Напоминание

Организация творческой деятельности как форма развития креативного

Автор: Матросова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности
Тема: Организация творческой деятельности как форма развития креативного







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие креативного мышления

младших школьников

как средство активизации

их познавательной деятельности.

Матросова М. Н.

Оглавление……………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития креативного мыш-

ления младших школьников в процессе обучения на уроках в начальной шко-

ле……………………………………….…………………………………….5

1.1. Понятие креативности……………………………………………….5

1.2. Что такое мышление?........ ..............................................................6

1.3. Креативное мышление………………………………………………7

1.4. Особенности мышления младших школьников…………………...8

1.5. Организация творческой деятельности как форма развития креатив-

ного мышления. ……………………………………………………..……….9

Глава II. Обобщение опыта по развитию креативного мышления млад-

ших школьников………..………………………………………………………..16

2.1. Описание опыта по развитию креативного мышления младших

школьников……………………………………………….………………16

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………32

Приложения………………………………………………………………34

Введение

«Важнейшая задача

цивилизации – научить

человека мыслить»

Т.Эдисон

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обнов-

ления содержания образования становится личностная ориентация, предпола-

гающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индиви-

дуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой

деятельности. При доминировании творческой деятельности на уроках, по-

явилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы дея-

тельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль пе-

дагогической деятельности учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования представляет модель школы, в которой на смену знани-

евой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний

детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой яв-

ляется развитие личности любого ребёнка.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать

возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь

свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации

своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития

личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их

достижения.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собствен-

ными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством,

развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповтори-

мый опыт.

Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем гото-

вых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить

к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потреб-

ность в познавательной деятельности не возникает случайно. Педагог её по-

стоянно формирует и развивает у учащихся, опираясь на личные качества

каждого ребёнка.

Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной

деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности

самым действенным является познавательный интерес, возникающий в про-

цессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный

момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся

на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебно-

воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний

учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэто-

му работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный матери-

ал становился предметом активных действий ученика. Этому способствует

развитие креативного мышления через использование элементов поисковой

деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.

Актуальность опыта заключается в необходимости развития креативно-

го мышления, так как современному обществу нужны личности образован-

ные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные реше-

ния, находить своё место в жизни.

Исходя из актуальности темы, мною были определены:

Объект исследования:процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования:

развитие креативного мышления младших

школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель работы:

обобщить опыт по развитию креативного мышления

младших школьников как средства активизации познавательной деятельно-

сти.

Гипотеза: предполагается, что развитие креативного мышления млад-

ших школьников способствует активизации познавательной деятельности.

Задачи исследования:

1)

Изучить теоретические аспекты проблемы развития креативного

мышления младших школьников в процессе обучения.

2)

Выявить условия активизации познавательной деятельности через

развитие креативного мышления.

3)

Обобщить опыт по развитию креативного мышления младших

школьников как средства активизации познавательной деятельно-

сти.

4)

Провести диагностику развития креативного мышления учащих-

ся.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития креативного

мышления младших школьников в процессе обучения на уроках в на-

чальной школе.

1.1 Понятие креативности.

Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать

что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарно-

му мышлению и применению этого мышления на практике.

В быту на вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми

примерами:

Креативность – это смекалка, то есть способность человека в опреде-

ленных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить

ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть

желаемого результата даже при помощи обычных подручных инстру-

ментов;

Креативность – это смелость при решении задач, то есть способность

решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить

с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;

Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и наобо-

рот, сложного в простом.

Таким образом, определений, понятия креативности можно дать целую

массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способ-

ность мозга выдавать нестандартное решение.

Креативность человека, креативность личности или так называемая

личностная креативность, как утверждают многие психологи, это вовсе не

дар, это способность. Более того, креативностью мышления мы обладаем все

сразу после рождения.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал:

«Креативность - это творческая направленность, врождённо свойствен-

ная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся систе-

мы воспитания, образования и социальной практики».

Концепция креативности как феномена творчества была введена в нау-

ку Дж. Гилфордом - американским психологом, первым взявшимся за объек-

тивное исследование. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал

несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологи-

ческих тестах.

Основные критерии таковы:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую еди-

ницу времени, легкость генерирования идей.

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на дру-

гую.

3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от

общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестан-

дартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);

4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим

ситуациям,

восприимчивость — чувствительность к необычным деталям,

противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с од-

ной

идеи

на

другую;

5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом ну-

ждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность - итог проявления креативности .- логическая

независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способ-

ность к анализу и синтезу.

Благодаря работам Гилфорда, а затем Торранса стало возможным оце-

нивать креативность количественно и статистически.

Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креатив-

ности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправ-

лять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь сте-

ны, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Он

придумал первые тесты на креативность и разработал все основные состав-

ляющие креативности.

1.2.Что такое мышление?

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных

науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII

в.) разными психологами, а также представителями различных наук он пони-

мался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека

и противопоставляли мышление реально существующему материальному

миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышле-

нием стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду

с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание,

память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функцио-

нальной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая

его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему пред-

метом не только философских размышлений, но и экспериментальных иссле-

дований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда вы-

ясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настоль-

ко сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже

кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возмож-

ным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления че-

ловека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует

единого, общепринятого определения мышления.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понима-

ются вопросы, на которые не существует очевидных ответов.Мышление —

это также процесс опосредствованного познания человеком действительно-

сти. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, чело-

век для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только ор-

ганы чувств, но и какие-либо специальные средства.

Еще одним частным определением мышления может служить следую-

щее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действи-

тельности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий.

1.3. Креативное мышление.

Из всех видов мышления нас интересует креативное, творческое мыш-

ление как особенный вид. Креативное мышление можно определить как та-

кое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая за-

дача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается

необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовал-

ся. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-

действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному

выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.

Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать

нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение

оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, свя-

занного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок,

безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлека-

тельный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соот-

ветствующей задачи, причем применить для этого необычный способ реше-

ния, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом твор-

ческого

наглядно-образного

мышления

обычно

выступает

некоторый

необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом.

Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная ху-

дожником, новое литературное произведение, созданное писателем. При

определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой

выделения специфических особенностей именно креативного мышления и

отделения креативного мышления от некреативного. Суть этой проблемы

можно выразить следующими вопросами:

- Какое мышление следует считать творческим, креативным: то, в кото-

ром рождается нечто новое только для данного человека, или то мышление, в

котором появляется нечто новое для всех людей?

- Можно ли считать креативным мышление того человека, который

впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так мож-

но называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которы-

ми никто и никогда до них не справился?

В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышле-

ния как креативного будет относиться только к данному человеку, а в двух

других случаях — ко всем без исключения людям.

Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим

примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл

для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не поль-

зовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его

мышление креативным? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не ста-

нем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-

то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следо-

вательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышле-

ние данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать креативным. В пси-

хологии не существует вполне удовлетворительного решения данной пробле-

мы, но в большинстве случаев творческим, креативным все же называется та-

кое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому

он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки.

1.4. Особенности мышления младших школьников.

В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процес-

сы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразо-

вания школьного возраста, как внутренний план действий (действия в "уме")

и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).

Мышление первоклассников ещё конкретно, оно опирается на нагляд-

ные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них,

как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет

(или его изображение). Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно

связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего

выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, дей-

ствии, пользе.

Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он

приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее

связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практиче-

ской деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "ум-

ственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше

расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание поня-

тий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдель-

ные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и

отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения

между понятиями, овладение их классификацией. Растут умственные способ-

ности ребёнка.

Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того,

насколько успешно он может действовать в уме, планировать свои действия,

строить их программу.

Ребёнок обладает огромной способностью усваивать особенности пове-

дения и действий окружающих. Неспособных детей в этом смысле нет. Орга-

низация деятельности взрослых - образец будущего поведения ребёнка. В

этом смысле формируются не только способности, но и неспособности. Не-

правильно организованная помощь в учёбе, неблагоприятная обстановка при

выполнении домашних заданий могут привести к тому, что у ребёнка закре-

пятся неверные приёмы запоминания, мышления, а отсюда появится и неуме-

ние запоминать, рассуждать, неспособность сосредоточиться на предмете. И

мы будем считать его неспособным, не подозревая того, что сами в своё вре-

мя помогли развитию этой неспособности, этого неумения.

1.3.Организация творческой деятельности как форма развития

креативного мышления.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса,

средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие

эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отноше-

ние не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уве-

ренность в преодолении трудностей.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного

отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активи-

зировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к уче-

нию на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы,

формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуаль-

ную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, разда-

точный

материал,

технические

средства

обучения

и

другие.

Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость

открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный

интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, кото-

рые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие,

а значит, и качество работы учителя. Активизации познавательной деятель-

ности учащихся в большей степени способствует выполнение творческих за-

даний, творческой деятельности.

Любая деятельность – это выполнение определённых действий, зада-

ний.

И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от

учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти

способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъек-

тивно (иногда и объективно) новое».

По мнению В. А. Бухвалова «освоение методов решения творческих за-

дач - это первый шаг в становлении творческой личности. Второй шаг - это

освоение технологий творческой деятельности. Технология в общем понима-

нии - это система методов, с помощью которой выполняется определенная

деятельность. Однако деятельность может быть репродуктивной - копирую-

щей и творческой - преобразующей. Технология творческой деятельности -

это система методов, с помощью которой выполняется творческая деятель-

ность.

В общей структуре творческой деятельности можно выделить несколь-

ко основных этапов.

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для формирования за-

дачи (проблемы).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, под-

готовка к решению задачи.

3. Озарение или инсайт (гениальная идея).

4. Проверка и доработка замысла. Его воплощение.

Звенья творческого процесса:

- звено столкновения с новым;

- звено творческой неопределенности;

- звено скрытой работы;

- звено эврика;

- звено развития решения;

- звено критики;

- звено подтверждения и воплощения.

Алгоритм сопровождения учащихся в творческом процессе приведён

ниже:

Этап

Характеристика этапа

творческой деятельности

Возможные действия учителя

1

1

Накопление знаний, по-

становка проблемы

Наполнить знания ученика фактами и

событиями, образно - эмоционально воздей-

ствовать на его чувства, обучить приёмам

воплощения идеи в творческий продукт.

