"Развитие познавательной компетентности учащихся посредством использования интеллект - карт на уроках информатики"
Автор: Плужарова Наталья Владимировна Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №34"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательной компетентности учащихся посредством использования интеллект - карт на уроках информатики"
Объект – процесс развития
познавательной компетентности
учащихся.
Предмет- интеллект – карты как
средство развития
познавательной компетентности
учащихся на уроках информатики.
Цель- определить возможности использования
интеллект - карт на уроках информатики и их
влияние на развитие познавательной
компетентности учащихся.
Задачи:
Рассмотреть проблемы и решения реализации
компетентностного подхода в школе.
Рассмотреть компетентность как основной результат
обучения в условиях ФГОС.
Изучить особенности развития познавательной
компетентности учащихся.
Раскрыть понятие интеллект - карты как форма
структурирования знаний.
Изучить и показать методику проведения уроков
информатики с использованием интеллект - карт как
средства развития познавательной
компетентнтности.
Разработать и создать электронную хрестоматию
«Интеллект – карты в информатике»
Методы: изучение педагогической и
методической литературы,
обобщение, педагогическое
моделирование и конструирование.
Практическая значимость
работы заключается в создании
электронной хрестоматии
«Интеллект – карты в
информатике» для учителей
информатики.
Глава 1. Теоретические основы
развития познавательной
компетентности учащихся
1.Развитие компетентностного подхода
в школе: проблемы и решения
2.Компетентность как основной
результат обучения в условиях ФГОС.
3.Особенности развития
познавательной компетентности
учащихся
Т.Бьюзен создал интеллект-карты
инструмент, благодаря которому
можно задействовать оба
полушария для формирования
учебно-познавательной
компетенции обучающихся:
«Создавая интеллект-карты, я
хотел получить универсальный
инструмент для развития
мыслительных способностей,
которым мог бы легко овладеть
любой человек, чтобы их можно
было бы применить в любой
жизненной ситуации».
Интеллект-карта (ментальная карта,
диаграмма связей, карта мыслей,
ассоциативная карта, mind map) — это
графический способ
представить идеи,
концепции, информацию в виде карты,
состоящей из ключевых и вторичных тем.
То есть, это инструмент для
структурирования идей.
1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова,
ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения,
раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с
ключевыми словами.
6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Интеллект-карты можно рисовать не только
от руки, но и создавать при помощи
следующей компьютерной программы:
ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
Пример 1:
Урок в 8 классе. Тема урока: Перевод чисел из
одной системы счисления в другую систему
счисления.
Первый этап урока (повторение). Учащимся дается
задание заполнить интеллект-карту на повторение
темы прошлого урока «Система счисления».
Пример №2.
Урок 7 классе. Тема урока: Устройства ввода и
вывода информации. Этап изучение нового
материала.
Учащиеся совместно с учителем и с
одновременным показом мультимедийной
презентации на демонстрационном экране
заполняют интеллект-карту «Устройства ввода и
вывода информации».
Пример №3.
Урок в 5 классе Тема урока: Передача
информации.
Третий этап урока: Практикум.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Им
дается время 5-7 мин для обдумывания различного
вида ситуации и заполнения интеллект- карты.
Вывод: При составлении ментальных карт ученик
проделывает большую мыслительную работу:
усваивает информацию, анализирует её, делает
обобщения, выделяет главное, существенное. В
результате формируются прочные знания. На таком
уроке ведется целенаправленная учебная
деятельность, в которой ребенок сознательно ставит
цели и задачи и творчески их достигает
. Достигается
высокое качество образования.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!