Напоминание

"Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Вероника Валерьевна Скоропупова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 45
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему:

Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного

возраста с задержкой психологического развития.

Проблема воспитания и обучения детей с задержкой психологического

развития является одной из самых актуальных и важных проблем в

педагогике. Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-

педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех

встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Как известно, у детей с ЗПР недостаточный запас знаний и

представлений об окружающем мире, познавательная активность

пониженная, формирование психических функции замедленный,

несформированность произвольной регуляции, нарушение речи.

Следовательно, исправление речевых нарушений является неотъемлемой

частью всей коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные

препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая

память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной

деятельности осложняют организацию коррекционной работы.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно

большой материал об особенностях развития и воспитания детей с ЗПР.

(задержкой психологического развития далее). Особое значение имеют

работы Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.Ф.

Соботович, И.Ф. Марковской, В.В. Ковалева и т.д.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые

нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Большинство детей с ЗПР имеют нарушения импрессивной и экспрессивной

речи, нарушения устной и письменной речи.

Ученые, учителя-дефектологи, учителя-логопеды находятся в

постоянном поиске новых путей и средств для повышения познавательной

активности для особенных детей с особыми потребностями в

образовательном процессе. Результат коррекционной – развивающей работы,

будет зависит от того насколько ребенок заинтересован происходящим.

Отсюда следует, что для повышения познавательной активности детей с ЗПР

рекомендуется использовать игровую мотивацию.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в

развитии общей и тонкой моторики, страдает техника движений и

двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация),

выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки

самообслуживания, технические навыки в изо, лепке, аппликации,

конструировании. Большинство детей с ЗПР не умеют правильно держать

карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при

пользовании ножницами. Уровень физического и моторного развития ниже,

чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование

графомоторных навыков.

Внимание. Детям с ЗПР свойственно рассеянность внимания, не

способны удерживать внимание длительное время, повышенная

отвлекаемость. Характер деятельности недостаточно целенаправленный,

такие дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро

утомляются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае

ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них

недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции

деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного

типа.

Сенсорное развитие. Зрение и слух у детей с ЗПР физиологически

сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его

темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного,

слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-

исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качеств предметов. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно

отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме,

величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не

обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании

признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные

представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные

цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не

использует слова, обозначающие величины («длинный – короткий»,

«широкий – узкий», «высокий – низкий» и т.д.), а пользуется словами

«большой – маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на

формирование сферы образов-представлений. Влияет на это и

недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в

недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных

ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы,

величины).

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую

очередь ограничен объем памяти и снижена способность запоминания,

неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Страдает

вербальная память, выраженность этого дефекта зависит от происхождения

ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению

некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами

запоминания.

Мыслительная деятельность. Отставание отмечается на уровне

наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы

образов - представлений. Отмечается подражательный характер деятельности

детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию

новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

Речевое развитие. Многим детям с ЗПР характерны дефекты

звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.

Нарушения речи у воспитанников специализированных групп носят

системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной

речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых

инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети плохо понимают

содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и

осмысления их содержания. Дети данной категории имеют бедный

словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия,

ограничен глагольный словарь.

Грамматический строй речи также отличается, ребенку трудно

воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно

смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или

прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии

сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое

рассказывание.

Игровая деятельность. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к

игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр преимущественно

затрагивают бытовую тематику. Несовершенна игра, как совместная

деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения

не длительны и легко распадаются, часто возникают конфликты, дети мало

общаются между собой, коллективная игра не удается.

Социальное развитие. При задержке психического развития у ребенка

затруднено личностное становление – формирование самосознания,

самооценки. Как правило, в старшем дошкольном возрасте такой ребенок

безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое

эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других

людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных

норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной

коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается

психологически не подготовленным к школе по всем параметрам:

ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и

психофизического развития;

неподготовлена мотивационная готовность;

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности.

Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к

длительным интеллектуальным усилиям;

неподготовлены все структурные компоненты учебной

деятельности. выполнять задания, не может дать словесный отчет,

рассказать, как он выполнял работу. Особые проблемы касаются

саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок,

не исправляет их, не может адекватно оценить результат.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу

ребенка и является системным дефектом. Обучение и воспитание должно

выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать

полноценную основу для становления высших психических функций и

обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые

для их формирования.

Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с ЗПР

является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что

мотивация определяет направленность личности и побуждения к

деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная

проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, психологи, родители.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает

познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных

для старшего дошкольного возраста. Умственная активность дошкольника

приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней

помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи,

выявлять скрытые свойства и отношения предметов.

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и

смыслообразующую (А.Н.Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная

активность с одной стороны побуждает соответствующую ей деятельность, с

другой стороны, познавательная активность порождает специфические

смысловые образования и познавательные эмоции – интерес к деятельности,

удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Показателями выраженности познавательной активности являются:

эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;

целенаправленность деятельности, ее завершенность;

степень инициативности ребенка.

Учебная мотивация детей с ЗПР снижена, для них длительное время ведущей

деятельностью продолжает оставаться игра. Интеллектуальное отставание

сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать

непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального

напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий.

Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР изучалась Н.А.

Менчинской, Н.Л. Белопольской, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Пускаевой и т.д.

Специалистами были выявлены особенности по всем трем основным

группам мотивов: внешним (страх, награда), внутренним (желание,

инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом

выступает сравнение своих достижений с достижениями других).

Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы

сохранения целостного привычного функционирования (Н.Л. Белопольская,

Л.В. Кузнецова), в то время как у нормально развивающихся сверстников

ведущими в младшем школьном возрасте становятся познавательные

мотивы, связанные со стремлением к интеллектуальной активности,

овладению новыми умениями, знаниями и навыками.

Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в

норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей

деятельности к другому, т.е. от игры к учебе.

Мотивационная сфера детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие

стороны его психики, дисгармонична с точки зрения соотношения реального

уровня развития и потенциальных возможностей. Это проявляется в

расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами».

Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности

ребенка к предстоящему школьному обучению (Л.В. Кузнецова, 1981).

Для того чтобы повысить познавательную активность воспитанников

используется весь арсенал методов организации и осуществления процесса

обучения - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и

поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы.