Авторы: Амина Рустамовна Ахмеджанова И, Константин Юрьевич Чепуков
Должность: студентка психолого-педагогического факультета
Учебное заведение: Филиала СГПИ в
Населённый пункт: г. Железноводске
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения в начальной школе
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Ахмеджанова А. Р.
1
Чепуков К. Ю.
2
1
Ахмеджанова Амина Рустамовна / Ahmedjanova Amina – студент
психолого-педагогического факультета,
Филиал СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск
2
Чепуков Константин Юрьевич / Chepukov Konstantin – доцент,
кафедра начального и дошкольного образования,
Филиал СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск
Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что ситуация с
введением стандарта является достаточно проблематичной как на уровне
его разработки, так и на уровне внедрения в массовую практику начальной
школы. До сих пор пересматриваются многие положения стандарта,
вносятся поправки в текст документа. На местах решаются проблемы
разного
характера:
от
формирования
и
оценивания
нового
образовательного результата учащихся до поиска средств для улучшения
материально-технического оснащения школ.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах
мира.
В
России
проблемы
результативности
обучения
активно
разрабатываются
на
основе
использования
последних
достижений
психологии,
информатики
и теории
управления
познавательной
деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические
способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений
решения названных проблем являются разработка и внедрение новых
педагогических технологий.
Учебные
предметы
должны
решать
современные
задачи
образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей
1
(познавательных и творческих), что должно обеспечить адаптацию к
жизни в современном обществе. С изменением требований общества к
подрастающему поколению изменяется и характер преподавания учебных
предметов. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а затем - «Чем
учить?». Поэтому так актуальны сегодня различные виды образовательных
технологий.
Что же такое технология образования? Это такое построение
деятельности
педагога,
в
которой
все
действия
представлены
в
определённой последовательности и целостности, а их выполнение
предполагает
достижение
необходимого
результата
и
имеет
прогнозируемый характер. Работа педагога – это творчество, направленное
на
инновационную
деятельность
в
преподавании,
использование
современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения
и воспитания детей. Каждый педагог разрабатывает свою технологию,
даже если в ней есть элементы заимствованной технологии. При этом он
должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и
воспитывать, а неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать,
ценить.
Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание
уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно
таким способом лучше усваивают любой материал.
Подобный метод обучения относят к народной педагогике и
применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует
корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и
прочие инновационные изобретения. Игровые технологии в начальной
школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе.
Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый
ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные
способности, стремится к познанию нового.
2
Некоторые
специалисты
рекомендуют
игровую
технологию
использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о
том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть
игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров
и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной
школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная,
ролевая, драматургическая, имитационная и т.д.
Дети в начальных классах открыты всему новому, и учитель должен
уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать
технологию критического мышления в начальной школе, поскольку
именно она учит детей нести ответственность за собственные решения,
заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у
ребёнка
развивается
привычка
находить
доказательства
каждому
сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет
докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит,
что он намного лучше усвоит требуемую информацию.
Технология
критического
мышления
для
максимальной
эффективности должна строится по трём принципам:
- формирование личного интереса посредством вызова;
- понимание материала и его осмысление;
- закрепление новых знаний с обязательным размышлением над
каждым понятием.
Проблема
активизации
учебной
деятельности
по
средствам
инновационных
технологий
в
целом
исследуется
очень
широко.
Существует множество публикаций по данной проблематике, а так же и по
теме мотивации учения младших школьников. Впрочем, итоги изучения
данного
вопроса
часто
носят
неоднозначный,
а
зачастую
и
противоречивый характер. Так же имеют место быть мало разработанные
3
направления, что требует продолжения исследований в силу значительного
практического значения данной проблематики.
Основой формирования учебной мотивации должны быть принципы
личностно-ориентированного
подхода:
принцип
развития,
принцип
психологической
комфортности,
принцип
мини-макса,
принцип
креативности и принцип организованности творческой деятельности, и
современные техники, технологии и средства.
Чтобы
заинтересовать
обучающихся,
учителю
требуется
придерживаться следующих рекомендаций: образовательный процесс
опирается на «эффект любопытства» детей и искусном его использовании;
применение «эффекта загадки» (использование на уроках занимательного
материала); метода сравнения «с самим собой», но нельзя сравнивать с
другими детьми; создание благоприятных условий для поддержания у
школьников общего положительного отношения к учению, школе,
педагогу, к самому себе.
Список литературы
1.
Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в
образовании // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 5.
2.
Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и
социализации детей // Педагогика. – 2017. - №8.
3.
Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной
деятельности // Начальная школа. - 2018. - № 12.
4.
Дубова М.В., Кузнецова Н.В. Как рождается проект // Начальная
школа. - 2015. - № 11.
5.
Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников//
Начальная школа. Издание Министерства образования Российской
Федерации. - 2016.- №11.
4