Напоминание

"Моё село - мой край родной"

Автор: Фурсова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Орленок"
Населённый пункт: село Солонешное Алтайский край
Наименование материала: Программа с региональным компонентом
Тема: "Моё село - мой край родной"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании Приказом заведующего

педагогического совета МБДОУ детский сад «Орленок»

МБДОУ детский сад «Орленок» Приказ № 37-Д от 30.08.2024г.

Протокол №1 от 30.08.2024г.

Программа с региональным компонентом

«Моё село – мой край родной»

по приобщению к истокам русской народной культыры Алтайского края

с. Солонешное, 2024 г.

PAGE \* MERGEFORMAT3

«Моё село, мой край родной» по приобщению детей к истокам русской народной

культуры Алтайского края – программа с региональным компонентом, разработана

творческой группой педагогов МБДОУ детский сад «Орленок»

Программа раскрывает эффективные формы и способы организации образовательного

процесса по формированию общей культуры личности детей, в том числе развития

нравственно-патриотических качеств.

В программе нашли отражение вопросы по ознакомлению дошкольников с семьёй, родным

селом, символикой Солонешенского района, обычаями, традициями, народными

промыслами, природой Алтайского края.

Программой предусмотрено ознакомление дошкольников от 2-х до выпуска в школу с

материалами по краеведению. Срок освоения программы – 5 лет.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………………………………..

1.2.Цель и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Целевые ориентиры

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

2.2. Комплексно-тематическое планирование

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.4.Организация образовательной деятельности

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2. Методическое обеспечение

4. Краткая презентация Программы

PAGE \* MERGEFORMAT3

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те,

кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс

сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, краю,

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея

воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное

значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в

качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в

патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально –

региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,

природе, культуре малой Родины.

Знакомство

детей

с родным

краем:

с

историко-культурными,

национальными,

географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,

которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления

о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с

теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где

посадил первое деревце.

Вопросы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, как

показывает практика, в последнее время выпали из поля зрения взрослых. Задача педагогов

дошкольного образовательного учреждения помочь ребёнку открыть Родину в том, что ему

близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае,

дать доступныеребёнку исторические сведения о нём, показать всё, что свято чтут взрослые,

заложить основы формирования любви и гордости за страну, в которой ты живёшь.Одной из

форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение — это

своеобразный «родительский сундучок»,

совокупность наследства, оставленного нам

предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства

полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это вековая культура,

наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь,

как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

В основу данной

рабочей

программы

заложена программа О.Л. Князевой, М.Д.

Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Основным

направлением программы является обеспечение объединения обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных

ценностей с учётом возможностей детей, уважения их интересов и любых индивидуально

PAGE \* MERGEFORMAT3

- творческих проявлений. Программа раскрывает эффективные формы работы и способы

организации образовательного процесса по формированию общей культуры личности

детей, в том числе развития нравственных качеств. В программе нашли отражение вопросы

ознакомления детей с семьей, родным селом, краем, символикой Солонешенского района и

Алтайского края, с жизнью и бытом русского народа, природой родного края.

Таким образом, согласно ФГОС ДОпрограмма «Моё село, мой край родной» - полностью

отвечает современным тенденциям науки и практики в области дошкольной педагогики.

Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной,

регламентированной

и

нерегламентированной

деятельности.

Объём

регламентированнойнепосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) в год

составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими

особенностями детей.

Программа разработана с учетом:

Программы Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам народной

культуры».

1.2.Цель и задачи реализации программы.

Цель Программы:Формирование у дошкольников целостного представления об истории и

культуре родного края,развитие патриотических и гражданских чувств.

Задачи Программы:

1.

Воспитывать уважение к своему дому, родной земле, любви к малой родине.

2.

Приобщать детей к национально-культурному наследию: национально-культурным

традициям, произведениям писателей, художников, спортсменов, знаменитых людей

села, края, образцам национального местного фольклора, народным художественным

промыслам.

3.

Дать знания детям о родном крае, селе: история, символика, достопримечательности,

приобщать к сохранению традиций и обычаев предков.

4.

Формировать бережное отношение к родной природе, окружающему миру.

5.

Воспитывать

толерантное

отношение

к

людям

других

национальностей

и

вероисповедания.

6.

Формировать культуру здорового образа жизни на основе национально-культурных

традиций.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

1.

Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема

учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

PAGE \* MERGEFORMAT3

2.

Принцип наглядности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес

и эмоциональный отклик.

3.

Принцип достоверности и историчности - содержание сведений, предлагаемых

дошкольникам, должно быть основано на исторических фактах, личном опыте и

чувственных ощущениях детей.

4.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс

ориентирован на индивидуальные и психологические особенности личностного и

познавательного развития каждого ребенка в целом.

5.

Принцип комплексного и интегративного подхода

– воспитание нравственно

патриотических

чувств

дошкольников

осуществляется

через

различные

виды

деятельности в системе воспитательно-образовательного процесса, предполагается

использование различных форм работы с детьми и родителями, библиотекой, школой,

краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые

программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала

определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов

деятельности при знакомстве с историей и культурой народов, историко-культурными

особенностями Солонешенского района;

6.

Принцип преемственности

- создание условий каждому ребенку для наиболее

полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

7.

Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности

ребенка, осмысление изучаемого материала, творческая переработка и его применение.

Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

1.4. Целевые ориентиры.

В дошкольном образовательном учреждении:

Создание системы нравственно - патриотического воспитания

по ознакомлению

дошкольников с родным краем.

Обогащение содержания нравственно- патриотического воспитания.

Развитие предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания

дошкольников.

Привлечение внимания семьи к проблеме нравственно-патриотического воспитания

детей.

Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности,

общественных организаций, социальных партнеров.

Педагоги:

PAGE \* MERGEFORMAT3

Повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов в области

краеведения и нравственно-патриотического воспитания.

Повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию

детей.

Расширение воспитательного пространства группы и учреждения в целом и

обеспечение активного выхода на социум.

Родители (законные представители):

Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими организациями по формированию

нравственно патриотических ценностей у детей.

Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное

отношение к окружающему миру и своему краю.

Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям,

реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

Воспитанники (обучающиеся):

2 – 3 года

Как зовут родителей.

Участок и группа детского сада.

Имя, отчество сотрудников детского сада.

Знают название своего села.

3 – 4 года

Как зовут родителей.

Где работают родители.

Участок и группу детского сада; умеют поддерживать порядок на них, бережно

относиться к оборудованию участков и группы, ухаживать за растениями.

Имя, отчество сотрудников детского сада; уважают их труд, умеют оказывать

посильную помощь взрослым.

Знают название своего села.

4–5 лет

Свой домашний адрес, название села.

Имя, отчество родителей.

С удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях; активно участвуют

в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.

Умеют рассказывать о своем родном селе.

5–6 лет

Свой домашний адрес, название села.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Профессии своих родителей.

Названия близлежащих улиц.

Имеют представление о символике села.

Имеют представление о жизни и быте народа.

Узнают на фотографиях достопримечательности села, умеют рассказывать о них.

6–7 лет

Дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и

отчества родителей; адрес детского сада.

Краткие сведения об истории края и села.

Символику Алтайского края и Солонешенского района.

Свою нацию, язык, традиции.

Знакомы со стихами, произведениями искусства местных поэтов и художников.

Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о

традициях, фольклоре, труде, творчестве; о народном календаре; природе родных мест

и т.д.

Понимают сопричастность к социальной среде, осознают себя полноправным членом

общества.

Структура программы.

Все программные задачи охватывают дошкольный период с 2-х до 7 лет.

Группа раннего возраста (от 2-3 года).

Младшая группа (от 3 – 4года).

Средняя группа (от 4 – 5 лет).

Старшая группа (от 5 – 6 лет).

Подготовительная к школе группа (от 6 – 7 лет).

Педагогические технологии, используемые в программе.

Данная программа, в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом

специфики дошкольного возраста, подразумевает использование педагогами в работе

следующих технологий: игровых, информационных, коммуникативных, проблемных,

развивающего обучения, консультативных, визуальных, проектных, музейной

педагогики, здоровьесберегающих технологий.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности.

Группа раннего возраста 2-3 года.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Формировать первичные представления о семье, о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о нашем селе Солонешное, представления о социокультурных

ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках России.

Воспитывать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к родственникам,

бережное отношение к природе, к животным, к игрушкам, к труду взрослых, желание

оказывать посильную помощь дома и в детском саду.

Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр,

создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной,

свободной игровой деятельности.

Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений русского фольклора,

умения

использовать

фольклорные

произведения

в

повседневной

жизни

в

соответствующих ситуациях.

