Автор: Фёдорова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №93"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебница Вода"
Конспект открытого занятия по познавательному развитию во
второй младшей группе
Тема: «Волшебница вода»
Цель: Развитие познавательно – исследовательской деятельности,
знакомство детей со свойством воды.
Интеграция образовательных областей
:
«Познавательное развитие»,
«Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
«Речевое развитие».
Задачи:
1.
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная,
без цвета и запаха, является растворителем;
- уточнить знание детей о назначении воды в нашей жизни.
2.Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования, любознательность;
- развивать коммуникативные способности, умение рассуждать,
сравнивать и делать выводы;
- активизировать и обогатить словарный запас по теме.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
- создать доброжелательную атмосферу в группе.
Методы и приемы: сюрпризный момент, рассказ педагога о
свойствах и особенностях воды, беседа, рассматривание картин,
использование художественного слова, словарная работа и активизация
словаря, эксперимент.
1.Игровой
2.Наглядный
3.Словесный
4.Практический
Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни
человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая
тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек «Водичка,
водичка, умой мое личико…», чтение стихотворения А Барто « Девочка
чумазая», прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек»
Словарная работа: прозрачная, бесцветная, безвкусная, волшебная,
проливной.
Материал и оборудование:
Пластиковые стаканчики, бутылки по количеству детей, камушки,
трубочки, ложечки, губки, сахар, краски, салфетки, сосуд прозрачный с
водой, картинки с изображением озера, моря , реки, тучи, сосульки,
цветные кораблики, корона капельки, аудиозапись: звуки воды, шум
дождя, волшебная музыка, песенка «Солнышко и дождик»
Ход занятия: (воспитатель с детьми входят в группу)
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к
нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем ! Возьмемся
все за руки и громко скажем нашим гостям: «Доброе утро», а теперь
повернемся друг к другу лицом и скажем шопотом: «Доброе утро»
(включается аудиозапись «Шум дождя»)
Беседа: «Что такое дождь?»
Воспитатель: Ой, ребята, а что за шум? Вы слышите? (ответы детей)
Верно, это шум дождя. Интересно, как вы считаете, что представляет
собой дождь? (ответы детей). Верно, дождь – это вода
Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в
дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (рассматривание
картинок)
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода? (ответы детей) Она нужна
растениям? (ответы детей) А для чего? (ответы детей) А нужна ли вода
животным? (ответы детей) А для чего она нужна человеку? (ответы
детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и
утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи. Без
воды нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идем
умываться, вода освежает нас, делает чистыми, закаляет нас.
Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с
доброй волшебницей водичкой (потешка «водичка» с показом
действий)
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Что бы щечки краснели,
Что бы глазки блестели,
Улыбался роток,
И кусался зубок.
Воспитатель: Какие молодцы, вижу, любите водичку.
Воспитатель. Ребята, а вы любите ходить в гости? (ответы детей) А
когда к нам приходят гости, любите? (ответы детей)
Загадка: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать? (ответы детей) Верно, это капелька!
Хотите с ней познакомиться? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я покружусь и в волшебницу – капельку
превращусь. А вы пока закройте глазки. (Звучит волшебная музыка,
воспитатель надевает корону – капельки)
Воспитатель: Я «Волшебница – капелька», пришла не одна, а со
своими подружками.
Поисковая деятельность
«Где спрятались капельки?»
