Автор: Чижова Ирина Александровна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Торжок, Тверская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Культура раннего Возрождения в Италии"
Учитель истории МБОУ «Гимназия №2» г.Торжка Чижова Ирина Александровна
Технологическая карта «Культура раннего Возрождения в Италии» 6 класс. История Средних веков
Педагогические
цели
Создать условия для формирования представлений о достижениях эпохи Возрождения; познакомить с понятиями гуманисты, палаццо, новелла
Тип урока
Урок изучения нового материала
Планируемые
образовательн
ые результаты
Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку
исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового
привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.
Метапредметные:
Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-
символические средства для систематизации материала.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою
работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия,
контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной
деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой
художественной культуры.
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока
Планируемые результаты
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия на
уроке
Предметные
Формируемые умения
(УУД)
Формы
контроля
I.
Организационн
ый момент
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствую
т учителя.
Организуют
своё рабочее
место.
Фронталь
ная.
Личностные:
проявляют
положительное
отношение к учебной
деятельности.
II.
Актуализация
знаний
Беседа
- Назовите характерные
признаки произведений
средневековой культуры.
- Какие особенности объединяют
все эти произведения?
- Что такое античная культура?
- В чём состояло своеобразие
политической и экономической
жизни средневековой Италии?
Отвечают на
вопросы,
составляют
кластер на
тему
«Средневеков
ая культура»
Фронталь
ная
Называют характерные
признаки античной и
средневековой культуры.
Раскрывают своеобразие
политической жизни
средневековой Италии
Коммуникативные:
выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью.
Устные
ответы
III. Постановка
Беседа
Сообщает тему урока,
Формулирую
Фронталь
Регулятивные:
учебных задач
предлагает сформулировать
учебные задачи.
т учебные
задачи
ная
выделяют и сохраняют
учебные задачи.
Коммуникативные:
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
IV. Изучение
нового
материала
Рассказ учителя
См. Приложение 1
Слушают
учителя,
делают
записи в
тетрадях,
работают с
текстом
параграфа 29
Фронталь
ная
Знают хронологические
рамки эпохи раннего
Возрождения, объясняют
значение понятий
гуманизм, Возрождение
Познавательные:
структурируют учебный
материал.
Регулятивные:
учитывают ориентиры,
выделенные учителем в
новом учебном
материале.
Записи в
тетради
Работа с
учебником (с.
239-240)
Предлагает прочитать в
учебнике дополнительную
информацию о творчестве
Петрарки, а также отрывок из
его произведения и ответить на
вопрос:
- Почему благодаря творчеству
Петрарки и его последователей
возрос авторитет гуманистов?
(Петрарка в своих произведениях
свободно размышляет, высказывает
своё мнение, его любовная лирика
призвана вершиной средневековой
литературы. Его советы и даже
суровые упрёки выслушивали и папы,
и могущественные государи
Италии).
Работают с
текстом, дают
ответ на
вопрос
учителя
Индивиду
альная
Проводят оценку
исторической личности
Познавательные:
Находят и выделяют в
тексте необходимую
информацию.
Коммуникативные:
Осознанно используют в
процессе общения
речевые средства для
выражения своих чувств
и мыслей.
Ответ на
вопрос
Беседа
- Последователем и учеником
Петрарки был Джованни
Боккаччо. Его знаменитое
произведение «Декамерон» -
сборник новелл, в которых автор
показывает людям, что они
имеют право на счастье и
любовь, не знающие сословных
преград.
Вместе с Петраркой Боккаччо
считается создателем
итальянского литературного
Слушают
учителя,
отвечают на
вопрос,
делают
записи в
тетрадях
Индивиду
альная
Высказывают суждения о
значении идей гуманизма
и Возрождения для
развития европейского
общества
Регулятивные:
планируют свои
действия в соответствии
с учебной задачей.
Личностные: осознают
значимость
литературного наследия
Средних веков и раннего
Возрождения.
Ответ на
вопрос
языка. Именно на этом языке он
писал свои лучшие
произведения.
Вспомните, на каком языке
проходило богослужение в
католической церкви, обучение в
университетах?
Работа с
учебником (п.5,
с.241-242)
Предлагает прочитать о
развитии живописи в эпоху
раннего Возрождения и ответить
на вопрос:
- Что нового привнесли в
архитектуру, скульптуру и
живопись деятели искусства
Возрождения?
Читают текст,
отвечают на
вопрос
Индивиду
альная
Знают, что нового
привнесли в архитектуру,
скульптуру и живопись
деятели искусства
Возрождения
Познавательные:
выделяют существенную
информацию из текста.
Регулятивные:
принимают учебную
задачу для
самостоятельного
выполнения.
