Напоминание

Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды продуктивной деятельности

Автор: Семенова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 97" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды продуктивной деятельности
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды продуктивной деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через различные

виды продуктивной деятельности».

Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой

занимаешься»

Ошо (Багван Шри Раджниша)

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития

творческой личности.

Известно,

что

у

каждого

человека есть

потребность в

творческой

деятельности

и,

в

той

или

иной

степени

развитые

творческие

способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными.

Если

ребенок

не

приобретает

положительного

опыта

творческой

деятельности в детстве, то во взрослом состоянии у него может сформироваться

убеждение, что это направление развития ему недоступно. Малое количество в

обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в

детстве

лишь

очень

немногие

оказались

в

условиях,

благоприятствующих

развитию их творческих способностей. А ведь именно через творчество человек

может наиболее полно раскрыться как личность.

Проблемой развития творческой активности занимались многие ученые.

Психологи Л.С.Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, и другие, раскрыли

понятие

творческих

способностей, выявили

компоненты,

этапы

их

развития,

рассмотрели

взаимосвязь

творчества

с

обучением,

указали

условия

развития

творчества.

В

процессе

рисования,

лепки,

аппликации,

конструирования

ребенок

испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое

он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая

изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются

его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать

качества

предметов,

запоминать

их

характерные

особенности

и

детали,

овладевать

изобразительными

навыками

и

умениями,

учиться

осознанно

их

использовать.

Еще

Аристотель

отмечал:

занятие

рисованием

способствует

разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги Я.А.

Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные

занятия художественной, творческой деятельностью.

Творческие задатки у каждого ребенка разные. Они зависят от свойств

нервной

системы,

ее

«пластичности»,

эмоциональной

чувствительности,

темперамента, во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние

на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка,

особенно семья.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина

писала:

«Дети,

конечно,

не

делаются

художниками

от

того,

что

в

течение

дошкольного

детства

им

удалось

создать

несколько

действительно

художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след,

так

как

они

приобретают

опыт

настоящего

творчества,

который

в

дальнейшем приложат к любой области труда».

Разумеется,

не

все

черты

творчества

могут

быть

развиты

у

детей

дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у

детей способность к альтернативным решениям нужно и можно. Как показывает

наш опыт и исследования, для этого необходимо так планировать занятия с

детьми по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, чтобы изображение

предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и

вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к

творчеству нами была поставлена цель: всестороннее развитие художественно —

творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту

формы предметов, сочетание цветов).

2.

Развивать

воображение,

мышление

(можно

выделить

наглядно-

действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ,

синтез, умение сравнивать), мелкую моторику рук, координацию движений.

3.

Формировать

эмоциональное

отношение

к

предметам

эстетического

характера.

4. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Свою работу мы начали со средней группы.

В

своей

работе

мы

использовали

методические

разработки

по

данной

проблеме:

Ю.

В.

Рузановой

«Развитие

моторики рук

у

дошкольников

в

нетрадиционной изобразительной деятельности», программу

художественного

воспитания

обучения

и

развития

детей

2-7

лет

«Цветные

ладошки»

И.

А.

Лыковой, опыт работы «Ступеньки творчества» Е.Н.Черниченко, «Природа и

художник»

Т.А.

Копцевой,

«Изобразительное

творчество

дошкольников

в

детском саду» Комаровой Т.С., программу по рисованию, лепке, аппликации с

детьми 4-7 лет. Г.С. Швайко, программу «Конструирование и ручной труд в

детском саду» Л. В. Куцаковой.

С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и

развития

изобразительной

деятельности

дошкольников

была

разработана

диагностика, взятая за основу авторов Т.С. Комаровой и Т.Г. Казаковой, Н.А

Ветлугиной. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение

за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. По результатам

диагностики

выявилось,

что

многие

изобразительные

умения

недостаточно

сформированы. В процессе наблюдения за художественным творчеством детей,

мы

отметили,

что

зачастую,

детские

работы

схематичны

и

однообразны,

некоторые

ребята

не

выбирают

ярких

цветов,

используют

неудачные

композиционные решения.

