Автор: Петрик Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста"
Петрик Вера Николаевна
МБДОУ детский сад №19 г. Новороссийск
«Сенсорное воспитание детей младшего возраста»
Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое
воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и
трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами
чувств ощущать и воспринимать мир.
В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах
вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые
образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого.
Понятие «сенсорное воспитание» вошло в дошкольную педагогику, благодаря работам
Марии Монтессори. В основу своей педагогической системы, она положила – биологическую
предпосылку – жизнь, есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала
одного – представить ребёнку самого себя, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл её
метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребёнка к самореализации, к самовоспитанию, к
самообучению. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку организовать свою
деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
В качестве ведущих дидактических принципов обучения М. Монтессори выделала –
кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть
незаметным и сосредотачивать всё внимание детей на объекте познания. Также, для сенсорного
воспитания достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различие формы, цвета и
величины и других свойств предметов.
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего развития ребёнка. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорные эталоны:
1.Цвета – это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности;
2.Формы – геометрические фигуры;
3.Величины – метрическая система мер;
4.Вкус – сладкий, горький, солёный, кислый;
5.Запахи – состав, резкость;
6. Масса – тяжёлый, лёгкий;
7.Ориентация в пространстве – направление и местонахождение;
8.Ориентации во времени – части суток, время;
9.Звуки – громко, тихо, высоко, низко.
Этапы освоения сенсорных эталонов:
1.Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).
В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными
понятиями и другими простейшими свойствами предметов.
2.Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)
На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять
общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч
зелёный, как трава.
3.Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)
В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по
светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины —
метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка,
музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном
восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это
помогает лучше ориентироваться в мире.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное
свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных
предметов.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в
детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение
для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития
ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие
исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе
большие возможности для развития восприятия и представлений.
В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на
первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и
разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша
начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна –
необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине
и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде – основной вид воспитания.
На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. У ребенок
раннего возраста начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других
свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребенка следует знакомить со
всеми основными свойствами – это шестью цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый,
зелёный), с формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник).
Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к
употреблениям их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время
действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и
«крышей». Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет
«абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении. Предмет оценивается как
большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это
отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость,
мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая кукла в мягкую ткань, малыш быстро усваивает,
что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Важным является
предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными
качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.
Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На
основе этого опыта происходит упорядочение знаний на занятиях. Планирование и методика
проведения занятий по сенсорному воспитанию.
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса
воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни,
малышей надо научить спокойно, слушать воспитателя выполнять его указания, требования.
Сенсорное воспитание тесно связано со всеми остальными разделами работы.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного
воспитания, осуществляющего в процессе предметной деятельности.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с
программой ознакомления с окружающим.
Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности
предусматривающий постепенное усложнение задания. Этим принципом обусловливается –
величиной и формой предметов. Которые можно обследовать путем ощупывания, а потом
сенсорным свойством, цвет. Ориентировка на который возможно только в плане зрительного
восприятия. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность.
Перспективное планирование по сенсорному развитию
детей группы раннего возраста
месяц
неделя
Тема занятий
Дидактическая задача
Дидактические
игры,
материал
сентяб
рь
1-2
неделя
Знакомство
детей с уголком
сенсорики.
Дать представление о том,
как пользоваться тем или
иным
дидактическим
пособием. Развивать интерес
у детей. Любознательность и
познавательную мотивацию.
Бизиборды разных видов,
Вкладыши
Шумелки и другое
Дидактические карточ
3-4
неделя
Наши матрешки
и пирамидки!
Вызвать интерес детей к
предметам
ближнего
окружения. Способствовать
реализации
потребности
ребенка
в
овладении
действиями с предметами.
Формировать готовность к
совместной деятельности со
взрослым и сверстниками.
Дать представление о части
и целого
«Собери матрёшку»
«Разбери матрёшку»
«Собери пирамидку»
«Разбери пирамидку»
дидактические карточки
октяб
рь
1-2
неделя
Наши пальчики
играют
(пальчиковые
игры)
Знакомство
с
пальчиковыми
красками
Развивать
познавательный
интерес
детей.
Расширять
опыт
ориентировки
в
пространстве.
Развивать
мелкую
моторику,
учить
соотносить
движения
пальцев
с
текстом,
концентрировать внимание.
Развивать
воображение
и
творческую активность.
Пальчиковая
гимнастика:
«Моя
семья»,
«Сорока
–
белобока».
Рисование
пальчиковыми
красками: «Дождик», «Моя
ладошка».
«Осенний листопад».
Ладошки детей.
Пальчиковые краски.
3-4
неделя
Наши пальчики
Продолжать
сенсорное
развитие.
Развивать
познавательные действия с
предметами,
умение
обобщать. Побуждать детей
подбирать
предметы
по
тождеству.
Сравнивать,
выделять
характерные,
существенные
признаки
предметов
и
явлений
окружающего мира.
«Найди такой же», «Подбери
пару»,
Игрушки
Дидактические карточки
ноябр
ь
1-2
неделя
Знакомство
с
формой
предметов
Развивать
познавательный
интерес детей. Формировать
первичное представление о
форме
предметов
(круг,
квадрат,
треугольник).
«Найди такой же», «Найди
предмет
похожий
на
треугольник, круг, квадрат».
«Подбери по форме»
«Чудесный мешок».
Учить различать предметы
по форме и называть их.
Развивать ориентировку в
пространстве.
Дидактические карточки,
мягкие модули,
геометрические фигуры,
чудесный мешочек.
