Напоминание

Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической деятельности

Авторы: Зяйкина Наталья Юрьевна, Бондарева Елизавета Арзуевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической

деятельности

Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК» г. Екатеринбург

Зяйкина Наталья Юрьевна, преподаватель

Бондарева Елизавета Арзуевна, преподаватель

Формирование здоровье сберегающей среды в процессе педагогической

деятельности

представляет

собой

комплекс

образовательных

методов,

направленных на сохранение и укрепление нравственного, психического и

физического благополучия обучающихся, а также на формирование у них

ценности здоровья и здорового образа жизни. Эти методы также направлены на

предотвращение

перегрузок,

которые

могут

привести

к

нарушению

нравственного, психического и физического состояния обучающихся. Одной из

важных

образовательных

здоровье

сберегающих

технологий

является

организационно-педагогическая.

Аспекты здоровье сберегающего образовательного процесса включают в

себя:

решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и его

сохранения;

приоритет образованности и здоровья обучающихся;

ориентация

образовательного

процесса

на

сотрудничество

педагогов и обучающихся;

сочетание умственной и двигательной активности на основе

диагностики

образовательных

потребностей,

уровня

образованности

и

состояния здоровья обучающихся;

реализация индивидуального подхода к образовательному процессу

в зависимости от здоровья и уровня образованности обучающихся;

внедрение модульного подхода при разработке учебного материала;

разработка

образовательных

технологий

с

использованием

системного подхода к использованию имеющихся у педагогов средств для

поддержания здоровья обучающихся.

Для успешной реализации работы по сохранению здоровья необходимы

определенные знания, навыки и качества у педагогов. Можно выделить

следующие показатели готовности педагогов к работе по сохранению здоровья

обучающихся:

компетентность,

нравственность,

инициативность,

педагогическое мастерство.

Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы,

выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает

совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также

возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи,

рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.

Важную роль в формировании здоровье сберегающего мировоззрения в

социальном аспекте выполняют студенты колледжа в составе волонтерского

движения, а именно поддержка аптек, ветеранов и детского дома «Малютка».

Участие в нем не только приносит пользу этим организациям, но и формирует

ответственное отношение к будущей профессии, детям и пожилым людям у

обучающихся. Это один из способов самореализации, способствующим

укреплению нравственного и психического здоровья, а также готовности к

жизни после окончания учебы.

Важной задачей педагога является воспитание у обучающихся привычки

обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и

самочувствие, обсуждать на занятиях и в повседневной жизни факторы,

влияющие на здоровье, которые можно изменить, и научить понимать свой

организм. Ключевым фактором успешного выбора здорового образа жизни

является убежденность студентов в его важности. Основная ответственность за

достижение позитивных результатов лежит на преподавателях

естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Изучая эти предметы,

студенты знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни,

такими как рациональное питание, физическая активность, регулярный режим

дня, закаливание, этическое отношение к окружающим и природе, личная

гигиена, активное трудовое участие и полноценная семейная жизнь. Данные

вопросы в Фармацевтическом филиале ГБОУ СПО «СОМК» изучаются на

междисциплинарных курсах:

Анатомия и физиология человека

Основы патологии

Генетика человека с учетом медицинской генетики

Гигиена и экология

Основы микробиологии и иммунологии

Ботаника

Безопасность жизнедеятельности

Например,

понятие

о

рациональном

питании

студенты

получают,

рассматривая

химическую

организацию

клетки,

структуру,

функции

и

превращения веществ в курсе Генетика человека с основами медицинской

генетики. Затем оно расширяется и наполняется новым содержанием при

изучении анатомо-физиологических особенностей пищеварительных органов и

обменных процессов в организме. В курсе гигиены формируется умение

составлять пищевой рацион с учетом энергозатрат, студенты знакомятся с

концепцией здорового питания и доказывают ее положения, привлекая

полученные

ранее

знания.

Курс

Основы

патологии

дают

студентам

информацию о болезнях, связанных с нарушением питания, причинах пищевых

отравлений

и

мерах

первой

помощи.

