Автор: Быканова Анастасия Юрьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: "Томский государственный педагогический университет" ТГПУ
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью игровых технологий
Статья
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи с помощью игровых технологий»
Выполнила магистрант ТГПУ: Быканова Анастасия
Эмпирические данные пилотажного исследования в виде продуманных таблиц и/ или
графиков, анализ результатов соответствует их содержанию, сделаны адекватные
результатам выводы по корректировке схемы и методик НИР.
Исследование
проводилось
на
базе
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №25», город Северск Томской области.
Первичная диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи прошла в августе 2022 года, на констатирующем
этапе эксперимента. В рамках данного исследования были обследованы 20 воспитанников
6-7 лет с общим недоразвитием речи.
При диагностике были использованы следующие методы:
- непосредственное включенное наблюдение в специально организованных условиях на
основе методики Д.Б. Годовиковой;
- анкетирование взрослых, имеющих непосредственное отношение к воспитанию ребенка
(родители,
воспитатели)
на
основе
методики
В.С.
Юркевич
в
модификации
Э.А.Барановой;
После наблюдения деятельностью детей
в процессе занятий мы провели
непосредственное включенное наблюдение в специально организованных условиях на
основе методики Д.Б. Годовиковой. Детям предлагались четыре новые игрушки, одна
игрушка с секретом (закрытая коробочка с бутылочкой мыльных пузырей) и новая книга,
после чего давалась возможность поиграть с представленными предметами. Игрушки
были специально подобраны с учетом их привлекательности: яркого цвета, звучащая,
большая, блестящая. В ходе игры за детьми велось наблюдение, результаты которого
фиксировались в разработанном нами бланке, представленном во второй главе данной
работы.
Результаты непосредственного
включенного
наблюдения
в
специально
организованных условиях на основе методики
Д.Б. Годовиковой представлены на рисунке 1.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 1 – Результаты непосредственного включенного наблюдения в специально
организованных условиях на основе методики Д.Б. Годовиковой на констатирующем
этапе эксперимента
Данное исследование показало, что высокий уровень познавательной активности
демонстрируют 26% воспитанников; средний уровень имеют 48% воспитанников;
низкий уровень выявлен у 26% воспитанников.
У детей преобладает неустойчивое внимание, слабый интерес или его отсутствие
к предмету с секретом и книге, слабое желание или его отсутствие определить функцию
предмета даже в случае открывания коробочки, быстрое угасание усилий, редкое
обращение за помощью взрослого.
Результаты наблюдений
мы
дополнили
данными анкетирования
взрослых,
имеющих непосредственное отношение к воспитанию ребенка (родителей, воспитателей)
на основе методики В.С. Юркевич в модификации Э.А.Барановой. В анкетировании
участвовали 20 родителей (законных представителя) воспитанников и 12 воспитателей. В
ходе проведения участвующим в анкетировании предлагалось ответить на заданные
вопросы, выбирая один из предложенных вариантов, используя адаптированный нами
бланк. Результаты анкетирования воспитателей на основе методики В.С. Юркевич в
модификации Э.А.Барановой представлены на рисунке 2.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
%-Показатель
познавательной
активности
%-Показатель
познавательной
активности
Рисунок 2 – Результаты анкетирования воспитателей на основе методики В.С. Юркевич в
модификации Э.А.Барановой на констатирующем этапе эксперимента
Анкетирование
показало
что,
по
мнению
воспитателей,
познавательная
активность
у
12%
воспитанников
выражена
сильно;
умеренную
выраженность
демонстрируют
38%
воспитанников;
слабая
выраженность
выявлена
у
50%
воспитанников.
Большинство детей редко занимаются какой-либо деятельностью достаточно
долго, прилагают недостаточно усилий в работе с предложенной загадкой,
просят
почитать
книгу
лишь
время
от
времени,
внимание
к
ней
быстро
проходит,
положительное
эмоциональное
отношение
к
интересному
занятию
проявляют
непродолжительно, редко задают вопросы и не всегда дожидаются ответа, в речи
практически не присутствуют вопросы-цепочки.
Результаты анкетирования
родителей (законных представителей)
на основе
методики В.С. Юркевич в модификации Э.А.Барановой представлены на рисунке 3.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 3 – Результаты анкетирования родителей (законных представителей) на основе
методики В.С. Юркевич в модификации Э.А.Барановой
на констатирующем этапе эксперимента
Анкетирование показало что, по мнению родителей (законных представителей),
познавательная активность у 21% воспитанников выражена сильно;
умеренную
выраженность
демонстрируют
41%;
слабая
выраженность
выявлена
у
38%
воспитанников.