Важно научить ученика отойти от стереоти-

пов мышления, подвергнуть сомнению при-

вычные факты.

2

Сосредоточение усилий

Необходимо предоставить ученику свобод-

ное время, творческую атмосферу, тишину в

помещении. Необходимо помнить, что для

одних важно быть в коллективе, обсудить

3

Инкубационный период

Этап с точки зрения эвристики может вы-

звать разочарование. Компенсирующие ме-

ры: переключение на другой вид деятельно-

сти (например, оформление текста, подбор

иллюстраций по теме, подготовка инстру-

мента, оборудования и пр.)

4

Период «инсайта»

Важно обеспечить положительные эмоции,

нельзя отрицательно относиться к учениче-

скому изобретению, критиковать. Если что-

то вышло не так, как задумано, то вместе с

учеником следует вернуться на этап номер

один, т.е. добавить новый материал (расши-

рить содержание) или рассмотреть другие

варианты воплощения творческого продук-

та.

5

Воплощение замысла в

конкретный продукт, про-

верка своей гипотезы и

презентации своего творе-

ния

Обучение защите и презентации своего тво-

рения, рефлексии, анализу и сравнению дру-

гих продуктов творческой деятельности.

Работая над содержанием системы заданий для творческой деятельно-

сти учащихся, учитываются два основных фактора:

творческая деятельность младших школьников осуществляется, в

основном, на уже решённых обществом проблемах;

творческие возможности содержания учебных предметов началь-

ной школы.

Система творческих заданий - это упорядоченное множество взаимо-

связанных творческих заданий, сконструированная на основе иерархически

выстроенных методов творчества, ориентированная на познание, создание,

преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явле-

ний и направленных на развитие креативных способностей младших школь-

ников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, дея-

тельностный и результативный компоненты.

Анализ тематической литературы авторов Г.С. Альтшуллера , В. А.

Бухвалова, А. А. Гина, М. А. Данилова, А. М. Матюшкина и др. позволил вы-

делить следующие требования к творческим заданиям:

открытость (содержание проблемной ситуации или противоре-

чия);

соответствие условия выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учёт актуальной зоны развития;

учёт ближайшей зоны развития;

учёт возрастных особенностей учащихся.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

сложность мыслительных операций, необходимых для их реше-

ния;

формы представления противоречий (явные, скрытые).

Творческие задания дифференцируются по уровню их сложности.

I уровень:

выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструмен-

тов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,

приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые

примы разрешения противоречия.

II уровень:

выполнение творческих заданий на основе эвристических методов та-

ких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической

инерции.

III уровень:

выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного

творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов.

Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объек-

тов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, си-

нектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

Каждый из методов творчества имеет определённые функции.

Результатом использования в процессе творческой деятельности раз-

личных видов заданий становится формирование и развитие у учащихся всех

видов универсальных учебных действий.

Рефлексия обязательна в творческой деятельности, как и в любой дру-

гой.

Рефлексия процесса творческой деятельности учащимися необходима

для накопления ими творческого опыта.

Рефлексия – это:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать и

преодолевать проблемные ситуации;

умение обретать новый смысл и ценности;

умение ставить и решать нестандартные задачи в условиях кол-

лективной и индивидуальной деятельности;

умение адаптироваться в непривычных межличностных системах

отношений.

Рефлексия может быть двух видов: текущая и итоговая.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися за-

даний в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование

уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой

информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом

предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение темати-

ческих проверочных, контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует,

какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает

вывод о продвижении учащихся в продвижении творческой деятельности, об

уровне развития творческого мышления и воображения.

Каждое творческое задание выполненное учащимися самостоятельно

необходимо анализировать и оценивать для более точного определения уров-

ня развития их креативных способностей.

Шкала «Фантазия», разработанная Г. С. Альтшуллером для оценки

фантастических идей и позволяющая, таким образом, оценивать уровень во-

ображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М. С. Га-

фитулиным, Т. А. Сидорчук) может применяется для педагогической оценки

результатов творческой деятельности учащихся.

Пять показателей оценки шкалы «Фантазия»:

новизна

оценивается по 4 - уровневой шкале:

копирование объекта (ситуации, явления),

незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явле-

нии),

качественное изменение прототипа,

получение принципиально нового объекта (ситуации, явления);

убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описан-

ная ребенком с достаточной достоверностью);

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направ-

ленному на созидание);

художественная ценность (оценивается по степени использования вы-

разительных средств представления идеи);

субъективная оценка (даётся без обоснования и доказательств, на уров-

не «нравится — не нравится»).

Критерии развития творческих (креативных) способностей

младших школьников и методы их определения.

Критерии

Показатели критерия

Методы определения показа-

телей

Творческое

мышление

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Сопротивление замыканию

Абстрактность названия

Тестирование по методике

Е. Торренса.

Тестирование по методике С.И.

Гин

Творческое во-

ображение

Продуктивность

Умение работать с образами в

пространстве

Управляемость

Тестирование по методике Е.Е.

