Автор: Шиян Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад N25 "Колосок"
Населённый пункт: Республика Адыгея, г.Майкоп
Наименование материала: Статья
Тема: “Обобщение, представление педагогического опыта воспитателя ДОУ”
“
Обобщение, представление педагогического опыта
воспитателя ДОУ”
Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего
опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления
с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого
рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который
был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих
мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат.
Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной
деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами
практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в
обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно,
способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества
образования.
Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов,
креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене
ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их
внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен
потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно
новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и
распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или
по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится
подлинным новатором.
Опыт – итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных
уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу
видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития,
оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность,
новизна, результативность.
Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация
воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных
условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.
Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и
самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий
выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование,
а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом
положительные результаты в образовательном процессе.
Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:
Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и
добавления полезного.
Для саморазвития и самоутверждения.
Для личного успеха в профессиональном конкурсе.
Для успешной сдачи квалификационной аттестации.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться
с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по
которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические
разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы,
отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты
обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных
педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:
Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту,
отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей
наибольший интерес и актуальность.
Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического
осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в
литературе схожим по проблематике опытом.)
Планирование работы по избранной теме.
Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта,
привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка
некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов
экспериментального характера.
Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй:
освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной
теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие
выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом;
изложение выводов по разработанной теме.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
Что я делаю? (предмет деятельности)
Для чего я это делаю? (какова цель?)
Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
Какой это дает результат?
За счет чего этот результат достигнут?
Наиболее высоко будет оценен педагогический опыт,
в котором согласованы:
тема,
цель,
задачи опыта,
суть опыта
и его результативность
Формы обобщения и распространения:
Практический: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка,
реферат, справка.
Методический: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео,
другое.
Научный: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций,
монографии, другое.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на
различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д., в
том числе сети Internet.
Формы распространения ПО:
Семинар-практикум,
Педагогическая мастерская, тематическая выставка методических материалов из
опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия),
Мастер-класс, открытые занятия,
Творческий отчёт, доклад,
Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, журналах, брошюры и
т.п.)
Общественная презентация опыта,
Научно-практические конференции,
Педагогический совет, наставничество
Заседания методического объединения,
Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Конкурс
методических разработок» и др.), конференция, научно-практический семинар,
авторский сайт, блог, брошюры, видеоматериалы (фильм методической
направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации),
портфолио с приложениями.
Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами,
Отчёт об опытно – экспериментальной работе
Персональный сайт педагога. Сетевые сообщества дают возможность для создания
сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов, где
статьи и публикации проходят строгий отбор, проверку на антиплагиате.
Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:
Информацию об авторе и его педагогической деятельности:
– должность, место работы, образование, квалификация;
– краткая биография;
– электронный портфолио: достижения, награды, публикации;
– фотографии, статьи, видео об авторе;
– достижения воспитанников: участие в конкурсах, проектах, результаты
олимпиад.
Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:
– учебно-методические материалы;
– образцы проектных (исследовательских) работ, фотоотчетов по итогам ООД или
образовательной деятельности.
Интерактивные формы общения и обратной связи
– контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие
имеются;
– форум, чат или блог;
– гостевая книга, отзывы посетителей;
– опросы для различных категорий участников образовательного процесса;
– новостная лента.
Таким образом, трансляция педагогического опыта педагога в условиях реализации
ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические
технологии.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:
Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список
литературы и титульный лист, но без приложения;
приложение к работе – до 10 страниц;
страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные
разделы (главы), а можно писать, как статью без выделения структурных частей;
шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
литература оформляется согласно Инструкции по оформлению публикаций. В списке
литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.
Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей
работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или
методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог
оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится
аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.
Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться.
Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на
уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет
положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться
своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет
способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди
коллег, откроет перспективы для развития.