Напоминание

“Обобщение, представление педагогического опыта воспитателя ДОУ”

Автор: Шиян Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N25 "Колосок"
Населённый пункт: Республика Адыгея, г.Майкоп
Наименование материала: Статья
Тема: “Обобщение, представление педагогического опыта воспитателя ДОУ”







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение, представление педагогического опыта

воспитателя ДОУ”

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего

опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления

с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого

рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который

был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих

мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат.

Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной

деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами

практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в

обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно,

способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества

образования.

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов,

креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене

ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их

внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен

потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно

новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и

распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или

по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится

подлинным новатором.

Опыт – итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных

уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу

видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития,

оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность,

новизна, результативность.

Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация

воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных

условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и

самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий

выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование,

а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом

положительные результаты в образовательном процессе.

Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:

Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и

добавления полезного.

Для саморазвития и самоутверждения.

Для личного успеха в профессиональном конкурсе.

Для успешной сдачи квалификационной аттестации.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться

с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по

которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические

разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы,

отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты

обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных

педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту,

отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей

наибольший интерес и актуальность.

Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического

осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в

литературе схожим по проблематике опытом.)

Планирование работы по избранной теме.

Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта,

привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка

некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов

экспериментального характера.

Анализ и обобщение накопленного по теме материала.

Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй:

освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной

теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие

выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом;

изложение выводов по разработанной теме.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

Что я делаю? (предмет деятельности)

Для чего я это делаю? (какова цель?)

Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

Какой это дает результат?

За счет чего этот результат достигнут?

Наиболее высоко будет оценен педагогический опыт,

в котором согласованы:

тема,

цель,

задачи опыта,

суть опыта

и его результативность

Формы обобщения и распространения:

Практический: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка,

реферат, справка.

Методический: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео,

другое.

Научный: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций,

монографии, другое.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на

различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д., в

том числе сети Internet.

Формы распространения ПО:

Семинар-практикум,

Педагогическая мастерская, тематическая выставка методических материалов из

опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия),

Мастер-класс, открытые занятия,

Творческий отчёт, доклад,

Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, журналах, брошюры и

т.п.)

Общественная презентация опыта,

Научно-практические конференции,

Педагогический совет, наставничество

Заседания методического объединения,

Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Конкурс

методических разработок» и др.), конференция, научно-практический семинар,

авторский сайт, блог, брошюры, видеоматериалы (фильм методической

направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации),

портфолио с приложениями.

Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами,

Отчёт об опытно – экспериментальной работе

Персональный сайт педагога. Сетевые сообщества дают возможность для создания

сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов, где

статьи и публикации проходят строгий отбор, проверку на антиплагиате.

Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:

Информацию об авторе и его педагогической деятельности:

– должность, место работы, образование, квалификация;

– краткая биография;

– электронный портфолио: достижения, награды, публикации;

– фотографии, статьи, видео об авторе;

– достижения воспитанников: участие в конкурсах, проектах, результаты

олимпиад.

Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:

– учебно-методические материалы;

– образцы проектных (исследовательских) работ, фотоотчетов по итогам ООД или

образовательной деятельности.

Интерактивные формы общения и обратной связи

– контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие

имеются;

– форум, чат или блог;

– гостевая книга, отзывы посетителей;

– опросы для различных категорий участников образовательного процесса;

– новостная лента.

Таким образом, трансляция педагогического опыта педагога в условиях реализации

ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические

технологии.

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список

литературы и титульный лист, но без приложения;

приложение к работе – до 10 страниц;

страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;

со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные

разделы (главы), а можно писать, как статью без выделения структурных частей;

шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;

параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;

текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;

материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;

делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];

литература оформляется согласно Инструкции по оформлению публикаций. В списке

литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.

Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей

работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или

методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог

оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится

аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.

Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться.

Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на

уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет

положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться

своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет

способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди

коллег, откроет перспективы для развития.