Туник

Анализ творческой деятельно-

сти учащихся по шкале «Фан-

тазия» Г.С.Альтшуллера

Анализ творческой деятельно-

сти учащихся

Применение ме-

тодов творче-

ства

Использование эвристических

и алгоритмических методов

творчества

Анализ творческой деятельно-

сти учащихся

Коллективные, индивидуальные и групповые формы работы активно

используются на различных этапах выполнения творческих заданий, что

обеспечивает накопление каждым учащимся собственного опыта творческой

деятельности. Система творческих заданий предполагает также применение

учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой

деятельности.

При осуществлении творческой деятельности учителем создаётся атмо-

сфера творчества на занятиях.

Важные моменты:

привить учащимся закон гуманности: воспринимать не только себя, но

и другого человека как личность;

контроль учащимися своего поведения;

привить учащимся закон саморазвития: стремиться к постоянному

самосовершенствованию;

создавать ситуации успеха

Выбирая сочетания форм при выполнении творческих заданий, необхо-

димо опираться на цель выполнения творческого задания и его уровень слож-

ности.

В результате формирования и развития творческой деятельности уча-

щийся приобретает качества творческой личности. По мнению А. И. Савен-

кова это:

способность удивляться и видеть проблемы;

любопытство и любознательность;

способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а

множество верных ответов);

оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожидан-

ные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);

гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стра-

тегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи);

продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве

генерировать новые идеи: чем больше идей, тем больше творческих

возможностей их развития).

Таким образом, в организации работы по развитию творческой деятель-

ности младших школьников в современных условиях учитель должен:

строить учебную деятельность в соответствии с учётом индивидуаль-

ных способностей, возрастных и других особенностей учащихся, их ак-

туальной и ближайшей зон развития с целью развития у учащихся ка-

честв творческой личности;

реализовать ряд наиболее эффективных приёмов, методов, стратегий

развития творческой деятельности учащихся;

ориентироваться на современные требования, предъявляемые к педаго-

гической деятельности, определённые федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования.

Глава II.Обобщение опыта по развитию креативного мышления

младших школьников, как средство активизации познавательной дея-

тельности в процессе обучения.

2.1. Описание опыта по развитию креативного мышления младших

школьников

В начале первого года обучения была проведена входная диагностика

готовности учащихся к школе (авторы А. Керна в модификации И. Ирасека).

Цель: выявление уровня психического развития ребёнка, развитие его

глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких

двигательных координаций.

В диагностировании принимали участие учащиеся 1 класса в полном

составе (16 человек).

Были получены следующие результаты готовности к обучению в шко-

ле:

«школьно-зрелые» дети (3-5 баллов) – 4 человека 25%

«среднезрелые» дети(6-9 баллов) – 8 человек 50 %

«незрелые» дети (10 баллов и более) – 4 человека 25% (приложение

№1)

Также во время проведения входной диагностики учащихся применя-

лись методы наблюдения и беседа. Для полноты картины педагогические и

психологические диагностирования всегда проводятся в комплексе.

Проанализировав полученные диагностические результаты, были сде-

ланы выводы: у учащихся достаточно хорошо развита фантазия, ребята очень

активны на уроке, не боятся высказывать своё мнение, но не достаточно вы-

сокий уровень готовности к школе не позволяет им правильно выражать свои

мысли, отстаивать свою точку зрения, что может сказаться на снижении по-

знавательного интереса к процессу получения знаний.

Для эффективного достижения положительных результатов обучения

учащихся данного класса требуется развитие творческого мышления.

Развитие творческого мышления учащихся происходит системно, орга-

нично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребён-

ка, что в результате положительным образом влияет на уровень обученно-

сти.

Важен первый этап введения учащихся в творческую деятельность в

школе.

Итак, бывшие дошкольники стали учениками, для ребят это шажок в

новый мир, где каждый день они встречаются, пусть с маленьким, но чудом.

Ведь процесс познания сам по себе – чудо. Самый первый урок первого сен-

тября я построила таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой

деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от

творческой деятельности. Пробуждая интерес к учению, создаю ситуацию

успеха. В начале урока предлагаю детям отправиться в путешествие в

необыкновенную страну – страну Знаний. На столе разложено множество

картинок с изображением различных средств передвижения. Ребята раскла-

дывают их по группам (наземный, водный, воздушный транспорт). Предла-

гаю разделить их по другим критериям (форма окошек, цвет, эмблема). Одно

транспортное средство учащиеся не смогли отнести ни к одной группе. Вни-

мательно рассмотрев его, дети догадались, что оно похоже на школьный ав-

тобус. На нём вместе с ребятами «отправляемся» в путешествие по Стране

Знаний.

Все рассаживаются за парты, расставленные как кресла в автобусе. На

таком же автобусе «едут» родители, ведь они тоже вместе со своими детьми

испытают все трудности этого пути. Для успешного путешествия необходи-

мо собраться в дорогу, поэтому играем в магазин. На экране проектора –

прилавок и сказочный продавец, к нему нужно вежливо обратиться, что уче-

ники и делают с удовольствием. За вежливое обращение продавец выдаёт

различные предметы. Среди них необходимо выбрать школьные принад-

лежности.

Автобусы трогаются в путь. На пути – остановки, на которых дети вы-

ступают взрослыми, а родители «становятся» детьми. В результате все при-

ходят к выводу, что им просто необходима школа. Ребята получают задание

нарисовать школу, но не ту, в которой они сейчас, им нужно «спроектиро-

вать школу будущего». Рисунок один на четверых, детишкам приходится

найти общее решение, затем кто-то один, а может быть и все, представляют

свой проект. Учитель указывает на непохожесть школ, это очень радует.

