картам.

Работа по одной карте на пару.
Воспитатель: Кто затрудняется? Кому нужна помощь? Дети по схеме складывают бумагу. 3
1. Отогни вперед заштрихованные части. 2. Свободно прикрепи центр вертушки к палочке кнопкой. Воспитатель: Слава, я могу тебе помочь? Воспитатель: Аня, ты уже сделала, ты можешь помочь Полине? Воспитатель: Ребята, покажите, какие у вас получились вертушки. А вот, какая вертушка получилась у меня, я ее отдам Почемучке, чтобы…..
IV. Итог. V. Рефлексия.
Воспитатель: Как вы теперь считаете, сейчас мы можем дать полный ответ на вопрос Почемучки? Ответы детей. Воспитатель: А откуда мы это узнали? Ответы детей. Воспитатель: Какое открытие вы для себя сделали, что вам показалось трудным? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, я попрошу вас вставить листочки в альбомчик для Почемучки, а вам я хочу подарить альбом от детей моей группы, в нем вы можете прочитать стихотворения о ветре, рассмотреть иллюстрации, сделать вертушки разного вида. Я была очень рада с вами познакомиться, до свидания! 4