Напоминание

интегрированное занятие в средней группе "Матрёшка-матрёшечка"

Авторы: Белоусова Наталья Валентиновна, Мокеичева Елена Александровна
Должность: учитель-дефектолог тифлопедагог, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интегрированное занятие в средней группе "Матрёшка-матрёшечка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект

интегрированного занятия в средней группе:

«Матрешка-матрёшечка»

(знакомство с русской-народной игрушкой)

выполнили: Белоусова Н.В.- учитель-дефектолог;

Мокеичева Е.А. - воспитатель

Цель: приобщение детей к традициям русского народа через знакомство с народной

игрушкой – Матрёшкой.

Задачи:

образовательные:

- продолжать учить слышать и действовать по инструкции педагога;

- закреплять счёт в пределах 4-х;

- совершенствовать навыки работы по соотнесению предметов по величине;

- формировать пространственные отношения «слева-справа»; «слева-направо»;

- закреплять навыки соотнесения похожих изображений;

- формировать умение выполнять задание с опорой на образец;

- обогащать словарный запас детей новыми (устаревшими) существительными

и описательными прилагательными;

развивающие:

- развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;

- развивать координацию движений, познакомить с новым двигательным опытом –

выливание воды из ведра;

- развивать умение действовать по сигналу педагога;

воспитательные:

- содействовать патриотическому воспитанию детей, приобщению к истокам русской

культуры;

- формировать представления об истории создания матрёшки;

- содействовать развитию познавательного интереса, любознательности;

- совершенствовать навыки понимания эмоционального состояния окружающих и себя.

Материал:

1. Детские стулья стоят полукругом, напротив стол, на нём, под полотенцем, берёзовая

чурочка, заготовки для росписи матрёшек, большая расписная матрешка;

2. Заклеенные изнутри самоклеющейся пленкой под дерево 2 половинки одной матрешки;

неокрашенные заготовки матрешки;

3. Большая расписная 10-ти составная матрешка;

4. На каждого ребёнка матрешки из одной «семьи», стоящие вразнобой, подносы

для отбора своих матрешек;

5. Конусы для препятствий; спортивные палки, с подвешенными к ним детскими

ведёрками с водой; большое ведро;

6. Магниты; на столе, рядом с доской лежат изображения матрешек, а на доске висят

в ряд картинки с изображением части узора с фартука каждой матрешки;

7. Матрёшка для игры;

8. На столах листы с изображением комнаты в избе; образцы, того как должны быть

расположены матрешки; по 5 фигурок матрешек на каждого ребенка; подносы;

9. На столе лежат подложки, клеевые карандаши; лица со схемами различных

эмоциональных состояний, на мольберте, на ватмане нарисованы силуэты матрешек

без лица по количеству детей

Ход занятия:

Вводная беседа:

Педагог (воспитатель) и дети входят в группу.

Педагог: Ребята, к нам пришло много гостей…

Что мы делаем, когда встречаем нового человека…(здороваемся)…давайте и мы, будем

гостеприимными и поздороваемся с гостями.

Дети здороваются

Педагог: Сегодня всех нас, вместе с гостями, ожидает интересная история!

- Как вы думаете, кто еще присоединится к нам?

(если дети затрудняются, педагог предлагает посмотреть вокруг и руками показывает матрешек,

которые стоят на столе)

Дети: Матрешки…

Педагог: Да, правильно – матрешки. В нашей группе вы часто играете с этими куколками.

А хотите узнать историю этой игрушки?

Дети: Да…

Педагог: Садитесь на стульчики и мы начинаем.

(педагог убирает полотенце)

- История, которую я хочу вам рассказать называется «Матрешка-матрёшечка»

- Давно-давно, в России не было фабрик по изготовлению игрушек, с которыми вы сейчас играете,

и такого количества больших красивых магазинов, где бы их продавали. Поэтому дедушки и папы

делали сами игрушки для своих детей. Вот одной из таких старинных игрушек, дошедших

до наших дней и является матрешка.

- Кто знает, из какого материала сделана эта игрушка?

Дети: из дерева… если дети затрудняются с ответом, то педагог рассказывает историю дальше:

- Эту русскую-народную игрушку всегда делали из самого доступного в России материала – дерева,

леса на Руси густые, дремучие. Брал папа чурочку деревянную, чурочка – это часть ствола или

толстой ветки дерева липы, ольхи или вот как у меня…кто узнал дерево? А как вы догадались?