Класс небольшой, поэтому в презентации 4 рисунка. Родители в это время

рисуют и вырезают, большое сердечко, на котором пишут то, что они делают,

будут делать для своего ребёнка, чтобы он сохранил и приумножил свои луч-

шие качества, приобрёл новые, необходимые, для того чтобы быть успеш-

ным, цельным, счастливым человеком.

После защиты своих проектов детишки пересаживаются к своим роди-

телям, мамы обводят ладошку ребёнка, на которой пишут то, какой ребёнок

сейчас. Ладошка прикрепляется так, чтобы она «лежала на сердце матери»

ребёнок как бы делится своим теплом с мамой (приложение №2). Учитель

обращается ко всем с просьбой не растерять доброту и любовь своих сердец

за время школьных лет, а только приумножать их.

Такая совместная творческая деятельность учителя, учащихся и их ро-

дителей продолжается уже третий год. Родители стали моими настоящими

помощниками по сопровождению детей в творческой деятельности, что само

по себе является одним из принципов социокультурного подхода, реализуе-

мого в школе.

Творческий характер образовательного процесса способствует положи-

тельной динамике достижений обучающихся.

Стимулирование творческой деятельности учащихся моего класса

происходит через:

создание благоприятной творческой атмосферы;

доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес лю-

бого ребёнка;

обогащение окружающей учебной среды самыми разнообразными но-

выми для него предметами и стимулами с целью развития его любозна-

тельности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

На уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, что-

бы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в

полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все

условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования

и развития каждого учащегося.

В своей работе использую множество творческих заданий, которые де-

ти с удовольствием выполняют:

«Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный,

синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёл-

тый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов,

которым были бы свойственны все три определения. Поощряются са-

мые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые

предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде

круглого кирпича в капустном рассоле.

«Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и назы-

ваются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол

— большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это быва-

ет легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, кото-

рые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как,

может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, ска-

жем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь

подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если

вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гам-

мой покончено).

«Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет со-

держать как можно больше признаков разных существующих живот-

ных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тю-

леня, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у

улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается

ему

название,

вроде

«петупингвиморж»

или

«мухолин»

(приложение№3).

«Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учеб-

нике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались

все.

«А что если бы?...».Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти

за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильны-

ми представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая

работу мысли, например следующие:

Что если бы люди вели ночной образ жизни?

Что если бы собаки могли летать? И другие.

«Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персо-

нажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и

т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.

«Угадай – ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. За-

гадки оформляются на листах с иллюстрацией (приложение№4).

«Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, напри-

мер, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: ка-

кие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на ка-

ком пальце царапина и т.д.

«Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лиш-

нее», причём оно не определяется единственным образом. Один

ребёнок выделит одно, а другой другое.

«Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета,

каторое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.

«Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фи-

гур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или

«Страна квадрашек» (приложение №5). И много других.

Данные задания соотношу с тематическим содержанием урока. Например:

Предмет

Тема урока

Творческое задание

Русский язык

Слова, называющие

предмет, признак,

действие

Прямая речь.

На уроках по разви-

тию речи

«И хорошо, и плохо»,

«Определяйка», «Подхо-

дит, не подходит», «Да

нет-ка», «Верю-не верю»

«Мурзилка»

«Закончи историю»

Литературное

чтение

Сказочные персонажи

(морской Гридиг или

Бука с Бякой)

Удивительное вокруг

нас

«Безумный генетик»

«Очумелые глазки», «А

что, если?...», «Мурзил-

ка», «Закончи сказку»,

«Представь себе»

Математика

Геометрический мате-

риал

Выполнение действий

сложения, вычитания,

умножения, деления

«Определяйка», «Что на

что похоже»

«Третий лишний», «Про-

должи ряд»

Окружающий

мир

Тела природные и ис-

кусственные

Разнообразие живот-

ных

Защита окружающей

среды

«Определяйка», «Подхо-

дит, не подходит»

«Безумный генетик»

«А что, если?...»

«Почемучка»

Изобразительное

искусство и тех-

нология

Рисуем сказку

Рисование пейзажа

Рисование фигуры че-

ловека, осеннего ли-

ста, автомобиля

«Безумный генетик»

«Очумелые глазки»

«Настроение в цвете»

«Мозаика», «Вспоминай-

ка», «Незавершённый ри-

сунок»

Классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только

развивать и поддерживать интерес к учёбе, но и способствовать развитию

креативности, мыслительной деятельности личности - умению выделять

главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мысли-

тельных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации),

высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда

способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестан-

дартной обстановке.

Формированию и развитию данных мыслительных операций способ-

ствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правиль-

ные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их раз-

личные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно

данного объекта.

На различных уроках ребята моего класса выполняют задания типа:

«Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для дан-

ного слова.

Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).

Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш).

Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов

свои слова»

Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креатив-

ных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является

сравнение.

Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых

требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства

и различия. Так ,например, на уроке русского языка в3 классе, по теме: «Имя

прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две ко-

лонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и со-

едините их линиями.

Стройный Крот

Здоровый Осёл

Мрачный как Заяц

Могучий Дуб

Трусливый и т.д. Тополь и т.д.»