Личностные:
проявляют интерес к
шедеврам мировой
художественной
культуры
Устные
ответы
V. Первичное
осмысление и
закрепление
знаний
Работа с
таблицей
Предлагает в качестве
закрепления изученного
материала самостоятельно
составить и заполнить таблицу
«Мыслители и художники
раннего Возрождения» в
сравнении со средневековьем
Небольшой блиц-опрос по теме
в виде игры в крестики-нолики с
последующей взаимопроверкой
Заполняют
таблицу
Отвечают на
вопросы
учителя
Работа в
парах
Взаимопр
оверка
Знают деятелей эпохи
раннего Возрождения, их
выдающиеся
произведения
Познавательные:
обобщают учебный
материал.
Регулятивные:
вносят необходимые
коррективы в действие
после его завершения.
Коммуникативные:
строят понятные для
партнёра высказывания.
Таблица
VI. Итоги
урока.
Рефлексия.
Обобщающая
беседа на тему :
Чем важна в
истории
человечества
эпоха
Возрождения?
Закончите предложения:
- Я приобрёл..
- Я научился..
- Я смог…
- Меня заинтересовало…
- Мне захотелось..
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
Отвечают на
вопросы,
оценивают
свою работу,
эмоциональн
ое состояние
на уроке
Фронталь
ная
Регулятивные:
оценивают свою работу
на уроке, анализируют
своё эмоциональное
состояние.
Личностные:
Понимают причины
успеха в учебной
деятельности
Оценивани
е работы
учащихся
на уроке
Домашнее
задание
Учебник, параграф 29; записи в
тетрадях, кластер
Записывают
домашнее
задание
Индивиду
альная
Регулятивные:
принимают учебную
задачу для
самостоятельного
выполнения.
Ресурсный материал к уроку
Сонет, посвящённый эпохе Возрождения
Евгений Орел
Культур античных яркое цветенье
Затмил средневековый декаданс.
Сменил эпоху эту – Ренессанс,
Иначе наречённый – Возрожденьем.
В порывах озаренья и сомненья
Наука с верой не нашли баланс.
Рождали фреску, мадригал, романс –
Перо и кисть на крыльях вдохновенья.
Тема и постановка цели урока
- Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?
- Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.
- Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)
- О каких особенностях средневековой культуры вы знаете?
Начиная с 14 века, в богатых городах Италии
появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда
процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь
любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к
древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!
3. Изучение нового.
Проблемный вопрос::: Почему именно Италия стала местом появления новой культуры – культуры Возрождения?
1.
Поработайте с текстом, п.1 параграфа 29.
Причины начала Возрождения в Италии
Полноценное Возрождение появилось в Италии в 15 веке. Возрождением называют подъем культуры и духовного обновления общества, который начался еще в 40-е годы 14
века, а заканчивается примерно в 30-е г.г.17 века. Словом "возрождение" определяется как конкретной исторической эпохой, так и названием культуры этой эпохи. Термином
же "ренессанс"обозначается стиль литературы и искусства называемой эпохи.
Итак, Возрождение возникло в Италии. Каковы же были его причины?
В этот период в Италии существовал высокий уровень урбанизации (большое число населения проживало в городах). Соответственно, развивалась торговля,
ремесленничество. В обществе назревала потребность в скульпторах, архитекторах, учителях. Именно в это время стало модно иметь собственные библиотеки.
Еще одна причина возникновения Возрождения – идейная. Она связана с гуманизмом. "Человек должен жить здесь и сейчас" - гласит принцип. Появляется интерес к земной
жизни человека, в то время как раньше люди думали о загробной. Земная была для них лишь прелюдией, от которой зависело дальнейшее их положение и даже счастье
после смерти.
В-третьих, Италия – наследница великой Римской империи и ее культуры. Эпоха Возрождения возвращается к античной культуре. Средневековье пятнало античность. Книги
великих авторов Теренция, Вергилия, Анакреона, Цезаря горели синим пламенем. Возрождение не просто помогло обществу снова оценить их. Сюжеты произведений
античности ложились в основу творений гуманистов.
2.
В чем особенность новой культуры?
От размышлений о Божественном мыслители перешли к изучению трудов античных философов, где проявляется интерес к человеку, его земной жизни. Их занятия в
студии гуманитатис – познании человеческого, превратило их в гуманистов (стр.238-239)
- Беседа по вопросам таблицы -Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).
3.
Давайте сравним представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения
Заполни таблицу:
Отношение
Средние века
Эпоха
Возрождения
Отношение
Средние века
Эпоха Возрождения
К человеку
Человек-греховное существо по
своей природе, он не достоин
внимания.
К человеку
Человек-греховное
существо по своей
природе, он не
достоин внимания.
Интерес к человеку и его
делам, воспевание чувств,
изображение реалистичных
черт ,цель жизни – в труде на
пользу людям.
К природе
Природа лишь творение бога,
условие жизни. К природе
относились потребительски, как к
источнику необходимых для
жизни вещей.
К природе
Природа лишь
творение бога,
условие жизни. К
природе относились
потребительски, как к
источнику
необходимых для
жизни вещей.