Дети: Береза…ствол белый с чёрными черточками…

(если дети затрудняются, то педагог рассказывает сам)

Педагог: Правильно, берёза, на белой коре хорошо видны чёрные чёрточки. Береза – это дерево

символ России. После того, как была выбрана чурочка, папа брал острый нож и начинал срезать

лишнее с ветки. Постепенно, появлялась заготовка вот такой формы…

(показывает неокрашенную заготовку без вырезанной середины (заклеено))

- Как вы думаете, можно уже играть этой игрушкой?

Дети: Да…нет…

Педагог: Не торопитесь, наша история продолжается.

А знаете ли вы секрет этой игрушки? Знаете, как надо ей играть?

Дети: Да…разбирать…собирать…

Педагог: (если прозвучал ответ про то, что матрешек собирают и разбирают)

Дети, а как можно собрать и разобрать эту матрешку, ведь серединка у нее не вырезана?

Так вот, после того, как была вырезана форма матрешки снаружи, папа вырезал матрешку изнутри.

И получалась уже совсем другая матрешка, внутри нее было место. А для чего было нужно это

место?

Дети: для матрешек…

Педагог: Правильно, это место занимала следующая куколка. А она была такого же размера как эта?

Дети: Была меньше…

Педагог: Конечно, секрет этой игрушки как раз и заключается в том, что смотришь – одна игрушка,

а начнешь разбирать – игрушек будет…сколько?

Дети: Много!

Педагог: Матрешки прячутся друг в друге.

(показывает как матрешки собираются)

Педагог: Вот и получились у папы игрушки для дочурки, а теперь, как думаете, можно играть?

(показывает неокрашенную матрешку)

Дети: Да…нет…

Педагог: Дети, а это девочка или мальчик?

Дети: Девочка…мальчик…

Педагог: Пока не понятно, кто это у нас. Вот и детям, для которых эта игрушка была сделана было

совсем не понятно кто это …Тогда старшие сестренки или мама пришли на помощь. Как думаете,

что они сделали?

Дети: Нарисовали…раскрасили…

Педагог: Да, сначала куколкам нарисовали лица, а потом и красивую одежду. Причем при

рисовании брали самые яркие краски, чтобы такой игрушкой порадовать малышей.

(показывает большую расписную матрешку)

Педагог: Получалась вот такая красота.

А хотите посмотреть, сколько в этой матрешке сестренок?

(педагог сам разбирает матрешку)

- Вот как много матрешек может находиться в одной куколке.

Педагог: А знаете ли вы, какое имя у этой куклы?

Дети: Нет…

Педагог: Зовут эту игрушку Матрёна, такое имя носили многие девочки в старину. Ведь игрушка-

матрешка изображает девочку в сарафане и платочке. А ласково её называют – Матрешенька,

Матрёнушка, а совсем малышек - Матрешка.

- А давайте теперь, и мы назовём куколке своё имя, но только назовём его ласково.

Например: Я Леночка…

1. Дидактическое упражнение: «Ласковое имечко»

(педагог в роли матрешки: Я – Матренушка. а ты…)

Педагог: Молодцы, все свои имена назвали. А теперь скажите, после того, как вы узнали историю

про матрешку, какая она?

Дети:….

Педагог: Вот, например, мы узнали имя матрешки, значит она – вежливая.

А дальше матрешки приглашают нас узнать, какими ещё они бывают…

2. Дидактическое упражнение: «Соберём матрешек» (дефектолог)

- Отберите на поднос матрешек из одной семьи, помните, что все они должны быть похожи друг

на друга;

- Поставьте матрешек от самой большой, до самой маленькой;

- Указательным пальчиком правой руки найдите и покажите самую большую матрешку;

- С какой стороны она находится? Да. Она находится слева;

- Сосчитаем матрешек;

- Сколько всего у нас матрешек?;

- Соберём матрешки в одну;

- С какой матрешки надо начинать собирать?

- Сколько получилось матрешек?

- Сколько было матрешек до того, как мы собрали их?

- Как вы думаете, если матрешки уместились все вместе, не поссорились, как мы их можем назвать?

