Напоминание

"Сенсорное воспитание детей младшего возраста"

Автор: Петрик Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Петрик Вера Николаевна

МБДОУ детский сад №19 г. Новороссийск

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста»

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое

воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и

трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами

чувств ощущать и воспринимать мир.

В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме,

цвете, величине, положении в пространстве, запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах

вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые

образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого.

Понятие «сенсорное воспитание» вошло в дошкольную педагогику, благодаря работам

Марии Монтессори. В основу своей педагогической системы, она положила – биологическую

предпосылку – жизнь, есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала

одного – представить ребёнку самого себя, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл её

метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребёнка к самореализации, к самовоспитанию, к

самообучению. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку организовать свою

деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.

В качестве ведущих дидактических принципов обучения М. Монтессори выделала –

кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть

незаметным и сосредотачивать всё внимание детей на объекте познания. Также, для сенсорного

воспитания достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различие формы, цвета и

величины и других свойств предметов.

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего развития ребёнка. С восприятия

предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорные эталоны:

1.Цвета – это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности;

2.Формы – геометрические фигуры;

3.Величины – метрическая система мер;

4.Вкус – сладкий, горький, солёный, кислый;

5.Запахи – состав, резкость;

6. Масса – тяжёлый, лёгкий;

7.Ориентация в пространстве – направление и местонахождение;

8.Ориентации во времени – части суток, время;

9.Звуки – громко, тихо, высоко, низко.

Этапы освоения сенсорных эталонов:

1.Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).

В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными

понятиями и другими простейшими свойствами предметов.

2.Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)

На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять

общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч

зелёный, как трава.

3.Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)

В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по

светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины —

метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка,

музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном

восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это

помогает лучше ориентироваться в мире.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное

свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь

пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных

предметов.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в

детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение

для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития

ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие

исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе

большие возможности для развития восприятия и представлений.

В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на

первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и

разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша

начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна –

необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине

и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде – основной вид воспитания.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. У ребенок

раннего возраста начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других

свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребенка следует знакомить со

всеми основными свойствами – это шестью цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый,

зелёный), с формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к

употреблениям их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время

действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и

«крышей». Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет

«абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении. Предмет оценивается как

большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это

отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость,

мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая кукла в мягкую ткань, малыш быстро усваивает,

что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Важным является

предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными

качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.

Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На

основе этого опыта происходит упорядочение знаний на занятиях. Планирование и методика

проведения занятий по сенсорному воспитанию.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса

воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни,

малышей надо научить спокойно, слушать воспитателя выполнять его указания, требования.

Сенсорное воспитание тесно связано со всеми остальными разделами работы.

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного

воспитания, осуществляющего в процессе предметной деятельности.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с

программой ознакомления с окружающим.

Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности

предусматривающий постепенное усложнение задания. Этим принципом обусловливается –

величиной и формой предметов. Которые можно обследовать путем ощупывания, а потом

сенсорным свойством, цвет. Ориентировка на который возможно только в плане зрительного

восприятия. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность.

Перспективное планирование по сенсорному развитию

детей группы раннего возраста

месяц

неделя

Тема занятий

Дидактическая задача

Дидактические

игры,

материал

сентяб

рь

1-2

неделя

Знакомство

детей с уголком

сенсорики.

Дать представление о том,

как пользоваться тем или

иным

дидактическим

пособием. Развивать интерес

у детей. Любознательность и

познавательную мотивацию.

Бизиборды разных видов,

Вкладыши

Шумелки и другое

Дидактические карточ

3-4

неделя

Наши матрешки

и пирамидки!

Вызвать интерес детей к

предметам

ближнего

окружения. Способствовать

реализации

потребности

ребенка

в

овладении

действиями с предметами.

Формировать готовность к

совместной деятельности со

взрослым и сверстниками.

Дать представление о части

и целого

«Собери матрёшку»

«Разбери матрёшку»

«Собери пирамидку»

«Разбери пирамидку»

дидактические карточки

октяб

рь

1-2

неделя

Наши пальчики

играют

(пальчиковые

игры)

Знакомство

с

пальчиковыми

красками

Развивать

познавательный

интерес

детей.

Расширять

опыт

ориентировки

в

пространстве.

Развивать

мелкую

моторику,

учить

соотносить

движения

пальцев

с

текстом,

концентрировать внимание.

Развивать

воображение

и

творческую активность.

Пальчиковая

гимнастика:

«Моя

семья»,

«Сорока

белобока».

Рисование

пальчиковыми

красками: «Дождик», «Моя

ладошка».

«Осенний листопад».

Ладошки детей.

Пальчиковые краски.

3-4

неделя

Наши пальчики

Продолжать

сенсорное

развитие.

Развивать

познавательные действия с

предметами,

умение

обобщать. Побуждать детей

подбирать

предметы

по

тождеству.

Сравнивать,

выделять

характерные,

существенные

признаки

предметов

и

явлений

окружающего мира.

«Найди такой же», «Подбери

пару»,

Игрушки

Дидактические карточки

ноябр

ь

1-2

неделя

Знакомство

с

формой

предметов

Развивать

познавательный

интерес детей. Формировать

первичное представление о

форме

предметов

(круг,

квадрат,

треугольник).

«Найди такой же», «Найди

предмет

похожий

на

треугольник, круг, квадрат».

«Подбери по форме»

«Чудесный мешок».

Учить различать предметы

по форме и называть их.

Развивать ориентировку в

пространстве.

Дидактические карточки,

мягкие модули,

геометрические фигуры,

чудесный мешочек.

