Напоминание

Реализация программы личностно-ориентированного подхода при создании условий для успешности в обучении.

Автор: Михайлова Варвара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №91 "Росток"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха /Якутия/
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Реализация программы личностно-ориентированного подхода при создании условий для успешности в обучении.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Реализация личностно-ориентированного подхода при создании

условий для успешности в обучении.

Михайлова Варвара Николаевна,

Педагог-психолог МБДОУ

Детский сад «Росток», г. Якутск.

Программа индивидуального сопровождения обучающихся

1. План индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Согласие родителей (или законных представителей)

на психолого- педагогическое сопровождение детей.

Я____________________________________________________________________________

ФИО родителя (или законных представителей)

Согласен (а) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка

ФИ ребенка, дата рождения, группа.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка включает в себя:

- психологическую диагностику;

- консультирование родителей (по желанию);

Участие ребенка в развивающих занятиях;

- при необходимости посещение ребенком коррекционных занятий.

Психолог обязуется:

- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при

обращении родителей (или законных представителей).

- не разглашать личную информацию, гарантирует конфиденциальность.

Родители (законные представители) имеют право:

- обратиться к психологу ДОУ по интересующему вопросу;

- отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных компонентов

указанных выше), предоставив психологу ДОУ заявление об отказе на имя заведующей ДОУ.

«____» _____________ 2024 г. __________ ( _______________)

Подпись

Индивидуальный план психологического сопровождения

Алексеев Гена- 14.06.2019 года рождения

воспитанник МБДОУ Д/с №91 «Росток»,

старшая группа

на 2023-2024 уч. гг.

Основной диагноз: ОНР 2 уровня, ЗПРР.

Планируемые психологические мероприятия.

1.

Помощь в адаптации ребенка к социальной среде. Помочь ребенку поверить в

собственные силы, снизить уровень ситуативной тревожности, сформировать позитивное

отношение и контакты ребенка со сверстниками.

2.

Диагностика психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Эмоционально-личностной сферы. Наблюдение за ребенком. Социально- коммуникативное

развитие (самостоятельность, самооценка). Игровая деятельность.

3.

По

результатам

диагностики

назначается

необходимое

коррекционно-

развивающее занятие.

4.

Отслеживание динамики развития.

Развивающая работа и психологическая коррекция.

Социально-коммуникативное развитие:

- Стабилизировать эмоциональный фон.

- Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,

самочувствия, снижение отчужденности.

-

Повышать

чувство

защищенности,

формировать

приемы

преодоления

психоэмоционального напряжения.

- Учить реализовать и развивать игровые замыслы, учить выполнять роли, участвовать в

ролевом взаимодействии. Использовать речь в игре, мимику, жесты. Активно использовать

предметы заместители.

- Учить взаимодействовать со взрослыми и ровесниками, выражая содержание общения

разнообразными

способами:

вступать

диалогическое

общение,

понимать

разнообразные

инициативные общения, адекватно на них реагировать.

- Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности.

Познавательное развитие:

-

Развивать

разнообразные

познавательные

интересы.

Стремление

понять

суть

происходящего. Классифицировать предметы по их свойствам. Сравнивать объекты по критериям.

Например, свойства материала, из которого изготовлен предмет, функций предмета, назначения

бытовых предметов.

- Формировать способность к рассуждению.

- Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события.

Речевое развитие:

- Развивать словарный запас.

- Развивать навыки диалогического общения.

Развивающая работа по проблеме в развитии.

Эмоционально- личностная:

- Обогащать позитивный эмоциональный опыт.

- Создавать условия для проявления самостоятельности.

- Формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин,

особенностей проявления.

Коммуникативно- личностная:

- Формировать интерес к ровесникам и взрослым как партнерам по общению.

- Стимулировать инициативу в общении.

Личностно- поведенческая.

- Создавать ситуации успеха, условия для проведения самостоятельности, общения.

Интеллектуально- личностная:

- Развивать познавательные интересы.

- Учить использовать приемы произвольной регуляции внимания, памяти, восприятия,

воображения, учить рассуждать, делать умозаключения.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ф.И.О.____________________________________________________

Дата рождения ребенка________________________________________

Состав семьи (Ф.И.О. матери, Ф.И.О. отца, возраст, образование, место работы, ФИО

других детей,

возраст______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка-

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

«ПОРТРЕТ» ВАШЕГО РЕБЕНКА

Любимые занятия:

В какие игры и с кем любит играть --

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Его отношение к сверстникам легко идет на контакт, избирательно, трудно идет на

контакт).

