Автор: Плешкова Наталья Витальевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Крутихинский детский сад- структурное подразделение МБОУ "Крутихинская СОШ"
Населённый пункт: с. Крутиха
Наименование материала: статья
Тема: Роль старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагогов по реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОО.
Роль старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности
педагогов по реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОО.
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное вымирает в
детях, то это означает начало смерти нации.
Г.Н.Волков.
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.
В наше сумасшедшее безвременье, впору всеобщего отчуждения, когда бездумно
рвутся вековые связи, в огромном море людей так легко затеряться навсегда, позабыть
друг друга, потерять себя и не только человеку, но и в целом народу. Особенно
актуальными эти проблемы оказались в нашей великой и многострадальной Отчизне.
Воспитание
дошкольников
в
духе
дружбы
между
народами
–
одна
из
задач
подрастающего
поколения.
Интернациональное
воспитание
предполагает
также
обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той Республики,
где он живет.
Богатое наследие национальной культуры может и должно создавать вокруг человека
особое пространство, формирующее культуру, расширяющее его образовательные и
познавательные
поля.
Наиболее
ярким
проявлением
культуры
народа
являются
современные художественные промыслы.
Наш детский сад долгое время работал на основе примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Программа построена на позициях гуманно –
личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей. С начала этого учебного года
детский сад работает по образовательной программе, разработанной на основании ФОП
ДО. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки
духовно-нравственно,
патриотического
и
эмоционального
воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). В вариативной части
программы было принято решение взять парциальную программу «Я –гражданин России»
В
программе
очень
хорошо
прослеживается
региональным
принцип
в
подаче
познавательного материала и основан он на знакомстве с историей и культурой страны,
города, села.
ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей,
объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории,
общим языком, культурой и самосознанием.
Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение
этнокультурной идентичности личности (представителей национальных меньшинств)
путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей
мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание
системы обучения и воспитания.
Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание,
технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как
субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс
знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных
ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием
опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре,
воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Этнокультурная компетентность дошкольника - формирующееся личностное качество,
развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной
культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – и затем к выстраиванию
положительного взаимодействия с другими людьми.
К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников могут быть
отнесены:
- наличие представлений об этнокультурной действительности.
Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от
общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать,
обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок старшего
дошкольного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом
прошлом,
о
геральдических
символах,
об
особенностях
(климатического,
географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического
и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности).
Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального
самосознания старших дошкольников;
- развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов,
эмоционально-положительное
отношение
к
людям
разных
этнических
групп,
к
результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры;
- развитие социальных способностей и навыков поведения.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и
правилами,
участвует
в
совместных
мероприятиях,
общается
с
людьми
разных
национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных,
национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные)
формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты.
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился
человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своей городе, селе, крае, знакомство с
историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим
своеобразием родного региона. Ведущую роль в формировании этого опыта играет
взрослый – педагог, передающий ребенку свои знания и мудрость. Задача педагога –
отобрать наиболее яркую, конкретную, вызывающую интерес информацию, а главное,
воспитать ребенка патриотом можно только в том случае, если педагог сам любит свою
Родину и хорошо знает все особенности региона, где он живет.
Национально – региональная направленность позволяет регулировать соотношение
«общего,
особенного
и
единичного»
в
педагогическом
процессе
и
содержании
образования. Под «общим» в данном случае мы понимаем общечеловеческие ценности.
Под «особенным» - общерегиональные ценности, т.е. то, что присуще этносам,
населяющим определенный регион, под «единичным» - то, что присуще каждому этносу в
отдельности, т.е. его самобытности.
Перестройка социально-экономической жизни России повысила требования к
личностному и профессиональному развитию педагога.
ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» предполагает
формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
В профессиональном стандарте педагога (Приказ Министерства труда и социальной
защиты
РФ
№544н
"Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013
года. Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года) подразумевается
педагог готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым
действиям,
ответственный
и
самостоятельный
в
принятии
решений
–
все
эти
характеристики деятельности успешного профессионала.
Система образования в наши дни рассчитана на творческого педагога, умеющего
находить новые подходы к решению профессиональных задач.
Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе
совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет
регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного
образования.
Основные концептуальные идеи нашей работы:
1.Идея патриотического воспитания от традиционной народности, до актуальных задач
воспитания
экологии
культуры
и
нравственной
оседлости
(К.Д.Ушинский,
В.А.Сухомлинский, Д.С.Лихачев).
2. Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную
оседлость» так как без корней в родной местности, в родной стороне, человек похож на
иссушенное растение, перекати-поле. Академик Д.С.Лихачев
Познавательное развитие детей до 5-ти лет идёт на уровне накопления впечатлений.
