Напоминание

Непрерывное образование

Автор: Мурзина Анастасия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Солнечный промышленный техникум"
Населённый пункт: рп.Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: "Как услышать ребенка"
Тема: Непрерывное образование







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Солнечный промышленный техникум»

(КГБ ПОУ «СПТ»)

Тема: «Непрерывное образование. Как услышать ребенка.»

(Выступление на заседании ПЦК)

Мурзина А.С.

Социальный педагог

п.Солнечный

2024 г. Новой реальностью российской образовательной системы становится переход

средней школы на профильное обучение, которое является этапом развития и модернизации

нашего общества в целом. В концепции профильного обучения особое место занимает

профильная подготовка обучающихся. Выпускник школы должен быть подготовлен в

соответствии с требованиями современного информационного общества. Для того, чтобы найти

свое место в жизни молодому человеку необходимо, прежде всего, разобраться в социальных и

профессиональных запросах, в потребностях рынка труда, пройти конкурс по интеллектуальной,

культурной, моральной и эстетической подготовке, проявить свои возможности и таланты, весь

творческий

потенциал

для

дальнейшего

развития,

образования,

становления,

роста

и

совершенствования будущей профессиональной деятельности. Для решения поставленных задач

Концепция профильного обучения предлагает различные комбинации базовых, профильных и

элективных курсов. Данные курсы оказывают положительное влияние на профессиональную

направленность обучающихся колледж-класса. Профильное обучение и предшествующая ему

предпрофильная подготовка — это две части одной системы — подготовки учеников к

осознанному выбору своего профессионального пути. Система «Школа—колледж» имеет целый

ряд преимуществ перед традиционными формами образования. Обеспечивая психолого-

педагогические условия развития личности обучающихся в соответствии с их способностями и

профессиональными склонностями, она оптимизирует процессы социально-психологической

адаптации при переходе от одной ступени образования к другой. В рамках интеграции среднего

профессионального и среднего образования открываются новыепути помощи школьникам в их

профессиональном и личностном самоопределении. Особенность подготовки обучающихся через

обучение в колледж-классе является первой ступенью среднего профессионального образования.

Учебные планы общеобразовательных учреждений согласованы с учебным планом колледжа на

основе

стандартов

СПО.

Это

позволяет

решить

задачу,

с

одной

стороны,

ранней

профессиональной ориентации обучающихся, с другой, обеспечить последовательность и

преемственность общего и среднего профессионального образования, привлечь к обучению

наиболее способных и подготовленных обучающихся. Государственный образовательный

стандарт среднего профессионального образования предусматривает широкий спектр не только

специальных,

общепрофессиональных,

но

и

гуманитарных,

социально-экономических

дисциплин, знание которых диктует время. Целью подготовки будущего специалиста является

его профессиональное и личностное становление в процессе овладения знаниями, умениями и

навыками в соответствии с видами профессиональной деятельности. Создание организационных

и педагогических условий при изучении дисциплин гуманитарного цикла направлено на

постепенное становление и развитие у обучающихся:

— способностей непрерывно усваивать необходимые новые знания с последующим

применением в профессиональной деятельности;

— умений определять свои информационные потребности в области профессиональной

деятельности;

владения

способами

профессиональной

деятельности,

ее

проектирования

и

прогнозирования;

— навыков системного, креативного и альтернативного мышления, рефлексивных

способностей;

— формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании и

овладении соответствующими навыками самообразования и самовоспитания.

Определяя способы и условия реализации профессиональной подготовки специалистов на

основе преемственности в системе «школа—колледж», необходимо учитывать, что организация

учебно-воспитательного процесса должна обеспечить не только качественную подготовку

обучающихся на уровне овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующую

критериям государственного образовательного стандарта, но и высокую профессиональную

мотивацию, обретение личностного смысла профессионального образования. Необходимо также

с первой ступени обучения вовлекать обучающихся в научно-исследовательскую деятельность,

формируя у них не только умения, но и потребности в такой деятельности, направленной на их

самосовершенствование в профессии. Такая непрерывная подготовка специалистов может быть

реализована в условиях организации обучения в форме колледж-класс только при условии, что

теоретические знания будут как можно более полно сочетаться с возможностями их

практического применения в конкретных видах учебно-профессиональной деятельности. Это

требует соблюдения важнейшего принципа профессиональной подготовки — овладения

способами самостоятельной профессиональной деятельности на основе знаний, полученных в

процессе теоретического обучения. Только при этом познавательная активность и творческая

инициатива могут развиваться так, что непосредственное значение теоретических знаний

применяется

для

решения

прикладных

задач.

Старшеклассник

проявляет

интерес

к

теоретическому обучению для полноценного овладения будущей профессией. Параллельно с

обучением в 10 и 11 классах слушатели-старшеклассники выполняют учебный план «колледж-

класса» в рамках дополнительного образования. После получения аттестата об общем (полном)

среднем образовании и свидетельства о дополнительном образовании обучающиеся продолжают

обучение по сокращенной программе среднего профессионального образования. Студентам с

учетом переаттестации знаний по общеобразовательным дисциплинам остается изучить

дисциплины профессионального цикла. Поэтому осуществление подготовки специалистов в

системе «школа—колледж» требует пересмотра и переструктурирования учебного плана

колледжа. Уникальность в том, что создаются условия для расширения «поля зрения» будущего

специалиста, его адаптации в профессиональном и научном сообществе с первых шагов

профессионализации, экономит временя и средства на образование в целом при сокращенной

(ускоренной) программе обучения в среднем специальном учебном заведении.