Напоминание

"Применение проблемного обучения на уроках истории в средней школе"

Автор: Армянова Жанна Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Козихинская СОШ
Населённый пункт: с. Козиха, Ордынский р-н, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение проблемного обучения на уроках истории в средней школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение проблемного обучения на уроках истории в средней школе

Применение проблемного обучения на уроках истории способствует

развитию у учеников мыслительных, логических и познавательных навыков.

Этот

метод

помогает

учителю

вовлекать

школьников

в

активную

умственную деятельность и решать разнообразные задачи, связанные с

учебным материалом.

Основная цель проблемного обучения заключается в формировании

личности, соответствующей потребностям общества. Ученики должны

научиться критически мыслить, самостоятельно обучаться и находить свое

место в окружающем мире, используя знания в области истории. Эти навыки

важны для самореализации и поиска своего «я» в современном обществе.

Ключевой особенностью проблемного обучения является создание

ситуаций, в которых ученикам предлагается решить проблему, не имеющую

однозначного ответа или требующую времени для размышлений. Такие

ситуации создают противоречия в процессе освоения материала и побуждают

учащихся к самостоятельным действиям для нахождения решения. Таким

образом,

проблемное

обучение

можно

рассматривать

как

систему,

ориентированную на развитие учащихся через использование учебных

проблем и активное участие школьников в их решении. Учебная проблема

представляет собой задачу, для которой у ученика нет готового шаблона

решения, и иногда невозможно найти точный ответ.

Самые сильные ученики активно участвуют в поиске решения и

используют различные подходы к решению задач. Им не требуется частая

помощь учителя, так как они стремятся к самостоятельности. В отличие от

них, ученики со средними способностями нуждаются в большем количестве

поддержки. Их главная проблема заключается в том, чтобы правильно

определить последовательные шаги для решения задачи и логично изложить

её содержание. Моя задача — помочь им понять, что является причиной, а

что следствием, что является основой строгой логики.

Ученики с низкими учебными возможностями в начале часто теряются

и могут отказаться от самостоятельного поиска знаний. Для таких учащихся

важно

подробно

расписать

все

этапы

работы

и

указать

источники

информации, к которым следует обратиться. Их нужно учить процессу

доказательства. При формулировании проблемы необходимо учитывать

объем работы, темп выполнения и давать четкие инструкции о том, зачем

нужна эта работа. Часто для таких учеников требуется показать образец

выполнения задания.

История должна ставить учеников перед проблемами нравственного

выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на

обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому

способствует технология проблемного обучения. Например, при изучении

культуры СССР в 1930-50-х годах (9 класс) мы сформулировали проблему

следующим образом: "Какие изменения произошли в культуре СССР по

сравнению с 1920-ми годами?" Мы рассматривали эту проблему поэтапно,

исследуя изменения в литературе, музыке и изобразительном искусстве,

работая в группах. В конце мы объединили все промежуточные выводы и

подвели итоги, ответив на поставленный вопрос.

Проблемная задача представляет собой дидактический инструмент,

который может быть представлен в виде текста или схемы. Она содержит

реальное или кажущееся противоречие, которое вызывает трудности при

поиске решения. Для ее решения требуется не просто обращение к готовым

знаниям, а глубокое размышление и анализ.

Проблемные вопросы часто перерастают в проблемные задачи, а

задачи могут преобразовываться в вопросы. Разграничение между терминами

«проблемный вопрос» и «проблемная задача» является условным. В своей

работе над проблемными задачами я опираюсь на методику, предложенную

А.Т. Степанищевым и Н.Г. Дайри.

Основные моменты этой методики следующие:

Исходным

пунктом

служит

определенный

факт

или

событие, после чего для него ищется альтернатива. На основе этих

двух элементов формулируется проблемная задача.

При

разработке

проблемных

вопросов

следует

ориентироваться исключительно на потребности учебного процесса.

Работа с элементами проблемного подхода должна быть

систематической.

Приведу

ряд

примеров

того,

как

реализуется

технология

проблемного обучения на моих уроках:

1. При изучении темы "Холодная война" в 9-х и 11-х классах

учащимся предлагается следующее проблемное задание. Некоторые

историки (советские) считают, что ответственность за начало "холодной

войны" лежит на Западе, другие (западные) обвиняют СССР, а третьи

утверждают, что обе стороны виноваты. Ученикам необходимо выяснить,

кто же на самом деле виноват. Одна группа будет представлять западных

историков, а другая — советских. Каждой группе предоставляются

карточки с заданиями и указания на источники для поиска информации. В

результате работы группы делают презентации, и учащиеся приходят к

выводу, что обе стороны несут ответственность. В качестве домашнего

задания им предлагается еще одно проблемное задание: "Холодная война"

продолжается и в наше время. Найдите факты из СМИ, которые

подтверждают или опровергают это утверждение.

2. На уроке всеобщей истории в 8-х классах по теме "Становление

индустриального общества" учащимся для размышления предлагается

следующий проблемный вопрос: "Нужен ли обществу технический

прогресс, если он приводит к созданию оружия массового уничтожения и

вызывает экологические проблемы?"