Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Игры, развивающие устную речь ребёнка
Консультация для
педагогов на тему:
«Развитие речи
дошкольников через
разные виды музыкальной
деятельности»
В последние годы, к сожалению,
отмечается увеличение количества
детей, имеющих нарушение речи. Для
получения хороших результатов
обязательно нужно взаимодействие всех
педагогов ДОУ и
родителей. Музыкальное воспитание
детей в детском саду имеет большое
значение для развития речи детей.
Основная задача музыкального
воспитания: воспитывать любовь и
интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального
восприятия и слуха.
На занятиях вы можете использовать разные виды музыкальной
деятельности:
1) Слушание музыки
2) Пение
3) Музыкально-дидактические игры
4) Музыкально-ритмические движения
5) Игры на детских музыкальных инструментах
Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности
идёт работа по развитию речи.
Слушание музыки
В непосредственно-образовательную деятельность необходимо включать
задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка
и расширяют его речевые возможности. Сравнивая произведения,
контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей
компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе
беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от
прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам,
дают им оценку.
Классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные,
клавишные, духовые, ударные:
Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов.
Пение
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с
развитием речи –это пение.
В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная
гимнастика, пальчиковые и речевые игры.
Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет
ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-
музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.) Развитию
речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках
например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в
зеленом лугу» и др.).
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно
приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая
мелодии песни .
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без
напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и
тихо.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное
произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное
произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего
напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую
дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто
повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития
речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они
заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов
из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык),
это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например: «Да-дэ-
ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по
коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В
неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические
упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие
упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают
мимику.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают
ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При
пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Есть и другие
примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков.
Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми
понятиями.
Большое внимание уделяем голосу ребёнка. Голос – инструмент
общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за
диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы
обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям
очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со
звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы:
часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины) (например: игра «Кто
кричит, что звучит»).
В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если
систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно
почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся
послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается
интонационный и фонематический звук.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух,
представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух.
Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или
шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку. Ребенок
произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает
соответственное количество карточек или кубиков (Игра «Сыграй-
ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).
Игры, которые может организовать воспитатель: «Угадай, что звучит?»,
«На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка»,
«Сыграй, как я», «Кукушка», «Эхо» и т.д
Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также
полезны для развития речи.
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка,
движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют
собой единое целое для ребёнка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом
деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и
музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы,
которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и
психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют
неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую
очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения
движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый
сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая,
мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается
произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и
развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на
развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку,
т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно
метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая
пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную
реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а
также оказывает эмоциональноположительное влияние на психику, что
содействует общему оздоровлению организма.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность
ребенка, тем лучше развивается его речь.
Игра на детских музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах
развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие
способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую
моторику пальцев рук, способствует развитию координации, развивает
фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и
любить музыку.
Данный вид деятельности рекомендуют осуществлять через программы
«Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой.
Пальчиковые игры
Речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной
деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и
профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой
моторики.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию
речевых центров в головном мозге.
Взрослый играет с ребенком, приговаривая при этом веселые
стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка,
водичка, умой мое личико»), помогает собирать пирамидку, игрушкигнезда,
матрешку, складывать кубики.
Одним из направлений совместной деятельности
музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.
Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» в своих
разработках рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом
музыкальном занятии.
Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна
при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.
Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро
придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их
соответствии.
Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики
усложняются в зависимости от возраста детей. Виды пальчиковой
гимнастики:
1. Игры-манипуляции:
«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые
движения.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревья,
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в
старшем дошкольном возрасте.
Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,
или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика
мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого
полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания,
сосредоточенности.
«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в
размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный,
средний и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую
маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси».
«Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально
симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз
и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,
затем обеими руками,
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа
движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от
периферии к центру).
Логоритмика.
На занятиях с детьми нужно активно заниматься логоритмикой,
которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания
музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения,
направленная на решение коррекционных, образовательных и
оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по
логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно
пальчиковые игры.
Решаются следующие коррекционные задачи:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Совершенствование общей и мелкой моторики.
3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного
аппарата.
4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания,
мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
Воспитание уверенности в своих силах.
5. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие
равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения,
улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
В логоритмические занятия включаются:
1. ходьба и маршировка в различных направлениях;
2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;
4. упражнения, активизирующие внимание и память;
5. счетные упражнения, формирующие чувство музыкального
размера;
6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
7. пение;
8. упражнения в игре на музыкальных инструментах;
9. самостоятельная музыкальная деятельность;
10. игровая деятельность;
11. упражнения для развития творческой инициативы;
12. упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;