Младшая группа (от 3 до 4 лет).

Способствовать расширению представлений детей о детском саде.

Продолжать устанавливать добрые отношений между детьми, помогать,

дошкольникам налаживать контакты друг с другом, основываясь на общих

интересах. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям —любовь к

родителям.

Формировать представления детей о семье, об особенностях внешнего вида

родителей, о родственных отношениях.

Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-

образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх,

совместных праздниках.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней:

напоминать название села, в котором они живут; самые любимые места

посещения в выходные дни.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник

воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер,

строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях,

результатах труда.

Расширять представления детей о растениях, животных, насекомых и птицах

Солонешенского района. Обогащать представления детей о растениях, животных

родного края, узнавать объекты на картинках, различать их, называть.

Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в

процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы,

любопытство при встрече с объектами.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Расширять знания детей о семье, родственных отношениях.

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к взрослым и

детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание

по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, быть

вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать

отрицательные эмоции и действия.

Развивать стремление к взаимодействию в практической деятельности.

Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность

к семье, желание осваивать новые знания и действия в детском саду.

Начать знакомить детей с культурными центрами (дом культуры), с людьми,

работающими в нём, правилами поведения в общественных местах.

Рассказывать о самых красивых местах родного села, его

PAGE \* MERGEFORMAT3

достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о

государственных праздниках, народном календаре.

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в сельской

местности (с опорой на опыт детей).

Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон,

продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать представления о трудовых

действиях, орудиях труда.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых

красивых местах родного села, его достопримечательностях.

Расширять знания о животных, птицах, растительном мире. Рассказывать об

охране растений и животных. Продолжать расширять знания детей о родном

крае, его природных богатствах.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Расширять знания детей о семье, родственных отношениях.

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к взрослым и

детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей,

желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, быть

вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать

отрицательные эмоции и действия.

Развивать стремление к взаимодействию в практической деятельности.

Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность

к семье, желание осваивать новые знания и действия в детском саду.

Обогащать представления детей о профессиях.

Алтайский край, Солонешенский район, село Солонешное.

Расширять представления об учебных заведениях, сферах человеческой

деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Продолжать знакомить с культурными центрами (дом культуры, библиотека,

музей, их значением в жизни общества, связанными с ними профессиями).

Рассказать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя,

работников сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. о важности и

значимости их труда; о том, что для обеспечения труда используется

разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах

человека-труженика.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,

композиторов, мастеров народно-декоративно-прикладного искусства,

с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами

декоративного искусства).

Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять представление о малой Родине. Рассказывать детям о

достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных

людях, прославивших свое село, край.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными

нашего края.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

Обогащать представления детей о семье, семейных традициях, родственных

связях.

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные

социально-ценностные ориентации.

Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений

PAGE \* MERGEFORMAT3

со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.

Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание

роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и

ответственность за свои действия и поступки.

Воспитывать любовь к близким людям и уважительное отношение к старшим.

Продолжать знакомить с культурными центрами (дом культуры библиотека,

музей, школа).

Углублять представления детей о дальнейшем обучении в колледже, ВУЗе.

Расширять осведомленность детей о сферах человеческой деятельности (наука,

искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их

значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Продолжать расширять представления о людях разных профессий.

Представлять детям целостный взгляд на человека труда – ответственность,

аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные

материальные и духовные ценности.

Расширять представления о родном крае (Алтайский край, Солонешенский район, село

Солонешное).

Продолжать знакомить с достопримечательностями района, в котором живут

дети.

Закреплять знания о символике района, края.

Расширять представления о Барнауле – городе, столице Алтайского края.

Расширять и уточнять представления детей о растительном и животном

миреАлтайского края. Красная книга Алтайского края.

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей

(земледельцев, механизаторов, лесничих и т.д.).

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой

природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

2.2 Комплексно-тематическое планирование

Группа раннего возраста

(2-3

года)

Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Сентябр

ь

«Здравствуй,

детский сад»

Познакомить

детей

с

детским

садом,

сотрудниками

детского

сада.Развивать

умения

ориентироваться

в

помещении

группы, на участке.

Дидактические

игры:

«Зайка

хочет

с

тобой

познакомиться»,

«В нашей группе много

маленьких ребят»

Игра с мячом «Принеси

мне мяч» (поручение)

Игра

«Прятки»

(найди

зайчика)

Октябрь

Беседы

«Здравствуй

детский

сад!», «Наши

игрушки».

Формировать

положительное

отношение к детскому саду, другим

детям.

Воспитыватьинтерес

к

русским

народным

игрушкам

(матрешка, погремушка),

бережное отношение к ним.

Чтение русских народных

сказок, потешек.

Музыкальное развлечение:

«Матрешка в гостях у

ребят».

Хороводная игра «Кто у

нас хороший, кто у нас

PAGE \* MERGEFORMAT3

пригожий», игра - забава

«Дружная семейка».

Ноябрь

«Овощи»

Познакомить

детей

с

русским

народным

фольклором,

создать

радостное настроение.

Формировать

первичные

представление об объектах живой

природы, о пользе овощей.

Чтение и показ русской

народной сказки:«Репка»

с использованием театра,

Разучивание потешек:

«Огуречик, огуречик!»,

«Ай, лады – лады – лады.»,

«Травка- муравка со сна

поднялась.»

Декабрь

«Краски

зимы»

Познакомить

детей

с

русским

народным

фольклором.

Дать

первичные

представление

о

времени

года

зима.Привлекать

родителей

к

участию

в

изготовлении ёлочных игрушек.

Чтение и показ русской

народной сказки

«Рукавичка»

Январь

«Мир

природы»

Познакомить

детей

с

русским

народным

фольклором.

Формировать бережное отношение

к

природе.

Познакомить

с

явлениями

зимней

природы;

воспитыватьлюбовь

к

природе

родного края. Познакомить детей с

народными играми.

Чтение потешек: «Сидит

ворон на дубу», «Катя,

Катя маленька.», «Улитка,

улитка, Высунь ножки»,

«Киска к деткам подошла»,

Рассматривание

иллюстраций

«Зима».Наблюдение за

деревьями, солнцем, чтение

заклички: «Солнышко,

солнышко, Выгляни в

окошечко».

Спортивное развлечение:

«Зимние забавы»

Февраль

«Я человек»

Дать

детям

элементарное

представление

о

себе

как

о

человеке. Формировать знания о

гендерных

особенностях

детей.

Воспитыватьдоброжелательно

отношение друг к другу.

С/и: «Купание куклы Кати»

с использованием потешки:

«Водичка, водичка…»,

«Уложим куклу спать» с

использованием

колыбельной песни «Баю-

бай»

Март

«Здоровей-

ка»

Учить детей заботиться о своем

здоровье. Формировать знания о

витаминах,

об

их

пользе

для

здоровья

человека.

Воспитывать

желание

оказать

больной

кукле

помощь.

С/и: «Кукла заболела» с

использованием

стихотворения В.

Берестова«Больная кукла»,

«Кукла Катя, которая

плохо кушает» с

использованием потешки:

«Я обед съедаю сам».

Апрель

«Дружба»

Формирование

дружеских

отношений

между

детьми,

положительных

и

отрицательных

качеств

характера.

Вызвать

сочувствие,

сопереживание.Воспитывать

Беседы: «Давайте никогда

не ссориться!», «Дружная

семья». Рассматривание

картины Е. Батурина

«Спасаем мяч».

НОД:«Изготовим бусы для

PAGE \* MERGEFORMAT3

вежливость,

отзывчивость

и

доброту.

куклы», «Помоги зайчику

спрятаться от лисички».

Май

«Животный

мир»

Знакомство с дикими и домашними

животными

родного

края.

Наблюдение за кошкой, за собакой.

Наблюдение за птицами на участке

детского

сада.

Приучать

детей

подкармливать птиц зимой (голубь,

синица, воробей, снегирь).

Домашние животные и их

детёныши», «Дикие

животные и их детёныши».

Игры – ситуации:«На

нашем дворе», «Коза

рогатая».

П/И: «Воробушки и кот»

Младшая группа

(3-4 года)

Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Сентябр

ь

«Мой

любимый

детский сад»

Дать

общее

представление

о

детском саде (функции, для чего

нужен детский сад).

Развивать

элементарные

представления

о

дружеских

отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными

формами (потешки, песенки, загадки

и др.). Помочь понять, что играть

вместе веселее, легче справиться с

любым делом. Воспитывать добрые,

теплые отношения между детьми в

группе.

Заучивание потешек:

«Котик-коток», «Кошка

Мурка», «Сорока-ворона».

С/р игра: «Детский сад».