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Его отношение к взрослым (легко идет на контакт, избирательно, трудно идет на

контакт______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, грызет ногти,

чрезмерная привязанность к определенной вещи, и т.п.)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Особенности характера вашего

ребенка______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Особенности сна:

– засыпание (длительное, быстрое, спокойное, беспокойное, с дополнительным

воздействием)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- характер сна (глубокий, поверхностный, спокойный, беспокойный)

_____________________________________________________________________________________

- длительность сна (ночного, дневного)

_____________________________________________________________________________________

8. Особенности аппетита (хороший, неустойчивый, избирательное отношение к еде

_____________________________________________________________________________________

9. Как шло развитие речи ребенка________________________________________________________

10. Состояние здоровья ребенка:

_____________________________________________________________________________________

Состоит ли на учете у невролога (диагноз)

_____________________________________________________________________________________

11. Состоит ли на учете у других специалистов

_____________________________________________________________________________________

12. Как часто болеет Ваш

ребенок______________________________________________________________________________

13. Какие виды психолого- педагогических услуг Вы хотели бы

получать_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Этапы работы педагога- психолога в работе с детьми по

индивидуальному маршруту.

Ф.И. ребенка

Группа

1.

Наблюдение за ребенком в коллективе, на занятиях.

2.

Обследование ребенка с целью выявления возможных причин нарушения.

3.

Консультация родителей по заявленной проблеме.

4.

Консультация педагогов по заявленной проблеме.

5.

Цикл коррекционно- развивающих занятий.

6.

Отслеживание динамики после цикла коррекционно- развивающих занятий.

7.

Итоговая беседа с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад №91 «Росток»

Психолого- педагогическое представление на ПМПк

Дата заполнения:

Группа:

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Дата поступления в ДОУ:

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина перевода)

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) плохая;

_____________________________________________________________________________

Типологические особенности:

1.

Активный,

подвижный,

вялый,

инертный,

медлительный.

Возбудимый,

неуравновешенный,

спокойный,

уравновешенный,

заторможенный,

плаксивый:

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.

Преобладающее настроение- жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка.

Отмечаются

ли

резкие

колебания

настроения

в

течение

дня__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Характерологические особенности:

3.

Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает

ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и

реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт,

испытывает

затруднение

в

общении,

понимании

ситуации

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.

Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и

проч.________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5.

Отношение к лидерству –стремление к первенству, признают ли за лидера другие.

Проявляет

ли

организаторские

способности,

инициативу.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.

Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7.

Каким

видам

деятельности

отдает

предпочтение:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Особенности

латерализации:

а)

праворукий;

б)

леворукий

_____________________________________________________________________________________

Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют по возрасту; б) игры

соответствуют более раннему возрасту; в) преобладают манипулятивные игры; г) игровая

деятельность

отсутствует:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивают программу хорошо;

б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не

усваивает : __________________________________________________________________________

Восприятие:

а) соответствует по возрасту; б) имеются нарушения зрительного

восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия:

Внимание:

а)

устойчивое;

б)

недостаточно

устойчивое;

в)

неустойчивое:

_____________________________________________________________________________________

Память

(преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г)

смешанная:

_____________________________________________________________________________________

Особенности памяти (проблемы):

а) без выраженных особенностей; б) медленно

запоминает

и

быстро

забывает;

в)

быстро

запоминает

и

быстро

забывает;

г)

иные

проблемы____________________________________________________________________________

Мышление:

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) имеет

очевидные

нарушения

мышления

(указать

какие)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Моторика: а) соответствует возрасту; б) ребенок неловок, неуклюж; в) слабо развита

мелкая

моторика:

_____________________________________________________________________________________

Основные трудности в общении: а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в)

предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д)

конфликтен:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности

в произношении звуков; в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д)

запинки в речи; е) речи нет: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Социально-

бытовые

навыки:

а)

соответствует

возрасту;

б)

недостаточно

сформированы;

в)

практически

не

сформированы

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) соответствует возрасту; б) не

способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает

педагогу,детям

д)

быстро

утомляется:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп

работы на занятиях неравномерный; г) работает медленно с невниманием; д) темп деятельности

быстрый,

но

деятельность

«хаотична

и

бестолкова»:

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями; в)

имеет хронические заболевания; г) плохой аппетит; д) долго засыпает и беспокойно спит:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Иные особенности развития ребенка: ___________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общая оценка уровня развития и поведения ребенка: ___________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Педагог- псих

3. Карта индивидуальной коррекционной работы.

