Автор: Киселева Анастасия Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский лицей №101 им. Ю.И. Латышева"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое проектирование как эффективное средство повышения качества образования
«Успешное будущее человека зависит от качественного образования и
разностороннего развития». Слова президента В.В. Путина подчёркивают значимость
качества образования для будущего каждого человека . А это значит, что задача
школы и педагогов обеспечить качество образования.
Давайте подумаем, что значит качество образования? Чтобы сформулировать свой
ответ можно воспользоваться подсказками на слайде.
А вот такое понятие данет Словарь согласованных терминов и определений в области
образования государств-участников Содружества Независимых Государств:
Качество образования
— это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной
системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; -
это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых
сущностных свойств образования (как результата, как процесса, как социальной
системы).
Как на Ваш взгляд можно достичь качественного образования?
(подвести к понятию проектирование и педагогическое проектирование, можно через
определение качества в других отраслях)
Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей
предстоящей деятельности учащихся и педагогов, феномен, возникший как результат
взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и
инновационной практики.
Что можно проектировать?
Предлагаю более подробно остановиться именно на примере применении технологии
проектирования урока.
Педагогическое проектирование урока состоит в переводе теоретических идей в
практику преподавания, в создании проектов, способных быть реализованными.
Проектирование урока осуществляется в три последовательных этапа:
— моделирование,
— проектирование,
— конструирование.
Моделирование урока — это процесс определения основных его параметров. Оно
включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющих
мировоззренческое поле урока, постановку цели урока, определение его вида и типа.
Модель урока — это и есть общее представление учителя об уроке, его эскиз.
Данный этап, как правило, мысленный и устный. Моделирование — это
начальный этап перевода теории урока в практику, осуществляемый как процесс
выбора опорной теории и использования её как основания для практического
действия.
Проектирование урока — следующая ступень его разработки (это понятие
используется в более узком смысле, чем употребляемое для всего процесса разработки
урока). Этот этап состоит в разработке способов, с помощью которых будет
достигаться поставленная цель, — задачи, принципы, содержание, методы, формы
учебной деятельности.
Цель урока уточняется и разбивается на задачи, принципы «переводятся» в
правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал со своим
объёмом и формами предъявления учащимся, методы и средства обучения отбираются
на основании цели, уровня развития детей, готовности учителя ими пользоваться,
определяется форма учебной деятельности учащихся (индивидуальная, парная,
групповая, коллективная и др).
На этом этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который на
следующем этапе будет превращаться в технологию.
Конструирование урока — конечный этап проектирования. Его назначение —
создание системы взаимодействия учителя и учащихся, направленной на овладение
ими учебным материалом в соответствии поставленной цели, то есть создание
технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала.
Формы конструирования — конспекты уроков, сценарии, планы, планы-тезисы,
схемы, методические разработки.
Любой учитель, в свернутом или развернутом виде, проделывает эти операции,
мысленно выстраивая, а затем и фиксируя на бумаге свою предстоящую деятельность
на уроке. Заметим, что чем точнее и полнее предварительно проработана технология
урока, тем свободнее и увереннее держится учитель на уроке, тем комфортнее себя
чувствует и допускает гораздо больше маневра, чем неподготовленный учитель.
Этот процесс педагогического проектирования урока имеет свои ограничители в
виде принципов проектирования. Понимая, что педагогическое проектирование есть
ступенчатый, но в то же время целостный процесс, он в целом и должен строиться по
определенным принципам. В частности, в соответствии с принципом достаточной
полноты охвата проектируемого объекта, системного единства всех этапов и форм
проектирования, человеческих приоритетов; саморазвития; доступности.
Принцип достаточной полноты охвата проектируемого объекта в своей
реализации основан на выполнении следующих правил:
• четко определите объект проектирования и его основные характеристики в
пространстве и во времени;
• разбейте объект проектирования на составные части, определите порядок их
взаимосвязи и зависимости между собой;
• выберите соответствующую объекту форму проектирования, отражающую
соответствующую структуру проектируемого объекта.
Принцип системного единства всех этапов и форм проектирования урока
реализуется посредством соблюдения следующих правил:
• используйте дедуктивный способ проектирования, начиная процесс с
построения модели;
• проектируйте урок непременно на всех трех уровнях, не исключая ни один,
каким бы свернутым и коротким он ни был;
• обеспечьте преемственную связь содержания и построения всех форм
проектирования, используемых на всех трех этапах.
