Авторы: Наталья Юрьевна Павленко, Оксана Гртгорьевна Ершова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 77
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с обучающимися ОВЗ: современные подходы, формы и технологии
Работа с обучающимися ОВЗ: современные подходы, формы и
технологии
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,
общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и
умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание
благоприятных условий для реализации его природных способностей. У
большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов, технологий обучения
является одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе с такими детьми.
Одним из таких приёмов, которые мы применяем в своей работе являются
арт-терапия.
Арт- терапия решает проблемы коммуникаций и социализации детей с ОВЗ:
- активизирует память и работоспособность;
- развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие
способности;
- оптимизирует личностные качества.
Приёмы арт-терапии, использованные на уроках и во внеурочной
деятельности:
1.Кляксография.
2.Игротерапия.
3.Сказкотерапия.
4.Изотерапия.
5.Куклотерапия.
6.Аффирмации
Мы остановимся подробнее на куклотерапии и аффирмациях.
Куклотерапия-это метод психологической помощи детям, подросткам их
семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол.
Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний,
укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию,
развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной
творческой деятельности.
Выделяют следующие функции куклотерапии:
Коммуникативная-формирование эмоционального контакта в
коллективе;
Релаксационная-снятие эмоционального перенапряжения;
Воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых
моделях жизненных ситуаций;
Развивающая-развитие психических процессов (памяти, внимания,
восприятия и т.д.), моторики;
Обучающая- обогощение информацией об окружающем мире.
Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь
вечной, юной… Кукла рождается не сама, её создаёт человек. Она обретает
жизнь, при помощи воображения и воли своего создателя…
Куклы с давних времён имеют своё место в жизни русского народа.
Изначально куклы использовались, как талисман и оберег.
Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после- тряпок.
Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека
считалось большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу
давали путнику, чтобы он прошёл свой путь с лёгкостью и вернулся скорее
домой с хорошими вестями.
На уроках технологии наши дети с удовольствием делают куклы-обереги.
Так куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного
развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и
чужой жизни в эмоциональных и нравственных направлениях, доступных его
пониманию. Кукла или мягкая игрушка- заменитель реального друга,
который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой
игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется у
подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Поэтому дети
увлечённо воспринимают моменты, когда на уроках появляется кукла
(Буратино, Незнайка, Степашка и др.), активно взаимодействуют с ними во
время пальчиковой гимнастики, при инсценировании.
Аффирмации - это краткое позитивное утверждение, которое позволяет
заменить негативные установки на позитивные.
Аффирмации используются для разных ситуаций, в том числе и в обучении.
Они помогают создать у учеников позитивный настрой и мотивировать на
успешную учёбу.
Аффирмации можно читать, произносить в слух, петь, многократно
записывать, прослушивать в голосовой записи.
Можно распечатать карточки с аффирмациями и повесить их на видное
место.
На своих уроках я приклеиваю стикеры с позитивными утверждениями на
каждую парту и урок мы начинаем с прочтения учениками этих фраз.
Как создавать аффирмации?
Есть
несколько
правил,
которые
нужно
соблюдать
при
создании
аффирмаций:
Утверждение должно быть в позитивном ключе, сформулировано как
факт, причём в настоящем времени.
Использование частицы «НЕ» запрещается. Нельзя употреблять слова
«перестану», «никогда» и т.д.
Аффирмация должна быть краткой и предельно понятной сознанию и
подсознанию.
Необходимо верить в то, что вы говорите.
В аффирмациях желательно использовать слова, указывающие на ваши
эмоции.
При произношении аффирмаций вы должны испытывать яркие
положительные эмоции. Без эмоций ваша аффирмация не будет
работать.
Аффирмации должны касаться только вас, а не других людей.
Примерные аффирмации для учеников:
1.
Мне нравится учиться!
2.
Я очень понятлив!
3.
У меня много способностей и талантов!
4.
Я всё могу!
5.
Я всё могу делать хорошо!
6.
Я верю в себя и знаю, что у меня всё получится!
7.
Я легко достигаю всех своих целей!
8.
Я легко запоминаю новые факты!
9.
Я люблю узнавать новое!
10.Я расту, и я учусь в своём собственном темпе!
11. Я уверен в себе!
12.С каждым днём я становлюсь лучше!
13.Мой путь особенный, как и я сам!
14.Я ориентируюсь не на других, а на себя!
Регулярное использование аффирмаций даёт ученикам веру в себя.
Наш опыт работы показал, что использование арт- терапии с детьми с ОВЗ
повышает мотивацию, способствует развитию ребёнка, помогает становиться
творческой личностью.