3-4

неделя

Знакомство

с

цветом

Продолжать

сенсорное

развитие. Учить различать

цвета

и

называть

их

(желтый,

синий,

красный,

зеленый).

Развивать

внимание,

память,

мышление,

наблюдательность,

воображение и творческую

активность.

Формировать

познавательные действия.

«Подбери по цвету»,

«Подбери пару», «Подбери

по цвету и форме», «Найди

такую же», «Поставь грибок

на свою дорожку», «Положи

грибок в свою корзину»,

«Какого цвета?»

«Что лишнее?»

Игрушки.

Дидактические карточки,

раздаточный материал.

декаб

рь

1-2

неделя

Знакомство

с

величиной

Формировать

первичное

представление об объектах

окружающего

мира,

о

свойствах

и

отношениях

объектов

окружающего

мира- величине. Привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению

в

речи

(большой – маленький).

«Большой дом – маленький

домик», «Большой мяч –

маленький мячик»,

«Большая матрешка –

маленькая матрешка»,

«Большая пирамидка –

маленькая пирамидка» и т.д.

Игрушки, дидактические

карточки, мягкие модули.

3-4

неделя

Знакомство

с

величиной

Обогащать сенсорный опыт

детей.

Развивать

мелкую

моторику.

формировать

умение

соотносить

предметы по величине

«Большой – маленький»,

«Собери матрешку»,

«Собери пирамидку» и др.,

дидактические карточки,

мягкие модули, игрушки.

январь

1-4

неделя

Логические

пирамидки

и

куб

Учить

детей

простым

действием

с

предметами.

Развитие восприятия, внима-

ния, памяти, наблюдатель-

ности, способности анали-

зировать,

сравнивать,

вы-

делять

характерные

приз-

наки предметов.

Занятие в игровой форме.

«Парад

пирамидок»,

«Собери

пирамидку

на

убывание»,

«Нанизывание

шариков

на

стержень

по

цвету».

Стержень

на

основе

и

шарики 4-х основных цветов.

Пирамидки разных размеров.

Куб

февра

ль

1-4

неделя

Знакомство

с

развивающими

ковриками.

Развивать мелкую моторику,

внимание,

мышление,

во-

ображение,

глазомер,

наблю-дательность.

Привлекать внимание детей

к

застежкам,

пристежкам,

липучкам,

мол-ниям,

шнуровке,

прищепкам.

Учить детей действиям с

кнопками.

Игровые упражнения:

«Застегни сапожок»,

«Прошнуруй дерево»,

«Пристегни цветок»,

«Собери картинку»,

«Пристегни к бантику» и т.д.

Сенсорные коврики, дерево

и сапожок со шнуровкой,

геометрические фигуры с

прищепками.

март

1-4

неделя

Занимательный

поезд

Продолжаем

формировать

знания

цвета,

формы,

величины.

Развивать

мелкую

моторику

рук.

Развивающие коврики.

Дидактический поезд -

вагончики с разными

элементами для развития.

обследование

нового

дидактического пособия

апрел

ь

1-2

неделя

Знакомство

с

водой

Развивать познавательно –

исследовательскую деятель-

ность,

познавательного

инте-реса детей.

Познакомить детей с водой

и ее свойствами.

Учить

детей

вылавливать

предметы

из

воды.

Закрепление цвета.

Эксперимент «Тонет – не

тонет».

Комплексное занятие:

«Путешествие на пруд»

Дидактические упражнения:

«Рыболов»,

«Поймай шарики».

«Окрасим воду»

Таз с водой, подкрашенный

цветом.

3-4

неделя

Цветные

шарики

Побуждать детей называть

цвет и подбирать предметы.

Способствовать реализации

потребности

ребенка

в

овладении

действий

с

предметами.

Упражнять

в

установлении

сходства

и

различия

между

предметами,

имеющими

одинаковое

название,

но

разных цветов.

«Найди одинаковые

предметы»,

«Найди такой же по цвету

(форме, величине)

Игрушки. Инвентарь.

май

1-2

недели

У

каждого

-

свой домик

Учить размещать в отверс-

тиях

предметы

соответ-

ствующей форму. Развивать

интерес к этому виду дея-

тельности

«Подбери по форме». Втулки

с отверстиями.

3-4

недели

Повторение

Развивать

познавательную

деятельность

Проведение с детьми опытов

с водой.

Дидактические игры

Заключение

При ознакомлении с формой - планирую проводить игры, основанные на практических

действиях ребенка, требующих опоры на форму предмета. После этого можно проводить игры,

связанные с представлениями.

При ознакомлении с цветом, буду опираться на практические занятия.

Изготовлю

дидактические игры, в которых при определении цвета большую роль играет сопоставление путем

приложения, чтобы ребенок мог увидеть одинаковость или неодинаковость цветов.

Когда дети научатся определять цвета путем наложения и приложения, перейду к играм, в

которых требуется настоящее восприятие цвета, т.е. выбор по образцу Это, когда предметы

находятся на расстоянии. Например, дидактическая «Найди свою пару». Действуя с цветом, дети

начинают запоминать названия цвета. При изготовление дидактических игр, постараюсь подобрать

разнообразный, яркий, красочный материал, чтобы привлечь внимание детей.

Основные приемы, которые буду использовать в работе – это показ способа действия, речевой

образец.

Работу по развитию детского восприятия нельзя заключить в какие –то временные рамки. Этот

процесс должен идти постоянно, поэтому постаралась создать в группе условия для самостоятельной

деятельности детей. Которая помогает решать поставленные задачи.

Литература.

1.

«Антология гуманной педагогики Монтессори» «Издательский дом» 1999

2.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе

детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г