Принцип человеческих приоритетов строится на выполнении следующих правил:
• сверяйте проект с духовно-нравственными основами;
• подчиняйте проектируемый педагогический процесс реальным потребностям,
интересам и темпам развития своих учащихся;
• жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации
учащимся и себе.
Принцип саморазвития педагогического процесса урока требует создания
проектов гибкими, динамичными, способными к изменению в ходе реализации,
обеспечивающими постепенное усложнение деятельности участников урока. Этот
принцип реализуется с помощью следующих правил:
• каждый проект надо разрабатывать с постепенным внутренним усложнением
действий участников урока, с наращением динамики взаимодействия;
• разрабатывайте модели, проекты таким образом, чтобы отдельные их
компоненты легко заменялись, поддавались модернизации и корректировке;
• делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было
многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям;
• не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта,
также обеспечивающих достижение цели.
Принцип доступности проектирования и проектов для участия в разработке и
использовании их всеми участниками педагогического процесса обеспечивает
субъективацию урока. Для этого надо соблюдать следующие правила:
• привлекайте учащихся (родителей) к разработке отдельных компонентов проекта
урока и их реализации;
• развивайте на уроке самоуправление учащихся;
• сделайте проекты уроков доступными для ознакомления с ними учащихся и их
родителей.
Эти пять принципов касаются самой технологии проектирования, урока, но не его
конкретного содержания. Технология проектирования, с нашей точки зрения, должна
быть культуросообразной и учитывающей нормативные акты администрации
образовательных организаций и выше стоящих органов управления.
Деятельность учителя по проектированию
МОДЕЛИРОВАНИЕ
На этапе моделирования урока учитель выполняет действия:
а) вычленение объекта проектирования (всего годового цикла обучения данному
предмету, изучение учебного блока содержания, одного или нескольких уроков);
б) анализ объекта, разделение его на составные части;
в) выбор формы проектирования;
г) определение цели изучения материала как цели урока;
д) формулировка темы урока как обобщенного свернутого его содержания;
е) определение исходных педагогических идей, реализация которых, по мнению
учителя, обеспечит достижение цели оптимальным путем;
ж) определение пространственного и временного обеспечения урока,
необходимого для достижения цели в аспекте выбранных педагогических идей;
з) определение материально-технического обеспечения урока; и) определение
вида урока;
к) определение типа урока.
Эту деятельность совершает учитель при разработке календарно-тематического
планирования, методического обеспечения урока.
Давайте рассмотрим конкретную тему, которую я взяыла из КТП и проведем первый
этап
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Второй этап проектирования — создание проекта урока, разрабатывается
каждый структурный компонент педагогического процесса, т.е. педагогическая
структура.
Учитель вновь работает с целью урока. На этот раз он ее разбивает на задачи как
на составные части, реализация которых и обеспечивает достижение цели. Это
довольно сложная процедура, выполнение которой требует определенного знания о
структуре цели, видах целей, требованиях к ней и особенностях ее формулирования.
Этими целями могут быть: цели обучения по освоению определенного
содержания учебного материала; воспитательные, содержащие перечень личностных
качеств учащихся, подлежащих воспитанию на уроке; развивающие, состоящие из
перечня психических свойств человека, как правило, познавательных.
Для того чтобы каждую цель разбить на задачи, нужно знать ее структуру. В цель
входят объект, предмет и действие цели.
Объект - это сам учащийся, имеющий особые характеристики, начиная с
возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития,
мотивацию учения, то есть ученик выступает как субъект. Предметом цели становится
то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата
достичь. Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к
данному объекту. Например, в цели — формировать наблюдательность учащихся за
естественными явлениями природы — объектом являются учащиеся определенного
класса, предметом — наблюдательность за естественными явлениями природы,
действием цели — формирование. Формирование — процесс длительный, поэтапный,
состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта
наблюдения, выбор времени наблюдения, знание признаков объекта наблюдения,
обнаружение признаков объекта наблюдения, обучение фиксированию наблюдаемого
явления).
Воспитательные задачи урока можно вычленять из цели на основе
воспитательного потенциала учебного материала. Учитель осмысливает возможное
влияние реализуемой через содержание цели на другие компоненты и составляющие
урока и, особенно, на его участников. Так, цель формирования наблюдательности за
естественным состоянием природы может в своей реализации способствовать
воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию системного и
экологического мышления. Их и можно выдвигать как сопутствующие цели урока или
как его задачи.