Общие сведения.

Фамилия, имя ребенка

Возраст:

Группа:

Причина обращения:

Инициатор:

Карта открыта:

Сведения о семье:

Сведения о состоянии здоровья:

Особенности беременности (как протекала беременность и роды):

Какие заболевания перенес до года:

Состоит ли на учете у специалистов:

Как протекала физическое развитие: научился держать головку- сидеть- , вставать- ,

ползать- , ходить- .

Этапы коррекционной работы:

Диагностический:

Результаты:

Рекомендованная коррекция:

4. Карта психического развития ребенка

1.

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

2.

Дата рождения __________________________________________________________

3.

Посещал ли ранее ДОУ __________________________________________________

4.

Внешний

вид

ребенка

_____________________________________________________

5.

Ориентировка в новых условиях:

- самостоятелен

-необходима незначительная помощь

- необходима обучающая помощь

6. Контактность:

- достаточно

- с активизацией взрослого

- недостаточная

ВОСПРИЯТИЕ

1.

Цвет

1

2

3

4

Не может сличить

цвета даже после

обучения

Ребенок сличает

цвета, но не выделяет их

по слову

Ребенок

затрудняется в назывании

цветов, но может выделить

их по слову

Ребенок сличает,

выделяет по слову,

называет основные цвета и

их оттенки

2.Форма

1

2

3

Действия ребенка

хаотичны, результат не достигнут

Ребенок действует путем

«проб и ошибок». Использует

словесно- направляющую

помощь

Ребенок самостоятельно

выполняет задание. Действует

путем зрительного соотнесения

фигуры и прорези

8.

Целостное восприятие

1

2

3

Ребенок совершает

беспорядочные действия с

частями картинки. Результат не

достигнут

Ребенок действует путем

«проб и ошибок». Использует

словесно- направляющую

помощь взрослого

Складывает картинки

самостоятельно методом

зрительного соотнесения

9.

Пространственные отношения

1

2

3

Ребенок не справляется с

заданием даже после обучения

Выполняет задание с

помощью (словесно-

направляющей, обучающей)

взрослого

Ребенок ориентируется

на листе бумаги, различает

правую и левую руку,

осуществляет перенос на другого

ПАМЯТЬ

1.

Зрительная память

1

2

3

Ребенок находит все

картинки

4 картинки

3 и менее з-х картинок

2.

Слуховая память

год

слон

мяч

мыло

соль

дом

рука

пол

весна

сын

1

2

3

4

5

ВНИМАНИЕ

(оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной т организованной взрослым

деятельностью ребенка)

Уровни развития внимания

достаточный

Недостаточный

МОТОРИКА

1

2

3

Значительная моторная

отсталость

Незначительная моторная

отсталость

Четко выполняет задания

на статистическую и динамическую

координацию, удерживает позу

кисти руки, движения

автоматизированы

МЫШЛЕНИЕ

1.

Исключение предметов

1

2

3

Ребенок не справляется с

заданием даже после обучающей

помощи

Выполняет задание со

словесно- направляющей

помощью взрослого

Справляется с

большинством заданий.

Исключает по существенным

признакам. Дает обобщающие

понятия

2.

Установление последовательности событий

1

2

3

Ребенок не справляется с

заданием даже после обучающей

помощи

Выполняет задание со

словесно- направляющей помощью

взрослого

Ребенок самостоятельно и

правильно установил

последовательность событий.

Составил логичный рассказ

3.

4.

Понимание скрытого смысла рассказа

1

2

3

Ребенок не справляется с

заданием

Выполняет задание со

словесно- направляющей

помощью взрослого

Ребенок понимает смысл

рассказа

Заключение ЗПРР

Когнитивное развитие. Зрительно- пространственное восприятие и зрительно- моторные

координации

Карточка «Незаконченный рисунок»

Задание 3. Дорисуй домики так, как нарисовано на первой картинке.