Пятилетние дети – это наблюдатели, созерцатели и участники эмоционально окрашенных
событий, но ещё не знатоки. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие
совершенствуется на основе систематизации и обобщения знаний. Эти возрастные
особенности накладывают отпечаток на методику организации всех видов работы. До
шести лет дети в основном накапливают непосредственную информацию в городском или
сельском пространстве и при чтении художественной литературы. В подготовительной
группе в эту работу вносятся знаки, символы, модели, карты и схемы.
Цель данной работы: повышение профессиональной компетентности педагогов по
разделу Краеведение через организацию работы по осуществлению регионально-
этнической направленности образовательного процесса в ДОО.
Работа по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего
ДОО заключалась в том, что в этот процесс включены и дети, и педагоги, и родители.
Данная работа была начата не спонтанно. Этому предшествовал анализ результатов
мониторинга детей по разделу "Краеведение" образовательной области "Познавательное
развитие", по реализации регионального компонента образовательной программы.
Дети имеют низкий уровень представлений о жизни, быте и культуре своего народа.
Дети допускают много ошибок при беседе о животном и растительном мире Курганской
области. Не проявляют интереса к народному творчеству, фольклору.
Дети подготовительной группы допускают ошибки при выборе картинок с
изображением продукции предприятий районного центра, области, не знают Героев –
земляков, не могут рассказать об их подвиге. Также у детей вызывает затруднение
вопросы о символике Курганской области, Далматовского района.
Познавательный интерес к явлениям истории и культуры родного края у детей очень
низкий.
Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального
компонента в ДОО происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на
быте, фольклоре и традициях.
Был проведен анализ предметно-развивающей среды:
В группах нет центров по краеведению, где дети в самостоятельно могут закрепить
знания, полученные при совместной деятельности с
взрослым, т.е. выявилось
затруднения педагогов в организации предметно-развивающей среды.
В группах недостаточное количество материала по ознакомлению с родным краем.
В методическом кабинете не достаточно дидактического материала, методической
литературы по краеведению.
При планировании педагоги уделяли внимание по ознакомлению с городом
Курганом, забывая, что краеведение подразумевает и ознакомление со всей страной, с
обычаями, традициями, фольклором, животным, растительным миром и т.д.
Разработанная диагностика также подразумевала выявление знаний детей по
Кургана, что касалось Курганской области, то этот раздел очень незначительно был
затронут. Т.е.педагоги имеют затруднения в планировании своей работы по данному
разделу.
Затем был проведен мониторинг по изучению готовности и возможностей
педагогического коллектива к осуществлению регионально-этнической направленности
образовательного процесса по расширению знаний по разделу «Краеведение».
Состояние готовности педагогов было выявлено в ходе анкетирования педагогов
нашего ДОО.
Общая картина отношения педагогов нашего ДОО к проблемам, связанным с
осуществлением регионально-этнической направленности процесса воспитания детей
дошкольного возраста, сложилась следующая: 85,8% воспитателей имеют позитивное
отношение и по 7,1 % - негативное и индифферентное. То есть доля педагогов,
выражающих
явное
нежелание
или
проявляющих
безразличие
к
необходимости
осуществления
регионально-этнической
направленности
процесса
воспитания,
значительно ниже, чем доля воспитателей, признающих необходимость данного процесса.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной
проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе,
крае,
стране.
Не
имея
достаточного
количества
знаний,
трудно
сформировать
уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национальной
направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических
условий.
Мы связываем краеведение и с патриотическим воспитанием. Сначала среда
существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до
детского сада и улицы, впоследствии – родного города, края, страны, всего культурного
мира.
Второй год в своей работе педагогами детского сада используется программа «Щедро
Зауралье талантами» В данном пособие представлена программа приобщения к историко-
культурному наследию родного края детей младшего дошкольного возраста. А также
программа «Я гражданин России», которая направлена на формирование основ
гражданственности и патриотизма детей старшего дошкольного возраста
Перед нами встала задача по созданию системы работы для ознакомления детей не только
с. Крутиха, но и с родным краем.
Для решения цели поставлены задачи:
Создать нормативно-правовую базу.
Разработать методическое обеспечение (перспективный план, создание картотеки
литературы, подбор анкет, тестов).
Отобрать наиболее эффективные методы и приемы для развития профессиональной
компетентности.
Разработать диагностический инструментарий.
Создать обогащенную развивающую среду в ДОО.
Прогнозируемый результат:
Создана нормативно-правовая база.
Разработано методическое обеспечение.
Отобраны наиболее эффективные методы и приемы для развития профессиональной
компетентности.
Подобран диагностический инструментарий.
Создана развивающая среда в ДОО.
Работа состояла из 3 этапов.
1 этап: Диагностический.
Цель: выявить существующие проблемы, сформировать базу данных о
профессиональной компетентности педагогов.
На этом этапе мы:
разработали диагностический инструментарий,
провели диагностику педагогов и умение планировать свою работу,
провели анализ предметно-развивающей среды,
провели мониторинг знаний детей по краеведению.
