"Культура раннего Возрождения в Италии"

Автор: Чижова Ирина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Торжок, Тверская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Культура раннего Возрождения в Италии"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учитель истории МБОУ «Гимназия №2» г.Торжка Чижова Ирина Александровна

Технологическая карта «Культура раннего Возрождения в Италии» 6 класс. История Средних веков

Педагогические

цели
Создать условия для формирования представлений о достижениях эпохи Возрождения; познакомить с понятиями гуманисты, палаццо, новелла
Тип урока
Урок изучения нового материала
Планируемые

образовательн

ые результаты

Предметные:
знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:

Познавательные
: структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково- символические средства для систематизации материала.
Регулятивные:
выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока

Планируемые результаты
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организац ии взаимодей ствия на уроке Предметные Формируемые умения (УУД) Формы контроля
I.

Организационн

ый момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствую т учителя. Организуют своё рабочее место. Фронталь ная.
Личностные:
проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
II.

Актуализация

знаний
Беседа - Назовите характерные признаки произведений средневековой культуры. - Какие особенности объединяют все эти произведения? - Что такое античная культура? - В чём состояло своеобразие политической и экономической жизни средневековой Италии? Отвечают на вопросы, составляют кластер на тему «Средневеков ая культура» Фронталь ная Называют характерные признаки античной и средневековой культуры. Раскрывают своеобразие политической жизни средневековой Италии
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Устные ответы
III. Постановка
Беседа Сообщает тему урока, Формулирую Фронталь
Регулятивные:


учебных задач
предлагает сформулировать учебные задачи. т учебные задачи ная выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
IV. Изучение

нового

материала
Рассказ учителя См. Приложение 1 Слушают учителя, делают записи в тетрадях, работают с текстом параграфа 29 Фронталь ная Знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение
Познавательные:
структурируют учебный материал.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале. Записи в тетради Работа с учебником (с. 239-240) Предлагает прочитать в учебнике дополнительную информацию о творчестве Петрарки, а также отрывок из его произведения и ответить на вопрос: - Почему благодаря творчеству Петрарки и его последователей возрос авторитет гуманистов? (Петрарка в своих произведениях свободно размышляет, высказывает своё мнение, его любовная лирика призвана вершиной средневековой литературы. Его советы и даже суровые упрёки выслушивали и папы, и могущественные государи Италии). Работают с текстом, дают ответ на вопрос учителя Индивиду альная Проводят оценку исторической личности
Познавательные:
Находят и выделяют в тексте необходимую информацию.
Коммуникативные:
Осознанно используют в процессе общения речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. Ответ на вопрос Беседа - Последователем и учеником Петрарки был Джованни Боккаччо. Его знаменитое произведение «Декамерон» - сборник новелл, в которых автор показывает людям, что они имеют право на счастье и любовь, не знающие сословных преград. Вместе с Петраркой Боккаччо считается создателем итальянского литературного Слушают учителя, отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях Индивиду альная Высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с учебной задачей.
Личностные:
осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения. Ответ на вопрос
языка. Именно на этом языке он писал свои лучшие произведения. Вспомните, на каком языке проходило богослужение в католической церкви, обучение в университетах? Работа с учебником (п.5, с.241-242) Предлагает прочитать о развитии живописи в эпоху раннего Возрождения и ответить на вопрос: - Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? Читают текст, отвечают на вопрос Индивиду альная Знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения
Познавательные:
выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные:
принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Личностные:
проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры Устные ответы
V. Первичное

осмысление и

закрепление

знаний
Работа с таблицей Предлагает в качестве закрепления изученного материала самостоятельно составить и заполнить таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения» в сравнении со средневековьем Небольшой блиц-опрос по теме в виде игры в крестики-нолики с последующей взаимопроверкой Заполняют таблицу Отвечают на вопросы учителя Работа в парах Взаимопр оверка Знают деятелей эпохи раннего Возрождения, их выдающиеся произведения
Познавательные:
обобщают учебный материал.
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
строят понятные для партнёра высказывания. Таблица
VI. Итоги

урока.

