"Дифференциация букв в – д в словах и предложениях"
Автор: Валишина Наталья Юрьевна Должность: учитель начальных классов, логопед
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Миньяр, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дифференциация букв в – д в словах и предложениях"
Тема: «Дифференциация букв в – д в словах и предложениях».
Цели:
Метапредметные:
Познавательные:
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и
синтеза;
- развитие лексики (лексическая тема «Птицы»);
Регулятивные:
- выработать умение дифференцировать буквы в словах, предложениях (в –
д);
- уточнение и сравнение сходства и различия букв в – д;
- умение соотносить звуки [в] и [д] с соответствующими буквами;
Коммуникативные:
- строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие
вопросы, формулировать простые выводы;
- использовать интонационную выразительность речи.
Личностные:
- используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач;
- осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
- осознают необходимость самосовершенствования;
- выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных
результатов труда.
Категория обучающихся: 2 класс (1-4)
Оборудование и программное обеспечение: рабочая тетрадь, компьютер,
картинки с изображением птиц, продукт ТСО - презентация по теме урока.
№
п/
п
Этапы
учебного
занятия
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Технологическое
сопровождение
(слайды
презентации)
1
2
3
4
5
1
Мотивация к
деятельности
- Мне очень приятно
видеть вас сегодня на
нашем занятии.
- Сегодня на
нашем занятии мы
будем выполнять
много разных и
интересных
заданий и
упражнений.
Выполнив их
быстро и верно, в
конце урока вы
расшифруете
послание Доброго
гномика. За
правильное
выполнение
задания, я буду
открывать по
одной букве.
2
Сообщение
темы и целей
урока.
- Сегодня мы
будем учиться
определять
сходства и
различия
рукописных букв
в
– д,
записывать
слова и
предложения, в
которых есть эти
буквы.
3
Актуализация
опорных
знаний.
1)
Окраской –
сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья
хрипловатая –
Известная персона
Это …
- Назовите первый
звук
- Какой буквой
обозначается этот
звук?
2) Не дровосек, не
плотник,
А первый в лесу
работник.
- ворона
[в]
в
- дятел
- Назовите первый
звук
- Какой буквой
обозначается этот
звук?
[д]
д
4
Пальчиковая
гимнастика
Посмотрите на букву
в.
- Из каких элементов
состоит эта буква?
- Где расположена
петля по отношению к
полуовалу?
- Пропишите в
тетрадях букву
в
целую строчку.
Посмотрите на букву
д.
- Из каких элементов
состоит буква?
- Где расположена
петля по отношению к
полуовалу?
- Пропишите в
тетрадях букву
д
- Чем похожи эти
буквы?
- Чем различаются
эти буквы?
- Сконструируйте
буквы в и д из
ниток (воссоздание
образа букв
в и д).
- вверху и слева
Дети пишут букву вв
тетрадях.
- внизу и справа
Дети пишут букву д в
тетрадях.
- Они состоят из петли и
полуовала.
- В букве в петля вверху и
слева, а в букве д петля
внизу и справа.
Дети конструируют
буквы из ниток
5
Физминутка
- Встаньте. Я бы
хотела узнать, как вы
ориентируетесь в
правой и левой
сторонах
пространства.
- возьмите правой
рукой за левое ухо;
- левой рукой за
правый локоть;
- правой рукой
закрыть правый глаз;
- левой рукой
дотронуться до
правой коленки;
- нужно поднять
руки вверх, если
услышите звук [
в] в
словах, если
услышите звук [
д]
Дети выполняют задания
- присесть. (Слова:
весна, день, вечер,
сова, дрозд).
6
Включение в
систему знаний
и повторения
- Я называю слово
[сова], а вы
определяете, какой
звук вы слышите в
этом слове: [
в] или
[д].
- Какой по счету
звук [ в]?
- Замените звук [
в]
звуком [д].
- Какое слово
получилось?
- Что такое сода?
- Что обозначает
слово сова?
- Запишите оба
слова.
- Слово ветка – какой
звук вы слышите в
этом слове [в] или [д].
- Какой он по счету?
- Замените в → д.
- Какое слово
получилось?
- Запишите оба
слова.
- Объясните
значение этих слов.
- 3
- Сода
Сова(↑),
сода(↓)
- 1
- Детка
Ветка(↑),
детка(↓)
7
Лексическая
тема «Птицы».
Развитие
словарного
запаса.
- Наступила весна.
Какой сейчас месяц?
Хотя еще утром
холодно и морозно.
Но днем уже тепло.
- С чего начинается
весна в природе?
- Кто прилетает к
нам раньше всех?
Грачи – перелетные
птицы. Весной они
прилетают, а
поздней осенью
улетают на зимовку.
От холода их
защищает плотное
оперение.
Перелетают они в
поисках корма. Едва
начинает таять снег.
Они возвращаются с
зимовки. Грачи –
самые дружные и
- С пения птиц, темнеет
снег, прилетают птицы.
- Грачи
общительные
птицы. Вместе они
строят гнезда,
сообща защищают
свои жилища от
врагов.
8
Включение в
систему знаний
и повторения
- Назовите каких птиц
вы знаете, в названии
которых есть буквы.
в –
звук[в]
д –
звук
[д]
ворона дятел
воробей индюк
сова лебедь
тетерев дрозд
журавль
соловей
скворец
иволга
(картинки выставляются
на доску)
9
Вписывание
пропущенных
букв в, д. Работа
с карточками.
-Вставьте
пропущенные буквы и
запишите слова в
тетрадь.
Взаимопроверка
10
Работа с
предложениями.
- Прочитайте текст.
Задание: Вставьте
пропущенные буквы,
прочитайте и спишите
предложения.
Вопросы:
- О ком идет речь?
- Кто такая иволга?
- Лесная певчая птица
отряда воробьиных, с
оперением жёлтого и
чёрного или зеленоватого
цвета.
11
Работа по
сюжетной
картинке
«Грачи»
- Придумайте и
запишите
предложения по
сюжетной картинке
«Грачи»
Дети записывают
предложения в тетрадь.
12
Итог урока и
рефлексия
- Чему мы сегодня
учились?
- О чем нужно
помнить при
написании слов, где
встречается буква в?
- Буква д?
-Прочитайте послание
Доброго гнома.