Октябрь

«Природа и

я»

Воспитывать гуманное отношение к

окружающей

природе.

Научить

детей видеть и понимать красоту

родной

природы,

бережно

относиться

ко

всему

живому

и

использовать полученные знания в

повседневной жизни

Цикл бесед: «Изменения в

природе», «Наши друзья

животные», «Наши

деревья»

Выставка: «Дары осени»

Фотовыставка на тему

«Дети, природа и

животные»

Кукольный театр: «Мешок

с яблоками» по мотивам

сказки В. Сутенеева.

Ноябрь

«Моя семья»

Знакомить

детей

понятиями

«семья», «члены семьи», функциями

семьи.Расширять

представления

детей о своем доме, в котором

живут, о своей семье. Продолжать

знакомить с народным фольклором.

Выставка семейных

фотографий.

С/р игры: «Семья»,

«В гости к бабушке»

Заучивание потешек

PAGE \* MERGEFORMAT3

«Водичка, водичка»,

«Расти, коса, до пояса».

Декабрь

«Моя семья»

Воспитывать любовь и

отзывчивость к своим близким,

родителям.

Дать представление о семейных

обязанностях.

Воспитывать любовь к труду,

желание помочь родителям.

Привлекать родителей к

совместному выполнению

новогодних игрушек.

Беседа «Что значит любить

родителей?»

«Каждый при деле»

(домашние обязанности

членов семьи)

Разыгрывание ситуаций:

«Праздник в семье», «Вечер

в семье».

Заучивание стихотворений

«Дед Мороз», «Елочка»,

потешек о зиме.

Январь

«Мои

друзья»

Развивать представление о том, что

такое дружба.

Помочь понять некоторые причины

возникновения ссоры, учить

простым способам выхода из

конфликтов.

Способствовать расширению

словарного запаса для выражения

дружеских чувств.

Воспитывать необходимость

соблюдения некоторых норм и

правил поведения.

Беседы «Друзья», «С кем я

дружу»,

Игры «Ласковые слова»,

«Назови ласково».

Разыгрывание ситуаций

«Ссора», «Как

помириться?».

Разучивание стихов о

дружбе.

Февраль

«Наши

Защитники»

Дать представление о том, что

мужчина – это защитник семьи,

Родины.

Познакомить с русскими народными

героями, защитниками.

Воспитывать у мальчиков чувство

долга, силы, ответственности,

желание защищать слабых, свою

Родину.

Беседа с детьми о папе с

рассматриванием

фотографий «Мой папа в

армии».

Изготовление подарков для

пап.

Рисование «Самолеты

летят»

Пение песен, заучивание

стихов об армии.

С/р игра «Мы солдаты»

Музыкально-спортивный

праздник: «Самый лучший -

папа мой!»

Март

«Моя мама»

Дать представление о том, какая

мама – добрая, нежная,

хранительница очага.

Воспитывать уважение к мамам,

бабушкам, учить оберегать и

защищать мам, сестер, подруг.

Беседа с детьми о своих

мамах.

Изготовление подарков:

«Цветы для мамы»

Аппликация «Красивое

платье для мамы»

Пение песен, чтение стихов

о маме.

С/р игра «Дочки – матери».

Музыкальный утренник:

«Этот праздник милых дам»

Апрель

«Моя улица»

Знакомить с понятиями «улица»,

«адрес».

Беседы с детьми «Мой

адрес», «Улица, на которой

PAGE \* MERGEFORMAT3

Способствовать запоминанию

своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к

своей улице, желание облагородить

ее.

я живу».

Рассматривание

фотографий, слайдов с

различными улицами села.

Экскурсия по улицам,

прилегающих к детскому

саду.

Рисование «Моя улица».

Май

«Моё село»

Знакомить с понятием «Село,

город», с названиями.

Знакомить с

достопримечательностями.

Воспитывать любовь к родному

селу(городу), в котором живешь.

Беседа: «Село, в котором я

живу».

Рассматривание

фотографий

«Достопримечательности

нашего села».

Рисование «Деревья и

кустарники»

Конструирование «Дом для

куклы»

С/р игра «Автобус»

Средняя группа

(4-5 лет)

Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Сентябр

ь

«Мой детский

сад»

Вызвать у детей желание

посещать

детский

сад,

встречаться

с

друзьями;

учить

детей

запоминать

дорогу

в

детский

сад,

называть

его

адрес.

Закрепить и уточнить знания

детей о детском садике, его

предназначении,

людях

работающих в детском саду.

Формировать представления

детей о труде воспитателя,

расширять кругозор детей.

Воспитывать

у

детей

чувство

привязанности,

любовь к детскому саду,

друзьям,

интерес

к

совместной

деятельности,

уважение

к

труду

со-

трудников детского сада.

Продолжать

знакомить

детей с загадками и стихами.

Дидактическая игра «Кому, что

нужно для работы».

Беседы, чтение художественной

литературы о профессиях,

встречающихся в детском саду.

Фото – книга: «Как мы в садике

живем».

Экскурсия по детскому саду.

Дидактическая игра «Подбери

себе товарищей».

Уроки вежливости «Как и во

что, играть с друзьями?», «Не

забывай о друге».

Пальчиковая игра «Дружба».

«Моя семья»

Формировать представления

детей

о

семье,

о

доброжелательных

отно-

шениях родных людей.

Расширять

представления

детей

о

семье,

об

обя-

НОД: «Я и моя семья», «Мои

друзья»

Беседы, составление рассказов о

своей семье, рисование по теме:

«Моя семья». Чтение К.

Ушинский «Четыре желания»,

PAGE \* MERGEFORMAT3

занностях

членов

семьи,

учить

ориентироваться

в

родственных

отношениях,

прививать любовь к родным

людям.

Способствовать

развитию

доброжелательности,

тер-

пимости,

понимания,

уважения, взаимопомощи в

семейной жизни.

Учить отвечать на вопросы

взрослого, строить простые

распространенные

предложения.

Развивать

внимание

и

память

узнавать

на

фотографии членов семьи,

знать и называть их роли в

семье.

С. Черный «Имя», Л. Толстой

«У бабки была внучка».

Дидактические игры: «Дружная

семейка»,«Имена»

Сюжетно-ролевые игры: «День

рождения», «Встреча гостей».

Урок вежливости «Дружная

семья»

Октябрь

«Наше село»

Систематизировать

и

обобщать знания детей о

селе:

название,

достопримечательности.

Вызывать

чувство

восхищения

красотой

родного села.

Воспитывать

любовь

к

родному селу

и чувство

гордости за него.

Учить детей связно отвечать

на вопросы воспитателя.

В предложенной ситуации

закрепить

умение

детей

применять

полученные

знания в жизни.

Расширять словарный запас

детей.

Беседа «Малая Родина».

Рассматривание иллюстраций,

фотографий с видами родного

села, НОД по ознакомлению с

окружающим миром «Улица, на

которой я живу».

Просмотр презентаций.

«Дома в нашем

селе»

Познакомить

детей

с

архитектурой родного села:

дома

бывают

деревянные,

кирпичные;

одноэтажные,

многоэтажные.

Воспитывать чувство любви

к родному дому и селу,

умение видеть его красоту в

жилых постройках.

Рисование на тему: «Дом, в

котором ты живешь», « Кто

больше улиц знает», сюжетно-

ролевые игры, «Где мой дом?».

Беседа на тему: «Мой адрес»,

наблюдение и экскурсии по

территории д/с: рассматривание

домов, их этажности, номера, из

чего построены, рисование

дома. Урок вежливости «Дом, в

котором ты живешь»,

Рассматривание иллюстраций,

фотографий, альбомов с

изображением разных

архитектурных сооружений.

Оформление альбома

PAGE \* MERGEFORMAT3

«Архитектура нашего села».

Ноябрь

«Добрая,

милая мама»

ко дню матери

Воспитывать

любовь

и

уважение

к

матери,

стремление

помогать

матери, заботиться о ней.

Воспитывать

любовь

и

нежное чувство к матери,

послушание ей.

Помочь детям понять, как

много

времени

и

сил

отнимает у матери работа по

дому:

указать

на

необходимость

помощи

мамам.

Воспитывать

желание

помогать маме, взрослым.

Воспитывать

доброе,

внимательное, уважительное

отношение к старшим.

Формирование

ценных

нравственных

навыков

(любви, сочувствия и т. д).

Учить детей поддерживать

беседу,

выражать

положительные

эмоции

(радость, восхищение) при

чтении

стихотворения

о

маме.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Беседы, на тему: «Моя любимая

мама», чтение произведений о

матери (Ю. Яковлев «Мама»).

Игра «Мамины помощники».

Уроки вежливости: «Чем

порадовать маму?», «Бабушкин

праздник».