Рефлексия.
Обобщающая беседа на тему : Чем важна в истории человечества эпоха Возрождения? Закончите предложения: - Я приобрёл.. - Я научился.. - Я смог… - Меня заинтересовало… - Мне захотелось.. - У меня получилось… - Мне понравилось… Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональн ое состояние на уроке Фронталь ная
Регулятивные:
оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Личностные:
Понимают причины успеха в учебной деятельности Оценивани е работы учащихся на уроке Домашнее задание Учебник, параграф 29; записи в тетрадях, кластер Записывают домашнее задание Индивиду альная
Регулятивные:
принимают учебную задачу для самостоятельного
выполнения.
Ресурсный материал к уроку

Сонет, посвящённый эпохе Возрождения

Евгений Орел
Культур античных яркое цветенье Затмил средневековый декаданс. Сменил эпоху эту – Ренессанс, Иначе наречённый – Возрожденьем. В порывах озаренья и сомненья Наука с верой не нашли баланс. Рождали фреску, мадригал, романс – Перо и кисть на крыльях вдохновенья.
Тема и постановка цели урока
- Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением? - Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ. - Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек) - О каких особенностях средневековой культуры вы знаете? Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!
3. Изучение нового.

Проблемный вопрос::: Почему именно Италия стала местом появления новой культуры – культуры Возрождения?

1.
Поработайте с текстом, п.1 параграфа 29.
Причины начала Возрождения в Италии
Полноценное Возрождение появилось в Италии в 15 веке. Возрождением называют подъем культуры и духовного обновления общества, который начался еще в 40-е годы 14 века, а заканчивается примерно в 30-е г.г.17 века. Словом "возрождение" определяется как конкретной исторической эпохой, так и названием культуры этой эпохи. Термином же "ренессанс"обозначается стиль литературы и искусства называемой эпохи. Итак, Возрождение возникло в Италии. Каковы же были его причины? В этот период в Италии существовал высокий уровень урбанизации (большое число населения проживало в городах). Соответственно, развивалась торговля, ремесленничество. В обществе назревала потребность в скульпторах, архитекторах, учителях. Именно в это время стало модно иметь собственные библиотеки. Еще одна причина возникновения Возрождения – идейная. Она связана с гуманизмом. "Человек должен жить здесь и сейчас" - гласит принцип. Появляется интерес к земной жизни человека, в то время как раньше люди думали о загробной. Земная была для них лишь прелюдией, от которой зависело дальнейшее их положение и даже счастье после смерти. В-третьих, Италия – наследница великой Римской империи и ее культуры. Эпоха Возрождения возвращается к античной культуре. Средневековье пятнало античность. Книги великих авторов Теренция, Вергилия, Анакреона, Цезаря горели синим пламенем. Возрождение не просто помогло обществу снова оценить их. Сюжеты произведений античности ложились в основу творений гуманистов.
2.

В чем особенность новой культуры?
От размышлений о Божественном мыслители перешли к изучению трудов античных философов, где проявляется интерес к человеку, его земной жизни. Их занятия в студии гуманитатис – познании человеческого, превратило их в гуманистов (стр.238-239) - Беседа по вопросам таблицы -Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

3.

Давайте сравним представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Заполни таблицу:
Отношение Средние века Эпоха Возрождения Отношение Средние века Эпоха Возрождения К человеку Человек-греховное существо по своей природе, он не достоин внимания. К человеку Человек-греховное существо по своей природе, он не достоин внимания. Интерес к человеку и его делам, воспевание чувств, изображение реалистичных черт ,цель жизни – в труде на пользу людям. К природе Природа лишь творение бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей. К природе Природа лишь творение бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей. Воспевание красоты природы, изображение людей на фоне пейзажа. К античной культуре Античная нехристианская культура осуждалась церковью К античной культуре Античная нехристианская культура осуждалась церковью Возрождение античной культуры, ее изучение и использование ее в качестве образцов. К Богу и церкви Христианство, церковь играла первостепенную роль в жизни людей. К Богу и церкви Христианство, церковь играла первостепенную роль в жизни людей. Не отвергали христианство, античные образцы часто использовались в церковных жанрах и формах.
4.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1.
Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Слайд
2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.
Слайд 3.
В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий. Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны
Задание. Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем
? (античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.
??? А как изменилась архитектура итальянских городов?
Палаццо (просторны, комфортабельны, удобны для человека)
IV. Закрепление изученного на уроке.