Развитию креативности способствует и аналогия. Использование ана-

логии в обучении является одним из основных методов при поиске решения

проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использо-

вать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различны-

ми объектами.

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют нема-

лую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме

того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить

алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсисте-

мам. В качестве примера приведу такое задание, предложенное на уроке ма-

тематики во 2 классе по теме: «Углы многоугольника».

«Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте про-

пущенные слова:

Курица – цыплёнок, лошадь - … .

Заяц – капуста, … - жёлудь.

Небо – птица, вода - …

3- треугольник, 5-…»

Классификация - следующий прием мышления, способствующий развитию

креативности. Суть его - в разбиении множества рассматриваемых явлений

или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания

способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить

знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках ребя-

та с удовольствием выполняют такие задания:

«проанализировать и закончить ряд чисел: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...

(Математика 2 класс, «круглые числа»)»

«разгадывание загадок. Какие существенные признаки подсказывают

ответ в загадках» (на любом уроке)

А на уроке «Окружающего мира» люблю с ребятами поиграть в игру

«Чёрный ящик»: я задумываю понятие (предмет, явление). Постепенно назы-

ваю свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная со второстепен-

ных. Дети отгадывают какое понятие я задумала? Так же можно построить

задание и на уроках в 3 классе по теме: «Свойства воды в твёрдом, жидком и

газообразном состояниях», во 2 классе по теме: «Звери», «Птицы» и др.

Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности,

осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

Так, например, на уроке литературного чтения во 2 и3 классах по те-

мам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания:«Поду-

майте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персона-

жей мог дать такие телеграммы:

Купил семена, приезжай тянуть.

Ушёл от зайца, волка и медведя.

Ключ достал, скоро буду и т.д.»

Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занима-

тельных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию

креативности. При выполнении таких заданий учащимся чаще всего прихо-

дится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает

интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказав-

шись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчи-

вость, развивает различные виды памяти, внимание. Ребята и сами любят

придумывать ребусы (приложение №6).

К созданию творческих работ ребята относятся очень заинтересованно,

с удовольствием, осознавая то, что творчество даёт возможность проявить се-

бя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть потенциал. С

большим желанием и удовольствием учащиеся создают собственные сказки

(приложение №7), иллюстрации к произведениям. Среди таких авторских

произведений лучшими, по мнению учащихся, становятся практически все

творения. Вместе с детьми оформили сборник сказок, где ребята придумали и

проиллюстрировали фотографиями поделок сказки о животных (приложение

№8).

Важное качество любого ребёнка - умение быть эмоционально вырази-

тельным. Оно связано с возможностями школьников развиваться не только

интеллектуально, но и духовно, формировать эмоциональный интеллект. В

результате плодотворной работы по развитию навыка стихосложения у де-

тей формируется потребность к сочинительству. Ребёнок учится поэтической

выразительности. Способность к стихотворчеству проявляется в различных

ситуациях. Учащиеся сочиняют стихи – поздравления, в стихах выполняют

конкурсные задания, и даже получают призы, то есть творят по собственно-

му желанию, потребности. Им доставляет это удовольствие (приложение

№9).

Ещё одной формой активизации познавательной деятельности являет-

ся создание проблемных, нестандартных ситуаций на различных уроках.

Проблему ставлю в начале урока, решению некоторых таких задач по-

свящается всё время занятия.

Например, урок окружающего мира.

Тема: «Животный мир родного края».

На экране изображение грустного человечка, которого окружают

четыре поля разного цвета. Эти поля – земля, вода, воздух, звуковое окруже-

ние, покрыты пятнами. Ребятам объясняю, что окружает нашего человечка и

задаю вопрос: почему же он такой грустный. Постепенно удаляя с полей пят-

на и загрязнения, выясняем вместе с детьми, что нужно чтобы человек стал

счастливым, что и происходит в конце урока (человечек улыбается) (прило-

жение №10) разработка урока в приложении №11.

Ещё пример, урок математики.

Тема: «Задача. Условие и требование».

В центре доски располагается слово «задача». Ребятам предлагаю

высказать свое мнение: из чего состоит задача (приложение №12). Их

предположения записываю вокруг, принимаются любые. В ходе урока

постепенно убираются неверные высказывания. Так вместе приходим к

единому решению.

Наблюдения за качественными изменениями в обучении позволили

проследить уровень усвоения знаний. Успеваемость и качество знаний на

протяжении двух лет остаётся на высоком уровне: от 56 до 64%.

2011-2012 уч.год

1-я четверть 2012-2013г.

УО

100%

100%

КЗ

56%

64%

Таким образом, организация творческой деятельности младших

школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение

следующих изменений в учебный процесс:

вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую

деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия,

ориентированную на познание, создание, преобразование,

использование в новом качестве объектов материальной и духовной

культуры, обязательным результатом которой должно быть получение

творческого продукта;

системное использование методов творчества, обеспечивающих

продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем

накопления опыта творческой деятельности при выполнении

постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках

дополнительной учебной программы;

Включение учащихся в творческую деятельность с самого первого дня

пребывания в школе способствует активизации поисковой активности,

развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков,

творческих способностей, качественному усвоению знаний. Большой вклад

в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная

деятельность. Проектирование - это создание новых природных,

технических, культурных и социальных объектов.

Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но

этот факт не снижает актуальности их применения в процессе развития и

обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо

представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её

решения.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной

школе успешно реализуются:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально сво-

бодный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: книжки – ма-

лышки, произведения изобразительного или декоративно-прикладного ис-

кусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом)

являются выставки, коллекции, праздники, иллюстраций, сказки, книж-

ки.Коллективная поделка из природного материала «Аквариум» (приложение

№13). Вместе с ребятами мы создали следующие мини-проекты:

Сборник стихов и сказок: «Что ни страница, то зверь, то птица»

(приложение №14) (мы его подарили мальчику-инвалиду);

Сборник задач «Сочи -2014»;

Библиотечка математических сказок «Раз число, два число» (при-

ложение №15) и др.

II. Исследовательские проекты (3-4 классы) – по структуре напоминаю-

щие подлинное научное исследование. Продуктом исследовательских проек-

тов в начальной школе могут быть научные сообщения, статьи в школьной

газете, презентации, выступления на конференциях, семинарах. Проектная

деятельность осуществляется под руководством учителя или родителей, а

учащиеся, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют соб-

ственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют получен-

ные результаты.

Исследовательский проект Радочиной Алёны

«Это ноль иль ничего?»

История работы над проектом.

Темой исследования Алёна выбрала числа. Ей захотелось узнать, откуда по-

явилось число ноль.

Цель работы: выяснить какое значение имеет число «ноль» в математике на-

чальной школы.

Отсюда и задачи:

1.

Изучить историю возникновения числа ноль.

2.

Определить роль нуля для натуральных чисел.

3.

Найти упоминания о числе нуль в пословицах, поговорках, стихах.

4.

Сочинить сказку о нуле.

5.

Изучив литературу, сделать вывод о значении нуля в математике.

Алёна начала своё исследование с того, что провела с учащимися 2 -5

классов анкетирование. В анкетировании участвовали 40 учащихся. Подсчи-

тав результаты, она занесла полученные данные в диаграмму (приложение

№16).

В различных источниках Алена нашла историю происхождения назва-

ния этой цифры. Из бесчисленного множества пословиц, поговорок и крыла-

тых выражений она выбрала только те, в которых есть число ноль или заме-

няющие его слова, нарисовала иллюстрации к крылатым выражениям (при-

ложение №17), сочинила сказку о нуле.

Презентация исследовательской работы Радочиной Алёны состоялась

на научно-практической конференции учащихся.

В процессе работы над проектом Алёна приобрела навыки исследова-

тельской деятельности, планирования своей работы, самостоятельной рабо-

ты с литературными источниками, коммуникативные умения (интервьюиро-

вание, выступление перед большой аудиторией слушателей).

Учащиеся становятся с каждым годом все более активными, самостоя-

тельными, заметно возрос их познавательный интерес, развивается творче-

ское мышление. Свои интеллектуальные продукты ребята представляют на

предметных неделях, в конкурсах, телекоммуникационных проектах, празд-

никах, выставках творческих работ. Особенно любимым занятием учащихся

класса является выполнение творческих проектов. Как результат – кукольные

спектакли «Про ёлочку», «Гуси лебеди», «Баба Яга» (приложение №18), где

ребята с удовольствием представляли героев в образах кукол, изготовленных

своими руками. Театральный кружок, работающий на базе класса, является

хорошим подспорьем для оттачивания умений и навыков творческой дея-

тельности, полученных на уроках, для раскрытия и совершенствования инди-

видуальных способностей каждого учащегося.

В течение года всем полюбилось выступление девочек класса с танце-

вальными номерами. (Приложение № 19).

Все это является своеобразной презентацией творческой деятельности

классного коллектива перед учениками начальной школы.

Систематически проводимая мною индивидуальная и дифференциро-

ванная работа, а именно:

тренинги,

оказание консультативной помощи в выполнении индивидуаль-

ных и групповых исследовательских заданий,

творческих работ,

проектов,

творческое взаимодействие с учащимися при подготовке конкур-

сам, выступлениям, праздникам с учащимися даёт положительную динами-

ку развития творческих способностей учащихся.

Учащиеся класса принимают активное участие в творческих конкурсах,

состязаниях, соревнованиях, олимпиадах различных уровней:

сроки

Мероприятие

Результат

1

2011г

Участие в неделе начальных классов

2

Ноябрь 2011г

Районный конкурс творческих работ в под-

держку здорового образа жизни «Твой вы-

бор!», Ивлев Андрей

участие

3

Ноябрь 2011г

Телекоммуникационный проект «Приключе-

ния Чиполлино», команда

участие

4

2011г

Районный конкурс творческих работ в под-

держку здорового образа жизни «Твой вы-

бор!», Яцковская Александра

1 место в номи-

нации «Лучшее

четверостишие»

