Автор: Стецкая Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №28 п.Восток
Населённый пункт: Приморский край,Красноармейский район
Наименование материала: Работа по самообразованию
Тема: "Активизация словаря детей 3-4 лет в играх".
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребёнка – детский сад №28» п. Восток Красноармейского
муниципального округа Приморского края
Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Стецкая Юлия Александровна.
пгт. Восток
«Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».
Цель: обогащение активного и пассивного словаря детей по различным
лексическим темам через использование разнообразных игр.
Задачи:
1. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего
дошкольного возраста.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения
представлений о ближайшем окружении.
3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части
предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их
свойства.
4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель,
овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер,
ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.
Прогнозируемый результат: развивается мышление ребенка; дети активно
знакомятся с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями;
постепенно пополнение словаря детей.
Актуальность: известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит
от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его
предметной действительности. Бывают случаи, когда развитие ребенка
протекает
в
стесненных
условиях
при
наличии
речевой
или
интеллектуальной патологии, тогда усвоение словаря в достаточном объеме
является серьезной проблемой. Дети затрудняются или допускают ошибки
при назывании многих предметов.
Этапы работы :
1
этап
–
информационно-аналитический
(сбор
научной
и
учебно-
методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Активизация словаря детей 3-
4 лет в играх»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме
«Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной
среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (ноябрь – апрель)
Работа с детьми
Работа с родителями
Ноябрь
1. Действия ребенка с предметом с
называнием этих действий.
Цель: расширение объема словаря
глаголов, формирование представлений о
предмете.
2. Обследование взрослым предмета с
называнием его качеств.
Цель: расширение объема словаря
прилагательных, формирование
представлений о предмете.
3. Создание ситуации поиска ребенком
исчезнувшего предмета.
Цель: расширение объема словаря
существительных.
4. Обследование предмета по словесной
инструкции взрослого.
Цель: расширение объема словаря
прилагательных, формирование
представлений о предмете.
1. Консультация «Речь детей 3-4 лет».
2. Индивидуальные беседы по запросу.
Декабрь
1. Вычленение качеств предмета в
соответствии с противоположным.
Цель: расширение объема словаря
прилагательных, формирование
представлений о предмете.
2. Рассматривание предметов (их
изображений) с отсутствующими
частями.
Цель: расширение объема словаря
наименованиями частей предметов,
формирование представлений о функциях
частей предметов, развитие логического
мышления.
3. Рассматривание контурных
изображений, называние предметов, их
частей, признаков цвета.
Цель: расширение объема словаря
наименованиями частей предметов,
формирование представлений о предметах.
4. Дорисовывание недостающих частей
предметов, их называние.
Цель: расширение объема словаря
наименованиями деталей предметов,
1. Папка-передвижка «Роль дидактических игр
в семье и в детском саду».
2. Индивидуальные беседы по запросу.
частей тела животных.
Январь
1. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: расширение объема словаря,
развитие тактильного восприятия,
уточнение представлений о признаках
предметов.
2. Игра «Волшебное дерево».
Цель: расширение объема словаря.
Примечание: перед игрой детей
необходимо познакомить с произведением
К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый
объясняет детям, что на «волшебном
дереве» будет расти не только обувь, но и
многие другие предметы.
3. «Тематическое лото».
Цель: расширение объема словаря,
развитие зрительного внимания.
4. Игра «Чего не стало?».
Цель: расширение объема словаря,
развитие зрительной памяти.
1. Буклет «Учим ребенка общаться».
2. Индивидуальные беседы по запросу.
Февраль
1. Игра «Домино».
Цель: расширение объема словаря,
развитие зрительного внимания.
2. Игра «Забытое слово».
Цель: расширение объема словаря,
развитие слухового внимания.
3. Игра «Собираемся в путешествие».
Цель: уточнение знаний слов,
обозначающих сходные предметы.
4. Игра «Сходства и отличия».
Цель: уточнение значений слов,
обозначающих сходные предметы.
1. Рекомендации родителям по активизации
словарного запаса ребенка 3-4 лет.
2. Индивидуальные беседы по запросу.
Март
1. Игра «Кто больше?».
Цель: расширение объема словаря
прилагательных, уточнение представлений
о признаках предметов.
2. Игра «Что бывает?».
Цель: расширение объема словаря,
уточнение представлений о признаках
предметов.
3. Игра «Пантомима».
Цель: расширение объема словаря,
уточнение представлений о признаках
предметов и живых существ, развитие
воображения, творческих способностей,
1. Подборка речевых игр и упражнений для
занятий с детьми дома.
2. Индивидуальные беседы по запросу.
общей моторики.
4. Игра «У кого какое?».
Цель: расширение объема словаря,
уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи,
логического мышления.
Апрель
1. Игра «Магазин».
Цель: расширение объема словаря,
уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.
2. Игра «Посылка».
Цель: расширение объема словаря,
уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.
3. Игра «Придумай загадку».
Цель: уточнение представлений о
признаках и действиях предметов и живых
существ.
4. Игра «Что где находится?».
Цель: уточнение представлений о
местоположении предметов.
1. Наглядная информация «Речевые игры по
дороге в детский сад».
2. Индивидуальные беседы по запросу.
Май
1. Игра «Нелепицы».
Цель: уточнение представлений о
предмете.
2. Игра «Что к чему».
Цель: развитие умения выделять
существенные признаки предмета,
развитие логического мышления.
3. Игра «Отгадай загадку».
Цель: развитие умения описывать предмет
с помощью называния обобщающего
понятия и признаков предмета.
1. Буклет «Влияние пальчиковой гимнастики
на развитие речи детей».
2. Индивидуальные беседы по запросу.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов,
обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх».
А.М. Бородич «Методика развитие речи детей.
Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».