Анализируя результаты констатирующего этапа, мы можем сделать следующие
выводы:
- в среднем для 30% воспитанников характерны аморфное отношение к
деятельности, предполагающее выполнение заданий по просьбе воспитателя; частичное,
не
всегда
адекватное
выполнение
задания,
несформированность
компонентов
%-Показатель
познавательной
активности
познавательной активности. Дети не используют полученные на занятиях знания в
практической деятельности, ожидают помощь от воспитателя; им характерно пассивное
отношение
к
любым
занятиям,
проявление
любопытства
лишь
к
отдельным
эмоционально-окрашенным явлениям, непроизвольного внимания при восприятии яркого
и необычного, отсутствие вопросов, рассеянность, отвлекаемость на посторонние
предметы, низкий уровень развития познавательных процессов;
- в среднем для 50% воспитанников характерна фрагментарная познавательная
активность, которая проявляется в случае просьбы обратить внимание на какой-либо
объект, явление; использование отдельных знаний, полученных на занятиях в сходных
ситуациях в повседневной жизни и на других занятиях. Дети не всегда активны при
выполнении заданий, в случае затруднений обращаются к воспитателю, демонстрируют
избирательное отношение к разным видам деятельности, проявляющееся в интересе к
одним и пассивности по отношению к другим; вопросы задают по необходимости,
демонстрируют эмоциональные проявления по отношению к процессу выполнения
деятельности, могут не отвлекаться, если занимаются интересным
делом, имеют
недостаточный уровень развития познавательных процессов;
-
в
среднем
лишь
20%
воспитанников
демонстрируют
познавательную
активность, используют полученные на занятиях знания, руководствуются ими в
повседневной жизни, проявляют самостоятельность при выполнении заданий различной
сложности, имеют достаточно широкий диапазон интересов, наличие акцента на
определенных видах деятельности. Эти дети часто задают вопросы, используют цепочки
вопросов, интересуются свойствами изучаемого объекта или явления. Для них характерно
устойчивое положительное отношение к процессу выполнения заданий и к результату,
проявление
инициативы,
наличие
непрерывного
внимания,
как
при
объяснении
воспитателем задания, так и при выполнении задания, достаточный уровень развития
познавательных процессов.
Таким
образом,
констатирующий
этап
эксперимента
продемонстрировал
недостаточный уровень сформированности познавательной активности, ее компонентов и
свойств, являющихся предпосылкой развития данной активности, у большинства
воспитанников младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья, что предполагает проведение занятий по коррекции выявленных трудностей.
В рамках данного исследования, 10 детей был зачислен в экспериментальную
группу по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи с помощью игровых технологий, остальные 10
воспитанников составили контрольную группу.
После проведенной работы по
развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи с помощью игровых
технологий было проведено повторное исследование по тем же методикам, что и на
констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группе.
Результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Результаты
непосредственного
включенного
наблюдения
в
специально
организованных условиях на основе методики Д.Б. Годовиковой на контрольном этапе
эксперимента представлены на рисунке 4.
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 4 – Результаты непосредственного включенного наблюдения в специально
организованных условиях на основе методики Д.Б. Годовиковой на контрольном этапе
эксперимента
Данное исследование показало, что высокий уровень на контрольном этапе
демонстрируют 38% воспитанников экспериментальной группы и контрольной группы;
средний уровень имеют 62% воспитанников экспериментальной группы и 52%
воспитанников
контрольной
группы;
низкий
уровень
не
показал
ни
один
из
воспитанников экспериментальной группы, а в контрольной группе 10% воспитанников.
В
процентном
соотношении
у
большего
количества
воспитанников
экспериментальной группы наблюдается более устойчивое внимание и интерес к
предмету с секретом и книге, появилось желание определить функцию предмета,
увеличение длительности усилий, более частое обращение за помощью взрослого. В
процентном отношении высокий уровень продемонстрировали одинаковое количество
воспитанников и экспериментальной и контрольной групп, однако количественный
анализ результатов, по сравнению с началом учебного года, показывает большее
увеличение числа воспитанников с высокими показателями в экспериментальной группе.
Результаты анкетирования родителей (законных представителей) на основе
методики В.С. Юркевич в модификации Э.А.Барановой представлены на рисунке 5.