5

2011г

Районный конкурс компьютерных рисунков

«Мир глазами детей», Радочина Алёна

участие

6

2011г

Конкурс чтецов, посвящённый 105-летию со

дня рождения Агнии Барто, Радочина Алёна

2 место

7

2011г

Районный конкурс рисунков и поделок «Пра-

вославное Прииртышье», Радочина Алёна

участие

8

2012г

Общешкольное соревнование «День бегуна»,

Мазиков Алексей

2 место

9

2011г

Общероссийская викторина «Наш дом-Зем-

ля», Радочина Алёна

участие

10

Май 2011г

телекоммуникационный проект «Животные

русских народных сказок», команжа

3 место

11

Февраль

2012г

Конкурс чтецов «Солдат, твой подвиг не за-

быт!», Кураликов Антон

3 место

12

Февраль

2012г

Конурс рисунков и стихов о вреде курения, в

рамках акции «Школа против курения», Жуч-

ков Максим

1 место

13

2012г

Школьная научно-практическая конференция,

Радочина Алёна

2 место

14

2012г

Конкурс рисунков «На боевом посту»,Радочи-

на Алёна

2 место

15

2012г

II областная интернет конференция исследо-

вательских работ «Мир моих увлечений», Ра-

дочина Алёна

лауреат

16

2012г

Районная научно-практическая конференция,

Радочина Алёна

участие

17

2012г

Ежегодный открытый турнир «ПОНИ» для

обучающихся 1-4 классов общеобразователь-

ных учреждений Омской области, Радочина

Алёна

КураликовАнтон

1 место

участие

18

2012г

Участие в неделе начальных классов: викто-

рины по русскому языку, математике, по

сказке А.Милна «Винни Пух»

участие

19

2012г

Турнир по шашкам, Корганбаев Сергей и Ма-

зиков Алексей

1 и 2 место

20

2012г

Муниципальный творческий конкурс «Загля-

ните в мамины глаза», Радочина Алёна и Таш-

мухаметов Даниил

участие

21

2012г

Конкурс рисунков по противопожарной без-

опасности детей «Чтобы не было беды», ребя-

та класса

участие

22

2012г

Телекоммуникационная викторина «Про бе-

лочек, зайчат и весёлых медвежат», команда

3 место

23

2012г

Телекоммуникационная олимпиада «В стране

дорожных правил», команда

лауреат

24

2012г

Телекоммуникационный проект «Что ни стра-

ница, то зверь, то птица», команда

2 место

25

2012г

Региональная викторина «В гостях у птиц»

участие

26

2012г

II Всероссийский конкурс-игра по математике

с международным участием «Слон», учащие-

ся класса

участие

(Приложение №20).

Заключение

Активное использование в традиционном учебном процессе разнооб-

разных развивающих заданий, специфически направленных на развитие па-

мяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций,

является одной из важнейших задач педагога.

Обобщение опыта работы по данной теме позволило выявить следующее:

положительная динамика развития креативного мышления, выявленная

в ходе организованного психолого – педагогического диагностирова-

ния, служит показателем активизации познавательной деятельности в

обучении младших школьников.

организация творческой деятельности младших школьников с учетом

выбранной стратегии позволило сохранить уровень обученности и ка-

чество знаний на достаточно высоком уровне.

активизация познавательной деятельности младших школьников будет

эффективна при условии:

систематического использования методов и приемов развития

креативного мышления в образовательном процессе;

учета возрастных и психологических особенностей детей млад-

шего школьного возраста;

создания комфортных психолого-педагогических условий, для

становления гармонично-развитой подрастающей личности.

наиболее приемлемыми методами и приемами развития креативного

мышления для учащихся начальной школы являются: творческие зада-

ния, создание проблемных ситуаций, участие в проектах, конкурсах,

олимпиадах.

существенно изменилось поведение детей. Они стали более независи-

мыми, менее конфликтными, учатся самостоятельно находить выход из

спорных ситуаций.

Я согласна с известным канадским писателем Джоном Кехо в том, что

творческая деятельность - это необходимость для успешной жизни. «Про-

снувшийся творческий дух - это способность регулярно и непрестанно ре-

шать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским об-

разом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение,

всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям. Открыв и ис-

пользуя внутренний дух творчества, каждый человек превращает всю свою

жизнь в радостное приключение».

Литература:

1.

Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,

В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,

1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).

3.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Акаде-

мия», 2002.

4.

Болотов В.А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к об-

разовательной программе», «Педагогика № 10, 2003

5.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-

Пб.: Союз, 1997.

6.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,

1996.

7.

Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. –

М.: «ИП РАН», 1997.

8.

Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уро-

ков. 1-4 классы/авт.- сост. И.Н.Корбакова, л.В.Терешина. - Волгоград:

Учитель, 2008.

9.

Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М.

ИМАТОН, 1999.

10.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. -

СПб. : Питер, 2009. - 448 с.

11.Криволапова Н.А. внеурочная деятельность. Сборник заданий для раз-

вития познавательных способностей учащихся. – М.:

Просвещение,2012.

12.Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. / /

Психологический журнал. 2000, том 21, N2 5

13.Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.

14.Новые педагогические и информационные технологии в системе об-

разования /Под ред. Е.С Полат - М., 2000

15.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.

ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

16.Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности

// Педагогика. – 1998. - №3.

17.Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:

Просвещение, 1990. – 160с.: ил.

18.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для

родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

19.Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в

зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.

20.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое

руководство. СПб.: Иматон, 1998.

21.Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,

1985. – 69с.

22.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

23.Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.:

НПО “Модек”, 1995. – 416с.

24.Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию

творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Моло-

дая гвардия, 1997.

25.Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потен-

циала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.

26.Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 1999.