При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные

отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога

и родителей, тем больше успехов у ребенка. С целью выявления отношения

родителей к художественно

— творческой деятельности детей, мы провели

анкетирование,

которое

показало,

что

родители

положительно

относятся

к

детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка, не

всегда уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не

знают, как это сделать, не хватает времени, боятся испачкать мебель красками).

Поэтому перед нами встала необходимость работы над данной проблемой не

только с детьми, но и с родителями.

Свою работу мы начали с обогащения развивающей среды. Так, в группе

появилась

«зона

творчества»

с

разнообразными

традиционными

и

нетрадиционными

материалами

и

инструментами,

наглядно-дидактическими

пособиями, дидактическими играми: «Соедини по линиям и раскрась»; «Смешай

краски»; «Гусеница»; «Найди по силуэту»; «Собери радугу», «Подбери палитру

к картине», «Симметричные предметы»; картинке»; «Собери пейзаж»; и другие.

Оформлена

картотека

с

дидактическими

играми

по

изобразительной

деятельности.

. Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли

свободно,

по

интересам

выбирать

себе

материалы,

пособия

для

этого

вида

деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что делали

на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также

закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Родители

не

остались

в

стороне

и

помогали

пополнять

и

обновлять

предметно-пространственную

среду

в

группе:

насыщали

уголок

творчества

бросовым, природным, декоративным материалом.

В первое время дети к работе в уголке привлекались ненавязчиво, используя

удобные ситуации повседневной жизни. Например, создавалась «больница» по

ремонту книг, изготавливались сувениры и подарки на праздники для детей и

кукол, открытки на дни рождения, атрибуты для сюжетно - ролевых игр (лепка

овощей, хлебобулочных изделий из соленого теста), настольных спектаклей и

игр. Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к

изобразительной

деятельности.

Непринужденно,

не

настаивая,

мы

старались

заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекали их в

работу

в

уголке

художественного

творчества.

Старались

научить

детей

переживать,

чувству

радости

от

самостоятельно

выполненных

действий,

приучали

преодолевать

трудности.

Поддерживали

детей

доброжелательным

отношением,

похвалой.

Материалы

и

разные

техники

вводились,

исходя

из

возрастных

возможностей

детей,

применялись

с

учётом

индивидуальных

возможностей, ручных умений и навыков детей.

Как известно дети очень любят экспериментировать с изобразительными

материалами и техниками. В уголке дети могли в доступной форме провести

эксперименты с краской, песком, по смешиванию цветов, опыты с фактурными

отпечатками, опыты с бумагой, рисовать различными материалами.

Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал

для

развития

творчества,

фантазии

и

воображения.

На

прогулке

дети

с

удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка, рисуют

мелками

на

асфальте,

конструируют

из

конструкторов

и

строительных

материалов, зимой лепят разнообразные снежные фигуры.

Также

в

своей

работе

мы

использовали

нетрадиционные

техники

изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая живопись, на восковой

поверхности, крупами, печатками, кляксография, ниткография и другие. Данные

техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у

детей, но и вызывают желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из

соленого теста, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные

салфетки,

природный

материал),

использовать

пищевой

материал

(крупы,

макароны, яичную скорлупу).

Когда-то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с

красной

краской,

нельзя

её

класть

в

другую

краску,

прорисовав,

её

нужно

положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и

вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо т.п.». А мы возражаем, нужно мазать не

только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки «оживут».

Таким

образом,

чем

больше

органов

чувств

задействованы

в

познании,

тем

больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

В группе и в детском саду установлены стенды для выставок детских работ.

Основная цель их в активизации детского художественного творчества,

обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвовали в

украшении группы и детского сада своими работами. Также дети принимали

участия в различных конкурсах по продуктивным видам деятельности на разных

уровнях, посещали выставки, это позволяло дополнительно мотивировать детей к

творческой деятельности.

Свою работу разделили на этапы, где на каждом возрастном периоде были

поставлены свои задачи.

Подготовительным

этапом развития

художественно-творческих

способностей являлась работа с детьми средней группы, в ходе которой они

знакомились с разными изоматериалами и работой с ним, начали работу по

освоению простых нетрадиционных техник рисования, а также знакомила их с

видами бумаги (картоном, тонкой бумагой, цветной, гофрированной, калькой,

бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.). Для детей среднего возраста главным

было

создание

условий

для

творческой

работы,

научить

работать

с

изоматериалами.

