Авторы: Морозова Наталья Ивановна, Любезникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детский сад №139 Выборгского р-на
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: "Зимушка-зима"
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать
выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в
подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и
падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление;
зрительное внимание, слуховую память.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте
окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к
другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
1. Отгадывание загадки.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Ветви белой краской
Разукрашу,
Брошу серебро
На крышу вашу.
Тёплые весной
Придут ветра
И меня прогонят
Со двора. (Зима)
Беседа о зиме.
Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе
издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа
Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает
холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не
случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт
он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет
трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная,
морозная, зимушка)
Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым
ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег,
только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые
облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе
«хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По
ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22
декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает
понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь
называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды
на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на
стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе
говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по
земле снежную позёмку. В старину февраль называли
«снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало
деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок
называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера
называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка
подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко,
с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая
капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что
день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет
солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним
заморозкам. Вот такая примета.
.
Воспитатель: Послушайте, как описывают зиму поэты:
Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом нас покрыло: и деревья, и дома.
Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима! Вьется след
замысловатый. От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй,
зимушка-зима! Георгий Ладонщиков
Воспитатель: Ребята, какое время года описал поэт в своём стихотворении?
Ответы детей: Зиму.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. (рассматриваем
иллюстрации с зимой). Какое время года здесь изображено? Почему вы
решили, что на картинах зима? Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят с природой зимой? С
птицами? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимой некоторые птицы остаются зимовать, но под
снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно
помочь?
Ответы детей: Люди делают кормушки.
Воспитатель: А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края,
а остаются зимовать?
Ответы детей: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц (вывешиваются картинки, дети
называют птиц)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?» (после того, как
дети называют правильный ответ, вывешиваются картинки)
Клюшка нужна… (хоккеисту)
Коньки нужны… (конькобежцу)
Санки нужны … (саночнику)
Лыжи нужны (лыжнику)
Шайба нужна (хоккеисту)
Воспитатель: В какое время года можно заниматься этими видами спорта?
Ответы детей: Зимой.
Воспитатель. Значит, к каким видам спорта они относятся?
Ответы детей: К зимним.
Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом. И для этого
им необходимо спортивное снаряжение: коньки, санки, клюшка, шайба.
Скажите, а что вы любите делать зимой?
Ответы детей: Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в
снежки.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. минутка. (дети встают в круг)
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.
Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в игру “Времена года”. Для этого нам
нужно разделиться на 4 команды. (Детям дается набор карточек с
изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети
делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена
года. Каждая команда должна собрать как можно больше карточек,
соответствующих каждому времени года)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть
зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег,
то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково
называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Лёд – (ледок).
1. Холод – (холодок).
2. Метель – (метелица).
Итог. Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Ответы детей. О зиме.
Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?
Ответы детей. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.
Рисование «Зима»
- А сейчас мы будем рисовать Зиму (в тарелках с манкой).
Дети рисуют.
Рассматриваем рисунки. Подводим итог занятия.
Рефлексия. А теперь ребята, кому не понравилось сегодняшнее занятие,
положите снежинку в синее ведерко, кому понравилось – в красное.