%-Показатель
познавательной
активности
Экспериментальная группа
Контрольная группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 5 – Результаты анкетирования родителей на основе методики В.С. Юркевич в
модификации Э.А.Барановой на контрольном этапе эксперимента
Анкетирование показало что, по мнению родителей (законных представителей),
познавательная активность у 38% воспитанников экспериментальной группы и 29%
воспитанников контрольной группы
выражена сильно;
умеренную выраженность
активности демонстрируют 52% воспитанников экспериментальной группы и 47%
воспитанников
контрольной
группы;
слабая
выраженность
выявлена
у
10%
воспитанников экспериментальной группы и 24% воспитанников контрольной группы.
В
процентном
соотношении
большее
количество
воспитанников
экспериментальной группы занимаются какой-либо деятельностью достаточно долго,
прилагают усилия в работе с предложенной загадкой, чаще просят почитать книгу,
проявляют достаточно продолжительное положительное эмоциональное отношение к
интересному занятию, задают вопросы и дожидаются ответа, часто за одним вопросом
следует другой и третий, относящийся к одной теме.
В среднем в экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих
высокий уровень развития познавательной активности, повысилось на 15%, средний – на
14%. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 40% в начале
эксперимента до 11% на контрольном этапе (динамика 29%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня познавательной
активности составила 9%, среднего – 2%, количество воспитанников с низким уровнем
снизилось с 39% в начале эксперимента до 28% на контрольном этапе (динамика 11%).
Результаты
мониторинга
уровня
развития
познавательных
процессов
воспитанников на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 6.
%- показатель
познавательной
активности
ц
в
е
т
Э
Г
ц
в
е
т
К
Г
ф
о
р
м
а
Э
Г
ф
о
р
м
а
К
Г
в
е
л
и
ч
и
н
а
Э
Г
в
е
л
и
ч
и
н
а
К
Г
в
н
и
м
а
н
и
е
Э
Г
в
н
и
м
а
н
и
е
К
Г
п
а
м
я
т
ь
Э
Г
п
а
м
я
т
ь
К
Г
м
ы
ш
л
е
н
и
е
Э
Г
м
ы
ш
л
е
н
и
е
К
Г
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 6 – Результаты мониторинга уровня познавательного развития воспитанников на
контрольном этапе эксперимента
Данное
исследование
показало,
что
высокий
уровень
восприятия
цвета
демонстрируют 47% воспитанников экспериментальной группы и 38% воспитанников
контрольной группы; средний уровень имеют 47% воспитанников экспериментальной
группы и 52% воспитанников контрольной группы; низкий уровень выявлен у 6%
воспитанников экспериментальной группы и 10% воспитанников контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития восприятия цвета, повысилось на 28%. При классификации предметов
по признаку цвета воспитанники с высоким уровнем выбирают предметы определенного
цвета по словесной инструкции, а так же словесно обозначают цвета предметов; имеют
представления об оттенках цвета. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось
с 24% в начале эксперимента до 6% на контрольном этапе (динамика 18%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития
восприятия цвета составила 19%, количество воспитанников с низким уровнем снизилось
с 33% в начале эксперимента до 15% на контрольном этапе (динамика 18%). При
одинаковой динамике показателей низкого уровня, следует отметить большую динамику
по показателям высокого уровня у воспитанников экспериментальной группы.
Высокий уровень восприятия формы демонстрируют 52% воспитанников
экспериментальной группы и 43% воспитанников контрольной группы; средний уровень
имеют по 43% воспитанников и экспериментальной, и контрольной группы; низкий
% - Показатель
познавательной
активности
уровень выявлен у 5% воспитанников экспериментальной группы и 14% воспитанников
контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития восприятия формы, повысилось на 28%. Воспитанники с высоким
уровнем развития восприятия формы при идентификации предметов соотносят форму
предмета с эталоном, могут выбрать геометрическую фигуру по словесной инструкции,
обозначить словесно форму предмета, найти в окружающем мире предметы определенной
формы. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 24% в начале
эксперимента до 5% на контрольном этапе (динамика 19%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития
восприятия формы составила 24%, количество воспитанников с низким уровнем
снизилось с 19% в начале эксперимента до 14% на контрольном этапе (динамика 5%). При
небольшой разнице показателей динамики высокого уровня, следует отметить большую
динамику по показателям низкого уровня у воспитанников экспериментальной группы.
Высокий уровень восприятия величины демонстрируют 43% воспитанников
экспериментальной группы и 38% воспитанников контрольной группы; средний уровень
имеют по 52% воспитанников экспериментальной группы и 47% контрольной группы;
низкий уровень выявлен у 5% воспитанников экспериментальной группы и 15%
воспитанников контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития восприятия величины, повысилось на 29%. Дети с высоким уровнем
развития восприятия величины понимают цель, собирают самостоятельно пирамидку с
учетом размера колец. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 24% в
начале эксперимента до 5% на контрольном этапе (динамика 19%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития
восприятия величины составила 19%, количество воспитанников с низким уровнем
снизилось с 24% в начале эксперимента до 15% на контрольном этапе (динамика 9%).
Следует отметить большую динамику по показателям как высокого, так и низкого уровня
у воспитанников экспериментальной группы.
Высокий уровень развития внимания демонстрируют 52% воспитанников
экспериментальной группы и 38% воспитанников контрольной группы; средний уровень
имеют 43% воспитанников экспериментальной и 52% контрольной группы; низкий
уровень выявлен у 5% воспитанников экспериментальной группы и 10% воспитанников
контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития внимания, повысилось на 28%. Воспитанники с высоким уровнем
развития
демонстрируют
достаточный
объем
внимания,
его
устойчивость
и
концентрацию внимания, в состоянии сосредоточиться на определенном объекте, могут
заниматься одним видом достаточно долго.
Количество воспитанников с низким
уровнем снизилось с 24% в начале эксперимента до 5% на контрольном этапе (динамика
19%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития
внимания составила 14%, количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 24% в
начале эксперимента до 10% на контрольном этапе (динамика 14%). При небольшой
разнице показателей динамики низкого уровня, следует отметить большую динамику по
показателям высокого уровня у воспитанников экспериментальной группы.
Высокий
уровень
развития
памяти
демонстрируют
57%
воспитанников
экспериментальной группы и 43% воспитанников контрольной группы; средний уровень
имеют 33% воспитанников экспериментальной и 43% контрольной группы; низкий
уровень выявлен у 10% воспитанников экспериментальной группы и 14% воспитанников
контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития памяти, повысилось на 28%. У воспитанников с высокими
показателями
наблюдается
достаточный
уровень
развития
зрительной
памяти,
увеличение объема запоминания (четыре и более предмета), точность памяти на
месторасположение предметов. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось
с 24% в начале эксперимента до 10% на контрольном этапе (динамика 14%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития памяти
составила 19%, количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 29% в начале
эксперимента до 15% на контрольном этапе (динамика 14%). При равности показателей
динамики низкого уровня, следует отметить большую динамику по показателям высокого
уровня у воспитанников экспериментальной группы.
Высокий уровень развития наглядно-действенного мышления демонстрируют
47% воспитанников экспериментальной группы и 38% воспитанников контрольной
группы; средний уровень имеют 43% воспитанников экспериментальной и 47%
контрольной группы; низкий уровень выявлен у 10% воспитанников экспериментальной
группы и 15% воспитанников контрольной группы.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий
уровень развития наглядно-действенного мышления, повысилось на 28%. Воспитанники
с высокими показателями обобщают свой опыт повседневного действия с предметами,
имеющими фиксированное назначение, демонстрируют осмысление ситуации; при
попытках достичь цели понимают ошибочные варианты и отбрасывают их. Количество
воспитанников с низким уровнем снизилось с 29% в начале эксперимента до 10% на
контрольном этапе (динамика 19%).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня развития
наглядно-действенного мышления составила 19%, количество воспитанников с низким
уровнем снизилось с 29% в начале эксперимента до 15% на контрольном этапе (динамика
14%). При небольшой разнице показателей динамики низкого уровня, следует отметить
большую динамику по показателям высокого уровня у воспитанников экспериментальной
группы.
Сравнение
результатов
контрольного
этапа
исследования
с
данными
констатирующего
позволило
установить,
что
в
целом
значительно
увеличилось
количество детей с высоким уровнем сформированности познавательной активности в
экспериментальной группе. Стоит заметить, что положительная динамика познавательной
активности имеет место в обеих группах, однако, в экспериментальной группе она на
порядок
выше.
В
экспериментальной
группе
выделяется
эмоционально-волевая
направленность: дети стремятся доводить начатое дело до конца, умеют исправлять
ошибки, отмечать неточности, понимая способ их исправления. В процессе деятельности
воспитанники получают друг от друга и от педагога положительные эмоции, настроение,
демонстрируют познавательно-активное отношение к работе. Это создает у них
готовность к работе не только на занятиях в рамках эксперимента, но и на обычных
занятиях, что стимулирует развитие по всем областям познания.
Таким образом, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод,
что занятия с использованием игровых технологий является достаточно эффективным
средством формирования познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи с помощью игровых технологий