Задание 1.
В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам: - Кто слишком долго спит-теряет время. - Помни, что время упущенное нельзя вернуть. - Будь тщательным и бережливым во всех своих делах. -Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха. - Всегда трудись, чтобы получить выгоду.
1. Какую цель жизни автор считает главной?

2. Какими способами он предлагает ее добиться?
Задание3. 1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти ? -«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам». -«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели». -«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».
Задание2. Игра « Крестики-нолики»
Х О Х О Х О Х О Х 1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения. 2. Её родиной считается Греция. 3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости» 4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком» 5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм. 6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы. 7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку. 8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон» 9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

5.

Итог урока. Домашнее задание: п.29, объяснить кластер:
-Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось? - На какие вопросы вы не получили ответы? -Что не получалось у нас на уроке?
Почему важно изучать культуру эпохи Возрождения?

– Составьте 2 фразы, в которых вы сформулируете свое отношение к эпохе Возрождения

Приложение
Середина XIV века – это время появления культуры Возрождения, родиной которой стала Италия. употребление этого термина показывает неразрывную связь новой культуры с культурой античности. Деятели искусства этой эпохи называли себя «любителями мудрости» и считали античность золотым веком в истории человечества. Последовавший за античностью период они считали «тёмными веками» - за грубость нравов и упадок культуры, своё же время называли эпохой Возрождения, так как стремились возродить достижения древних греков и римлян. Деятели эпохи Возрождения видели мир совсем в другом свете, чем люди Средневековья. В Средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Люди стремились познать Бога, его законы, изучали Библию, работы Отцов церкви. Деятели эпохи Возрождения, напротив, стремились познать человека, его земную жизнь. Гуманизм – новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека. Гуманисты считали человека венцом Божьего творения, они полагали, что он может достичь счастья уже при жизни. Они говорили, что люди равны от рождения, в каждом из нас заложены равные способности, которые в последующем необходимо развивать. Гуманисты утверждали, что благородство проявляется не в наличии знаменитых предков, а в воспитании и образовании.
Текст 1 Причины начала Возрождения в Италии
Полноценное Возрождение появилось в Италии в 15 веке. Возрождением называют подъем культуры и духовного обновления общества, который начался еще в 40-е годы 14 века, а заканчивается примерно в 30-е г.г.17 века. Словом "возрождение" определяется как конкретной исторической эпохой, так и названием культуры этой эпохи. Термином же "ренессанс" обозначается стиль литературы и искусства называемой эпохи. Итак, Возрождение возникло в Италии. Каковы же были его причины? В этот период в Италии существовал высокий уровень урбанизации (большое число населения проживало в городах). Соответственно, развивалась торговля, ремесло. В обществе назревала потребность в скульпторах, архитекторах, учителях. Именно в это время стало модно иметь собственные библиотеки. Еще одна причина возникновения Возрождения – идейная. Она связана с гуманизмом. "Человек должен жить здесь и сейчас" - гласит принцип. Появляется интерес к земной жизни человека, в то время как раньше люди думали о загробной. Земная была для них лишь прелюдией, от которой зависело дальнейшее их положение и даже счастье после смерти. В-третьих, Италия – наследница великой Римской империи и ее культуры. Эпоха Возрождения возвращается к античной культуре. Средневековье пятнало античность. Книги великих авторов Теренция, Вергилия, Анакреона, Цезаря горели синим пламенем. Возрождение не просто помогло обществу снова оценить их. Сюжеты произведений античности ложились в основу творений гуманистов.

Текст 2. Культура раннего Возрождения Италии.
Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного». С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя
гуманистами
(с лат. humanus – человеческий). В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз. Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков. В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты. В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы. В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.