Воспевание красоты природы,
изображение людей на фоне
пейзажа.
К античной культуре
Античная нехристианская
культура осуждалась церковью
К античной культуре
Античная
нехристианская
культура осуждалась
церковью
Возрождение античной
культуры, ее изучение и
использование ее в качестве
образцов.
К Богу и церкви
Христианство, церковь играла
первостепенную роль в жизни
людей.
К Богу и церкви
Христианство,
церковь играла
первостепенную роль
в жизни людей.
Не отвергали христианство,
античные образцы часто
использовались в церковных
жанрах и формах.
4.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)
Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую
женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей
множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.
Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и
увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.
Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни.
Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из
разных сословий.
Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение
Венеры», …Мадонны
Задание. Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?
(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.
??? А как изменилась архитектура итальянских городов? Палаццо (просторны, комфортабельны, удобны для человека)
IV. Закрепление изученного на уроке.
Задание 1.
В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается
ряд наставлений современникам:
- Кто слишком долго спит-теряет время.
- Помни, что время упущенное нельзя вернуть.
- Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.
-Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь
добиться успеха.
- Всегда трудись, чтобы получить выгоду.
1. Какую цель жизни автор считает главной?
2. Какими способами он предлагает ее добиться?
Задание3.
1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти ?
-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в
праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».
-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы
стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».
-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не
следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно
государству и отдельным семьям».
Задание2. Игра « Крестики-нолики»
Х
О
Х
О
Х
О
Х
О
Х
1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.
2. Её родиной считается Греция.
3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»
4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а
средневековье – «золотым веком»
5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.
6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.
7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.
8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»
9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро
Боттиччели.
5.
Итог урока. Домашнее задание: п.29, объяснить кластер:
-Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?
- На какие вопросы вы не получили ответы?
-Что не получалось у нас на уроке?
Почему важно изучать культуру эпохи Возрождения?
– Составьте 2 фразы, в которых вы сформулируете свое отношение к эпохе Возрождения
Приложение
Середина XIV века – это время появления культуры Возрождения, родиной которой стала Италия. употребление этого термина показывает неразрывную связь новой
культуры с культурой античности. Деятели искусства этой эпохи называли себя «любителями мудрости» и считали античность золотым веком в истории человечества.
Последовавший за античностью период они считали «тёмными веками» - за грубость нравов и упадок культуры, своё же время называли эпохой Возрождения, так как
стремились возродить достижения древних греков и римлян.
Деятели эпохи Возрождения видели мир совсем в другом свете, чем люди Средневековья.
В Средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Люди стремились познать Бога, его законы, изучали Библию, работы Отцов церкви. Деятели эпохи
Возрождения, напротив, стремились познать человека, его земную жизнь.
Гуманизм – новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека. Гуманисты считали человека венцом Божьего творения, они полагали, что
он может достичь счастья уже при жизни. Они говорили, что люди равны от рождения, в каждом из нас заложены равные способности, которые в последующем необходимо
развивать. Гуманисты утверждали, что благородство проявляется не в наличии знаменитых предков, а в воспитании и образовании.
Текст 1 Причины начала Возрождения в Италии
Полноценное Возрождение появилось в Италии в 15 веке. Возрождением называют подъем культуры и духовного обновления общества, который начался еще в 40-е годы 14
века, а заканчивается примерно в 30-е г.г.17 века. Словом "возрождение" определяется как конкретной исторической эпохой, так и названием культуры этой эпохи. Термином
же "ренессанс" обозначается стиль литературы и искусства называемой эпохи.
Итак, Возрождение возникло в Италии. Каковы же были его причины?
В этот период в Италии существовал высокий уровень урбанизации (большое число населения проживало в городах). Соответственно, развивалась торговля, ремесло. В
обществе назревала потребность в скульпторах, архитекторах, учителях. Именно в это время стало модно иметь собственные библиотеки.
Еще одна причина возникновения Возрождения – идейная. Она связана с гуманизмом. "Человек должен жить здесь и сейчас" - гласит принцип. Появляется интерес к земной
жизни человека, в то время как раньше люди думали о загробной. Земная была для них лишь прелюдией, от которой зависело дальнейшее их положение и даже счастье
после смерти.
В-третьих, Италия – наследница великой Римской империи и ее культуры. Эпоха Возрождения возвращается к античной культуре. Средневековье пятнало античность. Книги
великих авторов Теренция, Вергилия, Анакреона, Цезаря горели синим пламенем. Возрождение не просто помогло обществу снова оценить их. Сюжеты произведений
античности ложились в основу творений гуманистов.
Текст 2. Культура раннего Возрождения Италии.
Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».
С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и
настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus –
человеческий).
В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться,
прятать от чужих глаз.
Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец
творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь
совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь
помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.
В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты
будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.
В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от
происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными
предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.
В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на
нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее
образование своим детям.