Напоминание

"Развитие познавательной компетентности учащихся посредством использования интеллект - карт на уроках информатики"

Автор: Плужарова Наталья Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №34"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательной компетентности учащихся посредством использования интеллект - карт на уроках информатики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема

Тема

Развитие познавательной

Развитие познавательной

компетентности учащихся

компетентности учащихся

посредством использования

посредством использования

интеллект - карт на уроках

интеллект - карт на уроках

информатики

информатики

Учитель информатики

МБОУ СОШ №34 г. Читы

Плужарова Наталья Владимировна


Объект –
процесс развития познавательной компетентности учащихся. 
Предмет-
интеллект – карты как средство развития познавательной компетентности учащихся на уроках информатики.

Цель-
определить возможности использования интеллект - карт на уроках информатики и их влияние на развитие познавательной компетентности учащихся.
Задачи:
 Рассмотреть проблемы и решения реализации компетентностного подхода в школе.  Рассмотреть компетентность как основной результат обучения в условиях ФГОС.  Изучить особенности развития познавательной компетентности учащихся.  Раскрыть понятие интеллект - карты как форма структурирования знаний.  Изучить и показать методику проведения уроков информатики с использованием интеллект - карт как средства развития познавательной компетентнтности.  Разработать и создать электронную хрестоматию «Интеллект – карты в информатике»

Методы:
изучение педагогической и методической литературы, обобщение, педагогическое моделирование и конструирование.
Практическая значимость

работы
заключается в создании электронной хрестоматии «Интеллект – карты в информатике» для учителей информатики.

Глава 1.
Теоретические основы развития познавательной компетентности учащихся 1.Развитие компетентностного подхода в школе: проблемы и решения 2.Компетентность как основной результат обучения в условиях ФГОС. 3.Особенности развития познавательной компетентности учащихся
Т.Бьюзен создал интеллект-карты инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Интеллект-карта
(ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.
1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа. 2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. 3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. 4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. 5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. 6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. 7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
Пример 1: Урок в 8 классе. Тема урока: Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления. Первый этап урока (повторение). Учащимся дается задание заполнить интеллект-карту на повторение темы прошлого урока «Система счисления».
Пример №2. Урок 7 классе. Тема урока: Устройства ввода и вывода информации. Этап изучение нового материала. Учащиеся совместно с учителем и с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране заполняют интеллект-карту «Устройства ввода и вывода информации».
Пример №3. Урок в 5 классе Тема урока: Передача информации. Третий этап урока: Практикум. Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Им дается время 5-7 мин для обдумывания различного вида ситуации и заполнения интеллект- карты.
Вывод: При составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются прочные знания. На таком уроке ведется целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает
.
Достигается высокое качество образования.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!