«Уроки

вежливости»

Культура

общения.

Обратить внимание детей на

то,

что

многие

слова

являются

волшебными;

вызвать

интерес

детей

раскрыть знание слов, их

применение.

Раскрыть детям значение

слова «нельзя»; учить детей

участвовать в беседе.

Закреплять представления

детей о происхождении и

правильном

произношений

слов

вежливости:

здравствуйте,

извините,

спасибо, до свидания и т. д.;

побуждать

интересоваться

смыслом слова; продолжать

работу

по

обогащению

словарного запаса детей.

Формировать нравственные

привычки; усваивать нормы

и

правила

поведения

в

жизни

и

обществе;

накопление

социально-

нравственного опыта детей.

Беседы: «Пойдём и найдём

вежливые слова», «Письма

вежливого сказочника».

Дидактические игры: «Заболел

дедушка…»,

«У нас порядок»,

Коммуникативные игры:

«Нарисуем портрет», «Какой

Я», «Хорошо – плохо»,

«Закончи предложение». Чтение

сказки Ш. Перро «Золушка»,

С.Маршак «Урок вежливости»,

«Ежели вы вежливы», А.Барто

«Медвежонок – невежа»,

Рисование на тему: «Какого

цвета добрые слова?».

Знакомство с пословицами и

поговорками о культуре

общения.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Воспитывать вежливость и

уважение

к

окружающим;

воспитывать нравственные,

гуманные чувства детей.

Декабрь

«Уроки

вежливости»

Культура

поведения.

Развивать у детей умение

анализировать

свои

действия

и

поступки,

соотносить

их

с

общепринятыми

нормами

поведения,

сдерживать

негативные

побуждения,

избегать конфликтов. Учить

применять

полученные

знания и умения в играх,

усваивать нормы и правила

поведения

в

жизни

и

обществе;

накопление

социально-нравственного

опыта детей, активизировать

словарь

по

данной

теме;

добиваться усвоения детьми

умений оценивать чувства и

поступки

сверстников

совместных

играх

и

ситуациях,

мотивировать,

объяснять свои суждения.

Дидактические игры: «Правила

этикета» (Как себя вести в

транспорте, в театре, в гостях,

музее и т.д.). Чтение:

Г.П.Шалаева «Большая книга

правил поведения для

дошколят», В.Маяковский «Что

такое хорошо, что такое

плохо?».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы –

дежурные», «К нам гости

пришли…».

«Животные и

птицы нашего

края»

Уточнять

и

расширять

представления

детей

о

разнообразии

зимующих

птиц. Формировать знания

об общих признаках птиц

(клюв,

органы

передвижения,

перьевой

покров).

Учить видеть особенности

строения и поведения птиц.

Развивать

наблюдательность,

умение

отражать

выделенные

особенности

в

суждении

сравнительного характера.

Воспитывать

бережное

отношение

к

природе,

чувство доброты к природе,

сопричастности,

сопереживания

ко

всему

живому, что нас окружает.

Беседы: «Кто у нас зимует?»,

«Как звери к зиме готовились?»,

Загадывание загадок о

животных и птицах,

Дидактические игры: «Назови

признаки животных», «Кому что

дадим?», «Угадай, чей хвост»,

«У кого кто?», «Угадай, про

кого говорится», «Кого не

стало?», «Дикие и домашние».

Чтение сказок и рассказов,

рассматривание картин и

иллюстраций о животных и

птицах. Подвижные игры

«Воробышки и кот», «Лиса и

зайцы».

PAGE \* MERGEFORMAT3

Январь

«Чудо

мастера»

Расширить

представление

детей

о

народных

промыслах.

Воспитывать

интерес

к

народному быту и изделиям

декоративно-прикладного

искусства.

Закрепить

и

обобщить

знание детей о предметах

старины,

некоторые

из

которых

остаются

актуальными и в наши дни:

русская

матрёшка,

деревянные ложки, самовар,

валенки,

лапти,

тульский

пряник.

Воспитывать

любовь

к

русскому

фольклору.

Развивать

патриотические

чувства.

Беседа на тему «Народно-

прикладное искусство России».

Рисование «Золотая хохлома»

Аппликация «Гжельская роза»

Лепка дымковской игрушки

«Индюк», «Тульский пряник».

Работа с родителями:

развлечение на тему «Рождество

на Руси».

«Транспорт

родного села»

Закреплять знание названия

села,

видов

транспорта,

правила

дорожного

движения.

Закреплять понятие Родины.

Воспитывать чувство любви

к нему. Дать представление

о транспорте; учить детей

правилам

дорожного

движения,

правилам

поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевые игры,

конструирование с машинками

«Парковка», «Строим дом»,

Чтение художественной

литературы, рассматривание

фотографий «Автостанция»,

«Железная дорога», рисование

на тему «Машины на улицах

села», беседы

Февраль

«Защитники

Отечества»

Продолжать

знакомить

детей с праздником «День

защитника Отечества».

Учить называть различные

виды войск.

Воспитывать

патриотизм,

уважительное отношение к

армии и людям, которые

защищают нашу страну.

Воспитывать

гордость

за

свое Отечество.

Рассматривание картин с

изображением летчиков,

пехотинцев, танкистов, моряков.

Упражнения «Готовлюсь быть

солдатом».

Дидактическая игра «Что в

военном пакете?».

«Подвижные игры: «Стенка -

мишень», «Снайперы», «Кто

дальше?», «Взятие крепости»,

«Государственная граница».

Чтение произведений

художественной литературы (А.

Гайдар «Сказка о военной

тайне», А. Митяев «Родина», А.

Прокофьев «Нет на свете

Родины красивее»,

С. Маршак

«Пограничник»).Музыкально-

спортивный праздник: «Самый

лучший -папа мой!»

PAGE \* MERGEFORMAT3

«Военные

профессии»

Расширять

представления

детей

о

воинах,

которые

охраняют

нашу

Родину.

Уточнить

понятие

«защитники

Отечества»

(воины,

солдаты,

которые

охраняют, защищают свою

Родину,

свой

народ,

у

каждого народа, в каждой

стране есть армия, которая

защищает

свой

народ

от

врагов).

Познакомить

детей

с

некоторыми

военными

профессиями.

Воспитывать

гордость

за

наших воинов.

Беседа о профессиях родителей,

о том, кем работает папа, какую

пользу он приносит

окружающим, стране, как

заботится о детях и близких.

Помощь папе в трудовых

действиях.

Чтение произведений

художественной литературы

«Февраль (С. Маршак), «Армия

мира» (В. Давыдов),

«Звездочка (А. Жаров), «О

брате» (И. Кульская), «Дозор»

(В. Давыдов), «Мой брат уехал

на границу» (О. Высотская),

«День Победы» (Т. Белдеров),

«Навек запомни» (М.

Исаковский), «Аэропорт» (Б.

Житков)

Март

«Наша добрая

матрешка»

Познакомить

детей

с

народной

игрушкой

матрёшкой.

Воспитывать

любовь

к

народному искусству.

Формировать

эмоциональную

отзывчивость на восприятие

деревянной матрешки, как

символ русского народного

искусства.

Развивать интерес детей к

народному творчеству.

Развивать умение украшать

силуэт

матрешки

разнообразными узорами.

Аппликация «Матрёшка в

подарок маме и

бабушке».Беседа «О маме».

Игра «Мамины помощники».

Рисование «Почему матрёшка

грустная?»

«Такие разные матрешки»:

-Рассматривание матрешек.

-Сравнение матрешек и

определение их настроения.

Дидактические игры «Обед для

матрешек», «Веселые

матрешки», «Что игрушка

рассказывает о себе?». Чтение

произведений художественной

литературы «У меня матрешка

есть» (З. Медведева),

«Матрешечка» (В. Берестов),

«Матрешкиныпотешки» (В.

Берестов)

«Все

профессии

нужны, все

профессии

важны»

Познакомить

детей

с

несколькими

видами

профессий.

Показать значение трудовой

деятельности

в

жизни

человека.

Воспитывать уважительное

и

доброе

отношение

к

людям разных профессий.

Проект «Все работы хороши –

выбирай на вкус!».

Дидактические игры «Узнай про

кого я расскажу»,

«Профессии»,«Что инструмент

может рассказать о себе?»,

«Кому что нужно для работы».

Уроки вежливости «Встречи с

добрыми, хорошими людьми»

Беседы «О труде хлеборобов»,

«Откуда хлеб пришел на стол»,

«Город и село», «Путешествие

за хлебом».

PAGE \* MERGEFORMAT3

Апрель

Тема:

«День

космонавтики»

Познакомить

детей

с

историей

возникновения

праздника

День

космонавтики.

