Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Авторы: Гайворонская Наталья Владимировна, Соцкова Алла Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Рекомендации для воспитателей
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Гайворонская Наталья Владимировна, воспитатель

МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска

Соцкова Алла Геннадьевна, воспитатель

МДОУ «ЦРР – д/с№132» г.Магнитогорска

Воспитатель, работающий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения

должен хорошо знать диагностические данные воспитанников группы (острота

зрения,

этап

лечения,

особенности

восприятия,

сопутствующие

нарушения,

психофизические и поведенческие особенности).

Рассаживать детей на занятии только после согласования с тифлопедагогом и

врачом-офтальмологом.

Пересаживать

детей

необходимо

с

учетом

работоспособности

ведущего

глаза.

Если

ребенку

сделали

атропинизацию,

воспитатель дает минимальную зрительную нагрузку при работе, ребенок работает

устно.

Использую на занятии и в свободной деятельности дидактические игры,

подбирая их с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога.

Тифлопедагог,

работающий

на

группе,

помогает

воспитателю

подготовить

дидактические игры соответственно зрительному диагнозу ребенка и этапа лечения,

а также для закрепления знаний.

При

знакомстве

детей

с

сюжетным

изображением

используются

2-3

одинаковые картины, для постепенного введения и знакомства с предметной

наполняемостью сюжетного изображения. Сюжетные изображения, предметные

картинки,

используемые

на

занятиях

должны

быть

яркими,

четкими,

при

необходимости

нужно

обвести

контур

изображения

черным

цветом.

Демонстрируемый материал должен быть доступным, понятным и соответствовать

возрасту детей, имеющих нарушение зрения.

При размещении объекта на доске, фланелеграфе педагог должен следить,

чтобы демонстрируемый материал не сливался в единую линию, пятно и хорошо

выделялся по отдельности.

При анализе детских работ воспитатель не должен располагать на доске все

работы одновременно, а показывать их по группам: в младшем возрасте по 2- 3

объекта, в среднем возрасте 3-4 объекта, в старшем возрасте по 5 - 6 объектов.

При первичном ознакомлении детей с объектом или предметом снижать темп

ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное

время для зрительного восприятия и осмысления.

Во время занятий необходимо следить за позой детей в разных видах

деятельности, за организацией игрового места во время и вне занятий. Детям,

имеющим низкую остроту зрения допустимо менять позу так, чтобы возможно было

качественно рассмотреть предлагаемый предмет. В течение занятия проводится

физкультминутка

и

зрительная

гимнастика.

При

выполнении

физкультминуток и зрительной гимнастики учитываются рекомендации врача-

офтальмолога и тифлопедагога.

На праздниках, досугах детям можно снимать окклюзию для полноты

восприятия. Если в подвижных играх воспитатель использует мяч, упражнения на

координацию, равновесие, если дети будут заниматься лазанием окклюзию тоже

можно снять, для того чтобы ребенок ощутил движения своего тела. Исключение

составляют дети, готовящиеся к операции и имеющие большой угол косоглазия.

Решение о возможности снятия очков на праздниках и досугах, физкультурных и

музыкальных занятиях принимает врач-офтальмолог.

Список литературы

Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения //

В.З. Денискина. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6.

— С. 4-14.

Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения /

В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.