Напоминание

Развитие мелкой моторики как фактор развития детей дошкольного возраста

Автор: Ольга Михайловна Сердюкова
Должность: мбоу "школа № 22",д/с калейдоскоп
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 22",д/с Калейдоскоп
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики как фактор развития детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мелкой моторики как фактор развития детей

дошкольного возраста (Нейрогимнастика в дошкольном

возрасте)

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский

И это не просто красивые слова. Многими учеными доказано, что уровень

развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности

тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику

детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции

руки, и заключают, что формирование речевые областей совершается под

влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, есть общая

неготовность большинства современных детей к письму или проблем с

речевым развитием. С большой долей вероятности можно сказать, что если с

речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень

важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения

мелких мышц пальцев и кистей рук. Известно, что на начальном этапе жизни

именно

мелкая

моторика

отражает

то,

как

развивается

малыш,

свидетельствует о его интеллектуальных способностях. При выполнении

мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики пальцев и

активизация незрелых клеток головного мозга, отвечающих за формирование

речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений

пальцами рук происходит развитие речи. От того, насколько ловко научится

ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его

дальнейшее не только развитие речи, а и внимание, мышление, воображение,

зрительной и двигательной памяти.

Таким

образом,

ловкие,

умелые

пальчики

залог

полноценного

интеллектуального развития.

Как развивать мелкую моторику

Формы

работы

по

развитию

мелкой

моторики

рук

могут

быть

традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук;

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический

диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком,

водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

игры

на

развитие

тактильного

восприятия: «Гладкий

шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,

массажными

щётками;

игры

с

пальчиками,

с

использованием

разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Пальчиковые игры — наиболее доступный вид работы, так как не

требует

никакого

дополнительного

материала.

Выполняя

пальчиками

различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой

моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на

развитие речи, но и подготавливает его к рисованию и письму. Кисти рук

приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность

движений.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз

сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками

вместе. Я слежу за правильной постановкой кисти ребёнка и точностью

переключения с одного движения на другое.

Каждое упражнение имеет своё название и проводится в течение

нескольких секунд. Существует много комплексов пальчиковой гимнастики,

где все движения сопровождаются речетативом, что позволяет детям с

интересом

выполнять

эти

упражнения.

Таким

образом

снижается

утомляемость, повышается работоспособность и, следовательно, оказывается

положительное влияние на развитие мышц кисти руки.

Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения,

их можно разнообразить интересными и забавными играми. Большое

значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное

воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве:

ребёнок, родитель, педагог.

Нейрогимнастика в дошкольном возрасте.

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально,

так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в

развитии:

задержка речевого развития

нарушение координации движений

гиподинамия

дефицит внимания

гаперактивность

агрессия

общее снижение иммунитета

Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга,

поэтому в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного

мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание

развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития

мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.

В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые

учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей

частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности

необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет

добиться нейродинамическая гимнастика.

Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная

атмосфера,

заниматься

нужно

каждый

день,

не

пропуская,

но

без

принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно

усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы

каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не

надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений

вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя

нервничать, кричать, лучше всего похвалить ребенка за старание и

попробовать ещё раз.

УПРАЖНЕНИЯ

1.

«Фонарики» — правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак.

Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а

затем быстро.

2.

«Молоток» — правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак

стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и

стучим правым кулаком.

3.

«Кулачок-ладошка» — так крадётся кошка – правая рука сжата в

кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.

4.

«Змейка» — соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.

5.

«Жучок» — кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые

вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем

руки.

6.

«Кулак-ребро-ладонь» или «Лягушка хочет в пруд». Три положения

руки последовательно сменяют друг друга: а) сжатая в кулак ладонь; б)

положение ладони ребром на плоскости стола; в) распрямленная

ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом

левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.

7.

«Алмаз» — соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым

пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая

пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.

8.

«Кулачки танцуют» — похлопываем внутренней стороной кулака и

внешней.

9.

«Угол» — поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую,

сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем

расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.

10.«Блины» — вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая –

ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.

11.«Стульчик» — правая ладонь открыта, левая прижата к правой ладони

в кулак. Меняем по очереди максимально в быстром темпе.

12.«Пианино» — соединяем с большим пальцем поочерёдно все пальцы

до мизинца и обратно. Это упражнение выполняем правой рукой, затем

левой, а потом двумя руками одновременно.

13.«Перекрёстные шаги». Ребёнку необходимо встать прямо, поднять

согнутую в колени правую ногу таким образом, как будто он планирует

выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует

потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в

течении 1-2 минут, меняя руку и ногу.

14.«Вертушка» — одновременные махи назад-вперёд прямыми руками.

15.«Ухо-нос». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за

нос, затем хлопок и меняем положение.

16.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо руки

лежат на коленях). Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же

время «забиваем молотком гвозди».

17.«Воздушные восьмёрки» — рисовать в воздухе перед собой восьмёрки

– от центра по часовой стрелке, а потом — против. Следить за

движениями только глазами, не поворачивая голову. Это упражнение

активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение,

подготавливает к восприятию визуальной информации.

18.«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на

живот. Затем макушку головы можно слегка постукивать, а живот

поглаживать круговыми движениями. Затем поменять руки.

19.«Лезгинка» — взрослый предлагает детям сложить левую руку в кулак,

большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.

Затем предлагает прикоснуться правой рукой прямой ладонью в

горизонтальном положении к мизинцу левой руки.

После этого одновременно сменить положения правой и левой рук.

20. «Зайчик — кольцо» — взрослый предлагает изобразить правой рукой

зайчика (сжать пальчики в кулачок, кроме указательного и среднего), а левая

рука – показывает кольцо. Хлопком меняем движения рук.

Игра лучший способ здоровьесберегающей технологии. Играйте и будьте

здоровы!