Сформировать

представления о празднике

«Дне

космонавтики»,

элементарные

представления о космосе, о

планетах, Солнце, Луне, о

первом

полете

в

космос,

первых

летчиках-

космонавтах,

покоривших

просторы Вселенной.

Словарь: космос, планеты,

космический корабль, Юрий

Гагарин.

Воспитывать

патриотические

чувства,

гордость за нашу страну, за

героев

летчиков

космонавтов,

покоривших

Космос.

Воспитывать

любознательность.

Подвижные игры «Самолеты на

посадку»,

Опыт с падающими предметами

вниз (исследование явления

притяжения земли).

Разминка «Ждут нас быстрые

ракеты».

Пальчиковая гимнастика

«Космонавт».

Аппликация - оригами «Ракета».

Отгадывание загадок о

космических кораблях,

планетах, космонавтах.

Рассматривание иллюстраций в

альбоме «Звёздное небо».

«Флаг России»

Воспитание

гордости

за

свою Родину

и

главный

город страны – Москва, ее

народ

и

достижения.

Знакомить

детей

с

достопримечательностями

Москвы.

Знакомство

с

государственной

символикой и символикой

столицы нашей родины.

Учить узнавать российский

флаг.

Обобщить

знания

детей

о

флаге

России.

Закрепить

последовательность

расположения

цветных

полос на нём.

Воспитывать

уважение

к

государственным символам

России

Развитие

познавательных

процессов,

памяти внимания, желания

приумножать

красоту

родного Алтайского края.

Слушание рассказа о

российском флаге.

Беседы, рассказы воспитателя о

Москве, Алтайском крае

рассматривание альбомов с

иллюстрациями

достопримечательностей.

Чтение худ. лит.: В. Орлов

«Родное», Ф. Глинка «Москва»,

И. Токмарова «Красная

площадь», З. Александрова

«Родина»

Май

«Не нужно нам

войны-беды»

Создать у детей настроение

сопереживания прошедшим

событиям

Великой

Отечественной войны.

Расширять

представления,

Проект:«Этих дней далеких

позабыть нельзя…»

Рассматривание иллюстраций о

ВОВ, её героях, медалей и

орденов. Беседы: «Русские

PAGE \* MERGEFORMAT3

знания

детей

о

Великой

Отечественной

войне,

празднике

Победы,

используя ИКТ.

Побуждать

уважительно,

относиться к подвигу наших

соотечественников.

Воспитывать

уважение

к

памяти воинов-победителей,

любовь к Родине; традиции

преемственности поколений.

Воспитывать

творческий

подход

к

выполнению

работы, аккуратность

традиции: проводы в армию»,

«О Великой Отечественной

войне», «Памятники воинской

славы в России», «Памятные

места героям родного села»,

рассказы пап и дедушек о

службе в армии и т.д..

Прослушивание и пение песен

военных лет и о современной

армии, Экскурсия к Мемориалу

Славы, возложение цветов к

памятнику погибшим воинам

ВОВ. Проведение музыкально -

литературного развлечения

посвященного «Дню Победы».

«Поначалу в

жизни нашей

было всё не

так …»

Познакомить

детей

с

образом

жизни

древних

славян.

Сформировать

понимание

слова «предки».

Уточнить

виды

занятий

славян в древности.

Развивать

познавательную

активность,

расширять

кругозор,

диалогическую

речь. Закреплять знания о

русском

народном

фольклоре, обобщить знание

детей

об

истории

возникновения

Руси,

познакомить

с

русскими

былинными богатырями.

Прививать

чувство

гордости за свою Родину,

русский народ.

Рассматривание репродукции

картины В. М. Васнецова

«Богатыри»; иллюстрации с

изображением современных

видов оружия и оружия русских

богатырей, деталей одежды

русских богатырей; просмотр

мультфильмов и чтение русских

народных сказок, былин («Илья

Муромец и Соловей

разбойник»); А. С. Пушкин

«Сказка о Мертвой царевне и

семи богатырях», поэма «Руслан

и Людмила».) Прослушивание

песни музыка А. Пахмутовой,

слова Н. Добронравова,

«Богатырская наша сила».

Старшая группа

(5-6 лет)

Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Сентябр

ь

«Мой любимый

детский сад»

Углубить знания детей о том,

что в детском саду работает

много

людей,

которые

заботятся о них.

Вызвать у

детей

желание

отражать

в

рисунке свои впечатления и

представления,

воспитывать

любовь к своему детскому саду;

доброжелательное отношение к

сверстникам;

воспитывать

уважение

к

сотрудникам

детского

сада,

желание

им

Выставка детских

рисунков на тему «Мой

любимый детский сад».

Пение песен и чтение

стихов о детском саде.

PAGE \* MERGEFORMAT3

помогать, доставлять радость.

Воспитывать чувство уважения

и

признательности

к

труду

дошкольных работников

«Здравствуй музей»

Познакомить

детей

с

экспозициями музея, прививать

желание посещать музей.

Обзорная экскурсия

« Здравствуй музей»

«История интересных

экспонатов»

Октябрь

«Моя семья»

Воспитывать

любовь

и

уважение к родителям. Вызвать

у детей желание отражать в

рисунке свои впечатления и

представления.

Воспитывать

любовь и уважение к членам

своей семьи. Закрепить знания

о труде мамы дома и на работе,

воспитывать

чувства

любви,

уважения

и

заботы

о

женщинах;

расширять

представления о профессиях

Рисование на тему «Моя

семья»

ООД «Мамы всякие

важны, мамы всякие

нужны»

Выставка рисунков: «Для

тебя, родная мама»

«Красная книга

Алтайского края»

Формировать

у

детей

ответственное

и

доброе

отношение к родной природе.

Сформировать

убеждение

о

бесценности

природы

и

подвести

к

выводу

о

необходимости ее оберегать

Познакомить детей с Красной

книгой

Алтайского

края,

охраняемыми

растениями,

животными.

Экскурсия в музей:

«Красная книга

Алтайского края»

Выставка детских

рисунков: «Сохраним

природу родного края»

Создание альбома-

гербария «Лекарственные

растения нашего края»

Ноябрь

«Наша страна –

Россия»

Формировать представления о

том,

что

наша

огромная,

многонациональная

страна

называется

Российская

Федерация (Россия).

Занятия, беседы о

Родине. Чтение

стихотворений, пословиц

и поговорок. Чтение

стихотворения М.

Матусовского«С чего

начинается Родина?»

Рассматривание

иллюстраций, рисунков

«Моя Родина». Народные

игры с детьми.

«Путешествие в прошлое

одежды. Знакомство с

русским национальным

костюмом» Беседа о

русских национальных

костюмах. Картинки с

русскими национальными

костюмами.

«Волшебный мир

Познакомить

детей

со

Рассматривание

PAGE \* MERGEFORMAT3

дерева»

свойствами дерева с помощью

экспериментальных

действий.

Расширять

представления

о

разнообразии

деревянных

изделий, их назначении. Дать

детям

возможность

самостоятельно

открыть

для

себя волшебный мир дерева.

предметов «Волшебный

мир дерева (прялки,

ложки, посуда, утварь)

Декабрь

«Что такое мир

природы».

Формировать

желание

детей

узнавать

новое

о

жизни

животных.

Продолжаем прививать чувство

любви к посёлку, в котором мы

живем. Воспитываем желание

заботиться о чистоте в нем.

Воспитывать

у

детей

и

родителей

желание

что-то

придумывать и творить вместе.

Рассматривание с детьми

фотоальбома с

изображением нашего

села.

«Царство

животных и птиц»

Расширять

знания

о

растительном и животном мире

Алтайского края (разнообразие

природных зон, пушные звери

Алтая). Уточнять и расширять

представления

детей

о

разнообразии зимующих птиц.

Развивать

наблюдательность,

умение отражать выделенные

особенности

в

суждении

сравнительного характера.

Воспитывать

бережное

отношение к природе, чувство

доброты

к

природе,

сопричастности,

сопереживания

ко

всему

живому, что нас окружает.

«Царство животных и

птиц (демонстрация

гнезд, чучел, распознать

следы, повадки, образ

жизни.)

Красная книга

Алтайского края.

Изготовление,

развешивание кормушек.

Январь

«Чудо мастера»

Расширить представление детей

о народных промыслах.

Воспитывать

интерес

к

народному быту и изделиям

декоративно-прикладного

искусства.

Закрепить и обобщить знание

детей о предметах старины,

некоторые из которых остаются

актуальными и в наши дни:

русская матрёшка, деревянные

ложки, самовар, валенки, лапти,

тульский пряник.

Воспитывать

любовь

к

русскому фольклору. Развивать

патриотические чувства.

Беседа на тему «Народно-

прикладное искусство

России».

Рисование «Золотая

хохлома»

Аппликация «Гжельская

роза»

Лепка дымковской

игрушки «Индюк»

«Транспорт

Закреплять

знание

названия

Сюжетно-ролевые игры,

PAGE \* MERGEFORMAT3

родного села»

села, видов транспорта, правила

дорожного движения.

Закреплять понятие Родины.

Воспитывать чувство любви к

нему. Дать представление о

транспорте;

учить

детей

правилам дорожного движения,

правилам

поведения

в

транспорте.

конструирование с

машинками «Парковка»,

«Строим дом»,

Чтение художественной

литературы,

рассматривание

фотографий

«Автостанция»,

«Железная дорога»,

рисование на тему

«Машины на улицах

села», беседы

Февраль

«Защитники

Отечества»

Продолжать знакомить детей с

праздником «День защитника

Отечества».

Учить

называть

различные

виды войск.

Воспитывать

патриотизм,

уважительное

отношение

к

армии

и

людям,

которые

защищают нашу страну.

Воспитывать гордость за свое

Отечество.

Рассматривание картин с

изображением летчиков,

пехотинцев, танкистов,

моряков.

Упражнения «Готовлюсь

быть солдатом».

Дидактическая игра «Что

в военном пакете?».

«Подвижные игры

«Стенка - мишень»,

«Снайперы», «Кто

дальше?», «Взятие

крепости»,

«Государственная

граница».

Чтение произведений

художественной

литературы (А. Гайдар

«Сказка о военной

тайне», А. Митяев

«Родина», А. Прокофьев

«Нет на свете родины

красивее», С. Маршак

«Пограничник»), беседы,

рассказ воспитателя,

рассматривание

иллюстраций.

Подбор иллюстраций и

оформление альбома

«Защитники Отечества».

«Мемориал

Славы. Герои

Советского

Союза»

Расширять представления детей

о воинах, которые охраняют

нашу

Родину.

Воспитывать

гордость за наших воинов.

Беседы: «О Великой

Отечественной войне»,

«Памятники воинской

славы в России»,

«Памятные места героям

родного села», «Герои

Советского Союза»

Прослушивание песен

военных лет.

Встреча с ветеранами,

родственниками

PAGE \* MERGEFORMAT3

воспитанников.

Март

«Русская народная

кукла и ее

предназначение»

Познакомить

детей

с

обереговой, обрядовой, игровой

куклой.

Воспитывать

любовь

к

народному искусству.

Формировать

эмоциональную

отзывчивость

на

восприятие

куклу-оберег

Развивать

интерес

детей

к

народному творчеству.

Развивать умение изготовлять

куклу оберег своими руками.

«Русская народная кукла

и её предназначение»

Мастер – класс

«Изготовление куклы-

оберега»

«Русская изба».

Познакомить

детей

с

символикой

русского

дома,

красным

углом,

утварью,

русской печью.

Экскурсия в музей: «Как

наши бабушки счастье в

доме берегли».

(Символика русского

дома, красный угол,

утварь, русская печать.)

НОД: «Знакомство с

предметами домашнего

обихода»(Самовар,

коромысло, корыто,

люлька, сундук и т. п.)

Чтение энциклопедии

дошкольника: «Как

выглядела русская изба»

Апрель

Тема:

«День

космонавтики»

Познакомить детей с историей

возникновения праздника День

космонавтики.

Сформировать

представления

о

празднике

«Дне

космонавтики»,

элементарные представления о

космосе, о планетах, Солнце,

Луне,

о

первом

полете

в

космос,

первых

летчиках-

космонавтах,

покоривших

просторы Вселенной.

Воспитывать

патриотические

чувства,

гордость

за

нашу

страну, за героев летчиков –

космонавтов,

покоривших

Космос.

Воспитывать

любознательность.

Рассматривание

иллюстраций в альбоме

«Звёздное небо».

Словарь: космос,

планеты, космический

корабль, Юрий Гагарин.

Разминка: «Ждут нас

быстрые ракеты».

Пальчиковая гимнастика

«Космонавт».

Аппликация - оригами

«Ракета».

Отгадывание загадок о

космических кораблях,

планетах, космонавтах.

Тематическое занятие:

«День авиации и

космонавтики»

PAGE \* MERGEFORMAT3

«Государственная

символика»

Воспитание гордости за свою

Родину, своё село, ее народ и

достижения. Знакомить детей с

достопримечательностями

Поспелихи.

Знакомство

с

символикой

Поспелихи.

Развитие

познавательных

процессов, памяти внимания,

желания приумножать красоту

родного села.

«Государственная

символика»

Экскурсии по

с.Солонешное, парк

Победы, Мемориал

Славы, здание

Администрации района.

Рассматривание альбома:

«Символика

Солонешенского района»

Просмотр презентации

«Солонешное вчера и

сегодня».

Май

«Фронтовой быт.

Письма с фронта»

Создать у детей настроение

сопереживания

прошедшим

событиям

Великой

Отечественной войны.

Расширять

представления,

знания

детей

о

Великой

Отечественной

войне,

празднике Победы.

Побуждать

уважительно,

относиться к подвигу наших

соотечественников.

Воспитывать

уважение

к

памяти

воинов-победителей,

любовь

к

Родине;

традиции

преемственности поколений.

Воспитывать

творческий

подход к выполнению работы,

аккуратность

Беседы: «О Великой

Отечественной войне»,

«Памятники воинской

славы в России»,

«Памятные места героям

родного села».

Чтение письма с фронта.

Экскурсия к Мемориалу

Славы, возложение

цветов к памятнику

погибшим воинам ВОВ.

Прослушивание песен

военных лет.

Тематическая беседа:

«День победы»

«Тайны рек

Солонешенского

района

Познакомить

детей

с

особенностями рек, историей

возникновения

рек,

обитателями алтайских рек.

Экскурсия в музей:

«Тайны рек

Солонешенского района»

Аппликация: «Обитатели

водоема»

PAGE \* MERGEFORMAT3

Подготовительная группа

(6-7 лет)

Месяц

Тема

Цель

Пространственное

планирование

Сентябрь

«Мой любимый

детский сад»

Углубить знания детей о том,

что в детском саду работает

много

людей,

которые

заботятся о них.

Вызвать у

детей желание отражать в

рисунке свои впечатления и

представления, воспитывать

любовь к своему детскому

саду;

доброжелательное

отношение

к

сверстникам;

воспитывать

уважение

к

сотрудникам детского сада,

желание

им

помогать,

доставлять

радость.

Воспитывать

чувство

уважения и признательности

к

труду

дошкольных

работников

Выставка детских рисунков

на тему «Мой любимый

детский сад».

Пение песен и чтение

стихов о детском саде.

«Здравствуй музей»

Познакомить

детей

с

экспозициями

музея,

прививать желание посещать

музей.

Обзорная экскурсия:

« Здравствуй музей»

«История интересных

экспонатов»

Октябрь

«Моя семья»

Воспитывать

любовь

и

уважение

к

родителям.

Вызвать

у

детей

желание

отражать

в

рисунке

свои

впечатления

и

представления. Воспитывать

любовь и уважение к членам

своей

семьи.

Закрепить

знания о труде мамы дома и

на

работе,

воспитывать

чувства любви, уважения и

заботы

о

женщинах;

расширять представления о

профессиях

Рисование на тему «Моя

семья»

ООД «Мамы всякие важны,

мамы всякие нужны»

Выставка рисунков: «Для

тебя, родная мама»

«Красная книга

Алтайского края»

Формировать

у

детей

ответственное

и

доброе

отношение к родной природе.

Сформировать убеждение о

бесценности

природы

и

подвести

к

выводу

о

необходимости ее оберегать

Познакомить

детей

с

Красной книгой Алтайского

края,

охраняемыми

растениями, животными.

«Красная книга

Алтайского края»

Выставка детских

рисунков: «Сохраним

природу родного края»

Создание альбома-гербария

«Лекарственные растения

нашего края»

Ноябрь

«Наша страна –

Формировать представления

Занятия, беседы о Родине.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Россия»

о том, что наша огромная,

многонациональная

страна

называется

Российская

Федерация (Россия).

Чтение стихотворений,

пословиц и поговорок.

Чтение стихотворения М.

Матусовского«С чего

начинается Родина?»

Рассматривание

иллюстраций, рисунков

«Моя Родина». Народные

игры с детьми.

«Путешествие в прошлое

одежды. Знакомство с

русским национальным

костюмом» Беседа о

русских национальных

костюмах. Картинки с

русскими национальными

костюмами.

«Волшебный мир

дерева»

Познакомить

детей

со

свойствами

дерева

с

помощью

экспериментальных

действий.

