Напоминание

"Зимушка-зима"

Авторы: Морозова Наталья Ивановна, Любезникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детский сад №139 Выборгского р-на
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: "Зимушка-зима"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;

развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать

выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в

подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и

падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление;

зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте

окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к

другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

1. Отгадывание загадки.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Ветви белой краской

Разукрашу,

Брошу серебро

На крышу вашу.

Тёплые весной

Придут ветра

И меня прогонят

Со двора. (Зима)

Беседа о зиме.

Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе

издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа

Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает

холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не

случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт

он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет

трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная,

морозная, зимушка)

Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым

ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег,

только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые

облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе

«хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По

ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22

декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает

понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь

называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды

на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на

стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе

говорят.

Февраль-последний месяц зимы.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по

земле снежную позёмку. В старину февраль называли

«снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало

деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок

называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера

называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка

подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко,

с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая

капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что

день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет

солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним

заморозкам. Вот такая примета.

.

Воспитатель: Послушайте, как описывают зиму поэты:

Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом нас покрыло: и деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима! Вьется след

замысловатый. От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй,

зимушка-зима! Георгий Ладонщиков

Воспитатель: Ребята, какое время года описал поэт в своём стихотворении?

Ответы детей: Зиму.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. (рассматриваем

иллюстрации с зимой). Какое время года здесь изображено? Почему вы

решили, что на картинах зима? Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят с природой зимой? С

птицами? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, зимой некоторые птицы остаются зимовать, но под

снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно

помочь?

Ответы детей: Люди делают кормушки.

Воспитатель: А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края,

а остаются зимовать?

Ответы детей: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц (вывешиваются картинки, дети

называют птиц)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?» (после того, как

дети называют правильный ответ, вывешиваются картинки)

Клюшка нужна… (хоккеисту)

Коньки нужны… (конькобежцу)

Санки нужны … (саночнику)

Лыжи нужны (лыжнику)

Шайба нужна (хоккеисту)

Воспитатель: В какое время года можно заниматься этими видами спорта?

Ответы детей: Зимой.

Воспитатель. Значит, к каким видам спорта они относятся?

Ответы детей: К зимним.

Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом. И для этого

им необходимо спортивное снаряжение: коньки, санки, клюшка, шайба.

Скажите, а что вы любите делать зимой?

Ответы детей: Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в

снежки.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физ. минутка. (дети встают в круг)

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в игру “Времена года”. Для этого нам

нужно разделиться на 4 команды. (Детям дается набор карточек с

изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети

делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена

года. Каждая команда должна собрать как можно больше карточек,

соответствующих каждому времени года)

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть

зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег,

то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Игра «Назови ласково»

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково

называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2. Лёд – (ледок).

1. Холод – (холодок).

2. Метель – (метелица).

Итог. Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?

Ответы детей. О зиме.

Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?

Ответы детей. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.

Рисование «Зима»

- А сейчас мы будем рисовать Зиму (в тарелках с манкой).

Дети рисуют.

Рассматриваем рисунки. Подводим итог занятия.

Рефлексия. А теперь ребята, кому не понравилось сегодняшнее занятие,

положите снежинку в синее ведерко, кому понравилось – в красное.