На

каждое

занятие

подбирались

пособия,

инструменты

и

материал по комплекту на каждого ребёнка. Дети учились ориентированию на

плоскости листа, упражнялись в составлении композиций. Высоких результатов

достигли

в

наклеивании

в

произвольном

порядке.

Деятельность

носила

репродуктивный характер.

Для детей организовали кружок «Мир оригами», где дети с удовольствием

конструировали из бумаги.

В старшей группе творчески подошли к работе, создавали условия для

творчества

в

самостоятельной

и

совместной

деятельности

детей

по

использованию

разнообразных

материалов.

Продолжалась

работа

с

красками

бумагой, детьми использовались нетрадиционные способы и приемы рисования,

лепки уже с усложнением. Помимо использования бумаги широко применяли

бросовый и декоративный материал. Благодаря фантазии и изобретательности,

дети

создавали

удивительные

самоделки

из

него.

В

дело

шли

баночки,

коробочки, катушки, крышки, пробки, упаковки. Всё это помещалось в большой

коробке, которую можно в любой момент достать и найти там все необходимое.

Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советовали

им самим находить интересные решения. При изготовлении игрушек-самоделок

добивались, чтобы поделки имели аккуратный, красивый вид и имели не только

декоративное применение, но и использовались в театральной деятельности, как

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр,

игрушки-забавы,

сувениры,

подарки

родителям и друзьям.

В этом возрасте у детей начал возрастать интерес к творчеству, он

стал иметь продуктивный характер, появились любимые занятия, в которых дети

стремились

реализовать

свои

потребности.

В

процессе

деятельности

сформировались

разнообразные

умения

и

навыки,

у

них

стали

получаться

качественные

творческие

работы,

которые

они

используют

по

своему

желанию. Также для детей был организован кружок «Маленькие фантазёры»,

дети искали разные образы в петлях и крючках, оставленных нитью на листе,

дорисовывая какие - то детали, рисунок «оживал».

В подготовительной группе дети обучались новым способам деятельности,

проявляли свою фантазию и самостоятельность, создавали много коллективных

работ.

Все

групповое

пространство

способствует

формированию

у

детей

устойчивого

интереса

к

продуктивной

деятельности,

развитию

продуктивно-

творческих

способностей,

формированию

навыков

трудолюбия.

Работа

по

художественно-эстетическому развитию

формирует

у

ребенка

положительное

отношение к продуктивным видам деятельности, он ощущает удовольствие и

гордость от результата своего творчества. Получение результата становиться для

ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает

верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в

работе подбирались посильные по объему и сложности выполнения различные

задания,

чтобы

у

ребенка

не

пропал

интерес

к

деятельности,

чтобы

он

не

разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у

него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение,

желание довести работу до конца.

Особое внимание в развитии художественно - творческих способностей

уделялось взаимодействию

с

родителями. На

родительском

собрании

познакомили

родителей

с

нетрадиционными

техниками

рисования,

провели

мастер

-

класс

по

нетрадиционным

техникам

рисования,

чтоб

они

могли

применять их для творчества своих детей в домашних условиях.

Для

родителей

были

подготовлены

консультации,

буклеты

по

теме,

привлекали родителей к изготовлению игр и пособий.

Вовлекали родителей в активную творческую совместную деятельность.

Результатами этой деятельности, стали выставки творчества детей и родителей

группы.

Так

же

родители совместно

с

детьми принимали участие в

различных

конкурсах.

Из проведённой нами диагностики на конечном этапе можно сказать, что

эффективность

нашей

работы

позволили

значительно

повысить

результаты

развития детей.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что

проведённая нами работа позволила значительно повысить результаты детей.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они

помогают

многогранному,

всестороннему

развитию

детей.

Без

развития

творческих

способностей

через

продуктивную

деятельность

невозможно

интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют

деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет

делать руками, тем он умнее.

И в заключение хочется сказать словами А. Довженко «Одобряйте и

окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому

быть потрясенным и сердце свое держать высоко».