Диаграммы этой работы вы видели на экране.
Целью следующего этапа в работе стала: создание условий для повышения
компетентности педагогов по регионально-этнической направленности образования в
ДОУ, для развития творческих способностей педагогов.
На данном этапе были разработаны перспективные планы работы с детьми, составлен
план работы с педагогами.
Мы используем принципы работы по краеведению:
Принцип историзма, краеведения и гражданственности.
Принцип активности (участие всего коллектива педагогов).
Принцип сознательности (осознанное понимание педагогов ДОО в необходимости
повышения
профессиональной
компетентности
по
регионально-этнической
направленности образовательного процесса).
Принцип
систематичности
(проведение
мероприятий
по
осуществлению
регионально-этнической
направленности
образовательного
процесса
ДОО
систематически, а не от случая к случаю).
Принцип
целенаправленности
(подчинение
комплекса
всех
проводимых
мероприятий одной четко определенной цели).
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через
следующие формы организации работы с детьми: традиционные и нетрадиционные.
На данном этапе встал вопрос о необходимости в разработке методов и приемов,
которые бы заинтересовали педагогов и, главное, дали бы стимул на дальнейшую работу
по данной теме.
Традиционные формы работы с педагогами ДОО по накоплению опыта по
краеведению:
Педсоветы, семинары, семинары-практикумы, консультации, мультимедийные
презентации.
Пополнение
центров
по
краеведению
в
ДОО,
пополнение
материально-
технического оснащения педпроцесса по данной теме.
Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в ДОО; в районных конкурсах,
выставках, ППО.
Нетрадиционные формы работы:
Педагогические мастерские.
Создание мини-музеев в группах.
Выставка групповых фотогазет «Поход детей к памятникам (историческим местам)
г.Далматово и с. Крутиха».
Презентация семейной реликвии.
В нашем детском саду, практически, все педагоги умеют мастерить. Поэтому было
принято решение дать им "пищу для рук". Так появились «Педагогические мастерские».
Цель: обмен опыта работы педагогов.
Работа в педагогических мастерских – это долговременный проект, который включает
в себя несколько форм работы.
Во – первых был проведен смотр-конкурс по центрам краеведения в группах. Педагогами было
создано много методических пособий для данных центров. В нашем детском саду нет
возможности создать музей по краеведению, поэтому создание таких центров помогает их
заменить, организовав в них работу по музейной педагогике. Условно содержание знаний о
родном крае в центре краеведении можно разделить на три
основных блока: мир природы,
деятельность людей и культурный облик родного села. Затем организована и проведена
«Методическая копилка» консультация – презентация центров воспитателями своей
группы, где каждый смог почерпнуть для себя что-то новое и интересное у своих коллег.
Создана творческая группа по внедрению музейной педагогики в ДОО. Музей в ДОО
будет иметь переносной характер, т.к. возможности оформить, пусть даже небольшое
помещение - нет. Мини-музей будет оформлен в фае ДОО для ознакомления родителей в
работой детского сада, но это будет временный переносной мини-музей, в котором
педагоги смогут проводить беседы, а дети рассматривание экспонатов.
Педагогами были созданы макет русской избы.
Проведен мастер-класс по изготовлению куклы -оберега. Обереги люди создавали
издавна. Раньше русские женщины, изготавливая обереги, часто их дарили. А русским
женщинам дарить обереги было нельзя. Они изготавливались для своей семьи и
оставались дома, чтобы не раздарить свое счастье, благополучие, здоровье и т.д.
Работа с родителями.
Участие педагогов, родителей и детей в районных выставках, в выставках,
организованных в ДОО.
При организации совместной деятельности педагогами проводится проектная
деятельность. Так совместно с родителями были созданы и реализованы следующие
проекты: «День Победы», «Из бабушкиного сундука».
С родителями проводился мастер-класс по изготовлению куклы оберега.
Также с сентября 2024 года в детском саду выпускается газета «Ладушки». Выпускается 1
раз в квартал, в газете родители, бабушки и дедушки могут ознакомиться с работой ДОО,
новостями, принять участие в акциях. А воспитанники здесь найдут интересные игры.
3 этап – заключительный (май 2025г.)
Цель: подведение итогов.
На данный период мы подвели итоги и вот что у нас получилось.
По-первому вопросу низкий уровень отсутствует (Предмет этнопедагогики).
По-второму вопросу низкий уровень отсутствует (Понятие «регионально-этническая
направленность процесса воспитания).
По-третьему вопросу низкий уровень снизился на 3,2% (Знание истории родного края).
По-четвертому вопросу низкий уровень снизился на 4% (Знание героев народного эпоса).
По-пятому вопросу низкий уровень снизился на 28% (Знание традиций и обычаев своего
народа).
По-шестому вопросу низкий уровень снизился на 17% (Знание методов, средств и форм
народного воспитания).