Воспитатель: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их
поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках
капельки)
Воспитатель: Здорово! Вы, очень наблюдательны! Капельки у нас с
вами поместились на тучке. Им стало скучно на облачке, и они решили
прийти к нам в гости, рассказать о себе и поиграть с нами. Прежде чем
познакомится наши капельками, давайте познакомимся с правилами
работы с водой.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посетить волшебную
лабораторию, где можно узнать много нового и интересного о воде
(дети рассаживаются за столы)
Опыт № 1: «Вода-жидкость»
Ребята, перед вами два стаканчика
-один пустой, другой с водой и попробуйте аккуратно перелить воду
пустой стаканчик. Почему вода льется? (ответы детей) Вода жидкая,
потому она льется. Значит мы можем сделать вывод, какой? (ответы
детей) Вода – это жидкость
Опыт №2 «Вода не имеет вкуса»
А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку с помощью
трубочки. Что скажите, вода имеет вкус? (ответы детей) Вода вкуса не
имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода (ответы детей) вода
безвкусная.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она
пахнет? (ответы детей) она не пахнет, она не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода - растворитель. Придаем воде вкус и запах»
Воспитатель: Ребята, мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и
запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны? У
нас есть сахарный песок и дольки лимона, добавьте ложечку сахарного
песка и сок лимона, и все тщательно перемешиваем. Обратите
внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось.
Почему? (ответы детей) Сахар растворился. А теперь попробуйте и
понюхайте, что у вас получилось? (ответы детей) Вода – растворитель,
ей можно придать и вкус, и запах.
Опыт №5 « Вода - прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: Ребята у меня есть два стакана в одном молоко, а в
другом вода, отгадайте в каком стакане молоко, а в каком вода (Ответы
детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)
Какого цвета молоко? (белого).
Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камешки в воде и в
молоке. А вы мне скажете, где камешки я спрятала, а где не получилось.
(Ответы детей) А теперь возьмите стаканчики с водой и опустите туда
свои камешки. Посмотрите, видим мы камушки в стакане? Почему?
(ответы детей) Все верно, камешки видно в воде, но невидно в молоке.
Вода - прозрачная, бесцветная.
Физминутка: «Солнышко и дождик»
Опыт №6 «Окрашивание воды»
Воспитатель: Ребята, мы с вами определили, что вода бесцветная.
Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (ответы детей) Верно, мы
можем ее окрасить в разные цвета. У вас на столах бутылочки в них
вода. Какого цвета? (ответы детей) Возьмите их и хорошенько
встряхните. Что произошло? (ответы детей) Верно вода окрасилась
разные цвета. Вывод: вода - растворитель, ее можно окрасить в разные
цвета.
Опыт №7 «Тайна волшебного дождя»
Воспитатель: У нас на столе лежат губки, это будут наши тучки.
Возьмите их в руки, и почувствуйте, какие они на ощупь? Ответы детей
(сухие, легкие)
Воспитатель: А, что у нас в тарелках? (вода)
Давайте, представим, что это реки, моря, из которых тучка пьет воду.
Потихоньку опустите в воду свои тучки. Посмотрите, как тучка
наполняется, как много капелек собралось в тучке! Поднимите свои
тучки, какие они стали? (ответы детей) Тяжелые
Воспитатель: А теперь давайте посчитаем до 3х и скажем: «Дождик
появись»
1,2,3 – дождик появись, сжимаем губки
Дождик пролился, капельки разбежались.
Вывод: Тучка сначала набирает водичку, а потом проливается
дождиком. Это проливной дождик.
Опыт №8 « Мыльные пузыри»
Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как можно сделать мыльные
пузыри. Возьму волшебные краски, добавлю в водичку и подую в
волшебную трубочку. Что получилось? (ответы детей) Правильно,
мыльные пузыри.
Заключительная часть: (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ну, вот и все, понравилось наше путешествие в лабораторию?
(ответы детей) Что нового и интересного вы узнали о воде? (ответы детей) С
какими ее свойствами познакомились? (ответы детей)
Какие опыты с водой, вам понравились больше всех? (ответы детей)
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, мне очень с вами понравилось
экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. И моим
подружкам капелькам вы тоже очень понравились. Они не хотят от нас
убегать, а останутся с нами, и будут жить в нашей тучке. А еще у них
для вас сюрприз! Они дарят вам мыльные пузыри.
Воспитатель:
Пришло время превращений, закройте глазки (дети
закрывают глаза, воспитатель снимает с себя корону капельки, дети
открывают глаза) – звучит волшебная музыка
Всем спасибо! Все большие молодцы! Скажем до свидания и спасибо нашим
гостям.