Напоминание

Работа с обучающимися ОВЗ: современные подходы, формы и технологии

Авторы: Наталья Юрьевна Павленко, Оксана Гртгорьевна Ершова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 77
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с обучающимися ОВЗ: современные подходы, формы и технологии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа с обучающимися ОВЗ: современные подходы, формы и

технологии

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,

общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и

умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание

благоприятных условий для реализации его природных способностей. У

большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск

и использование активных форм, методов и приёмов, технологий обучения

является одним из необходимых средств повышения эффективности

коррекционно-развивающего процесса в работе с такими детьми.

Одним из таких приёмов, которые мы применяем в своей работе являются

арт-терапия.

Арт- терапия решает проблемы коммуникаций и социализации детей с ОВЗ:

- активизирует память и работоспособность;

- развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие

способности;

- оптимизирует личностные качества.

Приёмы арт-терапии, использованные на уроках и во внеурочной

деятельности:

1.Кляксография.

2.Игротерапия.

3.Сказкотерапия.

4.Изотерапия.

5.Куклотерапия.

6.Аффирмации

Мы остановимся подробнее на куклотерапии и аффирмациях.

Куклотерапия-это метод психологической помощи детям, подросткам их

семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол.

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний,

укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию,

развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной

творческой деятельности.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

Коммуникативная-формирование эмоционального контакта в

коллективе;

Релаксационная-снятие эмоционального перенапряжения;

Воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых

моделях жизненных ситуаций;

Развивающая-развитие психических процессов (памяти, внимания,

восприятия и т.д.), моторики;

Обучающая- обогощение информацией об окружающем мире.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь

вечной, юной… Кукла рождается не сама, её создаёт человек. Она обретает

жизнь, при помощи воображения и воли своего создателя…

Куклы с давних времён имеют своё место в жизни русского народа.

Изначально куклы использовались, как талисман и оберег.

Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после- тряпок.

Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека

считалось большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу

давали путнику, чтобы он прошёл свой путь с лёгкостью и вернулся скорее

домой с хорошими вестями.

На уроках технологии наши дети с удовольствием делают куклы-обереги.

Так куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного

развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и

чужой жизни в эмоциональных и нравственных направлениях, доступных его

пониманию. Кукла или мягкая игрушка- заменитель реального друга,

который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой

игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется у

подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Поэтому дети

увлечённо воспринимают моменты, когда на уроках появляется кукла

(Буратино, Незнайка, Степашка и др.), активно взаимодействуют с ними во

время пальчиковой гимнастики, при инсценировании.

Аффирмации - это краткое позитивное утверждение, которое позволяет

заменить негативные установки на позитивные.

Аффирмации используются для разных ситуаций, в том числе и в обучении.

Они помогают создать у учеников позитивный настрой и мотивировать на

успешную учёбу.

Аффирмации можно читать, произносить в слух, петь, многократно

записывать, прослушивать в голосовой записи.

Можно распечатать карточки с аффирмациями и повесить их на видное

место.

На своих уроках я приклеиваю стикеры с позитивными утверждениями на

каждую парту и урок мы начинаем с прочтения учениками этих фраз.

Как создавать аффирмации?

Есть

несколько

правил,

которые

нужно

соблюдать

при

создании

аффирмаций:

Утверждение должно быть в позитивном ключе, сформулировано как

факт, причём в настоящем времени.

Использование частицы «НЕ» запрещается. Нельзя употреблять слова

«перестану», «никогда» и т.д.

Аффирмация должна быть краткой и предельно понятной сознанию и

подсознанию.

Необходимо верить в то, что вы говорите.

В аффирмациях желательно использовать слова, указывающие на ваши

эмоции.

При произношении аффирмаций вы должны испытывать яркие

положительные эмоции. Без эмоций ваша аффирмация не будет

работать.

Аффирмации должны касаться только вас, а не других людей.

Примерные аффирмации для учеников:

1.

Мне нравится учиться!

2.

Я очень понятлив!

3.

У меня много способностей и талантов!

4.

Я всё могу!

5.

Я всё могу делать хорошо!

6.

Я верю в себя и знаю, что у меня всё получится!

7.

Я легко достигаю всех своих целей!

8.

Я легко запоминаю новые факты!

9.

Я люблю узнавать новое!

10.Я расту, и я учусь в своём собственном темпе!

11. Я уверен в себе!

12.С каждым днём я становлюсь лучше!

13.Мой путь особенный, как и я сам!

14.Я ориентируюсь не на других, а на себя!

Регулярное использование аффирмаций даёт ученикам веру в себя.

Наш опыт работы показал, что использование арт- терапии с детьми с ОВЗ

повышает мотивацию, способствует развитию ребёнка, помогает становиться

творческой личностью.