Расширять

представления

о

разнообразии

деревянных

изделий,

их

назначении.

Дать

детям

возможность

самостоятельно открыть для

себя волшебный мир дерева.

«Волшебный мир дерева

(прялки, ложки, посуда,

утварь)»

Декабрь

«Что такое мир

природы».

Формировать желание детей

узнавать

новое

о

жизни

животных.

Продолжаем

прививать

чувство любви к посёлку, в

котором

мы

живем.

Воспитываем

желание

заботиться о чистоте в нем.

Воспитывать

у

детей

и

родителей

желание

что-то

придумывать

и

творить

вместе.

Рассматривание с детьми

фотоальбома с

изображением

достопримечательностей

нашего села.

«Царство

животных и птиц»

Уточнять

и

расширять

представления

детей

о

разнообразии

зимующих

птиц. Формировать знания об

общих признаках птиц.

Учить

видеть

особенности

строения и поведения птиц.

Развивать наблюдательность,

умение отражать выделенные

особенности

в

суждении

сравнительного характера.

Воспитывать

бережное

отношение

к

природе,

«Царство животных и птиц

(демонстрация гнезд, чучел,

распознать следы, повадки,

образ жизни.)

Красная книга Алтайского

края.

Изготовление,

развешивание кормушек.

Добровольческая акция

«Синичкин день»

PAGE \* MERGEFORMAT3

чувство доброты к природе,

сопричастности,

сопереживания

ко

всему

живому, что нас окружает.

Январь

«Чудо мастера»

Расширить

представление

детей о народных промыслах.

Воспитывать

интерес

к

народному быту и изделиям

декоративно-прикладного

искусства.

Закрепить и обобщить знание

детей о предметах старины,

некоторые

из

которых

остаются актуальными и в

наши дни: русская матрёшка,

деревянные ложки, самовар,

валенки,

лапти,

тульский

пряник.

Воспитывать

любовь

к

русскому

фольклору.

Развивать

патриотические

чувства.

Беседа на тему «Народно-

прикладное искусство

России».

Рисование «Золотая

хохлома»

Аппликация «Гжельская

роза»

Лепка дымковской игрушки

«Индюк».

«Транспорт

родного села»

Закреплять знание названия

села,

видов

транспорта,

правила

дорожного

движения.

Закреплять понятие Родины.

Воспитывать чувство любви

к нему. Дать представление о

транспорте;

учить

детей

правилам

дорожного

движения,

правилам

поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевые игры,

конструирование с

машинками «Парковка»,

«Строим дом»,

Чтение художественной

литературы,

рассматривание

фотографий

«Автостанция», «Железная

дорога», рисование на тему

«Машины на улицах села»,

беседы

Февраль

«Защитники

Отечества»

Продолжать знакомить детей

с

праздником

«День

защитника Отечества».

Учить называть различные

виды войск.

Воспитывать

патриотизм,

уважительное отношение к

армии

и

людям,

которые

защищают нашу страну.

Воспитывать

гордость

за

свое Отечество.

Рассматривание картин с

изображением летчиков,

пехотинцев, танкистов,

моряков.

Упражнения «Готовлюсь

быть солдатом».

Дидактическая игра «Что в

военном пакете?».

«Подвижные игры «Стенка

- мишень», «Снайперы»,

«Кто дальше?», «Взятие

крепости»,

«Государственная граница».

Чтение произведений

художественной

литературы (А. Гайдар

«Сказка о военной тайне»,

PAGE \* MERGEFORMAT3

А. Митяев «Родина», А.

Прокофьев «Нет на свете

родины красивее», С.

Маршак «Пограничник»),

беседы, рассказ

воспитателя,

рассматривание

иллюстраций.

Подбор иллюстраций и

оформление альбома

«Защитники Отечества».

«Мемориал

Славы. Герои

Советского

Союза»

Расширять

представления

детей

о

воинах,

которые

охраняют

нашу

Родину.

Воспитывать

гордость

за

наших воинов.

Экскурсияв зал боевой

славы краевого музея

Солонешенского района.

Беседы: «О Великой

Отечественной войне»,

«Памятники воинской

славы в России»,

«Памятные места героям

родного села», «Герои

Советского Союза»

Прослушивание песен

военных лет.

Март

«Русская

народная кукла и

ее

предназначение»

Познакомить

детей

с

обереговой,

обрядовой,

игровой куклой.

Воспитывать

любовь

к

народному искусству.

Формировать

эмоциональную

отзывчивость на восприятие

куклу-оберег

Развивать интерес детей к

народному творчеству.

Развивать

умение

изготовлять

куклу

оберег

своими руками.

Мастер – класс:

«Изготовление куклы-

оберега»

«Русская изба»

Познакомить

детей

с

символикой русского дома,

красным

углом,

утварью,

русской печью.

Экскурсия в музей: «Как

наши бабушки счастье в

доме берегли». Рассказ

экскурсовода о ткацком

станке, патефоне,

предметах домашнего

обихода (прялка, крынка,

ухват, корыто и т. п.)

НОД: «Истории

обыкновенных вещей

(часы, ножницы, зеркало,

коньки, гребни, книги)

НОД: «Знакомство с

предметами домашнего

обихода»(Самовар,

коромысло, люлька, сундук

PAGE \* MERGEFORMAT3

и т. п.)

Чтение энциклопедии

дошкольника: «Как

выглядела русская изба»

Апрель

Тема:

«День

космонавтики»

Познакомить

детей

с

историей

возникновения

праздника

День

космонавтики.

Сформировать

представления о празднике

«Дне

космонавтики»,

элементарные представления

о

космосе,

о

планетах,

Солнце,

Луне,

о

первом

полете

в

космос,

первых

летчиках-космонавтах,

покоривших

просторы

Вселенной.

Воспитывать патриотические

чувства, гордость за нашу

страну, за героев летчиков –

космонавтов,

покоривших

Космос.

Воспитывать

любознательность.

Рассматривание

иллюстраций в альбоме

«Звёздное небо».

Словарь: космос, планеты,

космический корабль,

Юрий Гагарин.

Разминка «Ждут нас

быстрые ракеты».

Пальчиковая гимнастика

«Космонавт».

Аппликация - оригами

«Ракета».

Отгадывание загадок о

космических кораблях,

планетах, космонавтах.

Тематическое занятие:

«День авиации и

космонавтики»

«Государственная

символика»

Воспитание гордости за свою

Родину, своё село, ее народ и

достижения. Знакомить детей

с

достопримечательностями

Поспелихи.

Знакомство

с

символикой

Поспелихи.

Развитие

познавательных

процессов, памяти внимания,

желания

приумножать

красоту родного села.

«Государственная

символика»

Экскурсии по

с.Солонешное: парк

Победы, Мемориал Славы,

здание Администрации

района.

Рассматривание альбома:

«Символика

Солонешенского района»

Просмотр презентации,

«Солонешное вчера и

сегодня».

Май

«Фронтовой быт.

Письма с фронта»

Создать у детей настроение

сопереживания

прошедшим

событиям

Великой

Отечественной войны.

Расширять

представления,

знания

детей

о

Великой

Отечественной

войне,

празднике Победы.

Побуждать

уважительно,

относиться к подвигу наших

соотечественников.

Воспитывать

уважение

к

памяти воинов-победителей,

любовь к Родине; традиции

преемственности поколений.

Воспитывать

творческий

Экскурсия в музей:

«Солонешенский район в

годы ВОВ (военный и

тыловой)

Беседы: «Детство

опаленное войной»,

«Памятники воинской

славы в России»,

«Памятные места героям

родного села», «Герои

Советского Союза»,

Чтение писем с фронта.

Экскурсия к вечному огню,

возложение цветов к

памятнику погибшим

воинам ВОВ.

PAGE \* MERGEFORMAT3

подход

к

выполнению

работы, аккуратность

Музыкально – тематическое

занятие, посвященное

празднованию Дня Победы:

«Поклонимся великим тем

годам»

«Тайны рек

Солонешенского

района

Познакомить

детей

с

особенностями рек, историей

возникновения

рек,

их

обитателях.

Экскурсия в музей: «Тайны

рек Солонешенского

района»

Аппликация: «Обитатели

водоема»

2.3. Описание форм,способов,методов и средств реализации Программы

С учётом ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется на протяжении

всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:

Совместная деятельность с детьми:

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- непосредственно образовательная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей.

Формы образовательной деятельности по формированию нравственно – патриотических

чувств.

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных моментов

Самостоятельная

деятельность

Беседы.

Чтение художественной

Игры.

 Обсуждение.

литературы.

 Рассматривание

Просмотр

Развлечения.

иллюстраций,

иллюстраций, фото,

 Викторины.

фотографий.

слайдов.