(дефектолог подводит к понятию дружные)

3. Дидактическое упражнение «Наносим водицы»

(воспитатель-дефектолог)

Педагог: Дети, а как называются люди, которые не боятся работы и всегда всем помогают?

(педагог подводит к понятию трудолюбивые)

Педагог: Правильно. А знаете ли вы, что матрешки тоже трудолюбивые. Но и им иногда требуется

помощь. Матрешки очень любят цветы и хотели бы их полить, но воды надо много. Мы же с вами

тоже трудолюбивые? Поможем матрёшкам?

(воспитатель помогает надеть «коромысло»,

а дефектолог помогает снять ведра и вылить воду в тазик)

(по извилистой дорожке, дети на полочках-коромыслах переносят ведра с водой,

выливая её в ведро)

- Молодцы, дети! Помогли матрешкам!

4. Дидактическое упражнение «Фартуки для матрешек»

(дефектолог)

- Дети, а знаете ли вы, что матрешки очень любят наряжаться.

У каждой из них свой наряд, не похожий на других. Но чтобы не испачкаться, раньше в России

мамы и дочки носили поверх платьев красивые фартуки, например, вот такой, как у меня.

(дефектолог показывает на себе фартук)

- И сейчас нам нужно определить, с каким узором каждая матрешка надела фартук.

(дети подбирают матрешек к узору их фартуков)

- Молодцы дети, не ошиблись. А что вы можете сказать про матрешек, которые любят наряжаться,

какие они?

(подводит детей к понятию нарядные)

5. Дидактическое упражнение «Матрёшечка, где ты?»

(воспитатель)

Педагог: А теперь пришло время поиграть, вставайте все в круг.

(дети встают в круг; педагог объясняет правила игры)

Ход игры:

Педагог просит детей положить руки за спину и ждать, тем временем мерным шагом обходит вокруг

позади детей. Половинки матрешек держит в руке и приговаривает:

Хожу, брожу, матрешку держу,

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки 2 детям, стоящим на противоположных

сторонах круга, говоря:

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Отойдя от тех детей, которым положил матрешку, говорит:

«Матрёшечка, где ты, покажись, пожалуйста!»

Дети, у которых в руке оказалась половинка матрешка, выходят на середину, соединяют обе

половинки.

(игра проводится 2-3 раза с разными детьми)

- Дети, а как можно назвать матрешек, которые любят играть?

(понятие веселые, игривые, озорные)

6. Дидактическое упражнение «Собрались матрешки»

(дефектолог) (дети садятся за столы)

- Матрешки наигрались и решили отдохнуть, чая попить, пришли в дом, хотят за стол садиться, одна

самовар несет, вторая с блинами спешит, салфетки несут, суета! Как бы матрешкам не столкнуться!

Расставьте матрешек, как нарисовано на картинке у каждого из вас.

(дети выполняют задание)

- Справились и здесь, молодцы!

А кто скажет, как называются люди, которые любят принимать гостей, как наши матрешки?

(понятие гостеприимные)

- Давайте вспомним, какие у нас были матрешки:

- если здороваются, то …вежливые;

- если дружат, то…дружные;

- если трудятся, то …трудолюбивые;

- если наряжаются, то – нарядные;

- если играют, то …игривые, веселые;

- если встречают гостей, то …гостеприимные

- Молодцы!!!

Заключительная часть, подведение итогов:

(воспитатель-дефектолог)

Педагог: Дети, вот и подходит к концу наша история про матрешек. Давайте подумаем, а какое было

настроение у матрешек, когда они с нами играли. Выберите лицо и приклейте к любой

понравившейся матрешке.

(дефектолог помогает намазывать клеем лица на столе,

а воспитатель приклеивать их на ватман к матрешкам)

Педагог: Какое настроение ты выбрал для матрешки? А какое настроение было у тебя?

(вопросы для каждого ребенка)

Педагог: Вот и закончилась наша история про русскую игрушку – Матрешку:

Цветастое платье, румяные щёчки,

Её открываем – в ней прячется дочка!

Матрёшки танцуют, матрёшки смеются,

И радостно просят тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают прямо в ладошки,

Какие весёлые эти матрешки!

- Давайте улыбнёмся матрешкам…гостям и попрощаемся с нашими гостями…

1. Игра «Фартуки для матрешек»

2. Дидактическое упражнение «Собрались матрешки»