Напоминание

"Активизация словаря детей 3-4 лет в играх".

Автор: Стецкая Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №28 п.Восток
Населённый пункт: Приморский край,Красноармейский район
Наименование материала: Работа по самообразованию
Тема: "Активизация словаря детей 3-4 лет в играх".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр

развития ребёнка – детский сад №28» п. Восток Красноармейского

муниципального округа Приморского края

Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории

Стецкая Юлия Александровна.

пгт. Восток

«Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».

Цель: обогащение активного и пассивного словаря детей по различным

лексическим темам через использование разнообразных игр.

Задачи:

1. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего

дошкольного возраста.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения

представлений о ближайшем окружении.

3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части

предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их

свойства.

4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель,

овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер,

ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.

Прогнозируемый результат: развивается мышление ребенка; дети активно

знакомятся с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями;

постепенно пополнение словаря детей.

Актуальность: известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит

от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его

предметной действительности. Бывают случаи, когда развитие ребенка

протекает

в

стесненных

условиях

при

наличии

речевой

или

интеллектуальной патологии, тогда усвоение словаря в достаточном объеме

является серьезной проблемой. Дети затрудняются или допускают ошибки

при назывании многих предметов.

Этапы работы :

1

этап

информационно-аналитический

(сбор

научной

и

учебно-

методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Активизация словаря детей 3-

4 лет в играх»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (октябрь)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме

«Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной

среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (ноябрь – апрель)

Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

1. Действия ребенка с предметом с

называнием этих действий.

Цель: расширение объема словаря

глаголов, формирование представлений о

предмете.

2. Обследование взрослым предмета с

называнием его качеств.

Цель: расширение объема словаря

прилагательных, формирование

представлений о предмете.

3. Создание ситуации поиска ребенком

исчезнувшего предмета.

Цель: расширение объема словаря

существительных.

4. Обследование предмета по словесной

инструкции взрослого.

Цель: расширение объема словаря

прилагательных, формирование

представлений о предмете.

1. Консультация «Речь детей 3-4 лет».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. Вычленение качеств предмета в

соответствии с противоположным.

Цель: расширение объема словаря

прилагательных, формирование

представлений о предмете.

2. Рассматривание предметов (их

изображений) с отсутствующими

частями.

Цель: расширение объема словаря

наименованиями частей предметов,

формирование представлений о функциях

частей предметов, развитие логического

мышления.

3. Рассматривание контурных

изображений, называние предметов, их

частей, признаков цвета.

Цель: расширение объема словаря

наименованиями частей предметов,

формирование представлений о предметах.

4. Дорисовывание недостающих частей

предметов, их называние.

Цель: расширение объема словаря

наименованиями деталей предметов,

1. Папка-передвижка «Роль дидактических игр

в семье и в детском саду».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

частей тела животных.

Январь

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: расширение объема словаря,

развитие тактильного восприятия,

уточнение представлений о признаках

предметов.

2. Игра «Волшебное дерево».

Цель: расширение объема словаря.

Примечание: перед игрой детей

необходимо познакомить с произведением

К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый

объясняет детям, что на «волшебном

дереве» будет расти не только обувь, но и

многие другие предметы.

3. «Тематическое лото».

Цель: расширение объема словаря,

развитие зрительного внимания.

4. Игра «Чего не стало?».

Цель: расширение объема словаря,

развитие зрительной памяти.

1. Буклет «Учим ребенка общаться».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. Игра «Домино».

Цель: расширение объема словаря,

развитие зрительного внимания.

2. Игра «Забытое слово».

Цель: расширение объема словаря,

развитие слухового внимания.

3. Игра «Собираемся в путешествие».

Цель: уточнение знаний слов,

обозначающих сходные предметы.

4. Игра «Сходства и отличия».

Цель: уточнение значений слов,

обозначающих сходные предметы.

1. Рекомендации родителям по активизации

словарного запаса ребенка 3-4 лет.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. Игра «Кто больше?».

Цель: расширение объема словаря

прилагательных, уточнение представлений

о признаках предметов.

2. Игра «Что бывает?».

Цель: расширение объема словаря,

уточнение представлений о признаках

предметов.

3. Игра «Пантомима».

Цель: расширение объема словаря,

уточнение представлений о признаках

предметов и живых существ, развитие

воображения, творческих способностей,

1. Подборка речевых игр и упражнений для

занятий с детьми дома.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

общей моторики.

4. Игра «У кого какое?».

Цель: расширение объема словаря,

уточнение представлений о признаках

предметов, развитие связной речи,

логического мышления.

Апрель

1. Игра «Магазин».

Цель: расширение объема словаря,

уточнение представлений о признаках

предметов, развитие связной речи.

2. Игра «Посылка».

Цель: расширение объема словаря,

уточнение представлений о признаках

предметов, развитие связной речи.

3. Игра «Придумай загадку».

Цель: уточнение представлений о

признаках и действиях предметов и живых

существ.

4. Игра «Что где находится?».

Цель: уточнение представлений о

местоположении предметов.

1. Наглядная информация «Речевые игры по

дороге в детский сад».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. Игра «Нелепицы».

Цель: уточнение представлений о

предмете.

2. Игра «Что к чему».

Цель: развитие умения выделять

существенные признаки предмета,

развитие логического мышления.

3. Игра «Отгадай загадку».

Цель: развитие умения описывать предмет

с помощью называния обобщающего

понятия и признаков предмета.

1. Буклет «Влияние пальчиковой гимнастики

на развитие речи детей».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов,

обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх».

А.М. Бородич «Методика развитие речи детей.

Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».