3-4
неделя
Знакомство
с
цветом
Продолжать
сенсорное
развитие. Учить различать
цвета
и
называть
их
(желтый,
синий,
красный,
зеленый).
Развивать
внимание,
память,
мышление,
наблюдательность,
воображение и творческую
активность.
Формировать
познавательные действия.
«Подбери по цвету»,
«Подбери пару», «Подбери
по цвету и форме», «Найди
такую же», «Поставь грибок
на свою дорожку», «Положи
грибок в свою корзину»,
«Какого цвета?»
«Что лишнее?»
Игрушки.
Дидактические карточки,
раздаточный материал.
декаб
рь
1-2
неделя
Знакомство
с
величиной
Формировать
первичное
представление об объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего
мира- величине. Привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению
в
речи
(большой – маленький).
«Большой дом – маленький
домик», «Большой мяч –
маленький мячик»,
«Большая матрешка –
маленькая матрешка»,
«Большая пирамидка –
маленькая пирамидка» и т.д.
Игрушки, дидактические
карточки, мягкие модули.
3-4
неделя
Знакомство
с
величиной
Обогащать сенсорный опыт
детей.
Развивать
мелкую
моторику.
формировать
умение
соотносить
предметы по величине
«Большой – маленький»,
«Собери матрешку»,
«Собери пирамидку» и др.,
дидактические карточки,
мягкие модули, игрушки.
январь
1-4
неделя
Логические
пирамидки
и
куб
Учить
детей
простым
действием
с
предметами.
Развитие восприятия, внима-
ния, памяти, наблюдатель-
ности, способности анали-
зировать,
сравнивать,
вы-
делять
характерные
приз-
наки предметов.
Занятие в игровой форме.
«Парад
пирамидок»,
«Собери
пирамидку
на
убывание»,
«Нанизывание
шариков
на
стержень
по
цвету».
Стержень
на
основе
и
шарики 4-х основных цветов.
Пирамидки разных размеров.
Куб
февра
ль
1-4
неделя
Знакомство
с
развивающими
ковриками.
Развивать мелкую моторику,
внимание,
мышление,
во-
ображение,
глазомер,
наблю-дательность.
Привлекать внимание детей
к
застежкам,
пристежкам,
липучкам,
мол-ниям,
шнуровке,
прищепкам.
Учить детей действиям с
кнопками.
Игровые упражнения:
«Застегни сапожок»,
«Прошнуруй дерево»,
«Пристегни цветок»,
«Собери картинку»,
«Пристегни к бантику» и т.д.
Сенсорные коврики, дерево
и сапожок со шнуровкой,
геометрические фигуры с
прищепками.
март
1-4
неделя
Занимательный
поезд
Продолжаем
формировать
знания
цвета,
формы,
величины.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Развивающие коврики.
Дидактический поезд -
вагончики с разными
элементами для развития.
обследование
нового
дидактического пособия
апрел
ь
1-2
неделя
Знакомство
с
водой
Развивать познавательно –
исследовательскую деятель-
ность,
познавательного
инте-реса детей.
Познакомить детей с водой
и ее свойствами.
Учить
детей
вылавливать
предметы
из
воды.
Закрепление цвета.
Эксперимент «Тонет – не
тонет».
Комплексное занятие:
«Путешествие на пруд»
Дидактические упражнения:
«Рыболов»,
«Поймай шарики».
«Окрасим воду»
Таз с водой, подкрашенный
цветом.
3-4
неделя
Цветные
шарики
Побуждать детей называть
цвет и подбирать предметы.
Способствовать реализации
потребности
ребенка
в
овладении
действий
с
предметами.
Упражнять
в
установлении
сходства
и
различия
между
предметами,
имеющими
одинаковое
название,
но
разных цветов.
«Найди одинаковые
предметы»,
«Найди такой же по цвету
(форме, величине)
Игрушки. Инвентарь.
май
1-2
недели
У
каждого
-
свой домик
Учить размещать в отверс-
тиях
предметы
соответ-
ствующей форму. Развивать
интерес к этому виду дея-
тельности
«Подбери по форме». Втулки
с отверстиями.
3-4
недели
Повторение
Развивать
познавательную
деятельность
Проведение с детьми опытов
с водой.
Дидактические игры
Заключение
При ознакомлении с формой - планирую проводить игры, основанные на практических
действиях ребенка, требующих опоры на форму предмета. После этого можно проводить игры,
связанные с представлениями.
При ознакомлении с цветом, буду опираться на практические занятия.
Изготовлю
дидактические игры, в которых при определении цвета большую роль играет сопоставление путем
приложения, чтобы ребенок мог увидеть одинаковость или неодинаковость цветов.
Когда дети научатся определять цвета путем наложения и приложения, перейду к играм, в
которых требуется настоящее восприятие цвета, т.е. выбор по образцу Это, когда предметы
находятся на расстоянии. Например, дидактическая «Найди свою пару». Действуя с цветом, дети
начинают запоминать названия цвета. При изготовление дидактических игр, постараюсь подобрать
разнообразный, яркий, красочный материал, чтобы привлечь внимание детей.
Основные приемы, которые буду использовать в работе – это показ способа действия, речевой
образец.
Работу по развитию детского восприятия нельзя заключить в какие –то временные рамки. Этот
процесс должен идти постоянно, поэтому постаралась создать в группе условия для самостоятельной
деятельности детей. Которая помогает решать поставленные задачи.
Литература.
1.
«Антология гуманной педагогики Монтессори» «Издательский дом» 1999
2.
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г