Разгадывание

Собирание

Чтение

кроссвордов.

коллекций.

художественной

Экскурсии.

Трудовая

литературы.

Целевые прогулки.

деятельность.

 Работа с картой.

 Наблюдения.

 Проекты.

 Конкурсы.

 Изготовление

 Встречи с интересными

коллажей, макетов,

людьми.

открыток.

Использование

педагогом

разнообразных

организационных

форм

предполагает

реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и

продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных

возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке

субъекта учения; на конструировании дискуссионной формы организации совместной

деятельности взрослых и детей.

Очень важно рационально организовать процесс обучения и воспитания, умело

управлять методами и воздействовать ими на восприятие детей. С этой целью должен

PAGE \* MERGEFORMAT3

использоваться комплекс методов и методических приемов, направленных на формирование

нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

(методы речевого (вербального) воздействия)

Виды

Приёмы

Рассказ педагога

(создавать яркие, точные представления

об исторических событиях)

Вопросы

Обмен мнениями

Беседа до и после рассказа

Рассматривание наглядности

Рассказы детей

(совершенствовать знания, умения

отражать сложившиеся представления,

повышать степень обобщённости знаний)

Вопросы

Напоминания

Соучастие воспитателя

Анализ

Оценка

Беседа

(уточнение,коррекция знаний,их обобщение,систематизация;развитие уменияучаствовать

в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы)

Чтение художественного произведения:расширять,обогащать знания детей,формировать

способность к восприятию, пониманию.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

(методы наглядного воздействия)

Рассматривание картин, карт

Обогащение, систематизация знаний детей;

активизация словаря, развитие связной

речи

Вопросы

Образец рассказа

Задание творческого характера

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

(

методы продуктивного воздействия

)

Упражнения

Задачи:

Овладение разными способами

умственной деятельности;

Формирование практических

навыков умений;

Совершенствование и укрепление

познавательных способностей

детей.

многократное повторение умственных

и практических действий

Игровой метод

(использование

разнообразных

компонентов

игровой

деятельности

в

сочетании с другими приёмами)

Вопросы

Указания

Объяснения

Показ

Воображаемая игровая ситуация

Сюрпризный момент

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

(методы творческого воздействия)

Технология активных методов обучения

(представлена системой активных методов,

обеспечивающих активность и

разнообразие мыслительной ипрактической

деятельности воспитанников в процессе

освоения программного материала)

Проблемный рассказ

Проблемно-поисковая беседа

Проблемные наглядные пособия

Метод познавательных игр

Метод создания ситуаций

познавательного спора

PAGE \* MERGEFORMAT3

Метод анализа на занятиях жизненных

ситуаций

ИКТ технологии

(эмоционально – положительной установки

дошкольников к формированию

нравственно – патриотических чувств через

просмотр слайд презентаций, фильмов)

Вопросы

Обсуждения

Повторный показ

Рассказ

Художественное слово

Рисование на темы

Оптимальное

сочетание

данных

методов

и

приемов

в

соответствии

с

методическими принципами обеспечат успешную реализацию комплекса задач по

нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Дифференциация методических приемов осуществляется в зависимости от

используемых средств.

2.4. Организация образовательной деятельности

Образовательный

материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного

этапа

к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется

достигнутые ребенком знания на предыдущей ступени. В основу составления и реализации

программы положен креативный подход. Каждый педагог может сам подобрать и творчески

разработать непосредственно образовательную деятельность и другие формы работы,

проводимые с детьми, подключая к работе социальных партнеров.

Часть

программного

материала

усваивается

в

повседневной

жизни

через

нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению

детьми знаний о родном крае, районе, той местности, где они живут.

Работа с педагогами

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет

индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей

педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные,

культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет.

Для этого в работе с педагогами ставим следующие задачи

:

Актуализировать краеведческие знания педагогов.

Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в

вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально

использовать

воспитательный

потенциал

традиций

родного

региона

через

педагогические советы, семинары, консультации, открытые просмотры, мастер-классы

и т.д.

Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.

Обогащать предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе.

Взаимодействие с семьей

Важным

условием

нравственно-патриотического

воспитания

детей

является

приобщение к отеческому наследию, к культуре своего народа, что способствует воспитанию

уважения, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается

с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий

гражданин своей страны.

Взаимодействие

с

родителями

по

данному

вопросу

способствует

развитию

эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также

PAGE \* MERGEFORMAT3

сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий

гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить

к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и

с детьми и сих родителями.

Основной целью взаимодействия с родителями является - организация совместных

усилий педагогов и семьи по формированию у детей дошкольного возраста нравственно –

патриотических чувств.

Педагогический процесс обеспечивает преемственность как традиционных, так и

нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.

Взаимодействие с социумом

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду с

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные,

медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие

ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных

соответствующей образовательной программой.

Использование

сетевой

формы

реализации

образовательной

программы

осуществляется на основании договора между организациями.

Наименование

общественных

организаций, учреждений

Формы сотрудничества

Периодичность

Солонешенская СОШ

Экскурсии для воспитанников,

совместные выставки, развлечения.

По плану

преемственности ДОУ и

школы

МБУ ДО «Солонешенский

Центр детского творчества»

Экскурсии, участие в выставках,

смотрах-конкурсах

По плану

Детская школа искусств

Экскурсии, занятия по знакомству с

музыкой, инструментов, посещение

концертов.

По плану

Районный краеведческий

музей

Экскурсии, игры-занятия, мастер-

классы.

По плану

Солонешенская

центральная библиотека

Экскурсии, познавательные

викторины, литературные вечера,

участие в конкурсах

По плану

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации рабочей программы в ДОУ создано предметно – развивающая среда,

где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного

села и Солонешенского района. В ДОУ широко представлены фотографии родного села,

памятников, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в

национальных костюмах, сшитые руками воспитателей и родителей, символика Алтайского

края. А также для проведения слайдовых презентаций в ДОУ имеется мультимедиа

проигрыватель.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

Государственные символы РФ (герб, флаг);

портрет президента РФ; губернатора Алтайского края;

глобус, карта РФ, карты Алтайского края и Солонешенского района;

символика Алтайского края и Солонешенского района;

PAGE \* MERGEFORMAT3

куклы в национальных костюмах;

аудиозаписи русской народной музыки;

альбомы: «Люблю тебя мой край родной», «Солонешное – моя малая Родина»;

картотека предметных картинок: национальные костюмы, гербы, Государственные

праздники;

книги из серии «Моя Родина – Россия»: «С древних времён до наших дней»,«Большаяи

малая Родина», «Природа. Климат»;

«Народы. Костюмы. Праздники», «На службе Отечеству. Выдающиеся личности»;

художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольноговозраста

с семьёй, историей села Солонешного, защитниками Отечества, мастерами

декоративно-прикладного искусства;

русские народные музыкальные инструменты;

театры: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, теневой;

русские народные костюмы;

центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм - «Семья», «Дочки – матери»,

«Мастерская игрушек», «Моряки», «Полиция» и др.

центртворчества: дымковские, хохломские, полхов-майданские, филимоновские,

городецкие, гжельские росписи.

В

группах имеется оборудование и материалы, учитывающие интересы мальчиков и

девочек — как в труде, так и в игре.

Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды,

украшения, накидки, банты, сумочки, зонтики и прочее, у мальчиков — детали военной

формы, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество так называемых

«подручных»

материалов

(коробочек

колес,

ленточек

и

т.

п.),

которые

творчески

используются детьми для решения различных игровых проблем.

3.2. Методическое обеспечение

1.

Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды

животных.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998

2.

Программа Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры». 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.-304с.

3.

Письма с фронта любимым . Сборник писем и воспоминаний военных лет. – Барнаул:

Издательство «А.Р.Т.» , 2007.- 384с.

4.

Солонешенский район:. Очерки истории и культуры : Сб. науч.-прак. материалов/Науч.

ред. Т.К. Щеглова.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.-532 с.

5.

Фотоальбом «Алтай» Садчиков В.

4.КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа

«Моё

село,

мой

край

родной»

полностью

отвечает

современным

тенденциям науки и практики в области дошкольной педагогики.

Программой предусмотрено ознакомление дошкольников от 2-х до 7 лет с материалами по

краеведению. Срок освоения программы – 5 лет.

Программа

раскрывает

эффективные

формы

работы

и

способы

организации

образовательного процесса по формированию общей культуры личности детей, в том числе

развития нравственных качеств. В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с

семьей, родным селом, краем, символикой Солонешенскогорайона и Алтайского края, с

жизнью и бытом русского народа, природой родного края.

PAGE \* MERGEFORMAT3

PAGE \* MERGEFORMAT3