Напоминание

Современные технологии обучения в начальной школе

Авторы: Амина Рустамовна Ахмеджанова И, Константин Юрьевич Чепуков
Должность: студентка психолого-педагогического факультета
Учебное заведение: Филиала СГПИ в
Населённый пункт: г. Железноводске
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии обучения в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Ахмеджанова А. Р.

1

Чепуков К. Ю.

2

1

Ахмеджанова Амина Рустамовна / Ahmedjanova Amina – студент

психолого-педагогического факультета,

Филиал СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск

2

Чепуков Константин Юрьевич / Chepukov Konstantin – доцент,

кафедра начального и дошкольного образования,

Филиал СГПИ в г. Железноводске, г. Железноводск

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что ситуация с

введением стандарта является достаточно проблематичной как на уровне

его разработки, так и на уровне внедрения в массовую практику начальной

школы. До сих пор пересматриваются многие положения стандарта,

вносятся поправки в текст документа. На местах решаются проблемы

разного

характера:

от

формирования

и

оценивания

нового

образовательного результата учащихся до поиска средств для улучшения

материально-технического оснащения школ.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах

мира.

В

России

проблемы

результативности

обучения

активно

разрабатываются

на

основе

использования

последних

достижений

психологии,

информатики

и теории

управления

познавательной

деятельностью. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические

способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений

решения названных проблем являются разработка и внедрение новых

педагогических технологий.

Учебные

предметы

должны

решать

современные

задачи

образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей

1

(познавательных и творческих), что должно обеспечить адаптацию к

жизни в современном обществе. С изменением требований общества к

подрастающему поколению изменяется и характер преподавания учебных

предметов. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а затем - «Чем

учить?». Поэтому так актуальны сегодня различные виды образовательных

технологий.

Что же такое технология образования? Это такое построение

деятельности

педагога,

в

которой

все

действия

представлены

в

определённой последовательности и целостности, а их выполнение

предполагает

достижение

необходимого

результата

и

имеет

прогнозируемый характер. Работа педагога – это творчество, направленное

на

инновационную

деятельность

в

преподавании,

использование

современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения

и воспитания детей. Каждый педагог разрабатывает свою технологию,

даже если в ней есть элементы заимствованной технологии. При этом он

должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и

воспитывать, а неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать,

ценить.

Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание

уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно

таким способом лучше усваивают любой материал.

Подобный метод обучения относят к народной педагогике и

применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует

корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и

прочие инновационные изобретения. Игровые технологии в начальной

школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе.

Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый

ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные

способности, стремится к познанию нового.

2

Некоторые

специалисты

рекомендуют

игровую

технологию

использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о

том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть

игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров

и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной

школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная,

ролевая, драматургическая, имитационная и т.д.

Дети в начальных классах открыты всему новому, и учитель должен

уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать

технологию критического мышления в начальной школе, поскольку

именно она учит детей нести ответственность за собственные решения,

заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у

ребёнка

развивается

привычка

находить

доказательства

каждому

сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет

докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит,

что он намного лучше усвоит требуемую информацию.

Технология

критического

мышления

для

максимальной

эффективности должна строится по трём принципам:

- формирование личного интереса посредством вызова;

- понимание материала и его осмысление;

- закрепление новых знаний с обязательным размышлением над

каждым понятием.

Проблема

активизации

учебной

деятельности

по

средствам

инновационных

технологий

в

целом

исследуется

очень

широко.

Существует множество публикаций по данной проблематике, а так же и по

теме мотивации учения младших школьников. Впрочем, итоги изучения

данного

вопроса

часто

носят

неоднозначный,

а

зачастую

и

противоречивый характер. Так же имеют место быть мало разработанные

3

направления, что требует продолжения исследований в силу значительного

практического значения данной проблематики.

Основой формирования учебной мотивации должны быть принципы

личностно-ориентированного

подхода:

принцип

развития,

принцип

психологической

комфортности,

принцип

мини-макса,

принцип

креативности и принцип организованности творческой деятельности, и

современные техники, технологии и средства.

Чтобы

заинтересовать

обучающихся,

учителю

требуется

придерживаться следующих рекомендаций: образовательный процесс

опирается на «эффект любопытства» детей и искусном его использовании;

применение «эффекта загадки» (использование на уроках занимательного

материала); метода сравнения «с самим собой», но нельзя сравнивать с

другими детьми; создание благоприятных условий для поддержания у

школьников общего положительного отношения к учению, школе,

педагогу, к самому себе.

Список литературы

1.

Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в

образовании // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 5.

2.

Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и

социализации детей // Педагогика. – 2017. - №8.

3.

Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной

деятельности // Начальная школа. - 2018. - № 12.

4.

Дубова М.В., Кузнецова Н.В. Как рождается проект // Начальная

школа. - 2015. - № 11.

5.

Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников//

Начальная школа. Издание Министерства образования Российской

Федерации. - 2016.- №11.

4