Авторы: Гайворонская Наталья Владимировна, Соцкова Алла Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Рекомендации для воспитателей
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Гайворонская Наталья Владимировна, воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска
Соцкова Алла Геннадьевна, воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска
Воспитатель, работающий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения
должен хорошо знать диагностические данные воспитанников группы (острота
зрения,
этап
лечения,
особенности
восприятия,
сопутствующие
нарушения,
психофизические и поведенческие особенности).
Рассаживать детей на занятии только после согласования с тифлопедагогом и
врачом-офтальмологом.
Пересаживать
детей
необходимо
с
учетом
работоспособности
ведущего
глаза.
Если
ребенку
сделали
атропинизацию,
воспитатель дает минимальную зрительную нагрузку при работе, ребенок работает
устно.
Использую на занятии и в свободной деятельности дидактические игры,
подбирая их с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога.
Тифлопедагог,
работающий
на
группе,
помогает
воспитателю
подготовить
дидактические игры соответственно зрительному диагнозу ребенка и этапа лечения,
а также для закрепления знаний.
При
знакомстве
детей
с
сюжетным
изображением
используются
2-3
одинаковые картины, для постепенного введения и знакомства с предметной
наполняемостью сюжетного изображения. Сюжетные изображения, предметные
картинки,
используемые
на
занятиях
должны
быть
яркими,
четкими,
при
необходимости
нужно
обвести
контур
изображения
черным
цветом.
Демонстрируемый материал должен быть доступным, понятным и соответствовать
возрасту детей, имеющих нарушение зрения.
При размещении объекта на доске, фланелеграфе педагог должен следить,
чтобы демонстрируемый материал не сливался в единую линию, пятно и хорошо
выделялся по отдельности.
При анализе детских работ воспитатель не должен располагать на доске все
работы одновременно, а показывать их по группам: в младшем возрасте по 2- 3
объекта, в среднем возрасте 3-4 объекта, в старшем возрасте по 5 - 6 объектов.
При первичном ознакомлении детей с объектом или предметом снижать темп
ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное
время для зрительного восприятия и осмысления.
Во время занятий необходимо следить за позой детей в разных видах
деятельности, за организацией игрового места во время и вне занятий. Детям,
имеющим низкую остроту зрения допустимо менять позу так, чтобы возможно было
качественно рассмотреть предлагаемый предмет. В течение занятия проводится
физкультминутка
и
зрительная
гимнастика.
При
выполнении
физкультминуток и зрительной гимнастики учитываются рекомендации врача-
офтальмолога и тифлопедагога.
На праздниках, досугах детям можно снимать окклюзию для полноты
восприятия. Если в подвижных играх воспитатель использует мяч, упражнения на
координацию, равновесие, если дети будут заниматься лазанием окклюзию тоже
можно снять, для того чтобы ребенок ощутил движения своего тела. Исключение
составляют дети, готовящиеся к операции и имеющие большой угол косоглазия.
Решение о возможности снятия очков на праздниках и досугах, физкультурных и
музыкальных занятиях принимает врач-офтальмолог.
Список литературы
Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения //
В.З. Денискина. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6.
— С. 4-14.
Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения /
В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.