Когнитивное развитие. Мелкая моторика и графические умения.

Задание 3. Начерти прямые линии.

Системность в деятельности по достижении успешности в обучении

детей указанной группы

5. Тематическая программа группового сопровождения по коррекции дезадаптации

у детей (привыкания к ДОУ)

Месяц

Формы работы

С кем ведется работа

Сентябрь-

октябрь

Наблюдение за адаптационным периодом

детей младших групп. Оформление

адаптационного листа на каждого вновь

прибывшего ребенка.

1 этап

диагностический

Цель: изучение нарушений

психологического здоровья у детей

Анкетирование родителей

С вновь прибывшими

детьми во всех группах

Всех родителей вновь

прибывших детей

Октябрь-

ноябрь

Диагностика:

Тест «Страхи в домиках»

Стендовая консультация:

«Возрастные

особенности

детей

дошкольного возраста»

Со всеми вновь

прибывшими детьми

Родители

Ноябрь-

декабрь

2 этап:

информационный

Цель: Информирование родителей и

педагогов о имеющихся нарушениях в развитии

Сообщение для родителей«КАК

РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ

РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ?»

Педагоги, родители

Декабрь

3 этап:

Практический

Цель: Профилактика и коррекция

нарушений психологического здоровья детей

Консультация: «Социальное и

Все выявленные дети с

нарушениями

Родители

эмоциональное развитие детей»(по результатам

диагностики)

Январь

Практический

Презентация – доклад «Дети с

особенностями поведения и развития

(агрессивные и гиперактивные дети»

Педагоги

Февраль

Практический

Доклад «Влияние типа нервной

деятельности детей на их взаимоотношениях со

взрослыми»

Педагоги

Март

Практический

Сообщение «Сказкотерапия, как

коррекция дезадаптации у детей» (трудности

контактов со сверстниками, со взрослыми, отказ

от посещения детского сада, повышенная

возбудимость, заторможенность)

Педагоги

Апрель

Практический

Контрольный

Дети

Май

4 этап:

Контрольный

Цель: Определение эффективного

результата работы

Дети, родители

6. Результаты мониторинга групповой работы

годы

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

нач.

уч.г.

кон.

уч.г

нач.

уч.г.

кон.

уч.г

нач.

уч.г

кон.

уч.г

нач.

уч.г

кон.

уч.г

легкая

5%

55%

21%

81%

27%

55%

7%

80%

средняя

16%

35%

12%

14%

9%

42%

48%

20%

тяжелая

79%

10%

67%

5%

64%

3%

45%

0%

Экспертная деятельность при создании условий для успешности в обучении

Мониторинг успешности в обучении, прогнозировании и планировании

Аналитическая справка и результаты мониторинга школьной зрелости.

Сентябрь - октябрь месяцы проводим первичную диагностику детей на школьную

зрелость по 3 методикам: тестовая беседа «Степень психосоциальной зрелости» (предложенная

С.А. Банковым), Умственная работоспособность. Корректурная проба и «Мотивационная

готовность» (Л.А. Венгер).

В конце каждого учебного года проводим повторную диагностику по обследованию

уровня школьной готовности детей 6- ти лет к обучению в школе.

А для детей подготовительных групп с низким результатом готовности к школьному

обучению- «Скоро в школу» и индивидуальные занятия по запросам родителей и педагогов.

По результатам диагностик наблюдается положительная динамика.

Результаты школьной зрелости по 3 методикам

Методики

2020 - 2021

2021 – 2022

2022 - 2023

2023-2024

Степень

психо

соц

зрелос

Умств

работо

способ

коррек

проба

Мотив

готовн

Венгер

Степ

психо

соц

зрелос

Умств

работо

способ

коррек

проба

Моти

готов

Венге

Степ

псих

соц

зрело

Умст

работ

спосо

корре

проб

Моти

готов

Венг

Степ

Психсо

Умс

рабо

М

то

Высокий

92%

54%

98%

96%

62%

100%

93%

71%

99%

90%

53%

96

Средний

8%

46%

2%

4%

38%

0

7%

29%

1%

10%

47%

4

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0