На

междисциплинарных

курсах

Лекарствоведение, Технология и изготовление лекарственных форм, Контроль

качества лекарственных средств студенты, кроме знаний по предмету,

обучаются

ответственному

отношению

к

своей

будущей

работе,

ответственному отношению к охране окружающей среды и как следствие к

ответственному отношению к себе как специалисту и человеку – это напрямую

связано с задачами формирования здоровьесберегающего мировоззрения. Также

на всех предметах студенты учатся правилам техники безопасности, учатся их

соблюдать и затем применяют полученные знания по технике безопасности на

производственных практиках. На первом занятии по фармацевтической

технологии со студентами проводится общий инструктаж по правилам техники

безопасности, пожарной безопасности и охране труда. На каждом занятии

проводится дополнительный подробный инструктаж по технике безопасности,

который касается непосредственно тех лекарственных веществ и оборудования,

с которыми студенты работают на данном задании (работа со стеклянной

посудой, нагревательными приборами, пахучими веществами и т.д.). Во время

учебного занятия каждые 45 минут проводится перерывы на отдых и

проветривание

учебной

аудитории.

Также

на

учебных

занятиях

и

производственной практики студенты работают под присмотром преподавателя

или непосредственного руководителя аптечной организации. Каждый этап

технологического процесса контролируется.

Значение здорового образа жизни проявляется лучше, когда оно

сравнивается

с

наиболее

яркими

противоположностями:

неправильным

питанием

малоподвижностью,

курением,

алкогольной

и

наркотической

зависимостью, аморальным поведением и их тяжелыми последствиями.

Вопросы неправильного питания, вреда от курения и употребления алкоголя и

наркотиков обсуждаются с различных точек зрения не только в рамках учебных

занятий, но и во внеклассной работе.

Неоценимый

вклад

в

формирование

здоровье

сберегающего

мировоззрения студентов вносит Студенческое научное общество. Участие в

районных, областных и региональных научно-практических конференциях

помогает

студентам

развивать

интерес

к

своей

профессии,

находить

взаимопомощь и повышать уровень самооценки. Педагогический коллектив

активно поддерживает учебные и научные инициативы студентов, что

способствует

формированию

правильного

здоровье

сберегающего

мировоззрения.

На уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях активно

применяются интерактивные методы обучения здоровью. Среди различных

форм

работы

с

обучающимися

наиболее

эффективными

считаются:

дискуссионно-семинарские занятия, практические занятия, деловые игры и

разбор

профессиональных

ситуаций.

Все

сотрудники

образовательного

учреждения, начиная от директора и заканчивая каждым преподавателем,

должны обладать компетентностью в вопросах здоровье сбережения. Кроме

того, ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья студентов.

Для формирования здорового мировоззрения важную роль играет система

санитарно-просветительской работы, которую проводят студенты колледжа.

Они активно пропагандируют здоровый образ жизни, выпускают санбюллетени.

Для поддержания здоровья студентов в учебной среде применяются

различные педагогические методики. Одним из ключевых элементов здоровье

сберегающего пространства колледжа является физкультурно-оздоровительная

работа, включающая методические и практические занятия по изучению

способов заботы о здоровье.

Мероприятия по индивидуальному оздоровлению включают в себя

учебно-тренировочные занятия, нацеленные на практическое применение

знаний

о

здоровом

образе

жизни,

а

также

оздоровительно-массовые

мероприятия,

направленные

на

пропаганду

и

практическое

применение

здорового образа жизни.

Важным

компонентом

при

преподавании

МДК.02.01.

«Технология

изготовления лекарственных форм» являются информационно-образовательные

и

электронно-образовательные

ресурсы.

Они

позволяют

общаться

со

студентами посредством электронной почты и интернета, обсуждать темы

выполнения домашних заданий и обмениваться информацией. Предоставляется

возможность выполнить задания, ответить на вопросы, возникающие в процессе

подготовки к занятиям дома, и т.д.