Как только разработали цели и задачи, переходим к принципам проведения урока.
Здесь можно опираться на классические дидактические принципы и можно дополнять
их авторской интерпретацией, выработанной в собственном опыте. Всем известны
принципы научности, системности, доступности, наглядности и другие. Но вот В.Ф.
Шаталов ввел свой принцип обучения на повышенном уровне сложности. Это
позволительно при его опыте, методическом мастерстве и психологическом подходе к
уроку. Актуальным является принцип опоры на личный опыт учащихся.
Рассмотрим конкретную цель для конкретного урока и как можно с ней работать
Далее учитель работает с содержанием, отбирая, структурируя последовательность
изучения, определяя форму предъявления учащимся, выделяя
основные и второстепенные понятия. Одновременно проектируются методы, приемы
и средства работы учащихся с этим содержанием.
На данном этапе проектирования урока идет не только отбор конкретного
материала для его проведения в соответствии со структурой педагогического
процесса, но, что главное, весь этот материал приводится в систему, устанавливаются
связи и зависимости между всеми компонентами. При этом определяется
системообразующий фактор. Роль такого фактора может выполнять любой компонент
педагогического процесса, начиная с цели. Системообразующий компонент — это тот,
который объединяет все остальные в единое целое.
КОНСТРУИРОВАНИ
Наконец, этап непосредственно самого конструирования урока. На нем
разрабатывается методическая структура урока как последовательность действий его
участников. Выбор формы конструирования урока зависит от опытности учителя, от
типа и вида урока, от назначения этого материала.
Характеристика некоторых формы конструирования урока
План урока — это краткое, пунктирное обозначение основных элементов
методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика. В
плане последовательно фиксируется цель, задачи, тип, вид урока, действия учителя по
актуализации или изложению новых знаний, а также соответствующие им действия
учащихся. Это наиболее краткая форма проектирования урока, применяемая опытным
учителем, хорошо знающим содержание преподаваемого предмета и особенности
учащихся класса. План при этом выполняет функцию опорного напоминания
последовательности событий урока, ибо в нем не представлены ни учебный материал,
ни зачастую методы работы с ним. Учитель все это держит в своей памяти.
Конспект урока — это тоже план, но снабженный конкретными вопросами
кучащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами
и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними. В
конспекте в свернутом виде представлено все содержание урока и все методы. План
становится лишь скелетом для раскрытия содержания и технологии обучения на
уроке. Содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах —
деятельность учителя и деятельность учащихся. Конспекты уроков рекомендуют
составлять молодым учителям и учителям более опытным при освоении новых тем
или новых технологий обучения.
Сценарий урока — форма описания темы с элементами импровизации, игры,
сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой.
Сценарии пишутся для интегративных уроков, уроков-«погружений», арт-уроков и
т.п. Сценарии уроков как формы текстового проектирования представляют собой
ролевое распределение содержания, выделение действий и специально создаваемых
ситуаций, как это делается в литературных сценариях. Иногда такие сценарии
делаются в виде литературно-музыкального или иного монтажа.
Методическая разработка урока — это не только его конспект или сценарий, но
и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований
при постановке целей и задач, выборе методов и средств. В методическую разработку
включаются также методы контроля и ожидаемые результаты. Методическая
разработка представляет собой полный набор действий учителя и учащихся.
Самопроверка качества проектирования урока включает следующие вопросы:
верно ли сделан выбор цели и задач;
точно ли рассчитано время на выполнение заданий и задач, на ответы учащихся;
нет ли отвлекающих моментов в уроке;
все ли возможности использованы;
достаточно ли наглядного, технического обеспечения и раздаточного материала;
грамотно ли соотнесены между собой цели, содержание и методы урока;
в какие моменты урока могут возникнуть напряжение, отклонения, срывы и
какие при этом применить способы их устранения; присутствует ли ориентация
на духовно-нравственные ценности.
Подобное проектирование возможно использовать не только в отношении урока, а для
любой педагогической ситуации - внеурочное занятие, родительское собрание.
Использую данную технологию возможно проектировать изучение целого учебного
модуля или темя.
Завершить своё выступление хотелось словами Анатоля Франса
«Все искуство преподавания есть не что иное, как искусство пробуждать любопытсво
юных душ и затем удовлетворять его » .